4 Мокропуло А.А. Конкурентоспособность как фактор устойчивого развития предприятия //Научный вестник Южного института менеджмента. 2017. № 3 (19). С. 57-62.
Sources:
1.Kosmachevskaya A.I. The relationship of the financial and economic systems on the example of Russia // Scientific community of students of the XXI century. Economic Sciences: Sat. st. on mat. XIX International stud scientific-practical conf. No. 4 (19). URL: http://sibac.info/archive/economy/4(19).pdf
2.Nikulina OV, Brovarets AK Innovative activity of banks in the context of globalization (on the example of PJSC "Sber-bank of Russia") / In the collection: Institutes and mechanisms of innovation development: world experience and Russian practice. Collection of scientific articles of the 6th International Scientific and Practical Conference Kursk. The responsible editor AA. Gorokhov. 2016. P. 179-181.
3.Strategic issues of the state policy implementation of import substitution at industrial enterprises Strogonova E.I., Mokropulo A.A., Ermolenko O.M., Cushu S.O. Journal of Internet Banking and Commerce. 2016. Т. 21. № 3. С. 223.
4.Mokropulo A.A. Competitiveness as a factor of sustainable enterprise development / / Scientific Herald of the Southern Institute of Management. 2017. No. 3 (19). Pp. 57-62.
Л.А. Цурова - к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», (89286944041, [email protected]),
L.A. Tsurova, Ph.D., associate professor of the department "Finance and Credit" FSBEI of HE "Ingush State University";
Б.М. Мусаева, ассистент кафедры «Экономика предприятий» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», (89286944041, [email protected]),
B.M. Musaeva, assistant of the department "Enterprise Economics" FSBEI of HE "Chechen State University".
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНСТРУМЕНТОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ SOME APPROACHES TO STUDYING THE TOOLS OF FINANCING INNOVATION
Аннотация. Инновационное развитие сегодня является обязательным условием устойчивого и конкурентного развития любого государства. Задача инновационного развития РФ, помимо осуществления серьезных технологических инноваций, требует разработки новых стимулов и инструментов финансирования инноваций. Этот процесс сопряжен с кардинальным обновлением механизма управления инновациями, совершенствованием методов и управленческого инструментария в инновационной деятельности. И это естественно, ибо в промышленном комплексе хронически отсутствуют эффективные, мобильные, и, в конечном итоге, конкурентоспособные экономические субъекты, восприимчивые к техническим и организационным нововведениям. Для промышленного комплекса РФ характерна несбалансированность составляющих инновационной сферы, низкая конкурентоспособность готовой промышленной продукции, и не высокий уровень внедрения новаторских научных разработок. Все это крайне негативно сказывается на конкурентоспособности производимой продукции, не позволяет усилить позиции отраслей отечественной промышленности на мировом рынке. В целях активизации более качественного роста промышленного комплекса и радикального изменения сегодняшней ситуации, необходимо совершенствовать механизм инновационного развития и обеспечить эффективное управление инновационной деятельностью промышленных предприятий.
Annotation. Innovative development today is a prerequisite for sustainable and competitive development of any state. The task of innovative development of the Russian Federation, in addition to the implementation of serious technological innovations, requires the development of new incentives and instruments for financing innovations. This process is associated with a fundamental renewal of the innovation management mechanism, improvement of methods and managerial tools in innovation activity. And this is natural, because the industrial complex is chronically lacking effective, mobile, and, ultimately, competitive economic agents susceptible to technical and organizational innovations. The industrial complex of the Russian Federation is characterized by an imbalance in the components of the innovation sector, low competitiveness of finished industrial products, and a low level of introduction of innovative scientific developments. All this extremely negatively affects the competitiveness of products, does not allow to strengthen the position of domestic industries in the world market. In order to enhance higher-quality growth of the industrial complex and radical changes in the current situation, it is necessary to improve the mechanism of innovative development and ensure effective management of the innovative activities of industrial enterprises.
Ключевые слова: глобальные экономические вызовы, конкуренция, инновационное развитие, эффективные инструменты, краундфандинг, финансирование инноваций, управление.
Keywords: global economic challenges, competition, innovative development, effective tools, crowdfunding, financing of innovations, management.
Реализация поставленной Правительства РФ Стратегий инновационного развития России потребовало, в т. ч. поиска альтернативных инструментов финансирования инвестиционных процессов, причем с концентрацией на ранних этапах развития бизнеса.
