Научная статья на тему 'Некоторые подходы к формированию научно-инновационной политики'

Некоторые подходы к формированию научно-инновационной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ПРИНЦИПЫ / ПОДХОДЫ / РАЗРАБОТКА / ИННОВАЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / METHODOLOGY / PRINCIPLES / APPROACHES / WORKING OUT / AN INNOVATION / A COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волов М. А.

В статье рассмотрены методологические аспекты, принципы и подходы формирования научно-инновационной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some approaches to the formation of science and innovation policy

In article methodological aspects, principles and approaches of formation of a scientificallyinnovative policy are considered.

Текст научной работы на тему «Некоторые подходы к формированию научно-инновационной политики»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

5

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

ВОЛОВ М.А.,

кандидат экономичесих наук, доцент, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены методологические аспекты, принципы и подходы формирования научно-инновационной политики.

Ключевые слова: методология; принципы; подходы; разработка; инновация; конкуренция.

In article methodological aspects, principles and approaches of formation of a scientifically-innovative policy are considered.

Keywords: methodology; principles; approaches; working out; an innovation; a competition.

Коды классификатора JEL: O31, O38.

Успешное проведение социально-экономических реформ в нашей стране требует всестороннего использования ее огромного научно-технического потенциала, активного участия отечественной науки в стратегическом обновлении России в соответствии с ее общенациональными интересами и целями. Это предполагает согласование имеющихся в обществе по данной проблеме позиций, выработку единых принципиальных подходов к базисным вопросам развития науки АПК России на ее новом историческом этапе [5].

Названным целям служит система разделяемых российским обществом, государством и учеными взглядов, выраженных в виде программно-декларативных политических установок, определяющих цели развития, принципы организации, роль науки АПК в становлении новой России как передовой экономически развитой страны и лежащих в основе ее государственной научно-инновационной политики.

Национально-государственная стратегическая цель в научно-инновационной сфере — превращение отечественной науки АПК в действенный национальный ресурс роста благосостояния граждан, динамичную, самоуправляющуюся, многоукладную, приоритетно поддерживаемую государством, обществом и бизнесом интернациональную систему производства знаний, сочетающую масштабные фундаментальные исследования с конкурентоспособными прикладными НИОКР, обеспечивающими вхождение России в состав высокоразвитых стран мирового сообщества.

Национально-государственная тактическая цель в сфере науки в период кризиса и стабилизации экономики состоит в сохранении лучшей, наиболее плодотворной части научного потенциала АПК России и минимально необходимого для ее будущего фронта фундаментальных и стратегических прикладных НИР, реализации антикризисной роли науки в обществе, создании условий активного развития инновационной сферы, включая внедрение систем управления качеством и повышение эксперта наукоемких товаров [2].

В центр научно-инновационной политики необходимо поставить инноватора, исследовательскую элиту страны, породовые научные коллективы, составляющие научный и инновационный потенциал страны.

При формировании научно-инновационной политики выделяют следующие основные ее цели:

■ предвидение стратегических изменений в экономике, рынке, продукции, технике, технологии и т. д. и разработка необходимых мер реагирования или организационно-экономической, технической поддержки инновационных решений;

■ долговременное обеспечено потребностей в продукции высокого качества;

■ выявление предпосылок той или иной инновационной динамики;

■ создание условий для регулярного обновления производства;

■ достижение экономичности производства;

■ непревышение разумных пределов экономического риска.

Выделим основные направления научно-инновационной политики АПК России:

■ избирательное развитие принципиально новых, критически важных технологий, нацеленное на повышение экспортного потенциала по отдельным видам продукции;

© М.А. Волов, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

■ широкомасштабное внедрение базовых технологий, обеспечивающих повышение качества продукции, экологическую безопасность, сокращение издержек производства и снижение дефицитности внутреннего рынка за счет массового использования в производстве имеющихся отечественных научно-технических достижений и закупки зарубежных лицензий;

■ свертывание технологически устаревших производств; изменения в технике и технологии, обеспечивающие необходимые масштабы ресурсосбережения;

■ разработка мер, противостоящих «утечке мозгов» и высоких технологий за границы страны;

■ реформирование системы подготовки научных кадров;

■ формирование механизма регулирования и поддержки научно-технической деятельности, адекватных кризисным условиям и противодействующих климату инновационной пассивности в стране, изолированности в развитии отдельных секторов науки.

Перечисленные направления научно-инновационной политики сформулированы исходя из основной стратегической задачи развития науки АПК России, заключающейся в формировании целостной, мобильной, продуктивной, в соответствии с мировыми критериями науки, опирающейся на систему подготовки высококвалифицированных научных кадров, интегрированной с мировым научным сообществом, промышленностью страны и способной обеспечить национальную безопасность, сокращение отставаний от уровня инновационного развития ведущих стран мира и прорыв по отдельным направлениям на мировой уровень науки и технологии при переходе к новому этапу техникоэкономического развития [4].

К основным методологическим аспектам формирования научно-инновационной политики в АПК России относятся:

■ подход к науке как важнейшему национальному ресурсу обновления России;

■ опора преимущественно на отечественный научный потенциал АПК в развитии страны, приоритетная поддержка фундаментальных исследований;

■ свобода научного творчества, последовательная демократизация научной сферы, сочетание в ней самоуправления и государственного регулирования;

■ гарантии высокого общественного положения и уровня жизни ведущих ученых страны, защита интеллектуальной собственности, исследований НИО, на результатов научно-инновационной деятельности;

■ приоритет человеческого намерения науки, первоочередное развитие в областях, определяющих качество жизни россиян;

■ конкурентоспособность, состязательность, конкурентность и многоукладность организации научных исследований, селективность их государственной поддержки;

■ поддержка интеграции науки, образования и (бизнеса, инновационной деятельности и предпринимательства ученых, обеспечение эффективного для страны соотношения научной и инновационной деятельности;

■ использование данных науки, экспертных оценок, рекомендаций ученых при принятии важнейших политических, социальных, экономических и научно-технических решений, пропаганда науки и ее значимость для будущего России;

■ содействие интеграции науки АПК России в мировое научное сообщество, равноправному международному сотрудничеству российских ученых.

Исходя из основополагающих требований, предъявляемых к современной научно-инновационной политике, необходимо выделить следующие принципы ее формирования:

1. Принцип целевой ориентации (конечной цели). Несмотря на свою важную роль, которую он играет в формировании инновационных процессов, принцип конечной цели остается за рамками сложившейся практики формирования инновационных процессов.

Преимущественно экстенсивное развитие АПК приводит к тому, что формирование конечного результата — удовлетворение потребности в необходимой продукции — с помощью нововведений подменяется отдельными мероприятиями, осуществление которых не всегда приводит к достижению конечной цели.

Для того, чтобы принцип конечной цели стал действительным инструментом воспроизводства техники, необходима четкая структуризация формирования инновационных процессов с учетом решений, принимаемых на разных стадиях цикла «создание-освоение — распространения научно-технических нововведений» [3, 4].

Для конструктивного использования этого принципа необходимо не только удержать цель на качественном уровне, но и определить, достижение каких количественно и качественно обозначенных подцелей она требует. Количественная определенность подцелей предполагает увязку удовлетворения рациональных потребностей в продукции, создаваемой с помощью новой техники и технологии, с возможностью выделения ресурсов для ее обновления. Поскольку связь между объемом выделяемых ресурсов и уровнем удовлетворения потребностей опосредуется через процесс воспроизводства новой техники, интегрирующей в себя влияние различных факторов, то возникает задача оптимизации параметров (свойств) этого процесса для наиболее эффективного достижения конечной цели.

2. Рассмотрение инновационного процесса как целереализующей системы. Инновационный процесс является сложной динамической системой, в рамках которой имеются различные пути и подходы к решению стоящей перед ней задачи, различающиеся как необходимыми затратами основных видов ресурсов, так и эффективностью их использования.

Отдельные части системы могут описываться с помощью высокоматематических моделей. Однако в рамках системного подхода преимущественное внимание следует уделять не столько им, сколько определению количественно- качественных связей элементов.

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ.

7

3. Комплексность решений при формировании научно-инновационной политики. Формирование научно-инновационной политики предполагает принятие комплексных решений, т. е. умение выявлять и учитывать взаимные связи в развитии производственных процессов при изменяющихся условиях неопределенности. Требование комплексности исходит из того, что к формированию научно- инновационной политики необходимо подходить как к составной части общей стратегии развития науки, техники и процесса производства продукции.

Различие целей, экономических условий, многофакторность инновационных процессов требуют рассмотрения процесса создания новой техники как многоуровневой итерационной процедуры, охватывающей все стадии формирования научно-инновационной политики и принятия решений, начиная от стадии создания техники (технологии) до разработки процедуры эффективного ее использования у потребителем. Наиболее адекватным инструментом реализации такого подхода являются комплексные и целевые программы (проекты) развития отрасли; направлений науки и техники; создания образцов новой техники и т. п. [1, 4].

