НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К РЕФОРМИРОВАНИЮ ОПЛАТЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Е. А. ЕГОРОВА Институт региональной экономики Севера
В структуре доходов работника заработная плата определяется особой ролью. Она и в настоящее время, и в ближайшие годы остается для подавляющего большинства трудящихся основным источником доходов, стимулом повышения результатов труда и производства в целом. Ее движение оказывает непосредственное воздействие на воспроизводство рабочей силы, жизненный уровень работающих, его социально-экономическое положение в системе производственных отношений.
В современных условиях перехода от одной общественной формации к другой произошло столкновение проблем рыночной оплаты труда и старой сохранившейся системы оплаты. При возникнувшей дешевизне труда в условиях рынка появилось несоответствие уровня его оплаты по старой схеме — появились диспропорции. Это связано с тем, что некоторые отрасли производства в этих условиях могли себя экономически оправдывать, а некоторые держались на государственных субсидиях и при переходе на рыночные отношения не смогли выдержать острой конкуренции рынка. Это привело к так называемой «несправедливой» оценке труда. В условиях непредсказуемости и неопределенности оценки труда возникла гонка заработной платы и цен, которая лишь усугубляла социальную напряженность в обществе и явилась дополнительным стимулом усугубления инфляции, возникла разница между ростом цен на товары и услуги и индексацией заработной платы. Неадекватность оценки труда, проигрывание росту цен, невыплаты зарплаты — все это привело к тому, что труд перестал играть первостепенную роль в жизни общества. А в условиях Севера данная нестабильность породила массу проблем: бедность работающего населения, отток высококвалифицированной рабочей силы за пределы республики и в различные сферы, спад производства, сокращение потребительского спроса. Все это возникло из-за несвоевременного и непродуманного решения вопросов, возникших в результате экономических реформ.
Все указанные проблемы и противоречия приводят к необходимости проведения исследований в области политики доходов и изучения вопросов регулирования заработной платы, выявления региональных особенностей реформирования организации оплаты труда, а также разработки предложений по регулированию системы оплаты труда в условиях Севера.
Анализ показывает, что в Республике Саха (Якутия) — РС (Я) — сложились специфические региональные особенности в оплате труда и ее государственном регулировании. К ним относятся проблемы в сочетании механизмов оплаты труда, взаимосвязь оплаты труда с результатами и эффективностью труда, структурные сдвиги в занятости населения, социальные аспекты оплаты труда.
Как показывает анализ, в 1990—2007 гг. в структуре денежных доходов населения доля оплаты труда сократилась с 83 до 49 % [2, с. 181]. В то же время возросли доходы от предпринимательской деятельности, другие доходы, что вызвано становлением и развитием предпринимательства и частного бизнеса в экономике. Динамика социальных трансфертов в рассматриваемый период была стабильна, что объясняется относительно низкими темпами реализации социальной и пенсионной реформ, «привязкой» социальных выплат к оплате труда в экономике. Неравномерность динамики и низкий уровень доходов от собственности связаны, прежде всего, с низким качеством статистического и налогового учета данных доходов.
Как видно, реализация рыночных реформ в экономике оказывает прямое влияние на динамику оплаты труда, это — базисная тенденция, характеризующая степень разгосударствления экономики, распределения работников между государственным и частным секторами. Данный этап развития рыночной экономики характеризует формирование устойчивого частного сектора, предоставляющего эффективные рабочие места, а также относительное снижение привлекательности государствен-
ного сектора, которое будет усиливаться в ходе развития предпринимательства и оптимизации бюджетной сферы.
Относительно высокий уровень заработной платы в республике обусловлен северными коэффициентами и надбавками, установленными федеральным законодательством, отраслевыми тарифными соглашениями, республиканскими нормативно-правовыми актами.
В результате ряда мероприятий, проведенных в 1992—1993 гг. Правительством РС (Я), была внедрена система отраслевых коэффициентов с иной, чем в России, шкалой налогообложения за превышение фонда потребления, учитывающей снижение и повышение производительности труда, что позволило усилить воспроизводственную функцию заработной платы. Были приняты и реализованы следующие решения:
• установлена взаимосвязь между ростом производительности труда и ростом заработной платы с учетом инфляции посредством шкалы налогообложения. Так, при росте производительности труда налогооблагаемая величина ее растет пропорционально основной заработной плате;
• северные надбавки постановлением Совета Министров России от 22.10.1990 установлены в зависимости от стажа работы в регионе в размере от 0,2 до 0,8 основной заработной платы и составили в среднем 28 % от общей суммы оплаты труда работников. Ограничения и начисления районных коэффициентов и процентных надбавок были отменены. Таким образом, доплаты и надбавки превысили примерно в 1,5 раза размер основной заработной платы. При этом все эти доплаты в производственной сфере ложились на себестоимость продукции, что в конечном результате сказалось на уровне цен в республике;
• действующее налоговое регулирование оплаты труда было увязано с изменением себестоимости продукции. Вопросы регулирования заработной платы ежегодно отражались в Генеральном соглашении между Правительством РС (Я), Советом профсоюзов и объединениями работодателей.
