Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ'

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / КОНКУРЕНЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / ECONOMIC CRISIS / COMPETITION / INDUSTRIAL POLICY / STRUCTURAL POLICY / STRATEGY / COMPETITIVE ADVANTAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хамзатов В. А., Дикарева И. А.

Принципиальные преобразования, произошедшие за последние три десятилетия в народном хозяйстве Российской Федерации, направлены на формирование экономики рыночного типа, стержнем которой выступает конкуренция. Это сопряжено не только с тем, что масштабность ее проявления неизмеримо возросла за последние годы. Одним из ключевых инструментов, дающих возможность решить проблемы обеспечения и повышения конкурентоспособности, является правильный выбор, разработка и внедрение конкурентной региональной промышленной политики, определяющей общее развитие хозяйствующих субъектов и достижение ими устойчивого долговременного конкурентного преимущества на рынке. Разработка методологических основ формирования и реализации стратегии региональной промышленной политики, выявление с этих позиций факторов успешности или неудач промышленных предприятий в рыночной экономике уже более пятидесяти лет выступает ключевой темой научных исследований в области стратегического менеджмента. Осуществление новых для руководства российскими предприятиями управленческих функций, а также решения задач выбора приоритетных направлений развития промышленных предприятий требует современных знаний, определенных навыков рыночного мышления в области стратегического менеджмента, исследования и апробации новаторского зарубежного опыта к российским условиям. В статье рассмотрены проблемы развития депрессивных республик СКФО. Предложены методические подходы по разработке региональной промышленной политики с учетом особенностей республики, что крайне важно для обеспечения их устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some approaches to the development of regional industrial policy

The basic transformations which have happened for the last three decades in the national economy of the Russian Federation are directed to formation of economy of market type as which core the competition acts. It is accompanied not only by the fact that the scale of her manifestation has immeasurably increased in recent years. One of the key tools giving the chance to solve problems of providing and increase in competitiveness is the right choice, development and deployment of the competition regional industrial policy defining the general development of economic entities and achievement of steady long-term competitive advantage by them in the market. Development of methodological bases of formation and realization of strategy of regional industrial policy, identification from these positions of factors of success or failures of the industrial enterprises in market economy acts more than fifty years as a key subject of scientific research in the field of strategic management. Implementation new to the management of the Russian enterprises of administrative functions and also the solution of problems of the choice of the priority directions of development of the industrial enterprises demands modern knowledge, certain skills of market thinking in the field of strategic management, a research and approbation of innovative foreign experience to the Russian conditions. In article problems of development of the depressive republics of North Caucasus federal district are considered. Methodical approaches on development of regional industrial policy taking into account features of the republic are offered that is extremely important for ensuring their sustainable development.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ»

raw materiaL]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2014, no. 1, pp. 32-38.

3. Prosekov A.Yu., Ivanova S.A. Providing food security in the existing tendencies of population growth and political andeconomic instability in the world. Foods and Raw Materials, 2016, vol. 4, no. 2, pp. 201-211. DOI: 10.21179/2308-4057-2016-2-201-211.

4. Feshina E.V. Method for determining the concentration of tannins in oak staves using an IR spectrometer and a neural network. / E.V. Feshina, A.A. Feshin // Implementation of the results of innovative developments: problems and prospects: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. - 2016. - pp. 39-42.

5. Feshina E.V. Intellectual systems as a means of automating private households. / E.V. Feshina, D.A. Omelchenko // Scientific support of the agro-industrial complex: a collection of articles based on the materials of the XI All-Russian Conference of Young Scientists dedicated to the 95th anniversary of the Kuban State Agrarian University and the 80th anniversary of the formation of the Krasnodar Territory. Responsible for the release of AG Koshchaev. Krasnodar: KubGAU. 2017. p. 267-268.

6. Feshina E.V. Artificial intelligence in the service of agriculture / E.V. Feshina, M.I. Kulikova, V.R. Vashchenko // Scientific support of the agro-industrial complex: a collection of articles based on the materials of the 73rd scientific-practical conference of students on the basis of research in 2017. Ed. for issue A.G. Koshchaev -Krasnodar: KubSAU, 2018. - 1331s.

Feshina E.V. Intellectual systems as a means of automating private households. / / E.V. Feshina, D.A. Omelchenko

В.А. Хамзатов

К.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», Чеченский государственный университет

V.A. Khamzatov

Ph.D., associate professor of the department "Accounting, analysis and audit"

Chechen State University И.А. Дикарева

ст. преподаватель кафедры «Денежное обращение и кредитование», Кубанский государственный аграрный университет

I.A. Dikareva

st. Lecturer at the Department of Money Circulation and Crediting,

Kuban State Agrarian University

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация. Принципиальные преобразования, произошедшие за последние три десятилетия в народном хозяйстве Российской Федерации, направлены на формирование экономики рыночного типа, стержнем которой выступает конкуренция. Это сопряжено не только с тем, что масштабность ее проявления неизмеримо возросла за последние годы.

Одним из ключевых инструментов, дающих возможность решить проблемы обеспечения и повышения конкурентоспособности, является правильный выбор, разработка и внедрение конкурентной региональной промышленной политики, определяющей общее развитие хозяйствующих субъектов и достижение ими устойчивого долговременного конкурентного преимущества на рынке.

Разработка методологических основ формирования и реализации стратегии региональной промышленной политики, выявление с этих позиций факторов успешности или неудач промышленных предприятий в рыночной экономике уже более пятидесяти лет выступает ключевой темой научных исследований в области стратегического менеджмента.

Осуществление новых для руководства российскими предприятиями управленческих функций, а также решения задач выбора приоритетных направлений развития промышленных предприятий требует современных знаний, определенных навыков рыночного мышления в области стратегического менеджмента, исследования и апробации новаторского зарубежного опыта к российским условиям.

В статье рассмотрены проблемы развития депрессивных республик СКФО. Предложены методические подходы по разработке региональной промышленной политики с учетом особенностей республики, что крайне важно для обеспечения их устойчивого развития.

Annotation. The basic transformations which have happened for the last three decades in the national economy of the Russian Federation are directed to formation of economy of market type as which core the competition acts. It is accompanied not only by the fact that the scale of her manifestation has immeasurably increased in recent years.

One of the key tools giving the chance to solve problems of providing and increase in competitiveness is the right choice, development and deployment of the competition regional industrial policy defining the general development of economic entities and achievement of steady long-term competitive advantage by them in the market.

Development of methodological bases of formation and realization of strategy of regional industrial policy, identification from these positions of factors of success or failures of the industrial enterprises in market economy acts more than fifty years as a key subject of scientific research in the field of strategic management.

Implementation new to the management of the Russian enterprises of administrative functions and also the solution of problems of the choice of the priority directions of development of the industrial enterprises demands modern knowledge, certain skills of market thinking in the field of strategic management, a research and approbation of innovative foreign experience to the Russian conditions.

In article problems of development of the depressive republics of North Caucasus federal district are considered. Methodical approaches on development of regional industrial policy taking into account features of the republic are offered that is extremely important for ensuring their sustainable development.

Ключевые слова: экономический кризис, конкуренция, промышленная политика, структурная политика, стратегия, конкурентное преимущество.

Key words: economic crisis, competition, industrial policy, structural policy, strategy, competitive advantage.

Трансформационные процессы российской экономики усилили роль регионального фактора в развитии отраслей народного хозяйства. Создаваемое в этих условиях сбалансированное промышленное развитие, базируемое на строгом стратегическом позиционировании региональной промышленной системы в увязке с отраслевыми темпами экономического роста, является очень важным для устойчивого развития территорий. Однозначно, что это не может быть осуществлено без улучшения инвестиционного климата, расширения инновационного потенциала, развития конкурентных преимуществ региональной экономической системы.

В условиях возрастающей конкуренции при разработке региональной промышленной политики качественно новое значение приобретают методы стратегического управления [4, 8, 14].

Анализ специальной литературы позволяет уточнить и сформулировать понятие «стратегия», под которой мы понимаем способность задействовать наиболее рациональные приемы и методы работы с целью реализации миссии и поставленных целей.

Стратегию вырабатывает высшее руководство и менеджмент, а ее задействование и реализация происходит на всех уровнях управления.

В духе утвержденной стратегии строится своя политика. Наиболее авторитетные российские ученые (А.Н. Вольский, А.В. Динилов-Данилян и др.) при определении сути промышленной политики по-разному понимают объект и содержание этого термина.

На наш взгляд, сегодня наибольший интерес представляет кластерный подход, использование которого позволяет принципиально пересмотреть содержание промышленной политики. При этом надо отметить, что в задействование кластера заинтересованы и крупный и малый бизнес: представители крупного бизнеса получают широкие возможности для снижения издержек и повышения качества продукции, а малый бизнес сможет активно развиваться благодаря новым нишам.

Кластер состоит из трех основных взаимосвязанных элементов, формирующих его конкурентоспособность. Основу составляют ведущие предприятия, которые экспортируют свои товары за пределы региона. Другая группа элементов - это поставщики сырья, комплектующих и т.д. Третий элемент - это комфортность бизнес-климата в регионе.

Выверенное, согласованное взаимодействие этих трех элементов является необходимым условием формирования конкурентоспособного кластера [1, 6, 11]. Реальный кластер позволяет отдельному региону сформировать большую долю стоимости, выступить в качестве эффективного инструмента обеспечения роста доходности региона, существенного снижения безработицы.

В целом, промышленная политика есть комплекс государственных мер, направленных на качественное преобразование структуры экономики народного хозяйства пу-

тем формирования более благоприятных условий для сбалансированного развития приоритетных секторов и производств реального сектора.

Уместно рассмотреть отдельные положения доклада экспертной группы российского союза промышленников и предпринимателей касательно целей промышленной политики. В качестве приоритетных целей указаны:

- определить технологии и производства, обеспечивающие осуществление жизненно необходимых национальных интересов, обороноспособность, безопасность страны;

- сконцентрировать государственные усилия на реализацию приоритетов и т.п., разработки исключительно важных технологий и задействования необходимых для этого политико-правовых, финансово-экономических и организационных ресурсов;

- развивать инфраструктуру научно-технологической деятельности и рынка технологий;

- стимулировать инновационную активность российской промышленности;

- продвигать на внешние рынки отечественные достижения, использовать политику протекционизма по отношению к национальным научно-промышленным предприятиям.

Промышленная политика формируется в результате согласованных действий и взаимоувязки стратегических приоритетов федеральных, региональных структур и органов местной власти и обособленных стратегий промышленных предприятий [2, 9, 12]. Иными словами, эффективную организацию системы стратегического управления развитием регионального промышленного комплекса нельзя осуществить иначе, как через комплекс соглашений между всеми заинтересованными уровнями власти и бизнес-структурами.

Надо отметить, что промышленная структурная политика есть часть общей структурной политики, хотя при этом она одновременно может быть гораздо шире и выходить за рамки структурной политики.

Саму структурную политику можно рассматривать как составную целостную часть национальной экономической политики, выражающей отношение государства к структуре и структурным преобразованиям как одному из средств решения комплекса стратегических и тактических задач в отраслях народного хозяйства [3, 13, 15].

Говоря о структурной политике необходимо рассмотреть понятие «реструктурирование». Под этим термином мы понимаем любое структурное изменение, касающееся изменения правовой формы, реорганизации управленческих структуру, изменений в оргструктуре, оптимизации производственных технологий и т.п. Как видим из вышесказанного, реструктурирование направлено на формирование нового хозяйственного организма.

Сегодня особо остро стоит проблема разработки «собственной» промышленной политики в депрессивных территориях, в том числе республиках СКФО. Здесь налицо жесткие диспропорции, не позволяющие осуществлять экономического развития, наращивать темпы роста и т.д., что к тому же дискредитирует рыночные механизмы [5, 10].

