НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТАТИСТИЧЕСКОГО МЕТОДА
Шильникова Н. Ф., Ходакова О.В., Карпова И.П., Богатова И.В.
ГОУ ВПО «Читинская государственная медицинская академия» Росздрава, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, г. Чита
На сегодняшний день разнообразие существующих подходов к оценке качества медицинской помощи свидетельствует о сохранении остроты этой проблемы и об отсутствии на данный момент совершенной системы. Поэтому формирование эффективной модели оценки качества медицинской помощи остается одной приоритетных задач здравоохранения.
Предлагаемая методика оценки качества медицинской помощи основана на использовании статистического метода и заключается в статистической обработке показателей, включенных в специально разработанную модель. В основе предлагаемой модели лежит классический подход А. Донабедиана, отражающий структуру, процесс и результат оказания медицинской помощи. Однако в целях более полного анализа системы обеспечения качества медицинской помощи модель дополнена индикаторами дефектов. Таким образом, все показатели работы лечебного учреждения распределяются по следующим блокам:
1. Индикаторы структуры (характеризуют ресурсы: кадровые, материально-технические, информационные). Позволяют объективно оценивать наличие реальных возможностей для обеспечения необходимого качества оказываемой помощи;
2. Индикаторы процесса (отображают лечебно-диагностический процесс оказания медицинской помощи и подразделяются на качественные и количественные);
3. Индикаторы результатов (характеризую итог оказания медицинской помощи, позволяют оценить насколько фактически достигнутые результаты соответствуют реально достижимым);
4. Индикаторы дефектов (характеризуют недопустимый уровень качества медицинской помощи).
В качестве совокупной оценки этих показателей предлагается расчет средней арифметической величины, средних ошибок и средних квадратических отклонений. При оценке каждого показателя установлено критическое значение сигмального отклонения в пределах ± 1 с, превышение которого является своего рода сигналом необходимости управленческих решений.
Значение сигмального отклонения каждого показателя расценивается с двух позиций:
- если большему значению показателя соответствует более высокое качество медицинской помощи, то такой показатель расценивается как стимулятор;
- показатель, оказывающий негативное влияние на качество как дестимулятор.
Произведенные расчеты средних арифметических и их сигмальных отклонений представляют собой статистическую экспертную оценку объема и качества медицинского обслуживания.
Завершающим этапом анализа является интегральная оценка, которая заключалась в суммировании сигмальных отклонений по всем показателям 4-х блоков. Учитывая, что стандартное квадратическое отклонение характеризует меру колеблемости ряда (чем меньше его величина, тем меньше колебания членов ряда от среднего арифмитиче-ского), то наименьшее его значение расценивается как устойчивость данного показателя. Это дает возможность сформировать рейтинг структурных подразделений лечебного учреждения, при анализе приведенных показателей, по возрастанию интегральной сигмальной оценки.
Таким образом, разработанная методика оценки показателей качества медицинской помощи позволяет проводить в непрерывном режиме многофакторный анализ деятельности отдельных структурных подразделений лечебного учреждения и в совокупности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Шр://е-pubmed.org/isu.html. 2007. Т. 9. № 12.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2006. Т. 8. № 12.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: Ы1р://е-pubmed.org/isu.html. 2005. Т. 7. № 12.
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2004. Т. 6. № 12.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2003. Т. 5. № 12.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2002. Т. 4. № 12.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2001. Т. 3. № 1.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ЦКЪ: http://e-pubmed.org/isu.html. 2000. Т. 2. № 1.
Материалы! IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва