УДК 37.025.7/.8:[687+391]
https://doi.org/10.24158/spp.2017.4.18
Родкина Анна Алексеевна
кандидат технических наук, заведующая кафедрой художественного проектирования и технологий швейных изделий Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева
НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ - ТЕХНОЛОГОВ ШВЕЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «НАРОДНЫЙ КОСТЮМ»
Аннотация:
В статье показаны пути развития творческого мышления студентов направления подготовки «Технология изделий легкой промышленности». Представлена матрица проведения тематических занятий по проектированию современных коллекций моделей на основе трансформации народного костюма. Проведение структурного анализа народного костюма с последующим проектированием коллекции современной одежды способствует формированию образного и логического мышления, умения оперировать ассоциациями, повышает интерес студентов и их эмоциональный настрой, вызывает активизацию творческого потенциала.
Ключевые слова:
народный костюм, творческое мышление, технология швейных изделий, студенты, бакалавр, традиции.
Rodkina Anna Alekseevna
PhD in Technical Sciences, Head of the Department of Art Design and Technology of Garments, Oryol State University
SOME PRACTICAL ASPECTS OF CREATIVE THINKING DEVELOPMENT OF BACHELORS IN TECHNOLOGY OF GARMENT PRODUCTION IN THE PROCESS OF STUDYING "FOLK COSTUME" COURSE
Summary:
The article shows the ways of creative thinking development of students majoring in technology of the light industry products. The paper represents a matrix of thematic sessions on designing modern collections based on transformation of folk costume. Structural analysis of the folk costume followed by designing collection of contemporary clothing contributes to the formation of creative and logical thinking, ability to use associations. It increases the interest of students and their state of mind, as well as activates their creative potential.
Keywords:
folk costume, creative thinking, technology of garments, students, bachelor, traditions.
Современный техногенный мир требует от инженеров-технологов швейного производства высокой конкурентоспособности. Творчески мыслящий инженер, обладающий высоким уровнем креативности, способен использовать полученные знания, умения и навыки для разработки новых моделей одежды, востребованных населением, технологий изготовления одежды, новых материалов, тем самым повышая уровень экономического развития общества.
На передний план выходит проблема формирования творческой личности с ярко выраженным креативным мышлением. Практика работы на предприятии показывает, что востребованность инженера, находящего необычные пути решения задач, значительно повышается. В современных производственных условиях умение нестандартно мыслить становится одним из ключевых качеств, характеризующих профессионализм человека, так как оно активизирует потенциал личности, расширяет области самореализации, развивая творческое мировоззрение [1]. В связи с этим формирование творческого мышления у студентов технических направлений подготовки является достаточно актуальной задачей.
Творческое мышление связывается исследователями не с прямым решением поставленной педагогом задачи, а с умением самостоятельно увидеть и обозначить проблему [2]. Основная задача при изучении дисциплины «Народный костюм» - научить студентов мыслить нестандартно в процессе создания нового художественного продукта. Конечный результат - разработка коллекции современной одежды, которая не только бы отвечала функциональным требованиям, но и приносила бы эстетическое удовлетворение.
В процессе изучения студентами по направлению подготовки 29.03.01 «Технология изделий легкой промышленности» дисциплины «Народный костюм» мы применяем разнообразные технологии для стимулирования творческой деятельности, в результате которой должен появиться определенный продукт. Занятия по народному костюму предполагают включение таких видов деятельности, которые помогают проявлению индивидуальности и самостоятельности студентов, в результате чего может сформироваться творческое мышление. Определение методики
проведения занятий связано со спецификой структуры и содержания дисциплины. Чередование разнообразных методов обучения, включение в учебный процесс как индивидуальных, так и групповых форм обучения, использование интерактивных средств обучения - все это направлено на повышение интереса студентов технических направлений подготовки к творческой деятельности.
В таблице 1 представлена матрица проведения тематических занятий по проектированию современных коллекций моделей на основе трансформации народного костюма.
Таблица 1 - Матрица разработки проекта коллекции
№ Этап Структура выполнения Итоги выполнения
1 Выбор темы. Проведение информационно-аналитического исследования по теме Анализ народного костюма Графический анализ народного костюма (разработка портфолио)
Форма
Конструкция
Материал
Ритмическое строение
Декоративное оформление
Цветовая гамма
2 Прогнозирование Разработка базовых форм Определение конструктивно-технологических параметров проекта
Разработка конфекционной карты
Разработка колерной карты
3 Разработка графического проекта Фор-эскиз Гранд-проект коллекции
Творческий эскиз
Рабочий эскиз
4 Оформление проекта Оформление документации на проект Презентация коллекции
Разработка презентации проекта
В основе матрицы лежит положение о том, что формирование творческого мышления у студентов технических направлений подготовки будет базироваться на проектной, проблемно-поисковой деятельности, развитии познавательной активности, самостоятельной научно-исследовательской деятельности, включающей анализ и синтез информации, интеграции технических составляющих дисциплины с художественно-творческими элементами.
На первом этапе выполнения задания по дисциплине «Народный костюм» студенты определяют тему коллекции, выбирают народный костюм, на основе которого будет создаваться проект, и выполняют структурный анализ костюма. Анализ проводится в нескольких направлениях. Во-первых, изучаются различные информационные источники, в которых дается описание выбранного костюма. Во-вторых, анализируются форма, конструкция и ритмическое строение костюма с позиции тектоники. В-третьих, выполняется анализ цветовой гаммы и декоративного оформления.
На втором этапе проводится прогнозирование формы будущей коллекции. Для этого разрабатываются базовые формы моделей, определяются материалы и составляется колерная карта на каждую модель.
На третьем этапе разрабатывается художественный гранд-проект коллекции, включающий все промежуточные стадии (выполнение фор-эскизов, творческих и рабочих эскизов).
Заключительный этап - презентационный. Студенты представляют свои проекты.
Проведенный последующий анализ проектов показал, что у студентов появились:
- умение сформулировать проблему и разработать созидающую идею проекта;
- навыки эстетического восприятия действительности;
- умения наблюдать, анализировать и синтезировать новые идеи;
- навыки образно-творческого воплощения проекта;
- навыки выполнения творческой задачи с использованием различных художественных средств.
В совокупности все элементы матрицы способствовали формированию творческого мышления у студентов технических направлений подготовки.
Таким образом, основным моментом формирования творческого мышления мы считаем ориентацию студента на получение нового продукта деятельности на основе проведенной исследовательской работы. Развитие образного мышления, видения нового объекта в привычных предметах, активное задействование интуиции, самостоятельное применение уже полученных ранее теоретических знаний и практических умений мы рассматриваем как основные характеристики формирования творческого мышления.
Ссылки:
1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Мастера психологии. СПб., 2009. 443 с.
2. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001. 304 с.