УДК 347.799.4
Ю. Б. Шубников
Некоторые особенности защиты гражданских прав при осуществлении торгового мореплавания (историко-теоретический анализ)
В статье исследуются отдельные особенности защиты гражданских прав участников торгового мореплавания. Дается общая характеристика института защиты гражданских прав и института гражданско-правовой ответственности и оценка их места и роли в защите прав при осуществлении торгового мореплавания.
The article is devoted to theoretical analysis of certain features of protection of civil rights of the participants of merchant shipping. The authors give a General characteristic of Institute of protection of civil rights and the institution of civil liability and assessment of their place and role in the protection of the rights in the implementation of merchant shipping.
Ключевые слова: торговое мореплавание, защита гражданских прав, гражданско-правовая ответственность, ограничение ответственности.
Key words: merchant shipping, protection of civil rights, civil liability, limitation of liability.
Огромную роль в становлении и развитии экономики во всём мире и в каждой отдельной стране играет хозяйственное использование рек, озёр, морей и океанов как источника различных ресурсов, а также в качестве транспортных путей. На особую значимость водных ресурсов в развитии человечества ещё в Х1Х в. указывал известный русский естествоиспытатель Л. И. Мечников (1831 - 1888), который напрямую связывал появление основных человеческих цивилизаций с таким природным фактором, как вода, а точнее, с её наличием и доступностью.
По его мнению, в Древнем мире египетская цивилизация возникла благодаря Нилу, ассиро-вавилонская - Тигру и Евфрату, китайская - Хуанхэ и Янцзы, индийская - Инду и Гангу. В Средние века (с основания Карфагена и до Карла Великого) цивилизация охватила главным обра-
© Шубников Ю. Б., 2017
зом берега Средиземноморского бассейна, расположенного между Африкой, Азией и Европой. В Новое время, после открытия Нового Света X. Колумбом, происходит быстрое социально-экономическое развитие Северной Америки и европейских стран, расположенных на побережье Атлантики (Португалии, Испании, Франции, Англии и Нидерландов). Это знаменовало собой начало новой, третьей эпохи всемирной истории - Нового времени [8].
На сегодняшний день высокая значимость хозяйственного использования водных ресурсов сохраняет свою актуальность. Достигнутый человечеством уровень социально-экономического развития во многом предопределён использованием рек, морей и океанов как важнейшего источника биологических и минеральных ресурсов и как транспортных путей для перемещения людей и грузов в процессе хозяйственной практики. В этой связи необходимо указать на исключительно высокую значимость в организации хозяйственной практики торгового мореплавания.
При этом под последним следует понимать всю совокупность различных видов хозяйственной (предпринимательской) деятельности, осуществляемой с использованием морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям. Данная совокупность включает в себя множество достаточно специфических видов морской (речной) практики, к которой можно отнести: перевозку грузов, пассажиров и их багажа; рыболовство; разведку и разработку минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; лоцманскую, ледовую лоцманскую и ледокольную проводку; поисковые, спасательные и буксирные операции; подъем затонувшего в море имущества; гидротехнические, подводно-технические и другие подобные работы; санитарный, карантинный контроль; защиты и сохранения морской среды; проведение морских научных исследований и др. [5, ст. 2].
Законодательство Российской Федерации указывает на то, что «имущественные отношения, возникающие из торгового мореплавания и основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, ... регулируются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации» [5, п. 2, ст. 1]. Подобное положение позволяет говорить о базовой роли гражданского права в регулировании и защите прав участников правоотношений, возникающих
при осуществлении торгового мореплавания. Однако при этом необходимо указать на комплексную природу правового порядка регламентации торгового мореплавания, который образуют также и нормы других отраслей и институтов права.
Гражданско-правовой порядок регулирования правоотношений между субъектами торгового мореплавания основан прежде всего на нормах регулятивного характера, которые определяют особенности взаимодействия данных субъектов в процессе осуществления той или иной деятельности, образующей содержание торгового мореплавания. Вместе с тем право торгового мореплавания уделяет достаточно большое внимание регулированию порядка защиты прав участников торгового мореплавания, к которым законодатель относит перевозчика, собственника судна, капитана, пассажира, лоцмана, фрахтователя, морского агента, морского брокера и др.
