А.Ю. Прокопенко
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
На современном этапе развития экономики Украины важным заданием является формирование стабильной, ориентированной на интересы граждан социально-экономической системы, которая была бы направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека и обеспечение надлежащего качества этой жизни. Увеличение уровня качества жизни населения играет важную роль в экономике государства, поскольку ее развитие является важной составляющей экономической политики большинства стран мира. Идея увеличения качества жизни в последние годы все больше проникает в общественное сознание и привлекает внимание специалистов, чиновников различного уровня и отдельных граждан.
Проблема социальных стандартов качества жизни исследовались в работах ученых различных отраслей науки: юриспруденции, социологии, психологии, экономики и т.д. Начало исследованию качества жизни положила работа Н. Брэдберна «Структура психологического благополучия» [1]. Подходы к определению уровня качества жизни рассматривали А. Сен [2], С.А. Айвазян [3], Е.Е. Задесенец, Г.М. Зараковский, И.В. Пенова [4], В.Н. Едронова [5], М.Б. Лига [6], В.В. Чепурко, Н.В. Кочеткова [7] и другие.
История исследования качества жизни насчитывает более 40 лет. Однако в современной отечественной науке эта тема только начинает разрабатываться. При этом недостаточно полно представлены работы, исследующие понятийный аппарат в этой сфере, его специфику и определение качественных и количественных показателей для оценки уровня качества жизни отдельных стран и регионов.
Целью работы является систематизация существующих подходов к определению и оценке уровня качества жизни населения.
На сегодняшний день в науке и практике сформировались два подхода к решению проблемы измерения качества жизни: объективный и субъективный. В эмпирическом изучении качества жизни больше преуспели экономисты и экономические географы, реализующие объективный подход, основанный на расчете различных статистических показателей [8; 9]. Наиболее известным интегральным индексом качества жизни считается Индекс Развития Человеческого Потенциала, разработанный специалистами ООН [10].
Сторонники субъективного подхода (subjective well-being) изучают качество жизни через призму сознания субъекта, его удовлетворенность жизнью и ее частными аспектами, а также через ощущения счастья или несчастья. В рамках подхода используются методики, основанные на результатах социологических опросов населения относительно своей жизнедеятельности с учетом эмоционального восприятия своей жизни. Однако социологи сосредоточены на социальном самочувствии и социальном настроении. Поэтому в исследованиях субъективно воспринимаемого (ощущаемого) качества жизни используется либо упрощенная схема, в рамках которой качество жизни сводится к удовлетворенности, либо, наоборот, максимально возможный набор показателей, что приводит к размыванию границ между субъективно воспринимаемым качеством жизни и обуславливающими его факторами.
Представители субъективного подхода делают акценты на анализе отдельных показателей субъективного качества жизни. Однако не применяется измерение сложных социальных признаков. Соответственно, проблемы измерения ощущаемого качества жизни в научной литературе достаточно не представлены.
Ретроспективный анализ показывает, что первые концепции качества жизни появились в западной, в частности, американской и западногерманской социологии. Термин «качество жизни» был введен при обсуждении проблем индустриальных и постиндустриальных обществ для того, чтобы обозначать те аспекты общественной жизни, которые плохо поддаются чисто количественным методам измерения и оценки. Недостаточность количественных оценок
© А.Ю. Прокопенко, 2012
условий жизни посредством сугубо экономического подхода, сводимых в категорию «уровень
жизни», вызвала появление в 60-х гг. ХХ ст. социологической категории «качество жизни».
Считается, что впервые этот термин упоминается в книге Дж. Гэлбрейта «Общество изобилия». Под «качеством жизни» подразумевались все блага, которые могут быть предоставлены потребителю «развитым индустриальным обществом», «обществом менеджеров» [11, с. 143]. Понятие «качество жизни», начиная с середины 60-х гг. ХХ века стало важным инструментом для познания действительности и принятия управленческих решений.
Значительное влияние на определение содержания понятия «качество жизни» оказал американский футуролог О. Тоффлер. Он интерпретировал качество жизни в трех аспектах: экологическом, экономическом и социальном [12,
с. 94-95].