Одним из таких инструментов является краудфандинг, который объединил в себе посредством доступности интернет-пространства возможности задействования особых финансовых ресурсов населения. Примечательно, что по прогнозам Всемирного банка инвестиционные вложения, саккумулированные через краудфандинг к 2025 году составят около 100 млрд. руб. (для сравнения - в 2012 г. они составили 3,2 млрд. руб.).
Примечательно, что эта сумма в 2 раза больше, чем инвестиции в мировой рынок венчурного финансирования. [1,2]
Все это, безусловно, требует разработки теоретических и методологических положений, определяющих основные требования к новым инструментам финансирования инноваций.
В текущих реалиях, говоря о векторе развития мирового экономики, ученые больше стали рассуждать о формировании экономики знаний, экономики инноваций. Однозначно, что подобный тип экономики нуждается в обосновании и построении в стране целостной системы, качественно преобразующей современные знания в новые высокоэффективные технологии, продукты и услуги для потребления с «новым» вкусом. Эта система называется национальной инновационной системой. [4,6,7,10]
Анализ специальной литературы по исследованию сущности инноваций позволяет выделить 2 основных подхода к его пониманию: объективный подход и процессный подход. [4,13,16]
Сторонники первого подхода рассматривают инновации в виде конечного результата деятельности, как технологию, продукцию...
Сторонники второго подхода рассматривают инновацию в виде определенного процесса, изменения, использования.
В своем исследовании мы предпочитаем базироваться на зарубежных исследованиях (в частности, «Maval Oslo»), что позволяет нам рассматривать инновацию как процесс изменений.
Инновации присущи следующие особенности:
- открытость (это означает наличие возможности непрерывной корректировки инновационной деятельности в процессе ее реализации);
- нелинейность (инновации имеют непредсказуемый характер, всегда присутствует момент неопределенности в появлении и осуществлении, что является предпосылкой разных вариаций и моделей инновационного развития);
- динамичность (непрерывное развитие, совершенствование видов и форм инновационного развития);
- системность инноваций (мобилизация всех видов и форм деятельности на разных уровнях в единый процесс, ориентированный на реализацию главной инновационной идеи).
Жизненный цикл инновации состоит из ряда этапов реализации нововведений:
На первом этапе - «посевной» («seed») происходит продвижение бизнес-идеи.
На втором этапе (становление - «start-up») фирма уже готова представить образцы готового продукта для выхода на рынок.
На третьем этапе - (стадия роста - «growth») предприятие не только уже имеет готовый рыночный продукт, но и собирается его производить, правда, лишь в небольшом объеме (из-за скудности финансовых средств). Требуется привлечь инвесторов, рекламодателей и т.п.
На четвертом этапе (расширение («expansion») компания заработала на полную мощность, ее продукция имеет повышенный интерес.
Надо отметить, что на практике в мировом хозяйстве сформировались довольно универсальные тенденции систем инновационного развития. Ключевая роль в этом деле принадлежит государству, оно стимулирует и развивает координационные механизмы для связки действий их субъектов и регулирует «провалы» рынка. В последнем случае государство берет на себя существенную часть расходов и ответственность, регулирует вектор развития рынка инноваций и оперативно реагирует на изменения ситуации. [5,18,19]
И это естественно, ибо рынок сам по себе не в состоянии вынудить инвесторов покинуть наиболее прибыльные на сегодня сырьевые секторы и перевести высвобождаемые капиталы в сектора с очень высокими рисками и несравнимо с более длительными сроками окупаемости.
Все это требует уточнения области и степени участия государства, бизнеса и граждан в процессах инновационного развития.
Государство может финансировать инновационное развитие напрямую из государственного бюджета в отдельные проекты и путем создания преференции для частных инвесторов методом разделения рисков (это, в частности, может быть уменьшение налоговой нагрузки, устранения всевозможных барьеров, вложения в развитие инфраструктуры и т.п.)
На наш взгляд, ключевая задача государства в рассматриваемом вопросе заключается в формировании условий для наращивания экономической отдачи от вложений в науку.
Как видно из вышеизложенного, государство в инновационной сфере может выступать как в роли инвестора (партнера), так и в роли администратора. Нам представляется важным установить баланс между двумя этими положениями, ибо государство и как инвестор, и как администратор обязано мобилизовать все свои усилия на своевременном финансировании инвесторов, направленных на развитие инфраструктуры и высокотехнологичных видов производства. Надо при этом выделить, что государственные капитальные вложения ни в коем случае не направлены на вытеснение частных инвестиций, а наоборот - на их задействования.
