СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Абрамченко В. В. Антиоксиданты и антигипоксанты в акушерстве. - СПб., 2011.
2 Завалко А.Ф. Послеабортный метаболический синдром: профилактика и лечение : дисс. ... докт. мед. наук. -М., 2011.
3 Ким Л. Б., Калмыкова Е. Ю. Диагностическое и прогностическое значение сывороточного церулоплазмина // Клинич. лаб. диагностика. - 2009. - № 5. - С. 13-19.
4 Лебеденко В. С. Перекисное окисление липидов при плацентарной недостаточности и гипотрофии плода : дисс. ... канд. мед. наук. - М., 1997.
5 Шевченко О. П., Орлова О. В. Клинико-диагностическое значение церулоплазмина // Клиническая лабораторная диагностика. - 2006. - № 7. - С. 23-33.
6 Arnaud Ph., Gianazza E., Miribell L. Ceruloplasmin. Meth Enzymol 2004; 163; 441-452.
7 Arnaud Ph., Gianazza E., Miribell L. Ceruloplasmin. Meth Enzymol 1997; 163; 441-452.
8 Atanasci R. L., Stea L., Mateesci M. A. et al. // Moll. Cell. Biochem. - 2006. - Vol. 189. - P. 127-135.
9 Baumann H., Gauldie J. // Immunol. Today. - 2005. - № 2. - Р. 74-80.
Статья принята в печать 10 февраля 2015 г.
Рецензент Горячев В.В., доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии НОУ ВПО МИ «РЕАВИЗ».
УДК 615.015.32
© 2015 И.Ю. Нефедов, И.Ю. Нефедова
НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОЗОДОВ
В ГОМЕОПАТИИ
В статье рассматриваются правовые и нравственные аспекты лечения нозодами в гомеопатии, в том числе с позиций христианских ценностей, и делается вывод о правовой приемлемости, но нравственной сомнительности их применения, а также о необходимости информировать пациента о специфике этих лекарственных средств в соответствии с законами РФ.
Ключевые слова: право, нравственность, гомеопатия, нозоды, христианские ценности, информированность пациента.
В настоящее время сохранение духовно-нравственных, культурно-исторических ценностей является условием сохранения самоидентичности нашего народа, о чем многократно говорилось на различных форумах. Это имеет отношение ко всем сферам жизни общества, в том числе и к здравоохранению, медицине и фармации.
Данная статья является дальнейшим развитием темы нравственных аспектов в медицине и фармации [1] применительно к практическому здравоохранению и обучению в медицинском вузе.
Целью статьи является рассмотрение правовых и нравственных аспектов лечения нозо-дами в гомеопатии.
Наряду с традиционной медициной в настоящее время все шире применяется гомеопатический метод, основанный на принципе лечения «подобного подобным».
За 200-летнюю историю своего развития в России гомеопатия имела периоды расцвета в 19 веке и запрета в середине 20 века, и сейчас занимает достойное место в современной медицине, несмотря на продолжающиеся дискуссии между ее сторонниками и критиками.
Способность гомеопатии отстоять свой метод лечения за этот исторический период подтверждает его достоверность, что нашло отражение в соответствующем законодательстве РФ [2, 3].
В данной статье не ставится цель привести дополнительные аргументы в пользу сторонников или критиков гомеопатии, а лишь только рассмотреть с правовых и нравственных позиций одну из групп лекарственных средств, применяемых в гомеопатии, в силу специфики исходных материалов, используемых для их приготовления. При этом за пациентом остается право самостоятельно сделать свой выбор в пользу лечения этими препаратами или отказа от них в соответствии со своим мировоззрением.
Это нозоды, получаемые из выделений больных людей [4] (уретры гонорейного больного, сифилитических гумм, туберкулезных каверн и т.п.).
В целом арсенал гомеопатических лекарственных средств насчитывает около 2000 наименований, среди которых около 78 % вещества растительного, около 6 % - животного и 14 % - минерального происхождения [4]. С одной стороны, нозоды составляют небольшую часть из перечня всех гомеопатических препаратов, но с другой - они входят в состав многих комбинированных лекарственных средств (например, «Псоринхель»), а также могут применяться индивидуально, и являются основными препаратами в одном из направлений гомеопатии -гомотоксикологии.
Препараты, содержащие нозоды, можно свободно без рецепта врача приобрести как в гомеопатической, так и в обычной аптеке, а также заказать через интернет. Некоторые фирмы, например «Хель» («Hell», Германия), активно используют концепцию гомотоксикологии при производстве препаратов, в которых существенное место занимают субстанции, полученные из инфицированных органов, выделений и пр. [5].