Французский социолог Р. Арон определял качество жизни степенью развития уровня жизни (жизненного стандарта), который выражается ростом индивидуального дохода и в пропорциональном его расходовании на предметы потребления, роскоши (или близкие к роскоши), бытовые услуги, культура, проведение свободного времени. Согласно Р. Арону, качество жизни отличается от уровня жизни структурой расходования индивидуального дохода, а также тем, что в «качество жизни» включены еще предметы роскоши и нематериальные вещи [11, с. 96].
Английский экономист Дж.Уэджер определяет качество жизни, исходя из уровня жизни. Элементы качества жизни фактически не отличаются от элементов уровня жизни. Качество жизни, по его мнению, включает в себя основной стандарт жизни и количество и качество услуг за определенное время, а также качество накопленного людьми опыта. Дж.Уэджер выразил уверенность, что «хорошая жизнь» будет в значительной мере определяться количеством и качеством услуг, которые неизбежно будут развиваться вместе с подъемом уровня жизни и материального производства [11, с. 93].
Американский экономист и политолог У. Ростоу рассматривает проблему качества жизни с позиций политологии в рамках теории стадий экономического роста. У. Ростоу полагает [11, с. 87-88], что для «нахождения» и определения качества жизни необходимы не политическая борьба за коренное переустройство политического и общественного строя, а политика, направленная на лечение язв и пороков общества путем либеральных реформ и его совершенствования.
Согласно субъективному подходу к качеству жизни, оно сводится к состоянию сознания субъекта, к его ощущениям, представлениям, к пониманию им степени удовлетворенности своей жизнью. В этом случае «качество жизни» остается на уровне обыденного сознания и идентифицируется с представлениями о «хорошей жизни». К. Терюн полагает, что качество жизни отражает человеческий опыт, а критерии качества жизни - это измерения сфер жизни, в которых люди испытывают различные уровни удовлетворения или неудовлетворения». Н. Далки и Д. Рурк [10, с. 14-16] под качеством жизни понимают ощущение благосостояния личностью, ее удовлетворение или неудовлетворение жизнью, или ее счастье или несчастье.
Американский социолог С. Макколл [10, с. 25] также пытается связать понятие «качество жизни» с понятиями «счастье» и «удовлетворение потребностей». Каждая личность имеет определенные таланты, способности, потенциальные возможности. Счастлива она или нет, в большой степени зависит от того, реализуются ли эти способности. «Качество жизни», по мнению С. Макколла, состоит в удовлетворении необходимых условий для общего счастья. Если такие условия создаются в том или ином обществе или регионе, то «качество жизни» высокое, если нет - низкое.
Определения качества жизни российскими социологами также основываются на субъективных характеристиках этого явления. Так, И. В. Бестужев-Лада считает, что качество жизни - это совокупность ряда важнейших жизненных ценностей [13, с. 21].
Наиболее ценным представляется поход к определению качества жизни через системное представление трех компонент. Российские специалисты из ГУ «Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики «ВНИИТЭ» определяют качество
жизни как системное понятие, определяемое единством его компонентов: самого человека как биологического и духовного существа, его жизнедеятельности и условий, в которых она протекает. Ученые полагают, что «наиболее обоснованной является трактовка качества жизни населения с позиций понимания сущности жизни людей как процесса, направленного в целом на сохранение и развитие жизни человечества во все более широких границах природных условий путем созидательной деятельности и борьбы, преодоления природных, личностных и социальных противоречий и трудностей» [4].
Обобщая все вышеуказанные подходы к определению, отечественные ученые Н.А. Кизим и В.А. Зинченко [14, с. 87-88] дают следующее определение качеству жизни: это многоуровневая категория, которая может характеризовать совокупное состояние качества жизни населения страны, качество жизни определенных общественных классов, социальных групп или отдельных пластов населения, качество жизни конкретного лица или семьи. Определение понятия «качество жизни населения» влияет на показатели, которые избраны для ее оценивания. Они могут характеризовать как один элемент качества жизни, так и всю их совокупность, которая в определенной мере зависит от объекта исследования. Перечень этих показателей довольно часто включает такие: здоровье, возможность вести здоровый образ жизни на всех этапах жизненного цикла, индивидуальное развитие путем обучения, занятость и качество трудовой жизни, досуг, возможность приобретения товаров и пользование услугами, личная безопасность и правовые органы, социальные возможности и социальная активность.
