НЕКОТОРЫЕ ПРАВОЗАЩИТНЫЕ МЕРЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И УСТРАНЕНИЮ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫХ ДЕФЕКТОВ
В.А. Клызбаева.
Уфимский юридический институт МВД России. В.В. Папырин, кандидат юридических наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Рассматриваются важнейшие обстоятельства, способствующие выявлению правоприменительных дефектов, устранению их последствий, восстановлению нарушенных прав.
Ключевые слова: правоприменительные дефекты, устранение последствий правоприменительных дефектов, принудительное исполнение обязательств, незаконный акт
SOME HUMAN RIGHTS MEASURES TO IDENTIFY AND ELIMINATE LAW ENFORCEMENT DEFECTS
V.A. Klyzbaeva. Ufa law institute of the Ministry of internal affairs of Russia.
V.V. Papyrin. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
The article deals with the most important circumstances to help identify defects in law enforcement, the elimination of their consequences, restoration of violated rights.
Keywords: law enforcement defects, elimination of the consequences of law enforcement defects, compulsory fulfillment of obligations, illegal act
Важнейшим обстоятельством, способствующим выявлению правоприменительных дефектов, устранению их последствий, восстановлению нарушенных прав являются правовосстановительные меры. Они широко представлены в законодательстве Российской Федерации.
Так, в частности, уголовно-процессуальные правовосстановительные санкции могут применяться в виде отмены или изменения незаконного акта, принудительного исполнения обязанности.
Санкция в виде отмены или изменения незаконного акта реализуется на основании установления одного лишь факта несоответствия принятого процессуального акта требованиям законности и обоснованности.
Санкция в виде принудительного исполнения обязанности имеет более выраженный личностный характер. Ее реализация связана с возложением на правонарушителя правовых обременений, направленных на восстановление законности путем принудительного осуществления процессуальной обязанности.
При правоприменительных дефектах акт в обязательном порядке подлежит отмене, что является эффективным средством восстановления правоотношения. Например, аннулирование судом незаконно выданного ордера на занятое жилое помещение обеспечивает реализацию правоотношения жилищного найма. Таким же образом отмена судебного приговора (в случае судебной ошибки) восстанавливает нарушенное право обвиняемого и обеспечивает соответствие реального поведения правам и обязанностям.
Основания к отмене или изменению незаконных процессуальных актов, как правило, в обобщенном виде описываются в отдельных статьях нормативных документов (например, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации).
Для отмены процессуального акта достаточно установить, что он незаконен и необоснован. Что касается вины конкретных лиц, постановивших незаконный и необоснованный акт, то этот вопрос решается позже, за пределами судопроизводства.
В рамках проблемы защиты прав граждан, пострадавших в результате следственной или судебной ошибки, а также пострадавших от преступления, заслуживает особый интерес институт реабилитации.
Институт реабилитации отражает тот факт, что, несмотря на законодательные гарантии, не удается полностью исключить случаи необоснованного привлечения граждан к ответственности и осуждения. Назначение этого института - исправить следственную или судебную ошибку и восстановить гражданина, признанного в установленном порядке невиновным, в прежних правах, вернуть ему честное имя и положительную репутацию [1].
Требовать восстановления в нарушенных правах и возмещения причиненного вреда -неотъемлемое и естественное право гражданина, признанного в установленном порядке невиновным. Долг государства - в полной мере обеспечить реализацию этого права.
Реабилитация как правовой институт получила частично конституционное закрепление. Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Данная конституционная норма является основой для детальной регламентации указанного института в уголовно-процессуальном законодательстве.
В результате правовосстановительных мероприятий правоотношения, сложившиеся после издания дефектного акта применения права, изменяются. Кроме правовосстановительного механизма может включаться и «карательный» механизм -применение в отношении сотрудника, вынесшего ошибочный правоприменительный акт, различного рода санкций (вплоть до уголовной ответственности).
Якупов Р.Х. указывает на то, что механизм правоприменения -самовосстанавливающаяся система: «Допущенные в том или ином правоприменительном блоке отклонения от нормативных и индивидуальных предписаний включают механизмы исправления ошибок».