Под защитой гражданских прав следует понимать правовые меры, направленные на восстановление или признание гражданских прав субъектов правоотношений при их нарушении или оспаривании. Наличие совокупности данных правовых мер, объединённых общностью предмета и метода правового регулирования (защита субъективного права и принуждение к его восстановлению и признанию), позволяет говорить о существовании правового института защиты гражданских прав. Несмотря на то что данный институт можно отнести к числу наиболее востребованных, на сегодняшний день можно говорить о его недостаточной теоретической исследованности. Здесь можно согласиться с высказыванием М.И. Рожниковой, которая справедливо говорит о том, что «в отечественном гражданском праве проблемы защиты гражданских прав всегда разрабатывались явно недостаточно» [3].
В основе возникновения и существования данного института лежит право на защиту гражданского права как вид субъективного гражданского права, которое можно охарактеризовать как возможность управомоченного лица применить ту или иную правовую меру охранительного характера для восстановления (признания) его нарушенного (оспариваемого) права. Как и любое другое субъективное право, право на защиту включает в себя, с одной стороны, возможность совершения управомоченным лицом собственных положительных действий и, с другой стороны, возможность требования определенного поведения от обязанного лица.
Вместе с тем право на защиту гражданского права имеет ряд характерных особенностей. Так, данное право неразрывно связано с основополагающим (защищаемым) правом и может быть реализовано только при его нарушении. В этом случае оно может характеризоваться как право, выступающее элементом защищаемого права. Также право на защиту права выступает как охранительное право, направленное на принуждение обязанной стороны к осуществлению действий, обеспечивающих соблюдение прав правообладателя. Кроме того, право на защиту права может быть реализовано только односторонним волеизъявлением правообладателя.
Все эти особенности позволяют отнести право на защиту права к группе секундарных прав. Последние как вид субъективных частных прав характеризуются возможностью в одностороннем порядке совершать юридически значимые действия, порождающие необходимость претерпевания последствий таких действий другим связанным лицом (лицами) [2; 7]. Данные права предполагают возможность совершить одностороннюю сделку, которая автоматически порождает юридические последствия с дополнительным обременением для связанной стороны по основному обязательству. Так, Э. Зеккель охарактеризовал секундарное право как «субъективное частное право, содержанием которого является возможность установить (преобразовать) конкретное юридическое отношение посредством односторонней сделки» [4].
Содержательную основу института защиты гражданских прав образуют способы защиты гражданских прав, которые представляют собой совокупность установленных законом материально-правовых мер (способов) принудительного характера, направленных на восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Общий перечень этих мер дается в ст. 12 ГК РФ «Способы защиты гражданских прав». Все эти меры делятся на две основные группы: меры защиты гражданских прав и меры ответственности за нарушение гражданских прав.
К мерам защиты гражданских прав доктрина относит: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным решения собрания; признание недействительным акта
государственного органа или органа местного самоуправления; самозащита права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону. К мерам ответственности за нарушение гражданских прав отнесены: возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда.
Данный перечень способов защиты не является исчерпывающим. На это указывает рассматриваемая статья, в которой говорится о возможности «использовать иные способы, предусмотренные законом».
Кроме того, данный перечень имеет отдельные теоретические и методологические недоработки. Так, некоторые из указанных в нем способы защиты отчасти дублируют друг друга. Здесь, например, можно указать на способы «признание права» и «восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения», которые близки по своему содержанию до степени смешения, что затрудняет их применение. «Самозащита», будучи признана одним из способов защиты гражданских прав, одновременно выступает в качестве формы их защиты.
Говоря о защите гражданских прав, необходимо указать на то, что данный институт представляет собой элемент более содержательной социальной конструкции, вне которой он не может эффективно функционировать. Здесь речь идёт об охране гражданских прав, которая в отличие от защиты гражданских прав (которые представляют собой охранительные права) охватывает более широкую совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации прав. В неё включаются меры не только правового (регулятивные права), но и экономического, политического, организационного и иного характера, направленные на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав. Е.А. Суханов, конкретизируя содержание понятия охраны права для гражданских правоотношений указывает в частности на то, что «..охрана включает в себя права закрепляющие право, права определяющие порядок их реализации и права их защиты..» [9].
Обращение к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации, который можно отнести (наряду с «Кодексом внутреннего водного транспорта») к одному из основных источников водного предпринимательского права России, позволяет сделать вывод, что зако-
нодатель при защите прав участников предпринимательского мореходства использует как меры защиты прав, так и меры ответственности за нарушение прав. Так, в качестве мер защиты прав участников торгового мореплавания законодатель, в частности, предусматривает: прекращение обязательства по договору морской перевозки (гл. 8 КТМ РФ), исполнение обязательства в натуре перевозчиком посредством доставки пассажира за свой счет «по его требованию в пункт отправления...» (п. 2 ст. 184 КТМ РФ) и др.
Вместе с тем очевидным является то, что законодатель отдаёт предпочтение институту гражданско-правовой ответственности. Подобное положение можно отнести к одной из специфических особенностей защиты прав участников торгового мореплавания. Незначительная доля мер защиты во всей совокупности способов защиты прав, предусмотренных Кодексом торгового мореплавания, обусловлена во многом значительным объёмом материальных благ, которые обращаются с использованием водного транспорта и высокой степени риска их потери.
Подобное положение как раз и заставляет законодателя использовать институт гражданско-правовой ответственности, поскольку основу данного института образует деятельность, направленная на возмещение (компенсацию) в полном размере потерь, причинённых правонарушителем (убытков, вреда, ущерба, упущенной выгоды и т. п.) правообладателю нарушенного права. При этом под возмещением убытков в полном размере понимается такое возмещение, при котором «кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом» [1].
Кроме того, ещё одной из важнейших особенностей гражданско-правовой ответственности, делающей её приоритетным способом защиты прав, является то, что она применяется в отношениях, связанных с осуществлением оборота имущественных благ. С этой точки зрения она представляет собой предусмотренный законом или договором порядок государственного принуждения имущественного характера, применяемый для восстановления нарушенных имущественных прав потерпевшего за счет лица, отвечающего за их наступление. Таким образом, компенсационная и имущественная природа гражданско-правовой ответственности способствует тому, что законодатель при выработке способов защиты прав участников торгового мореплавания делает акцент на использовании мер ответственности, которые направлены на взыскание убытков и ущерба.
В Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации, введённом в действие с 1 мая 1999 г., имеются целые главы, которые определяют основания и порядок применения ответственности за правонарушения, которые способны причинить значительный вред широкому кругу лиц. Так, закон предусматривает порядок установления ответственности судовладельца за ущерб: от загрязнения нефтью с судов в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ, от загрязнения бункерным топливом (гл. 18-19.1 КГМ РФ). Также законодатель предусматривает гражданско-правовую ответственность субъектов морской перевозки (перевозчика, отправителя, фрахтователя, лоцмана и др.), возникающую из иных оснований, связанных с осуществлением деятельности по торговому плаванию (за задержку отправления или прибытие судна, при буксировке судна, перевозке пассажиров и др.) (гл. 8 КТМ РФ).
К характерным особенностям защиты при осуществлении морского предпринимательства можно также отнести ограничение ответственности по отдельным морским требованиям. Сущность данного ограничения состоит в том, что в отношении ряда требований ответственность лица признается ограниченной определенной суммой независимо от фактического размера причиненного ущерба.
Ограничение ответственности в морских правоотношениях следует исходя из повышенного риска имущественных потерь, которому подвергается судовладелец в результате потери контроля над судном при передаче его капитану и экипажу на время плавания. Судовладелец в этом случае может понести убытки при повреждении или гибели судна или в результате причинения в процессе его эксплуатации вреда третьим лицам по вине капитана и экипажа.