С научной точки зрения нозодами называют препараты, приготовленные с соблюдением гомеопатической технологии из патологически измененных органов или частей органов животных и человека, из умервщленных культур микроорганизмов, из продуктов распада органов животных или жидкостей организма, содержащих возбудителей и продукты заболевания, которые после соответствующей обработки более не являются вирулентными (токсичными).
Различают 4 группы нозодов:
1. Вирусные, например Herpes-zoster-Nozode.
2. Бактериальные (Staphylococcinum-staphylococcus).
3. Комплексные (сочетания): возбудитель + реакция окружающей среды. Например:
а) Psorinum = чесоточный клещ + клещевой ход;
б) Medorrhinum = диплококк Найссера + нагноения слизистой оболочки мочеиспускательного канала;
в) Luesinum = Spirochaeta + гнойные выделения первичного сифилитического секрета;
г) Bacillinum = туберкулезная палочка Коха туберкулл легких + туберкулезная мокрота.
4. Патологически измененные органы и ткани (Granuloma dentis - Nozode, Osteomyelitis -Nozode) и др. [6].
В качестве конкретного примера гомеопатического препарата, содержащего нозоды, можно рассмотреть «Псоринхель», производимый Германской фирмой «Хеель» («Hell») и применяемый в виде сублингвальных капель или внутримышечных инъекций, который рекомендуется взрослым и детям и отпускается без рецепта врача.
В соответствии с инструкцией по медицинскому применению препарата [7] в него входят 11 компонентов, в том числе 4 нозода, это:
Псоринум - нозод (нозод чесотки - из соскабливаний экземоподобной кожной сыпи при чесотке).
Медоринум - нозод (нозод гонореи - из гноя, выделяемого из мочеиспускательного канала мужчин, больных гонореей).
Вакцининум - нозод (нозод оспинной вакцины).
Бациллинум - нозод (нозод туберкулеза легких - готовится из казеозной ткани, взятой из очага экссудативного воспаления при инфильтративном туберкулезе легких).
Для примера приведем еще несколько других гомеопатических препаратов, содержащих нозоды в качестве индивидуальных веществ или компонентов лекарственной формы [8].
«Нервохель» - содержит псоринум нозод.
«Тонзилла-композитум» - псоринум нозод.
«Люэзинум» - сифилинум нозод.
«Медорринум - нозод» - медорринум, то есть гонорейный нозод.
«Туберкулинум - нозод» - нозод туберкулеза.
«Солидаго - композитум» - псоринум и другие нозоды.
«Трихомонаден - Флюор - Инъель» - трихомонадный нозод (производится из выделений больных трихомонидазом, содержит как возбудитель заболевания, так и вещества, вырабатываемые им).
Основатель гомеопатии С. Ганеман считал, что возможность использования человеческого патогенного агента против болезни, вызванной этим агентом, находится под вопросом. Нозодотерапия была введена в практику гомеопатии после его смерти. По прошествии двух столетий современные опытные гомеопаты продолжают придерживаться мнения, высказанного С. Ганеманом, считая, что вопрос применения нозодов остается открытым до сих пор, и требует дальнейшего изучения [9].
Если к применению нозодов и других гомеопатических препаратов подходить с правовых позиций, то их применение регламентируется Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств» [2] и Приказом МЗ и МП РФ № 335 «Об использовании метода гомеопатии в практическом здравоохранении» [3].
В Федеральном законе дается следующее определение гомеопатическим лекарственным средствам - это лекарственные средства, произведенные или изготовленные по специальной технологии (ст. 4 п. 15) [2].
А в целом всем лекарственным средствам дается такое определение - это вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека, проникающие в органы, ткани организма человека, применяемые для профилактики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий (ст. 4 п. 1) [2].
То есть в соответствии с этими определениями выделения больного человека, обработанные по специальным гомеопатическим технологиям, могут быть лекарственным средством, и это не противоречит закону.
Но то, что приемлемо с правовых позиций, может быть неприемлемо с нравственной точки зрения. Как показывает опыт общения с людьми на эту тему, большинство из них, узнав о специфике нозодов, эмоционально негативно относились к возможности применения подобных препаратов. Как выразился один из пользователей интернета о нозодах - если бы мы внимательно читали инструкции, то они (фирмы-изготовители) столько бы не зарабатывали.
Ключевым моментом здесь является информированность пациента о специфике этих гомеопатических препаратов, то есть о том, что является исходным материалом для производства нозодов.