В понимании Н.А. Кизима и В.А. Зинченко модель «качества жизни» - это комплексная интегральная характеристика направлений взаимодействия личности с ее социальным окружением и государственной властью, отражающая степень социальной свободы человека, возможности его всестороннего развития, совокупность материальных, культурных и духовных ценностей, представленных в его распоряжение. Главным показателем в этой характеристике выступает степень субъективной удовлетворенности личности образом своей жизнедеятельности в конкретном социальном окружении.
В связи с этим встает вопрос об измерении уровня качества жизни населения, учитывая все вышеизложенные показатели. Разработанный экспертами ООН подход к оценке качества жизни, основанный на определении индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) с учетом тендерного фактора (ИРГФ) предусматривает использование показателей, характеризующих ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования, уровень удовлетворения социальных потребностей. В основе этого подхода лежит Индекс человеческого развития, который был разработан в 1990 году пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком (МаЬЬиЬ и1-Нас[).
Индекс человеческого развития - это совокупный показатель уровня развития человека в той или иной стране, поэтому иногда его используют в качестве синонима таких понятий как «качество жизни» или «уровень жизни». ИЧР измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан, по трем основным направлениям, для которых оцениваются свои индексы:
индекс ожидаемой продолжительности жизни: здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении;
индекс образования: доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения;
индекс валового национального дохода: достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового национального дохода (ВНД) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).
Эти три измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, среднее геометрическое которых представляет собой совокупный показатель ИЧР в диапазоне от 0 до 1. Затем государства ранжируются на основе этого показателя. Показатели индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) для Украины представлены в табл. 1.
Приведенные данные свидетельствуют, что в Украине на протяжении анализируемого периода наблюдается позитивная динамика ИРЧП. Однако, это не самые лучшие темпы. В мире Украина занимает 78-е место по уровню человеческого развития из 187 стран. Парадокс
заключается в том, что страны, которые наиболее пострадали от мирового кризиса, существенно опережают нашу страну по данному показателю. А именно Венгрия, Болгария и Румыния (одни из самых бедных стран ЕС) занимают соответственно 37, 57 и 56 места, Латвия
Таблица 1
ИРЧП в Украине, 1980-2012 гг.1
Годы Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет Уровень грамотности взрослого населения, % Совокупный валовый обхват образованием (обоих полов), % Индекс образования ВВП на душу населения (2005 дол. по ППС) ИРЧП
1980 69,3 - - 0,627 - -
1985 7,02 - - - - -
1990 69,8 - - 0,712 8,063 0,714
1995 69,8 - - - - 0,67
2000 67,4 99,0 84,0 0,775 3,696 0,673
2005 67,5 99,0 88,0 0,839 5,583 0,718
2006 67,5 99,0 89,0 0,845 6,032 0,725
2007 67,6 99,0 90,0 0,851 6,547 0,732
2008 67,7 99,0 91,0 0,856 6,734 0,736
2009 67,9 99,7 92,0 0,858 5,763 0,728
2010 68,2 99,7 92,0 0,860 6,023 0,733
2011 68,5 99,7 92,0 0,860 6,359 0,737
2012 68,8 99,7 - 0,860 - 0,740
1 Составлено по данным http://hdr.undp.org/en/statistics/.
(в июне 2009 г. официально признала банкротство) - 44 место и, при этом, входят в 44 страны с высоким уровнем человеческого развития (Statistics, 2012). Украина же занимает место среди стран, обеспечивающих для своих граждан средний уровень. Неизменным лидером остается Норвегия, в которой ИРЧП составляет 0,955. Продолжительность жизни в этой стране составляет 81,3 лет, ВВП на душу населения - 46,982 дол. США. Для сравнения, в Украине ВВП на душу населения- 6,359 дол. США. Показатели индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) Украины в сравнении с некоторыми странами Содружества, Европы и Центральной Азии представлены в табл. 2.