Одним из значимых элементов финансовой системы любого государства с развитой рыночной экономикой являются финансовые институты. Под последними мы понимаем совокупность предприятий, обеспечивающих доступ к финансовым ресурсам, осуществляющих мобилизацию и перераспределение финансовых ресурсов с целью решения социо-эколого-экономических проблем инновационного развития и модернизации экономики.
Финансовые институты развития инноваций также выполняют каталитическую роль в привлечении крупных инвесторов, оценивают социально-экономическую эффективность проектов развития, сопровождают инвестпроекты долгосрочными кредитами, оказывают техническую помощь ключевым отраслям экономики.
В числе новых моделей финансирования инновационных проектов, причем, именно на высокорисковых стадиях можно выделить краудфандинг, называемый «ультимативным посредником между компаниями и домохозяйством [3,12,17].
Понятие «краудфандинг» изначально было сопряженно с понятием - народ, толпа. На ранних периодах дефиниция этого понятия подавалась именно с позиции социальной психологии.
В России все еще не выработаны эффективные и доступные широкому кругу людей организационно-экономические механизмы превращения идеи в коммерческий проект, изобретения, патент.. .[8,9,14,15]
Эта новая модель аккумулирования капитала за короткий срок выросла в организационную индустрию. Этому способствовал мировой экономический кризис 2008-2009гг., когда стало практически невозможным привлекать денежные средства традиционными способами.
Можно вспомнить, что в эти годы банковские структуры практически прекратили выдачу кредитов малому предпринимательству, вследствие чего предприимчивые бизнесмены нашли новую нишу в интернете. Следствием этого стало открытие серьезных онлайн-площадок по сбору народных денег в разных странах, в т. ч. - в США - 344 ед., в Британии - 87, России - 4 и т.д. [1,3].
Надо отметить, что основная масса краудфандинг компаний ориентирована на новые предприятия и стартапы, иными слова - на предприятия, которые абсолютно лишены банковского и иного финансирования, и более того, обладают повышенным риском.
Исследуемый финансовый инструмент, уже успевший стать феноменом, имеет ряд особенностей:
1. Бесспорно, краудфандинг является самым демократичным (доступным) источником в сравнении с другими финансовыми инструментами.
2. Он единственный, кто возник и развивается благодаря интернет технологиям.
3. Его доступность и прозрачность позволяет привлекать в лице инвесторов большой круг непрофессиональных инвесторов, обыденных граждан.
4. В этой модели финансирования инвестиций и инноваций инвесторы сами ищут компании, в то время, когда в традиционных моделях, как правило, компании сами ищут инвесторов.
Интересен и состав участников финансирования инвеспроектов при использовании модели краудфан-
динга:
1. Эмитент (инноватор).
2. Финансовый портал (интернет-платформа).
3. Инвесторы.
Краудфандинг аккумулирует и мобилизует все приведенные выше три категории, т.к. это является необходимым условием существования рассматриваемого финансового инструмента инновационного развития.
Напомним, основной задачей образования и функционирования модели коллективного финансирования является привлечение чьих-то финансовых средств для осуществления какой-либо идеи или проекта.
Технологически любой инициатор проекта больше всего нуждается в финансировании на начальных стадиях развития своего довольно необычного бизнеса, или продвижения своих новшеств. При этом, особенно, в условиях экономического кризиса, практически невозможно задействовать традиционные источники финансирования (в частности, банковские кредиты, грантовую помощь, венчурный капитал и т.п.). И это естественно, так неизменно «рядом» присутствует угроза высоких рисков, низкая платежеспособность, отсутствие гарантий, поручителей и т.п. [11,16]
В качестве посредника выступают специализированные медиаторы крауд-финансирования в виде финансового портала (интернет-платформы), выполняющего роль финансовых и информационных посредников. Т.е. они реализуют связывающую функцию между инициаторами инвестпроекта и инвесторами.
Рассмотрим типовой алгоритм работы краудфандинга. Некто инициатор желает осуществить свою задумку. Для этого он находит сайт-посредника, на котором размещает свой проект и заявляет сумму, необходимую для сбора, определяет требуемое для этого время и обещает за это что-то «толпе» взамен. Как правило, это продукция деятельности, на которую и собираются денежные средства.
Далее инициатор начинает «привлекать» аудиторию потенциальных инвесторов. При этом, допустим в среднем входной чек равен 30 долларам.
В итоге, если проект удачно реализовать, то инициатор получает необходимую сумму. В случае, если не удалось собрать необходимую сумму, то собранные деньги в обязательном порядке возвращаются «толпе». Как правило каждый второй проект оказывается успешным.
Как видно из вышеизложенного, можно утверждать, что краудфандинг является деятельностью, демаркированной от благотворительности, спонсорства, инвестированная и наиболее близкой по структуре к общественному размещению акций.
Примечательно, что как показывает мировая практика, деятельность краудфандингов-медиаторов не подпадает обязательной регистрации и функционирует без каких-либо специальных лицензий.
В числе основных задач организации развития специализированных платформ в РФ можно отметить такие как:
- выявление и сотрудничество с потенциальными инвесторами на рынке с целью задействования их для реализации перспективных проектов;
- поиск и отбор наиболее привлекательных инновационных проектов;
- информационное обеспечение участников инвестиционной деятельности.
Особая роль в процессах финансирования инноваций посредством задействования института краудфан-динга принадлежит именно инвесторам, в числе коих с позиций именно инвестиционного и инновационного развития можно выделить два типа:
- обыденные инвесторы венчурного рынка
- новые группы инвесторов (инвестиционные брокеры, паевые инвестиционные фонды и непрофессиональные инвесторы).
В числе основных преимуществ краудфандинга при финансировании инновационных стартап-проектов можно отметить следующие:
1. Заметно уменьшилась роль финансовых посредников, что является довольно значимой проблемой современного мира инвестиций.
2. Технология краудфандинга позволяет избавиться от привычных посредников и получать финансирование без участия банков и других подобных учреждений.
3. Реализация инновационной идеи стало впервые возможным без ига банковского кредитования. Высокорисковый бизнес, связанный со многими неизвестностями, при банковском кредитовании был бы неизбежно подвергнут высоким кредитным ставкам, что делает этот вариант получения средств еще более отдаленным. И наоборот - при использовании технологии краудфандинга появляются широкие возможности поделиться бизнес-идеей с огромной аудиторией потенциальных инвесторов.
4. Примечательно, что все действия по продвижению стартапа среди возможных заказчиков, по своей сути, есть бесплатный маркетинг, к тому же формирующий устойчивую основу поддержки бизнеса на всех стадиях его жизненного цикла. Особо это впечатляюще на фоне традиционных способов финансирования, в ходе которых инвесторы вынуждены отвлекать существенные суммы на рекламу, продвижение продукции.
5. Следующим плюсом является то, краудфандинг позволяет поверить «живучесть» планируемого инвестпроекта. Это нельзя сравнить с венчурной индустрией, где профессиональные инвесторы вынуждены реально вкладывать в проекты...
6. Прозрачность, публичность и возможность контроллинга за реализацией инновационного проекта.
Надо также отметить и исключительную роль акционерного краудфандинга в развитии высокотехнологичных и инновационных стартапов.
В заключении хотим отметить, что приведенные в статье отдельные выводы и положения направлены на развитие теоретических основ формирования нового механизма финансирования инновационной деятельности в современной России и дополняют классические финансовые инструменты социально значимым и эффективным краудфандингом.
Источники:
1. Акимов А.В., Шиляев Д.А. Перспективы развития краудфандинга в России по зарубежному опыту // Экономика и управление в машиностроении. - 2014. - №6 - с.58-59.
2. Горлов В.В. Венчурное финансирование инвестиционных проектов и особенности его развития в России // Налоговое планирование. - 2011 - №2. - с.14-19.
3. Ковалев А. А. Анализ краудфандинга как инвестиционной модели. Региональный аспект//Экономика и предпринимательство. - 2013.№124. - С.287-289.
4. Литвинова А.В. Формы стимулирования инновационной деятельности и принципы их реализации // Руке-ровский вестник. - 2015.- №1 - С. 53-63.
5. Мажигова Е.М., Мисаков В.С., Гоова Р.Х. Систематизация принципов стратегического управления предприятиями/Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т. 5. № 4-2. С. 152-155.
6. Мисаков В. С Функционально-стоимостный анализ сроков строительства/Бухгалтерский учет. 1985. № 8. С. 0.
7. Мисаков В.С. Новые формы экономической работы в строительстве// Нальчик, 1986.
8. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства// Бухгалтерский учет. 1985. № 8. С. 0.
9. Мисаков В.С., Бут В.В., Аджиева А.Ю. Инновационная инфраструктура как ресурс достижения сбалансированного развития региона//Экономика и предпринимательство. 2017. № 6 (83). С. 200-203.
10. Мисаков В.С., Мальсагов И.А. Экономический анализ - основа самоуправления в производственных объединениях/Нальчик, 1991.