Кроме того, успешная работа по уменьшению количества дефектов возможна только при комплексном подходе [2, 3].
Важнейшее значение для своевременного выявления и устранения правоприменительных дефектов имеет одна из функций правоприменительной политики -надлежащая организация контроля за правоприменительной деятельностью [4]. Контроль и проверка исполнения принятых решений являются действенным оружием в борьбе против самоуспокоенности, декларативности в работе, безответственности; выступают важнейшим условием «воспитания кадров в духе строжайшего соблюдения законности и служебной дисциплины» [5]. Следует согласиться с Н.Н. Вопленко в том, что уже сам факт существования контрольно-надзорных органов и возможность их контролирующей деятельности оказывает общее предупредительное воздействие на правоприменение, стабилизирует его [6]. Все это побуждает правоприменителя работать без ошибок. Существование контролирующих органов заставляет правоприменителя быть осторожным. А «уже осторожность в мере положительного качества способствует предохранению от ошибок» [7].
Контроль правоприменительной деятельности осуществляется государственными, общественными органами и организациями. Видное место в организаторской работе правоприменительных органов занимает внутриведомственный контроль. Последний охватывает как контроль вышестоящих организаций, так и контроль начальника органа, службы, отдела, подразделения за работой подчиненных сотрудников.
В процессе внутриведомственного контроля проверяется фактическое исполнение ими решений правительства, законов и основанных на них иных правовых актов, приказов, инструкций, уставов, наставлений и других ведомственных нормативных документов.
Практика внутриведомственного контроля показывает, что на основе тщательного изучения положения дел не только выявляются недостатки в работе, но и четко определяются пути их устранения, оказывается практическая помощь руководителям и сотрудникам в успешном решении поставленных задач.
Важнейшей составляющей внутриведомственного контроля является контроль начальника соответствующего подразделения. Именно он обладает возможностью быстрее всех остальных контролирующих структур отреагировать на издание дефектного правоприменительного акта своего подчиненного. Однако эта разновидность контроля может осуществляться только в определенных формах, не переходя установленных границ. В некоторых случаях начальник соответствующего правоприменителя обладает правом отменять его решения, но такая юридическая возможность предоставляется ему не всегда. Например, начальник следственного отдела может влиять на правоприменительную деятельность своих подчиненных посредством указаний. Но при этом следователь - лицо процессуально относительно самостоятельное. В данном случае по самым важным вопросам, при вынесении того или иного акта применения права (в рамках его компетенции) правоприменитель самостоятелен. Отменить решение следователя его начальник не вправе, за этим он обращается к прокурору.
Как правило, начальник осуществляет контрольную функцию применительно к уже совершенным ошибкам. Но в его силах проводить и такой контроль, который бы сводил к минимуму возможные ошибки, то есть он должен осуществлять профилактический контроль. В этой связи руководителю периодически следует оценивать уровень соблюдения законности во вверенном ему подразделении. Для этого ему необходимо проанализировать деятельность каждого подчиненного правоприменителя и выяснить следующее. Во-первых, знание общих принципов права, законодательства в своей сфере; правовых актов, определяющих статус должности. Во-вторых, правильное применение правовых норм для решения задач: информированность о нормах, имеющих отношение к решению задачи; понимание смысла норм как ориентиров или ограничителей; стремление связать нормы с практическими действиями и результатами. В-третьих, выявление способности реализовать свои полномочия, понимание и недопущение халатности, должностного бездействия, проявление инициативы, предприимчивости на основе принципа «дозволено все, что не запрещено законом», последовательное использование всех правомочий. В-четвертых, нетерпимость к беззакониям: желание и способность выявить и проанализировать причины нарушений законности, умение выработать предложения по их устранению, знание способов восстановления и защиты прав и законных интересов граждан, коллективов, предприятий. В-пятых, систематическое повышение уровня правовой культуры: рост правовой компетентности, добросовестное и высокосознательное отношение к соблюдению законности.
Важна роль руководителя при формировании у своих подчиненных таких необходимых правоприменителю качеств, как высокий профессионализм, нравственная чистота и верность долгу, постоянная бдительность и отзывчивость, чуткость, вера в людей, общая культура и чувство гражданской ответственности. Эти качества формируются в процессе каждодневной, строящейся на конкретных примерах индивидуальной воспитательной работы, непрерывного повышения своей квалификации.
