Раздел IV. Педагогика
К.Г. Аветисова
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА - ВЫПУСКНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Современные условия интеграции России в европейское и мировое образовательные пространства, а также возросший уровень требований к современному специалисту-профессионалу обусловливают необходимость перехода всей образовательной системы России на качественно новый уровень.
Система высшего образования в России сегодня уже не может ограничиваться просто трансляцией социокультурных норм и готового научного знания. Ее назначение - формировать у индивида способность ориентироваться в сложном мире и умение найти для себя нишу, в которой он сможет актуализировать свои творческие потенции. Исходя из этого соображения, модель подготовки специалиста включает сферу обучения - фундаментальные, теоретические и прикладные дисциплины, а также - установочные курсы, обеспечение «рецептуры» профессиональной деятельности.
Особые надежды традиционно связываются с университетским образованием:
- университет - это источник сохранения и трансляции национального культурного богатства общества и формирования на его основе высокоразвитой личности;
- университет - это перспективный тип вуза для внедрения продвинутой модели образования: различные возможности для различных групп студентов; интеллектуальное развитие высокого уровня; различные виды учебных заведений, находящиеся в горизонтальной и вертикальной зависимости друг от друга; динамическая возможность перехода из одного заведения в другое - все это дает возможность через профессиональное образование вывести обучающегося на уровень обладания кругом компетенций, составляющих компетентность специалиста.
При этом следует особо подчеркнуть, что в современных условиях для успешного карьерного роста, возможности самореализации и достижения успеха в жизни недостаточно только высокого профессионализма: необходимо наличие высокой внутренней культуры, навыков общения с представителями различных этнических групп, культур, вероисповеданий, а также готовности к самообразованию в течение всей жизни.
Здесь следует выделить две взаимосвязанные проблемы: проблему профессионализма (компетентности) и проблему компетенций, составляющих профессионализм.
Первая проблема - проблема профессионализма плодотворно разрабатывается современной педагогикой. Отмечается, что основой профессионализма является творчество. К будущей деятельности нужно готовить творчеством, которое в своем развитии проходит следующие стадии:
проблема ^ инкубация (созревание идеи) ^ озарение (insight). Творчество включает разработку, проверку, форму реализации и внедрение в качестве своих составляющих.
Нормы знаний и умений все время взвинчиваются, и быть профессионалом все труднее. Несмотря на то, что профессий тысячи, профессионализм один. Он -мера требовательности к себе, мера ответственности за себя.
Разрабатывая вопросы профессиональной ориентации, современная педагогика предлагает для их решения различные подходы.
Идея профессионального самосознания является частью самосознания личности, в область которого включается осознание личностью особенностей своей физиологии, психологии, умственного и физического развития, понимание требований различных профессий, предъявляемых к человеку, и адекватное соотнесение себя с конкретными профессиональными требованиями.
Самосознание - это целостная оценка самого себя как деятеля и является весьма важной как для деятеля, так и для социальной адаптации.
Самоактуализация как нацеленность на жизненную задачу, проблему существенна для профессиональной самореализации и самоопределения. Большую помощь в самореализации играет смыслотворчество обучающегося [1].
Проблема личностного смысла в образовательных технологиях не является новой и освещена достаточно широко в педагогической литературе Е.В. Бонда-ревской, а также представителями и последователями школы Е.В. Бондаревской (И.В. Абакумова, Л.В. Бетин, В.В. Гура, И.Л. Луцкая, А.И. Кузнецов и др.). Все авторы отмечают, что кризис образования в наши дни имеет внутренний характер, связанный с утратой смыслов образования для человека. Переход к личностно ориентированному образованию невозможен без переосмысления его ценностей, а высшей ценностью образования авторы полагают человека, и высшие смыслы и цели образования поэтому связывают с его развитием.
Смыслом нового методологического типа образования является человек культуры, способный к ее творению, к диалогу и созданию «произведений» культуры; средствами - образовательные события, формирующие социокультурную среду и культурные формы жизни людей; методом - история становления и развития личного образа человека, т.е. наполнение его жизни личностными смыслами.
Человек культуры - это свободная, гуманная, духовная и творческая личность. Смысл адаптации личности к новым социально-экономическим условиям видится в практическом овладении основами экономики, компьютерной грамотности, владении языками мира, навыками общения, знаниями религиозных праздников и народных обычаев. «Целостный человек культуры - это личность, способная к культурной идентификации, т.е. осознанию своей принадлежности к определенной культуре, интериоризации ее ценностей (принятию их как своих), выбору и осуществлению культуросообразного образа жизни, поведения, самоде-терминации в горизонте Большого и Малого времени культуры» [2]. В результате меняется сам тип образования: возникает культурологическое личностно ориентированное образование; оно предполагает иную культурную среду обучения, в которой обучающийся выступает «автором» своих мыслей, ориентаций, оценок, высказываний, поступков.