Помимо отраслевой политики, довольно часто используется понятие «горизонтальная промышленная политика». Она предназначена для формирования развития особых рыночных институтов, используемых для снижения трансакционных издержек. Надо отметить, что отраслевые особенности модернизации отечественной промышленности все больше имеет региональных характер. И это естественно, ибо в ходе дивергенции возрастной региональные различия в развитии отраслевых структур промышленного комплекса территории, наблюдается формирование устойчивых структурно-динамических типов. Все это актуализирует необходимость детального анализа причин неравномерности процессов «отраслевого сжатия»...

При разработке региональной промышленной политики необходимо начинать с составления стратегического плана действий. В этом документе содержатся задачи и сроки их выполнения, ответственные лица, запланированные конечные результаты, источники и объемы финансирования, методы контроллинга за реализацией плана и т.п.

Однозначно, что составлению стратегического плана предшествуют обширные исследования и расчеты, формируется информационная база о реальном положении в отрасли, уровне конкурентной борьбы, рыночном профиле и т.п.

Такой подход позволяет осуществить стратегическое планирование формирования конкурентных преимуществ, их капитализацию...

Считаем уместным рассмотреть опыт Чеченской республики в области разработки и реализации промышленной политики. Так, в основу осуществления эффективной промышленной политики в ЧР была положена концепция развития республиканской промышленности. Для этого были сформулированы критерии отбора целевых приоритетов, выработаны приоритетные направления развитие промышленного комплекса и необходимые мероприятия государственной поддержки отрасли. В качестве основного инструмента осуществления данной концепции выступают программы поэтапного развития промышленности ЧР, в которых обозначены конкретные мероприятия по исполнению концепции, указаны сроки их осуществления, приведены критерии оценки их эффективности, источники и объемы их финансирования.

Особенностью целевой комплексной программы развития промышленности Чеченской республики является ее целенаправленная реализация приоритетных направлений совместно с промышленными предприятиями региона независимо от организационно-правовой формы. Такой подход бесспорно позволит оптимально задействовать внутренние ресурсы и добиться устойчивого роста.

Надо отметить, что в депрессивных республиках СКФО каждое предприятие необходимо высоко ценить, формировать его конкурентные преимущества. Жизнь показывает, что успешность реализации стратегической программы сохранения и развития бизнеса в отсталых республиках может исходить из следующего совпадения интересов муниципальных органов власти и бизнес-структур, инвестиционной привлекательности республики, достоверного и непрерывного информирования предпринимателей о новых правительственных программах и т.п. Уже в ряде республик Северного Кавказа, в том числе в Чеченской республике формируется инициативная промышленная группа, ядро, которое однозначно сыграет позитивную роль в наращивании потенциала отрасли.

В ходе анализа развития промышленного комплекса в республиках Северного Кавказа удалось выявить и обобщить основные недостатки и упущения:

- отсутствие аналитической проработки социально-экономического положения региона, что негативно сказывается на формулировке реальных приоритетов развития;

- отсутствуют типовые методики разработки и обеспечения целевых региональных программ в силу их индивидуальности и специфичности каждой в отдельности;

- отсутствие системной взаимоувязки меж собой целей, задач и программных мероприятий;

- постоянное недофинансирование мероприятий программ в связи с ненадлежащей проработкой схем финансирования, отсутствия реальных источников;

- формальное применение эффективных методов программного проектирования.

Все это заставляет выработать методические подходы сравнения требуемых на реализацию программ бюджетных средств с перспективными возможностями бюджета, что позволит выдерживать требование соблюдать критерий бюджетной достаточности.

Нам представляется, что регионы перегружены количеством целевых комплексных программ, и как следствие этого - наблюдается постоянный недостаток бюджетных средств. Причем, на местах сложилась такая порочная практика - финансирование целевых программ планируется в дополнении к основным статьям расходов региональных бюджетов, и к тому же довольно часто производится не в полном объеме, и к тому же нередки случаи, когда вообще прекращается.

Как видно из вышеизложенного - строго выверенная и просчитанная региональная промышленная политика позволяет достичь поставленной цели, совершенствовать цели, стратегию, механизмы и инструменты ее формирования.

При этом, при разработке региональной промышленной политики нужно упор делать на развитие высокотехнологичных отраслей промышленности, с учетом интересов бизнес-структур.