В этой работе должны активно участвовать руководители всех рангов. Они обязаны подавать личный пример во всем, проявлять высокую требовательность, активную жизненную позицию, наступательность и непримиримость в борьбе со всем, что вредит делу. Им надлежит вести за собой личный состав, создавать в коллективе здоровую морально-психологическую атмосферу, способствующую высокопроизводительному труду. Важно, чтобы у каждого руководителя на первом плане были труд и быт подчиненных, забота об их неуклонном профессиональном росте, удовлетворение их правомерных нужд и запросов.
Преимущество внутриведомственного контроля - возможность «упреждающего», профилактического контроля. Другие контролирующие органы сосредотачивают свои
усилия, как правило, на устранении уже совершенных правоприменительных дефектов. Кроме того, внутриведомственный контроль может осуществляться на всех стадиях правоприменения.
Иные разновидности контроля характеризуются определенной нерегулярностью и эпизодичностью. С другой стороны, органы вневедомственного контроля более объективно относятся к действиям и решениям правоприменителей, поскольку не принимают во внимание ведомственные интересы. Непосредственное начальство правоприменителей, озабоченное показателями работы своего подразделения, возможно, терпимее будет относиться к некоторым ошибкам подчиненных. А для органов вневедомственного контроля «хорошие» показатели означать могут нечто иное. Чем больше нарушений в правоприменительной деятельности сотрудников органов внутренних дел они выявят, тем эффективнее, результативнее будет выглядеть их работа.
Важной формой контроля за правоприменительной деятельностью является прокурорский надзор. Он может осуществляться как в процессуальной форме, так и непроцессуальной форме. Издаваемые акты применения права проверяются с точки зрения их законности и обоснованности. Если прокурор считает, что определенный правоприменительный акт ошибочен, он отменяет его или приостанавливает его действие. Кроме того, он может своими действиями устранить вредные последствия дефектных правоприменительных решений (например, принять решение об изменении меры пресечения). В некоторых случаях прокурор может помочь лицу избежать правоприменительных дефектов - с помощью обязательных указаний (в пределах своих полномочий).
Большое значение имеет контроль со стороны адвокатуры. Роль адвоката на предварительном следствии в последние годы возросла. Адвокат может указать правоприменителю, выносящему определенный акт применения права, на его ошибочность, он обладает правом обжалования решений правоприменителя. Возражения адвоката, грамотные и юридически обоснованные, заставляют лиц, применяющих право, всегда быть предельно собранными, не снижать критичности к своим решениям.
Деятельность остальных субъектов контроля должностных лиц иных правоохранительных органов, представителей различных государственных органов, правозащитных организаций, средств массовой информации, частных лиц носит вспомогательный характер. Они могут лишь довести до сведения соответствующих органов об известных им фактах, изложить свою точку зрения о том, что какое-то решение правоприменителя ошибочно. Но эти мнения не являются официальной позицией, пока они не будут подтверждены соответствующим решением компетентного органа, никакого самостоятельного юридического значения они не имеют.
Литература
1. Пастухов М.И. Институт реабилитации на пути к законодательному регулированию // Государство и право. 1993. № 12. С. 56.
2. Карташов В. Н. Теория государства и права: учеб. пособие. Ярославль, 2012. С.230-237;
3. Карташов В. Н. Сущность и отдельные разновидности юридической антикультуры // Актуальные проблемы теории и истории правовой системы общества: сб. науч. тр. Ярославль, 2013. Вып. 12. С. 8-39.
4. Рудковский В. А. Правоприменительная политика: сущность и содержание. Волгоград, 1999. С. 147.
5. Зыбин С.Ф. Кадровое обеспечение деятельности органов внутренних дел (историко-правовой анализ): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1997. С. 36.
6. Вопленко Н.Н. Социалистическая законность и применение права. Саратов, 1983. С. 178.
7. Селиванов Ф.А. Проблемы теории ошибок // Проблемы методики и логики наук. Омск, 1970. Вып. 6. № 85. С. 69.