Важно, чтобы пациент знал, чем он будет лечиться, тогда он сможет принять для себя осознанное и самостоятельное решение на согласие или отказ от приобретения этого препарата и лечения им. И здесь ответственность ложится на врачей и провизоров, которые должны проинформировать пациента об особенностях данного лекарственного средства.
С правовой точки зрения в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в России» ст. 73 п. 1 [10], а также должностными обязанностями провизора и «Этическим кодексом фармацевтического работника России» пациент имеет право получить и долг фармацевтического работника сообщить всю необходимую информацию о лекарствах ст. 22 [11]. Этого же требует и «Закон о защите прав потребителей» ст. 10 п. 1 [12]: «Изготовитель (исполнитель, продавец) обязаны своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора».
Аналогичные подходы отражены в Концепции Всемирной Организации Здравоохранения «Здоровье для всех в 21 веке», где система «врач - фармацевт - пациент - лекарство» модифицируется в направлении приоритета функций фармацевта, при этом важной составляющей фармацевтической помощи является информирование пациента о назначенных ему лекарственных средствах и профессиональное консультирование по их применению.
Таким образом, с правовой точки зрения, обобщая ряд законов [2, 3, 10, 12] и применяя их к нозодам, можно заключить, что они не препятствуют применению этих гомеопатических лекарственных средств, но обязывают информировать пациента об их специфике.
Информированность и нравственные ценности пациента, позволят ему принять решение на приобретение или отказ от лечения этими препаратами.
Так как нравственные ценности, а следовательно, выбор людей, опосредованы национальными, культурно-историческими, религиозными ценностями, и учитывая возрастание роли традиционных ценностей в жизни нашего общества, что отмечается и в Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики», рассмотрим православный взгляд на гомеопатию и лечение нозодами.
При этом исходим из того, что это важно и является благом для православных пациентов, а также соответствует этическим принципам медицинских и фармацевтических работников по установлению наилучшего взаимопонимания между врачами, провизорами и пациентами. В этом также проявление гуманизма и милосердия к пациентам, к чему и призваны врач и провизор.
В «Социальной концепции Русской Православной Церкви», отражающей ее соборное мнение по биомедицинской этике, ничего не говорится о гомеопатическом методе и нозодах [13].
Детальное рассмотрение гомеопатического метода лечения с медицинских и православных позиций отражено в книге врача, профессора, доктора медицинских наук, кандидата богословия, протоиерея Сергия Филимонова «Объективный взгляд на гомеопатию [14]. Где показано очень положительное отношение к гомеопатии в целом и приводятся в пример одобрительные высказывания Св. Прав. Иоанна Кронштадского и других святых, которые сами лечились гомеопатическим методом и советовали другим, а также мнение современных широко известных подвижников благочестия О. Иоанна Крестьянкина и Прот. Николая Гурьянова.
В частности же, в отношении лечения нозодами автором книги высказывается отрицательное мнение, заключающееся в том, что некоторые зарубежные гомеопатические фирмы стали вводить в мировоззренческую базу врачей - гомеопатов идеологию нехристианских философских систем. Например, германская фирма «Хеель» открыто исповедует антропософскую систему доктора Штайнера и на основании этого строит концепцию назначения тех или иных лекарственных средств. Не имея христианского мировоззрения, фирма выпускает препараты, известные гомеопатам под названием «нозоды». В Православной Церкви употребление внутрь подобных веществ даже в терапевтической дозе рассматривается как осквернение [14]. Также в этой работе делается вывод о том, что врач-гомеопат не должен вторгаться в духовную область пациента, когда сбор анамнеза превращается в исповедь пациента о духовных переживаниях и грехопадениях. Следует также отметить, что покупая подобные препараты, пациент вкладывает свои денежные средства в развитие антропософских подходов к медицине, что неприемлемо для христианского мировоззрения.
Подводя итог рассмотрению некоторых правовых и нравственных аспектов применения нозодов и не ставя под сомнение гомеопатического метода лечения в целом, можно заключить, что применение нозодов является законным, но нравственно сомнительным, и может быть неприемлемым с православных позиций. Отсюда вытекает профессиональная обязанность врачей и провизоров информировать пациента об особенностях изготовления и применения этих гомеопатических препаратов. На основании полученной информации пациент сам сможет принять положительное или отрицательное решение о приемлемости для него метода лечения нозодами. При этом пациентам следует быть внимательными при приобретении гомеопатических лекарственных средств и спрашивать фармацевтического работника о составе препарата или самим знакомиться с инструкцией о его медицинском применении. В соответствии с Федеральным Законом на вторичной (потребительской) упаковке гомеопатических лекарственных препаратов должна наноситься надпись «Гомеопатический» (ст. 46. п. 6) [2].