Источники:

1. Аджиева, А.Ю. Формирование конкурентоспособного механизма интегрированных бизнес-структур в АПК: Научное издание [Текст]/ Аджиева А.Ю., Маломусов З.Х.— Нальчик: Издательский центр ЗАО «Насып», 2009. - 113с.

2. Алешин, М. Интеграция фиктивного и реального капитала в финансово-промышленных группах и холдингах //Маркетинг. -2004.- № 3.- С.20

3. Апшев З.Б., Чеченова Ф.Ж., Мисаков В.С. Стратегическое управление развитием предприятий как основа формирования конкурентных преимуществ региона. Terra Economicus. 2009. Т. 7. № 2-3. С. 181184.

4. Асаул, А.Н. Управление фирмой на основе разработки стратегии ее развития. - СПб.: Международная Академия менеджмента, 2003,- 167 с.

5. Бутыркина, А.Я. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения в промышленности. -М., 2003.-С.5.

6. Ильин, М.С. Финансово-промышленная интеграция: мировой опыт и реалии России.- М.: Аль-пина, 2002.- С.9-33.

7. Мисаков А.В., Моламусов З.Х., Мисаков В.С. Некоторые методы моделирования инвестиционной деятельности промышленных предприятий в условиях неопределенности. Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-2 (66). С. 606-610.

8. Мисаков В.С. Некоторые проблемы обеспечения качества информации для процесса стратегического управления // В сборнике: Северный Кавказ в системе стратегического развития России материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 60-65.

9. Мисаков В.С. Теория и практика анализа конкурентоспособности фирмы. Нальчик, 1996.

10. Мисаков В.С., Аджиева А.Ю. Особенности трансформационных процессов в аграрном секторе. Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 3-3. С. 233-236.

11. Мисаков В.С., Бетрозов М.Х. Факторы и условия, способствующие возрастанию угроз экономической безопасности региональной экономики. Terra Economicus. 2012. Т. 10. № 4-3. С. 169-172.

12. Мисаков В.С., Гертер И.К. Критерии и показатели устойчивого развития территорий. В сборнике: Системный кризис на Северном Кавказе и государственная стратегия развития макрорегиона материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор Г.Г. Матишов. 2011. С. 190193.

13. Мисаков В.С., Дзагоева И.Т., Кушбокова Р.Х. Особенности управления агропромышленным комплексом депрессивного региона. Terra Economicus. 2009. Т. 7. № 3-2. С. 247-251.

14. Мисаков В.С., Хапаева Ж.Б. Анализ качества и объема аудиторской выборки. Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 5 (55). С. 121-127.

15. Уянаев Б.Б., Мисаков В.С. Новая модель развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности России. Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2015. № 3 (65). С. 135-140.

16. Федосова, Р.Н. Управление рисками промышленных предприятий: опыт и рекомендации. - М.: Экономика, 2008. -119 с.

Sources:

1. Adzhieva, A.Yu. Formation of the competitive mechanism of integrated business structures in the agro-industrial sector: Scientific publication [Text] / Adzhieva A.Yu., Malomusov Z.Kh. — Nalchik: Publishing Center of ZAO Nasyp, 2009. - 113s.

2. Aleshin, M. Integration of fictitious and real capital in financial-industrial groups and holdings // Marketing. -2004.- № 3.- P.20

3. Apshev ZB, Chechenov F.Zh., Misakov V.S. Strategic management of enterprise development as the basis for the formation of competitive advantages in the region. Terra Economicus. 2009. V. 7. No. 2-3. Pp. 181-184.

4. Asaul, A.N. Management of the company based on the development of its development strategy. - SPb .: International Academy of Management, 2003, - 167 p.

5. Butyrkina, A.Ya. Vertical integration and vertical restrictions in the industry. -M., 2003.-C.5.

6. Ilyin, M.S. Financial and Industrial Integration: World Experience and the Realities of Russia. - Moscow: Alpina, 2002.- P.9-33.