Е.В. Бондаревская [3] отмечает, что «сущность культурологического личностно ориентированного образования в достаточной степени еще не раскрыта», хотя педагогами выделены противоречия между традиционной методологией и новой иерархией ценностей.
Личностный фактор в образовательном процессе привел к появлению рефлексивно-творческого обучения, т.е. к построению учебного процесса на динамической, на личностно-смысловой основе. При этом внимание акцентируется не на всей личностной сфере обучающегося, а на том ее компоненте, который в психологии известен как личностный смысл. «Если перевести учебный процесс с уровня значений, на котором он сейчас находится в массовом опыте, на уровень личностных смыслов, то может быть достигнут результат более качественный по сравнению с реальным состоянием учебного процесса» [4], поскольку прочность любой системы определяется прочностью ее самого слабого звена. Выясняется, что личностный смысл принадлежит именно к таким слабым звеньям, является весьма
хрупкой частью учебного процесса. Личностный компонент выделяется, таким образом, как способ качественного преобразования обучения. Функционирование личностного смысла рассматривается как основной, системообразующий компонент всей личностной сферы человека и важнейший атрибут учебной деятельности. Объективное наличие личностного смысла в структуре познавательной деятельности человека и его решающей роли как источника этой деятельности не интерпретируется, тем не менее, в дидактике как педагогический фактор; он все еще не находит отражения в трактовке главных компонентов обучения: цель, принципы, содержание, методы, формы обучения.
Одно из предназначений личностного смысла состоит в том, чтобы предупредить или преодолеть отчужденность знаний о них от познающей их личности. Безличные значения, усваиваемые посредством внешнего воздействия - мотивации принуждения, приобретают в глазах обучающихся бессмысленный, ненужный, внутренне не мотивированный характер. Личностный смысл обусловливает органическое включение осваиваемых значений в общий личностный и гносеологический фонд обучающихся. Раскрытие смыслов и их использование в педагогических целях является управляемым процессом. Личностное отношение можно усилить, ослабить, переключить, соотнося его с наличными знаниями и жизненным опытом. Деятельность обучающихся обретает смысл, движущей силой процесса выступает не внешнее давление, а внутренняя смыслообразующая мотивация. Ориентируя же преподавателей на личностный подход в обучении, можно поднять на качественно новую ступень уровень педагогического мышления [4].
Профессионализм формируется путем выбора определенных блоков учебных дисциплин. Для этих целей предназначено два блока - информативноаналитические и психолого-управленческие учебные дисциплины, которые обусловливают 1) содержание и методы работы с информацией и 2) содержание и социально-психологические методы профессионального общения и управления организацией [5]. При этом выделяют приобретение обучающимися общенаучных знаний, научных интересов и профессиональных знаний наряду с профессиональными умениями и навыками и формированием смысла любви к профессии. Большую роль в профессионализме специалиста играет системный подход, включающий множество подсистем (обучение на специализированной кафедре, непрерывная НИР студентов, непрерывная практика студентов, самообучение, наличие учебно-научно-производственного объединения, и т.п.). При таком системном подходе происходит интенсификация подготовки профессионала с помощью профессионально-ознакомительного, профессионально-исследовательского и профессионально-творческого подходов, способствующих серьезному и профессиональному вхождению в предстоящий планируемый вид деятельности.
По результатам разного рода опросов и анкетирования значимыми для профессионализма студентов высших учебных заведений оказались высокий профессиональный уровень преподавателей и уровень профессиональной подготовки обучающихся, обеспечиваемый вузом с учетом возможности свободной миграции студентов для знакомства с мировым опытом подготовки специалистов конкретной профессии за рубежом, изучения основ мировой культуры, управления и экономики.
Вторая проблема - проблема выделения перечня компетенций, определяющих профессионализм выпускников технических вузов, представляется малоизученной и достаточно актуальной в современных условиях интеграции образовательных процессов в странах Европы.
Компетентность любого специалиста выступает как интегральное целое составляющих ее компетенций, всю совокупность которых можно разделить, на наш
взгляд, на три большие группы: универсальные, узкопрофессиональные и культуроформирующие.