11. Мисаков В.С., Озроков А.О. Методические рекомендации развития информационных технологий в региональных производственных комплексах//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 5 (55). С. 115-120.
12. Мисаков В.С., Хапаева Ж.Б Анализ качества и объема аудиторской выборки//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 5 (55). С. 121-127.
13. Ногмова Л.А., Мисаков В.С. Формирование экономического потенциала в контексте сбалансированного регионального развития//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2016. № 3 (71). С. 143-148.
14. Пестова А.А. Финансирование инноваций в поисках российской модели // Банковское дело. - 2009. - №1. -
С. 48-52.
15. Уянаев Б.Б., Мисаков В. С Новая модель развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности России//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2015. № 3 (65). С. 135-140.
16. Фрумина С.В. Зарубежный опыт финансирования научных исследований и разработок // Налоги и налогообложение. - 2014 - С.758-765
17. Черкесов С.Х., Мисаков В.С., Бетрозов М.Х. Противодействие организованной преступности как основа региональной системы экономической безопасности//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2014. № 4 (60). С. 121-127.
Sources:
1. Akimov A.V., Shilyaev D.A. Prospects for the development of crowdfimding in Russia from foreign experience // Economics and Management in Engineering. - 2014. - №6 - p.58-59.
2. Gorlov V.V. Venture financing of investment projects and features of its development in Russia // Tax planning. - 2011 -№2. - p.14-19.
3. Kovalev A. A. Analysis of crowdfunding as an investment model. Regional aspect // Economy and entrepreneurship. -2013.№124. - S.287-289.
4. Litvinova A.V. Forms of encouraging innovation and the principles of their implementation // Rukerovsky Bulletin. -2015.- №1 - p. 53-63.
5. Mazhigova, EM, Misakov, VS, Goova, R.Kh. Systematization of the principles of strategic management of enterprises // Economic Journal of Rostov State University. 2007. V. 5. No. 4-2. Pp. 152-155.
6. Misakov V.S. Functional and cost analysis of construction time // Accounting. 1985. No. 8. P. 0.
7. Misakov V.S. New forms of economic work in construction // Nalchik, 1986.
8. Misakov V.S. Functional and cost analysis of construction time // Accounting. 1985. No. 8. P. 0.
9. Misakov V.S., But.V.V., Adzhieva A.Yu. Innovative infrastructure as a resource for achieving balanced development of the region // Economy and Entrepreneurship. 2017. No. 6 (83). Pp. 200-203.
10. Misakov V.S., Malsagov I.A. Economic analysis - the basis of self-government in industrial associations // Nalchik, 1991.
11. Misakov V.S., Ozrokov A.O. Guidelines for the development of information technologies in regional industrial complexes // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. № 5 (55). Pp. 115-120.
12. Misakov VS, Khapaeva Zh.B. Analysis of the quality and volume of the audit sample // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. № 5 (55). Pp. 121-127.
13. Nogmova L.A., Misakov V.S. Formation of economic potential in the context of a balanced regional development // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2016. № 3 (71). Pp. 143-148.
14. Pestova A.A. Financing Innovation in Search of the Russian Model // Banking. - 2009. - №1. - p. 48-52.
15. Uyanaev BB, Misakov V.S. A new model for the development of rural territories and ensuring food security of Russia // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2015. № 3 (65). Pp. 135-140.
16. Frumina S.V. Foreign experience in financing research and development // Taxes and taxation. - 2014 - P.758-765
17. Cherkesov S.Kh., Misakov V.S., Betrozov M.Kh. Counteraction against organized crime as the basis of the regional economic security system // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2014. № 4 (60). Pp. 121-127.
С.А. Чернявская - профессор кафедры теории бухгалтерского учета, доктор экон. наук, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (e-mail: [email protected]),
SA Chemavsknya - Professor of the Department of accounting theory, DocLEkon.D., Kuban state agrarian University named after I.T. Trubilin;
И.Ю. Касарина, М.А. Малашенко - студентки, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина,
l.Yu. Kasarina, M.A. Malashenko - the students, Kuban state agrarian University named after I.T. Trubilin
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ЗАО ОПХ «ЦЕНТРАЛЬНОЕ» Г. КРАСНОДАРА ANALYSIS OF FIXED ASSETS CJSC OPH "CENTRAL" G. KRASNODARA
Аннотация. В данной статье авторами рассмотрен анализ финансовых индикаторов экономического субъекта, который дает возможность определить наиболее оптимальные методы применения ресурсов и сформировать структуру ресурсов предприятия, а также способен представлять в качестве инструмента для планирова-