4. Адаптивность — потенциальная возможность приспосабливаться к различным изменениям в окружающей среде таким образом, чтобы получать в итоге позитивные последствия для деятельности системы в целом.

Относительно к проблематике инновационных процессов этот принцип имеет особое значение: решения, принимаемые в расчете на определенные внешние условия внедрения нововведений, не должны оказаться тупиковыми и не перестраиваемыми в случае непредвиденных изменений этих условий.

Для использования этого принципа необходимо увязать уровень научно-технического потенциала с параметрами (свойствами) создаваемых нововведений, поскольку не каждое производство может воспринимать те или иные нововведения. Инструментом реализации такого подхода является использование системы показателей, результаты анализа применения которой позволяют выявить определенные закономерности адаптации производства к нововведениям. Сформулированные таким образом принципы образуют основу методологии развития и регулирования инновационных процессов, во многом определяя выбор инструментария принятия управленческих решений.

Важнейшим инструментом государственной политики регулирования рыночных процессов, позволяющим концентрировать ресурсы на ключевых направлениях, избегать перенакопления ресурсов в перспективных производствах, является принцип приоритетности. Его реализация предполагает разработку и осуществление комплекса мер, призванных обеспечить структурную перестройку экономики, направленную на изменение технологического уклада и обеспечение на этой основе нового уровня потребления и ресурсосбережения. Важное место среди них занимает определение и выбор приоритетов развития трех основных сфер деятельности: производства, науки и образования.

Наиболее важными здесь, на наш взгляд, являются два аспекта единой проблемы формирования научноинновационной политики:

■ выявление приоритетов развития вышеуказанных сфер;

■ определение стратегии их развития на перспективу.

Приоритеты национально-государственной научно-инновационной политики АПК России - это объекты (направления НТП, сферы науки и т. д.), субъекты (научные и инновационные организации, коллективы, ученые), формы и методы организации науки, в наибольшей мере соответствующие жизненным интересам и целям политического, социально-экономического, технологического развития страны на каждом данном ее этапе, внутренним потребностям развития науки с учетом имеющихся у страны ресурсно-финансовых ограничений, имея в виду как госбюджетные , так и другие, в том числе частные средства на научно-исследовательские работы (НИР) [5].

Разработка данных приоритетов, наряду с оценкой мировых тенденций, историко-культурных и научных традиций России должна базироваться на современных общенациональных целях и приоритетах развития страны и учитываться при их формировании, закладывать основы прогрессивных преобразований в обществе, повышения конкурентоспособности российской экономики на мировой арене.

Безусловным приоритетом стратегической политики России в сфере науки должны оставаться фундаментальные исследования, как правило, безотносительно к области достигнутого уровню развития. Определение приоритетов оправдано лишь в периоды кризиса и стабилизации экономики, а также при изменении тактики научноинновационной политики (переключения ресурсов на стадию прикладных НИР; инноватики и т. п.).

Важнейшей установкой при формировании национально-государственных приоритетов в науке должно стать преодоление технократических тенденций, учет приоритетов гуманитарных исследований, результаты которых играют решающую роль в переломные периоды социально-экономической жизни страны.

Несмотря на то, что сегодня основные точки роста сложились в сырьевых отраслях и отраслях первичной переработки, приоритеты научно- инновационной политики АПК России должны иметь более широкий спектр и включать перспективные направления развития высоких технологий в конкурентоспособных наукоемких отраслях производства товаров и услуг.

В российских условиях, исходя из всей совокупности факторов (перспективности исследований, наличия задела и кадров, необходимых условий и пр.), при разработке и реализации приоритетов целесообразно использовать разные режимы развития научных направлений: способствовать анализу и адаптации зарубежных достижений в отечественную науку и образование; простое воспроизводстве достигнутых масштабов, направления и уровня; постепенное обновление; форсированное развитие.

В рамках государственной научно-инновационной политики реформирование и развитие науки АПК должно рассматриваться и обеспечиваться в единстве с общей логикой экономического реформирования и развития АПК страны, а также с учетом специфики науки как особой сферы общественного сознания и деятельности. По первому

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

вопросу следует опираться на положение о том, что лучшие российские традиции обновления и преемственности, завершение радикального этапа реформ, современное состояние политической и социально-экономической жизни страны диктуют переход к умеренно-радикальному, а затем по мере активизации экономики и преимущественно эволюционному реформированию и совершенствованию общественных институтов. По второму вопросу необходимо предусмотреть период адаптации научно-технического комплекса к рыночной экономике при поддержке государства, этапное, последовательное вхождение науки АПК России в рынок, разграничение ее рыночных и нерыночных сфер, дифференцированные формы и методы их государственного регулирования на этапах преодоления кризисных явлений, стабилизации и активизации научной деятельности.