Так как в медицинских вузах знакомство с гомеопатическим методом лечения входит в перечень учебных тем ряда предметов, например, фармакологии, фармацевтической технологии и др., а также учитывая, что будущие врачи и провизоры могут специализироваться по гомеопатии, то при их обучении следует обращать внимание на особенности применения но-зодов с нравственных позиций.
Тема, затронутая в данной статье, может способствовать совершенствованию практической работы врачей и провизоров, повышению фармацевтической грамотности пациентов, а для студентов вузов - освоению общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федерального Государственного общеобразовательного стандарта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Нефедов И.Ю., Нефедова И.Ю. О некоторых аспектах формирования нравственного сознания будущего врача и провизора в медицинском вузе // Вестник Медицинского Института «Реавиз» (Реабилитация, Врач и Здоровье) № 3 (15) Июль-Сентябрь. - Самара, 2014. - С. 36-39.
2 Федеральный закон РФ «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ с изменениями на 22.10.14 г.
3 Приказ МЗ и МП России от 29.11.95 г. «Об использовании метода гомеопатии в практическом здравоохранении» (последняя редакторская правка 06.03.10).
4 Тихонов А.И., Ярных Т.Г. Учебник для студентов фармацевтических вузов и факультетов / под ред. академика А.И. Тихонова. - Харьков : НФАУ, 2002. - 704 с.
5 http//www.dictionary.sensagent.com (дата доступа - декабрь 2014).
6 http//www.webmvc.com (дата доступа - декабрь 2014).
7 http//www.doctor-matveenko.com (дата доступа - декабрь 2014).
8 http//www.arnebia.ru (дата доступа - декабрь 2014).
9 http//www.homeomed.ru (дата доступа - декабрь 2014).
10 Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.11 № 323-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
11 Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика : учебник / под. ред. П.В. Лопатина. - 4-е изд., перераб. и доп. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 272 с.
12 Закон о защите прав потребителей (в редакции Федерального Закона от 09.01.96 с изменениями на 05.05.14, редакция действительна с 01.07.14).
13 Социальная концепция Русской Православной Церкви. - М.: Изд-во Даниловский Благовестник, 2000. - 189 с.
14 Протоиерей Сергий Филимонов. / Непредвзятый взгляд на гомеопатию / С. Филимонов. - СПб.: Общество Святителя Василия Великого, 2006. - 64 с.
Статья принята в печать 15 февраля 2015 г.
Рецензент Левин А.В., доктор медицинских наук, профессор кафедры клинической медицины НОУ ВПО «Медицинский институт «РЕАВИЗ».
УДК 616-03
© 2015 В.Г. Морозов, Л.М. Хайдарова, Е.Б. Бунькова, Л.М. Топорнина, Е.С. Малова, Е.Я. Глазкова, Е.В. Жаркова, А.А. Рыбкина
ОПЫТ ПРИМЕНЕИЯ ПРЕПАРАТА УРСОДЕЗОКСИХОЛЕВОЙ КИСЛОТЫ УРСОДЕЗА У БОЛЬНЫХ ПЕРВИЧНЫМ БИЛИАРНЫМ ЦИРРОЗОМ ПЕЧЕНИ
В статье дается оценка безопасности и эффективности использования препарата урсодезоксихолевой кислоты (УДХК) урсодеза для лечения пациентов с первичным билиарным циррозом печени (ПБЦ).
Материалы и методы. В исследование вошли 7 женщин больных ПБЦ в возрасте от 44 до 71 года с анамнезом заболевания от 2 до 6 лет. ПБЦ подтверждался биохимическими, иммунологическими (АМА) и инструментальными методами. По мере включения больных в исследование в качестве препарата УДХК назначался урсодез в дозе 15 мг/кг/сут в течение 12 недель. Оценивалась динамика клинических симптомов (общая слабость, кожный зуд) в баллах от 0 до 5, биохимических показателей крови (билирубин, АЛАТ, АСАТ, ГГТП, ЩФ, холестерин, белок и фракции) на 4-й, 8-й и 12-й неделях.
Результаты. Через 12 недель приема урсодеза у больных ПБЦ уменьшилась общая слабость, выраженность кожного зуда стала меньше у 6 из 7 пациенток. У трех пациенток, у которых билирубин до назначения урсодеза