В настоящее время выделяются следующие основные проблемы в организации и государственном регулировании оплаты труда в РС (Я):
• крайне низкая эффективность, слабая стимулирующая роль заработной платы;
• наличие уравнительных подходов в организации оплаты труда на предприятиях, когда работники не могут получить большую зара-
ботную плату за более интенсивный труд. Это требует организации материального стимулирования труда, проведения глубокой реформы заработной платы;
• двойственность подходов в установлении районных коэффициентов, неясность проблемы в их сохранении и т. д.;
• резкие межотраслевые и межтерриториальные диспропорции в оплате труда, приводящие к росту социальной напряженности, снижению привлекательности ряда профессий, усилению миграции.
Сложившиеся специфические проблемы приводят к потере воздействия оплаты труда на экономические результаты хозяйственной деятельности предприятий республики. Наличие рентных факторов, сверхдоходов у экспортно ориентированных предприятий и естественных монополий, позволяющих устанавливать высокие ставки оплаты труда, приводит к неравномерному вознаграждению работников за одинаковые показатели работы.
В РС (Я) заработная плата является единственным источником дохода для населения региона — около 75 % регионального дохода составляет заработная плата. Поэтому первым шагом к совершенствованию оплаты труда должны быть изменения в механизме формирования оплаты труда на предприятиях региона. В числе таковых установление достаточного для нормального воспроизводства рабочей силы уровня гарантированных тарифных ставок с учетом сложности и условий труда, физических и умственных усилий, возлагаемой на работника ответственности. Это ключевые вопросы в решении тарифного регулирования заработной платы. Необходимы также:
• обоснованная их дифференциация по категориям персонала в зависимости от изменяющегося спроса и предложения на рынке труда;
• принятие законов, согласование соглашений и коллективных договоров по срокам их заключения, приоритетности и взаимоувязке в регулировании тех или иных вопросов оплаты труда, повышении роли отраслевых соглашений;
• совершенствование системы районного регулирования оплаты труда, в современных условиях фактически не соответствующей существующей оценке региона по уровню дискомфортности, адекватной изменяющимся социально-экономическим условиям. Негативные тенденции в организации оплаты труда в большей степени связаны с утратой регулирующей роли государства на федеральном
уровне. Это выражается в размере установленного уровня минимальной оплаты труда, который, несмотря на текущие и планируемые увеличения, несопоставим с реальным прожиточным минимумом в большинстве регионов России, попытках пересмотра системы районных коэффициентов, в росте межотраслевой и межтерриториальной дифференциации в оплате труда. Следовательно, повышение и стабилизация уровня оплаты труда занятых в экономике в настоящее время является важной социально-экономической задачей и требует усиления государственного регулирования оплаты труда на уровне региона.
Нами предложен ряд новых подходов в организации оплаты труда в РС (Я), заключающихся:
• в стимулировании использования современных тарифных систем в организации оплаты труда на крупных производственных предприятиях региона в рамках корпоративных программ реформирования;
• становлении системы почасовой формы оплаты труда на субнациональном уровне для среднего и малого бизнеса;
• регулировании заработной платы в системе социального партнерства;
• совершенствовании системы районного регулирования оплаты труда, предполагающей установление новых видов коэффициентов: стабильных (поясных) и подвижных ценовых. Данные подходы призваны повысить эффективность государственного регулирования в сфере организации оплаты труда на уровне региона [1, с. 80-84].
Сформулирован тезис о том, что в сфере реформирования оплаты труда в РС (Я) особое значение приобретает задача повышения эффективности государственного регулирования экономики, перераспределения расходных полномочий между федеральными и республиканскими органами управления, оптимизации бюджетной системы региона. Эти проблемы в сфере социально-экономической и бюджетной политики региона являются определяющими при разработке концепции реформирования оплаты труда.
Концепция реформирования оплаты труда в РС (Я) предусматривает следующие основные направления:
• гарантии оплаты труда на основе разработки тарифной части, базирующейся на основе нормативов базовых социальных услуг;
• формирование надтарифной части расходов на оплату труда, которая должна быть дифференцирована на основе прогноза (плана) роста внебюджетных источников финансирования с учетом направлений оптимизации бюджетной сферы.
В условиях РС (Я) целесообразно отказаться от надбавок и льгот, которые ранее автоматически распространялись на весь персонал бюджетной сферы. Это - надбавки, введенные законодательством РС (Я), например 25 % к окладу за работу в сельской местности, льготы по жилищно-коммунальным услугам педагогам, работающим в сельской местности и т. д. В составе надтарифных выплат следует предусмотреть стимулирующие выплаты и компенсирующие надбавки. Структура стимулирующих выплат должна определяться на основе новых показателей качества работы персонала бюджетных учреждений, что позволит обеспечить высокую эффективность бюджетного финансирования, тесно увязать оплату труда с качеством работы. Компенсирующие надбавки за работу в сложных условиях должны определяться на основе районирования, необходимо ввести два уровня надбавок: на уровне территорий (муниципальных районов) и локальном уровне (поселений).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Егорова Е. А. Направления совершенствования организации оплаты труда в Республике Саха (Якутия). // Молодежь и экономика Республики Саха (Якутия). Материалы научно-практической конференции молодых ученых. Вып. 3. - Якутск: ЯФ Изд-ва СО РАН. 2004.
2. Труд и занятость в Республике Саха (Якутия) : стат. сборник. / ТО ФСГС по РС (Я) . — Якутск. 2008.