На этапе преодоления кризисных явлений в научной сфере АПК требуется глубокий анализ ее достояния, разработка и принятие стратегии и тактики государственной научно-инновационной политики, минимальных нормативов госбюджетной поддержки науки (не менее 4 % расходной части федерального бюджета), обеспечивающих сохранение ее исследовательского «ядра». Должны быть определены меры по совершенствованию организации государственного управления наукой, предотвращению «утечки мозгов», институциональной и структурной перестройке научно-технического потенциала, введению эффективных рейтинговых, аттестационных и экспертных систем. Требуется обеспечить государственную поддержку необходимого АПК России фронта фундаментальных НИР, селективную поддержку прикладных конкурентоспособных НИР, социальную защиту и поддержку научной и инновационной элиты, основных научных школ, государственных научных центров подготовки научных кадров, государственных университетов и вузов, библиотек, информационных центров. Необходимо содействие формированию рынка научной продукции и интеллектуального труда. Экономические льготы и субсидии в данный период должны иметь, как правило, селективный и адресный характер.

На этапе стабилизации экономики и научной сферы АПК необходимо последовательное увеличение и расширение государственной поддержки фундаментальных и стратегических прикладных НИР, структурной, в т. ч. кадровой перестройки науки, интеграции науки и образования, инновационно-предпринимательской деятельности ученых. Необходимо расширить участие научного сообщества в разработке и реализации государственной научноинновационной политики: проведена антимонопольная деятельность в науке, продолжена приватизация части государственных, научно-исследовательских организаций (НИО) по соответствующей программе: расширены источники финансирования, возможности существенного роста заработной платы научных работников, использования экономических льгот в научно-инновационном сборе, участия национального и иностранного капитала в российских научно-инновационных программах (проектах), международного сотрудничества; расширено поэтапное введение федеральной контрактной системы в сфере НИОКР, систем управления качеством товаров и услуг.

На этапе общего экономического подъема и активизации научно-инновационной деятельности окончательно следует определить национальные научные приоритеты. Государственная поддержка фундаментальных и стратегических прикладных исследований за счет средств федерального бюджета приблизится в относительном выражении к уровню экономически развитых стран. Сформируются эффективные государственно-общественные механизмы управления российской наукой, получит дополнительное, в значительной мере самостоятельное развитие наука в регионах с учетом их социально-экономических особенностей. Будет задействована многоканальная конкурсноконкурентная система финансирования российской науки; сформирована и реализована система экономических льгот и субсидий для научной сферы, качественно новая по уровню и формам мотивация и социальная защита научного труда; создан благоприятный инновационный и инвестиционный климат для активного вложения в отечественную науку и инноватику средств национального и иностранного капитала, международных организаций, частных лиц. Получат интенсивное развитие формы интеграции академической, вузовской и отраслевой науки, научных и образовательных структур, сеть российских инновационных и инжиниринговых центров, технопарков и технополисов, малых научных и инновационных структур. Научно-технический комплекс АПК России существенно продвинется к своей стратегической цели, определит свое ведущее место в национальной экономике и международном разделении труда в научной сфере [4].

В ходе поэтапных реформ научно-инновационная политика АПК России в зависимости от конкретных условий должна умело сочетать активную государственную поддержку научно-технического комплекса (НТК) и стимулирование рыночных интересов; протекционизм по отношению к отечественному НТК и открытость его для зарубежных достижений; высокую селективность и традиционную для России фронтальность НИОКР; элитарность и демократичность; приоритетность фундаментальных НИР и форсирование развития инновационной сферы; структурноинституциональное реформирование различных секторов науки с учетом зарубежного опыта и сохранение лучших российских традиций организации НИОКР; высокую ответственность государства за НТК и повышение роли научного сообщества в разработке и реализации научно-инновационной политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бережная Е.В. Математические методы моделирования экономических систем. М.: Финансы и статистика, 2008. 432 с.

2. ВасильевЮ.П. Развитие инновационной деятельности в США, или Как удвоить ВВП. М.: Экономика, 2005. 404 с.

3. Ильенкова С.Д. Экономика фирмы и микростатистика. М.: Финансы и статистика, 2007. 364 с.

4. Медынский В.Г. Инновационное предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 1997. 240с.

5. Сампиева Л.Д., Тамашев М.И. Принципы и особенности инновационного развития предприятий АПК // Тегга Есопоткиз.

Ростов н/Д: ЮФУ, 2011. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.