7. Misakov A.V., Molamusov Z.Kh., Misakov V.S. Some methods of modeling the investment activity of industrial enterprises in conditions of uncertainty. Economy and entrepreneurship. 2016. № 1-2 (66). Pp. 606-610.

8. Misakov V.S. Some problems of ensuring the quality of information for the process of strategic management // In the collection: the North Caucasus in the system of strategic development of Russia materials of the All-Russian scientific-practical conference. 2011. p. 60-65.

9. Misakov V.S. Theory and practice of analyzing the competitiveness of the company. Nalchik, 1996.

10. Misakov V.S., Adzhieva A.Yu. Features of transformation processes in the agricultural sector. Economic Bulletin of Rostov State University. 2008. V. 6. No. 3-3. Pp. 233-236.

11. Misakov V.S., Betrozov M.Kh. Factors and conditions contributing to the increasing threats to the economic security of the regional economy. Terra Economicus. 2012. T. 10. No. 4-3. Pp. 169-172.

12. Misakov V.S., Herter I.K. Criteria and indicators of sustainable development of territories. In the collection: The system crisis in the North Caucasus and the state strategy for the development of the macroregion materials from the All-Russian Scientific Conference. Responsible editor G.G. Matishov. 2011. p. 190-193.

13. Misakov V.S., Dzagoeva I.T., Kushbokova R.Kh. Management features of the agro-industrial complex of a depressed region. Terra Economicus. 2009. Vol. 7. No. 3-2. Pp. 247-251.

14. Misakov V.S., Khapaeva ZH.B. Analysis of the quality and volume of the audit sample. News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. № 5 (55). P. 121-127.

15. Uyanaev, B. B., Misakov, V.S. The new model of rural development and food security in Russia. News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2015. № 3 (65). Pp. 135-140.

16. Fedosova, R.N. Industrial enterprise risk management: experience and recommendations. - M .: Economy, 2008. -119 p.

УДК 657.22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И.Н. Хромова

доцент кафедры бухгалтерского учета, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет

имени И. Т. Трубилина ([email protected]) I.N. Khromova PhD in Economics, Assistant Professor, Accounting Department Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin

Е.С. Мячева

Аспирант кафедры бухгалтерского учета Кубанский государственный аграрный университет

имени И. Т. Трубилина ([email protected]) E.S. Myacheva

Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin post-graduate student of accounting Department

ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В УЧЕТНОЙ СИСТЕМЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация: В статье предложена модернизированная схема документооборота в системе управления затратами и финансовыми результатами сельскохозяйственных организаций. Авторами сформированы отчеты центра ответственности по затратам и сводный отчет центров ответственности по прибыли по отрасли виноградарство. Разработанные нами формы управленческой отчетности помогут повысить аналитическую информацию и облегчить контрольные процедуры в организации. Данные отчеты были сформированы с учетом потребностей бизнеса. При помощи разработанных форм управленческой отчетности по центрам ответственности может быть сформирован сводный отчет о финансовых результатах в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности по характеру затрат. Модернизированная схема документооборота в системе управления затратами и финансовыми результатами сельскохозяйственных организаций за счет использования разработанных форм управленческой отчетности позволит повысить достоверность и качество получаемой информации руководством организации и ее структурным подразделениям, что положительно скажется на принятии правильности и своевременности управленческих решений.

Summary: In article the upgraded scheme of document flow in a cost management system and financial results of the agricultural organizations is offered. Authors created reports of the center of responsibility on expenses and the summary report of the centers of responsibility on profit on branch wine growing. The forms of the administrative reporting developed by us will help to raise analytical information and to facilitate control procedures in the organization. Reports were created taking into account requirements of business. By means of the developed forms of the administrative reporting under the centers of responsibility the summary report on financial results according to International Financial Reporting Standards of character of expenses can be created. The upgraded scheme of document flow in a cost management system and financial results of the agricultural organizations due to use of the developed forms of the administrative reporting will allow to increase reliability and quality of the obtained information the management of the organization and to its structural divisions that will positively affect adoption of correctness and timeliness of administrative decisions.

Ключевые слова: управленческий учет, управленческая отчетность, финансовый результат, документооборот, центр ответственности, прибыль, затраты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.