Кроме того, данная особенность ответственности была порождена стремлением судовладельца ограничить свои затраты на возмещение ущерба, возрастающего в связи с увеличением размеров и стоимости морских судов, количества перевозимых ими грузов и увеличения общественной опасности как судов, так и груза. Введение ограничения ответственности судовладельцев связывают с принятием в 1734 г. английским парламентом закона об ограничении ответственности судовладельца за погибший по вине капитана или других членов экипажа груз. В 1954 г. Международная конвенция, относящаяся к ограничению ответственности судовладельца морского судна, расширила право ограничивать ответственность в отношении фрахтователя, менеджеров и операторов судна, а также капитана и экипажа судна и их представителей, находящихся в трудовых отношениях. В 1976 г. Международная конвенция по
112
ограничению ответственности по морским требованиям расширила право ограничения ответственности на спасателей и морских страховщиков. Принятие данных конвенций во многом способствовало развитию торгового мореплавания. Сегодня большинство стран является участниками перечисленных конвенций.
В Кодексе торгового мореплавания РФ при регулировании отношений ответственности при совершении морских перевозок также активно используется данный институт. В гл. 21 Кодекса «Ограничение ответственности по морским требованиям» определяются субъекты и виды требований, в отношении которых применяется правило об ограничении ответственности, и устанавливаются основания и порядок осуществления данного ограничения.
Помимо особенностей в определении и применении способов защиты гражданских прав участников морских перевозок, законодатель в Кодексе торгового мореплавания определяет некоторые процессуальные особенности применения мер ответственности.
Во-первых, закон предусматривает претензионный (досудебный) порядок урегулирования спора о нарушении прав при осуществлении морских перевозок. До «предъявления перевозчику иска в связи с перевозкой груза в каботаже обязательным является предъявление перевозчику претензии» (п. 1 ст. 403 КГМ РФ). Претензионный (досудебный) порядок урегулирования спора о нарушении прав следует понимать как неюрисдикционную форму защиты гражданских прав. Это обусловлено тем, что стороны в рамках претензионного порядка урегулируют спор о нарушенном праве самостоятельно, без обращения к государственным органам.
Данный порядок стороны могут использовать добровольно в рамках взаимного согласования (претензионной оговорки) или он может быть установлен законом. Если данный порядок установлен федеральным законом или договором, спор может быть передан на рассмотрение в арбитражный суд лишь после его соблюдения (п. 5 ст. 4 АПК РФ).
Во-вторых, при регламентации порядка осуществления искового производства законодатель указывает на возможность использования общих сроков в соответствии гражданским законодательством (ст. 411 КТМ РФ). Вместе с тем закон предусматривает использование и специальных сроков исковой давности, определяемых в зависимости от вида иска. В случае подачи иска, следующего из договора перевозки груза, устанавливается годичный срок исковой давности. К требованиям, прописанным в договоре буксировки, договоре морского агентирования, договоре морского посредничества, тайм-чартере, бербоут-чартере и
113
общей аварии, применяется также годичный срок исковой давности. При подаче иска, основанного на договоре перевозки пассажиров, устанавливается срок в два года. Иски о возмещении ущерба от загрязнения с судов нефтью и ущерба от загрязнения бункерным топливом могут быть предъявлены в течение трех лет со дня причинения такого ущерба, но до истечения шести лет со дня инцидента, в результате которого причинен такой ущерб (ст. 408-410 КТМ РФ).
В-третьих, законодатель оговаривает необходимость обеспечить доказательную базу для обеспечения защиты своих прав посредством осуществления морского протеста. «В случае, если во время плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте. Морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и о принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах» [5, ст. 394].
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, п.2, ст.393.
2. Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики / под общ. ред. В.А. Белова. - М.: Юрайт-Издат, 2008. - С. 773.
3. Защита гражданских прав: избранные аспекты: сб. ст. / Московский гос. юрид. ун-т им. О.Е. Кутафина (МГЮА) / рук. авт. кол. и отв. ред. М. А. Рож-кова. - М.: Статут, 2017. - С. 3.
4. Зеккель Э. Секундарные права в гражданском праве // Вестн. гражданского права. - 2007. - № 2 // КонсультантПлюс: справ.-правовая система.
5. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.
6. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. - М.: Айрис-пресс, 2013. - 320 с.
7. Мильков А.В. К теории охранительных гражданских правоотношений: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2018. - С. 158.
8. Семенов Ю. И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней). «Современные тетради». - 2003.
9. Суханов Е.А. Вещное право: научно-познавательный очерк. - М.: Статут, 2017. - С. 251.