Научная статья на тему 'Некоторые подходы к реформированию оплаты труда в республике Саха (Якутия)'

Некоторые подходы к реформированию оплаты труда в республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / WAGES / РЕФОРМИРОВАНИЕ / REFORMATION / ДОХОД / ПОЛИТИКА / POLICY / EFFORTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова Е. А.

В статье рассмотрена ситуация в области политики доходов и регулирования заработной платы, выявлены региональные особенности реформирования организации оплаты труда, а также предложены мероприятия по регулированию системы оплаты труда в условиях Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article give consideration to situation in profit policy sphere and wages regulation, determined the regional specifics of wages organization reforms, and also offered the special efforts of the wages regulation in North conditions.

Текст научной работы на тему «Некоторые подходы к реформированию оплаты труда в республике Саха (Якутия)»

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К РЕФОРМИРОВАНИЮ ОПЛАТЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Е. А. ЕГОРОВА Институт региональной экономики Севера

В структуре доходов работника заработная плата определяется особой ролью. Она и в настоящее время, и в ближайшие годы остается для подавляющего большинства трудящихся основным источником доходов, стимулом повышения результатов труда и производства в целом. Ее движение оказывает непосредственное воздействие на воспроизводство рабочей силы, жизненный уровень работающих, его социально-экономическое положение в системе производственных отношений.

В современных условиях перехода от одной общественной формации к другой произошло столкновение проблем рыночной оплаты труда и старой сохранившейся системы оплаты. При возникнувшей дешевизне труда в условиях рынка появилось несоответствие уровня его оплаты по старой схеме — появились диспропорции. Это связано с тем, что некоторые отрасли производства в этих условиях могли себя экономически оправдывать, а некоторые держались на государственных субсидиях и при переходе на рыночные отношения не смогли выдержать острой конкуренции рынка. Это привело к так называемой «несправедливой» оценке труда. В условиях непредсказуемости и неопределенности оценки труда возникла гонка заработной платы и цен, которая лишь усугубляла социальную напряженность в обществе и явилась дополнительным стимулом усугубления инфляции, возникла разница между ростом цен на товары и услуги и индексацией заработной платы. Неадекватность оценки труда, проигрывание росту цен, невыплаты зарплаты — все это привело к тому, что труд перестал играть первостепенную роль в жизни общества. А в условиях Севера данная нестабильность породила массу проблем: бедность работающего населения, отток высококвалифицированной рабочей силы за пределы республики и в различные сферы, спад производства, сокращение потребительского спроса. Все это возникло из-за несвоевременного и непродуманного решения вопросов, возникших в результате экономических реформ.

Все указанные проблемы и противоречия приводят к необходимости проведения исследований в области политики доходов и изучения вопросов регулирования заработной платы, выявления региональных особенностей реформирования организации оплаты труда, а также разработки предложений по регулированию системы оплаты труда в условиях Севера.

Анализ показывает, что в Республике Саха (Якутия) — РС (Я) — сложились специфические региональные особенности в оплате труда и ее государственном регулировании. К ним относятся проблемы в сочетании механизмов оплаты труда, взаимосвязь оплаты труда с результатами и эффективностью труда, структурные сдвиги в занятости населения, социальные аспекты оплаты труда.

Как показывает анализ, в 1990—2007 гг. в структуре денежных доходов населения доля оплаты труда сократилась с 83 до 49 % [2, с. 181]. В то же время возросли доходы от предпринимательской деятельности, другие доходы, что вызвано становлением и развитием предпринимательства и частного бизнеса в экономике. Динамика социальных трансфертов в рассматриваемый период была стабильна, что объясняется относительно низкими темпами реализации социальной и пенсионной реформ, «привязкой» социальных выплат к оплате труда в экономике. Неравномерность динамики и низкий уровень доходов от собственности связаны, прежде всего, с низким качеством статистического и налогового учета данных доходов.

Как видно, реализация рыночных реформ в экономике оказывает прямое влияние на динамику оплаты труда, это — базисная тенденция, характеризующая степень разгосударствления экономики, распределения работников между государственным и частным секторами. Данный этап развития рыночной экономики характеризует формирование устойчивого частного сектора, предоставляющего эффективные рабочие места, а также относительное снижение привлекательности государствен-

ного сектора, которое будет усиливаться в ходе развития предпринимательства и оптимизации бюджетной сферы.

Относительно высокий уровень заработной платы в республике обусловлен северными коэффициентами и надбавками, установленными федеральным законодательством, отраслевыми тарифными соглашениями, республиканскими нормативно-правовыми актами.

В результате ряда мероприятий, проведенных в 1992—1993 гг. Правительством РС (Я), была внедрена система отраслевых коэффициентов с иной, чем в России, шкалой налогообложения за превышение фонда потребления, учитывающей снижение и повышение производительности труда, что позволило усилить воспроизводственную функцию заработной платы. Были приняты и реализованы следующие решения:

• установлена взаимосвязь между ростом производительности труда и ростом заработной платы с учетом инфляции посредством шкалы налогообложения. Так, при росте производительности труда налогооблагаемая величина ее растет пропорционально основной заработной плате;

• северные надбавки постановлением Совета Министров России от 22.10.1990 установлены в зависимости от стажа работы в регионе в размере от 0,2 до 0,8 основной заработной платы и составили в среднем 28 % от общей суммы оплаты труда работников. Ограничения и начисления районных коэффициентов и процентных надбавок были отменены. Таким образом, доплаты и надбавки превысили примерно в 1,5 раза размер основной заработной платы. При этом все эти доплаты в производственной сфере ложились на себестоимость продукции, что в конечном результате сказалось на уровне цен в республике;

• действующее налоговое регулирование оплаты труда было увязано с изменением себестоимости продукции. Вопросы регулирования заработной платы ежегодно отражались в Генеральном соглашении между Правительством РС (Я), Советом профсоюзов и объединениями работодателей.