Таблица 2
ИРЧП Украины по отношению к другим странам
_и группам, 2012 г._
ИРЧП Рейтинг страны по ИРЧП Ожидаемая продолжительность жизни при рождении Ожидаемая продолжительность обучения Средняя продолжительность о бучения ВНД на душу населения (ППС дол. США)
Украина 0,740 78 68,8 14,8 11,3 6,428
Казахстан 0,754 69 67,4 15,3 10,4 10,451
Россия 0,788 55 69,1 14,3 11,7 14,461
Европа и Центральная Азия 0,771 - 71,5 13,7 10,4 12,243
ИЧР в Украине в 2012 г. составляет 0,740. Тем не менее, когда значение скорректировано с учетом неравенства ИРЧП падает до 0,672, то потеря составляет 9,2% вследствие неравенства в распределении размера индексов. В Казахстане потери из-за неравенства составляет 13,6%. Средний убыток из-за неравенства для стран с высоким уровнем ИРЧП составляет 20,6%, а для Европы и Центральной Азии - 12,9%.
Выводы. Таким образом, для экономической науки в Украине существует объективная необходимость исследования методологических подходов к пониманию качества жизни, представлению ее как единства человека как биологического и духовного существа, жизнедеятельности и условий, в которых эта жизнедеятельность протекает. Результаты сравнительного анализа по индексу ИРЧП дают основание полагать, что в Украине имеется значительный незадействованный потенциал экономических и социальных условий, которые могли бы обеспечивать надлежащий уровень качества жизни населения в Украине и ее регионах. Дальнейших исследований требует проработка вопросов по выявлению региональной дифференциации качества жизни в Украине и ее соотношения с промышленным развитием региона.
Литература
1. Bradburn N.M. The structure of psychological well-being / N. M. Bradburn. -Chicago: Aldine, 1969.
2. Сен А. Развитие как свобода / А. Сен. - пер. с англ. под. ред. и с послес. М.Н. Нуреева. -М., 2004.
3. Айвазян С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях / С.А. Айвазян. - М. : ЦЭМИ РАН, 2000. - 117 с.
4. Задесенец Е.Е. Методология измерения и оценка качества жизни населения России / Е.Е. Задесенец, Г.М. Зараковский, И. В. Пенова // Мир измерений. - 2010. - № 2 - С. 37-44.
5. Едронова В.Н. Оценка качества жизни как актуальное направление оценки уровня социально-экономического развития региона / В.Н. Едронова, Н. В. Соловьева // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 40. - С. 2-8.
6. Лига М.Б. Качество жизни как основа социальной безопасности: моногр. / М.Б. Лига. - М.: Гардарики, 2006. - 223 с.
7. Чепурко В.В. Подход к определению уровня качества жизни населения в контексте оценки социально-экономической дифференциации региона / В.В. Чепурко, Н.В. Кочеткова // Економiчний просир. -№ 63. - 2012. - С. 161-170.
8. Айвазян С. А. Анализ синтетических категорий качества жизни населения субъектов Российской Федерации: их измерение, динамика, основные тенденции / С.А. Айвазян // Уровень жизни регионов России. - 2002. - № 11. - С. 5-41.
9. Панкратова Е. В. Комплексная методика оценки качества жизни региона / Е.В. Панкратова // Вестник ИГЭУ. - Вып. 1. - 2009. - С. 1-7.
10. International Human Development Indicators. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hdrstats.undp.org/ en/tables/.
11. Попов С.И. Проблема качества жизни в современной идеологической борьбе / С.И. Попов. - М.: Политиздат, 1977. - 279 с.
12. Современные концепции уровня, качества и образа жизни. - М.: ИСИ АН СССР, 1978. -198 с.
13. Бестужев-Лада И.В. О качестве жизни / И.В. Бестужев-Лада, Г.С. Батыгин// США экономика, политика, идеология. - 1978. - № 1 - С. 23-24.
14. Кизим Н.А. Качество жизни населения и внешнеэкономическая деятельность предприятий / Н.А. Кизим, В.А. Зинченко. - Х.: ИД «ИНЖЭК», 2009. - 184с.
Представлена в редакцию 28.07.2012 г.