На основе анализа требований, предъявляемых к современному специали-сту-профессионалу - выпускнику технического вуза, был составлен своего рода компетентностный портрет выпускника радиотехнического университета. Впоследствии он был дополнен и уточнен по результатам опроса 50 респондентов, имеющих 20-летний стаж работы по интересующему нас профилю (среди них 1 кандидат и 1 доктор технических наук).
Перечень компетенций, формирующих профессиональную компетентность выпускника радиотехнического университета в соответствии с разработанным компетентностным портретом, приведен в табл. 1.
Таблица 1
Перечень компетенций выпускника радиотехнического университета
Универсальные компетенции Узкопрофессиональные компетенции Культуроформирующие компетенции
- знание основ фундаментальных дисциплин (физика, математика, информатика и т.п.); - владение навыками пользователя ЭВМ; - умение работать в системе Шете!;; - умение пользоваться справочной литературой; - знание отраслевых источников информации разных жанров: монографии, журналы, бюллетени различных фирм и т.п. - знание основ радиотехники; - умение оперировать прикладным математическим аппаратом; - знакомство с функционированием • антенн, • высокочастотных устройств, • устройств информационной обработки, • сигналов (аналоговой обработки сигналов); - использование комплексного подхода к структуре изделия / устройства; - знание основ измерительной техники; - умение пользоваться измерительными приборами; - владение навыками пользователя ЭВМ для статистической обработки информации; - владение навыками пользователя ЭВМ для моделирования процессов в радиотехнических устройствах; - создание комплексных устройств на базе ПК: устройств управления, сбора и обработки информации; - знание принципов размещения радиоэлектронных комплектов в изделии с учетом помехоустойчивости / уровня сигнала / входных сигналов; - применение и умение разрабатывать принципы проектирования радиоэлектронных устройств; - умение вести поисковую работу; - умение пользоваться поисковыми системами; - знания о мире; - знания о мировой культуре; - умение развивать мышление; - умение совершенствовать логические мыслительные операции; - умение развивать и совершенствовать творческие способности; - знание родного языка; - совершенствование культуры речи; - знание иностранных языков / подъязыков1; - практическое пользование иностранным языком; - умение читать и извлекать значимую информацию (текстовую) на русском и иностранном языках; - сформированность навыков текстовой культуры; - умение заниматься самообразованием; - умение осознавать пробелы в воспитании; - умение заниматься самовоспитанием; - умение общаться: • быстрое установление контакта с собеседником, • отсутствие затруднений в выборе темы общения, • умение убедить собеседника, • способность к сопере-
живанию и сочувствию,
• умение определить эмоциональное состояние собеседника,
• умение по внешнему виду определить качества личности собеседника;
- наличие толерантности разного плана;
- умение быстро выбрать правильное поведение в конфликтных ситуациях
- умение осуществлять межкультурную комму -никацию;
- наличие профессиональной культуры:
• профессиональная этика,
• профессионально значимое «Я»,
• профессиональный рост,
• профессиональное творчество,
• профессиональное про___________________________________________________________гнозирование развития.
Наиболее существенной проблемой в техническом вузе в силу его специфики становится развитие у обучающихся именно культуроформирующих компетенций, так как в рамках учебного процесса на это практически не отведено время. Здесь существенным фактором становится взаимодействие студентов с компетентным, уважаемым преподавателем-тьютором и развитая система воспитательной работы вуза.
Таким образом, цель образовательной деятельности технического вуза можно сформулировать как планомерные действия по выработке, развитию и закреплению у обучающихся приведенных выше компетенций в процессе личностно ориентированного обучения и воспитания. Овладение обучающимися указанными компетенциями позволит им стать профессионально значимыми, конкурентоспособными специалистами, подготовленными к проектированию успешной карьеры в условиях динамично меняющихся рынков труда современного глобализирующегося общества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Укке Ю.В. Профессиональная самореализация личности обучающегося - центральная фигура образовательного процесса и андрологическая ориентация последипломного образования // Последипломное образование, проблемы, тенденции. М., 1992. С. 91.
2. БахтинМ.М. Литературно-критические статьи. М.: Худ. Литература, 1986. С. 428-501.
3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Учебное пособие. Ростов-н/Д.: ТЦ «Учитель», 1999. 550 с.
4. Абакумова И.В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-н/Д., 1989. С. 3-10.
5. Дегтярева Т.П. Проектирование педагогической подсистемы дополнительной подготовки инженера как фактор расширения его профессиональной мобильности: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996. С. 18.