В настоящее время выделяются следующие основные проблемы в организации и государственном регулировании оплаты труда в РС (Я):

• крайне низкая эффективность, слабая стимулирующая роль заработной платы;

• наличие уравнительных подходов в организации оплаты труда на предприятиях, когда работники не могут получить большую зара-

ботную плату за более интенсивный труд. Это требует организации материального стимулирования труда, проведения глубокой реформы заработной платы;

• двойственность подходов в установлении районных коэффициентов, неясность проблемы в их сохранении и т. д.;

• резкие межотраслевые и межтерриториальные диспропорции в оплате труда, приводящие к росту социальной напряженности, снижению привлекательности ряда профессий, усилению миграции.

Сложившиеся специфические проблемы приводят к потере воздействия оплаты труда на экономические результаты хозяйственной деятельности предприятий республики. Наличие рентных факторов, сверхдоходов у экспортно ориентированных предприятий и естественных монополий, позволяющих устанавливать высокие ставки оплаты труда, приводит к неравномерному вознаграждению работников за одинаковые показатели работы.

В РС (Я) заработная плата является единственным источником дохода для населения региона — около 75 % регионального дохода составляет заработная плата. Поэтому первым шагом к совершенствованию оплаты труда должны быть изменения в механизме формирования оплаты труда на предприятиях региона. В числе таковых установление достаточного для нормального воспроизводства рабочей силы уровня гарантированных тарифных ставок с учетом сложности и условий труда, физических и умственных усилий, возлагаемой на работника ответственности. Это ключевые вопросы в решении тарифного регулирования заработной платы. Необходимы также:

• обоснованная их дифференциация по категориям персонала в зависимости от изменяющегося спроса и предложения на рынке труда;

• принятие законов, согласование соглашений и коллективных договоров по срокам их заключения, приоритетности и взаимоувязке в регулировании тех или иных вопросов оплаты труда, повышении роли отраслевых соглашений;

• совершенствование системы районного регулирования оплаты труда, в современных условиях фактически не соответствующей существующей оценке региона по уровню дискомфортности, адекватной изменяющимся социально-экономическим условиям. Негативные тенденции в организации оплаты труда в большей степени связаны с утратой регулирующей роли государства на федеральном

уровне. Это выражается в размере установленного уровня минимальной оплаты труда, который, несмотря на текущие и планируемые увеличения, несопоставим с реальным прожиточным минимумом в большинстве регионов России, попытках пересмотра системы районных коэффициентов, в росте межотраслевой и межтерриториальной дифференциации в оплате труда. Следовательно, повышение и стабилизация уровня оплаты труда занятых в экономике в настоящее время является важной социально-экономической задачей и требует усиления государственного регулирования оплаты труда на уровне региона.

Нами предложен ряд новых подходов в организации оплаты труда в РС (Я), заключающихся:

• в стимулировании использования современных тарифных систем в организации оплаты труда на крупных производственных предприятиях региона в рамках корпоративных программ реформирования;

• становлении системы почасовой формы оплаты труда на субнациональном уровне для среднего и малого бизнеса;

• регулировании заработной платы в системе социального партнерства;

• совершенствовании системы районного регулирования оплаты труда, предполагающей установление новых видов коэффициентов: стабильных (поясных) и подвижных ценовых. Данные подходы призваны повысить эффективность государственного регулирования в сфере организации оплаты труда на уровне региона [1, с. 80-84].

Сформулирован тезис о том, что в сфере реформирования оплаты труда в РС (Я) особое значение приобретает задача повышения эффективности государственного регулирования экономики, перераспределения расходных полномочий между федеральными и республиканскими органами управления, оптимизации бюджетной системы региона. Эти проблемы в сфере социально-экономической и бюджетной политики региона являются определяющими при разработке концепции реформирования оплаты труда.

Концепция реформирования оплаты труда в РС (Я) предусматривает следующие основные направления:

• гарантии оплаты труда на основе разработки тарифной части, базирующейся на основе нормативов базовых социальных услуг;

• формирование надтарифной части расходов на оплату труда, которая должна быть дифференцирована на основе прогноза (плана) роста внебюджетных источников финансирования с учетом направлений оптимизации бюджетной сферы.

В условиях РС (Я) целесообразно отказаться от надбавок и льгот, которые ранее автоматически распространялись на весь персонал бюджетной сферы. Это - надбавки, введенные законодательством РС (Я), например 25 % к окладу за работу в сельской местности, льготы по жилищно-коммунальным услугам педагогам, работающим в сельской местности и т. д. В составе надтарифных выплат следует предусмотреть стимулирующие выплаты и компенсирующие надбавки. Структура стимулирующих выплат должна определяться на основе новых показателей качества работы персонала бюджетных учреждений, что позволит обеспечить высокую эффективность бюджетного финансирования, тесно увязать оплату труда с качеством работы. Компенсирующие надбавки за работу в сложных условиях должны определяться на основе районирования, необходимо ввести два уровня надбавок: на уровне территорий (муниципальных районов) и локальном уровне (поселений).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Егорова Е. А. Направления совершенствования организации оплаты труда в Республике Саха (Якутия). // Молодежь и экономика Республики Саха (Якутия). Материалы научно-практической конференции молодых ученых. Вып. 3. - Якутск: ЯФ Изд-ва СО РАН. 2004.

2. Труд и занятость в Республике Саха (Якутия) : стат. сборник. / ТО ФСГС по РС (Я) . — Якутск. 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.