УДК 327.8(532)
А. Ю. Кузьмин
Некоторые особенности выстраивания региональных внешнеполитических ориентиров Королевства Саудовская Аравия в начале XXI в.
В статье рассматриваются особенности внешней политики Саудовской Аравии на современном этапе, взаимоотношения саудитов с Ираном, Йеменом, Сирией и некоторыми другими государствами ближневосточного региона. Автором анализируются основные региональные проблемы и угрозы, касающиеся этих стран. Определяется роль каждого из рассматриваемых государств в формировании внешней политики Эр-Рияда.
The article discusses the features of modern Saudi Arabian foreign policy, the Saudis' relationship with Iran, Yemen, Syria and other countries in the Middle East. The author touches upon the basic regional problems and threats, connected with these countries. The author reveals the role of each of the aforementioned states in formation of Riyadh's general policy.
Ключевые слова: Саудовская Аравия, Иран, Катар, Йемен, Сирия, региональная политика.
Keywords: Saudi Arabia, Iran, Qatar, Yemen, Syria, regional policy.
В настоящее время Королевство Саудовская Аравия (КСА) играет важную региональную и мировую роль в системе международных отношений. Оно фактически является лидером арабского мира и может играть немаловажную роль на мировой арене (например, в вопросах нефтяного ценообразования).
Как у любого государства, у КСА есть собственные приоритеты в области внешней политики. Важнейшими для них являются отношения со странами Персидского залива, которые входят в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Далее по значимости идут отношения с арабскими странами - членами Лиги арабских государств (ЛАГ). Большое внимание уделяется и всему исламскому миру в целом. В целях реализации единства мусульманских стран, а также с целью защиты и отстаивания их интересов по инициативе КСА в 1969 г. была создана Организация Исламская Конференция (ОИК).
Работая над тем, чтобы решить многие из своих основных международных и внутренних вопросов, Саудовская Аравия всё больше укрепляет позиции значимого субъекта мировой политики. Это вызвано целым рядом объективных факторов.
Во-первых, по информации известного российского ученого Г. И. Мирского, «...число мусульман в мире растет быстрее, чем число приверженцев других религий (их уже сейчас минимум 1,3 млрд)» [1].
Во-вторых, КСА производит 15% совокупного ВВП в регионах Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) (и примерно четверть ВВП в арабском мире в соответствии с последними данными МВФ), что делает его экономическим двигателем региона и эффективным партнером и членом «большой двадцатки» [2].
В-третьих, саудовский фондовый рынок представляет более 50% всей капитализации фондового рынка Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА), а саудовские компании составляют пять из 10 крупнейших компаний в регионе во главе с такими конгломератами, как «Saudi Aramco» и «Sabic» [3].
В-четвертых, Центральный банк Королевства является третьим по величине в мире держателем золотовалютных резервов, в распоряжении которого 850 млрд американских долларов.
В-пятых, национальная нефтяная компания Королевства «Saudi Aramco» является крупнейшим в мире производителем и экспортером нефти и имеет на сегодняшний день крупнейшую в мире инфраструктуру с устойчивым объемом производства примерно в 12,5 млн баррелей в день [4].
© Кузьмин А. Ю., 2014
Очень хорошо о положении, которое занимает Саудовская Аравия в современном мире, сказал член королевской семьи принц Турки бен Фейсал аль Сауд: «Наряду с этими впечатляющими цифрами, наша нация является полуостровом, но не островом. Перемены и отсутствие перемен - вот что попадает под мою рубрику при взгляде на наших соседей. Наши соседи постоянно находятся рядом с нами. Нам приходится иметь дело с ними, как и они должны иметь дело с нами. С точки зрения перемены нашей общей целью по отношению к другим народам является укреплять наши отношения с союзниками в регионе и за его пределами, любыми способами поддерживая стабильность наших соседей. Саудовская Аравия твердо верит, что мир в регионе должен стоять на первом месте среди задач следующего десятилетия. Этот мир может быть достигнут только путем сотрудничества, которое построено на доверии, диалоге и взаимодействии. Именно поэтому Саудовская Аравия будет продолжать играть ведущую роль в переговорах с конфликтующими сторонами и народами. Более того, Западные страны твердо верят, что наиболее важным вопросом касаемо безопасности в ближайшем десятилетии является прогресс. Должен быть экономический, политический и социальный прогресс для людей, а также правительств на Ближнем Востоке, из чего следует, что мир, а не конфликт, является ключом к процветанию» [5].
Таким образом, Саудовская Аравия стремится сохранить ведущие позиции в этом регионе не только как доминирующий экономический гигант, но и как авторитетнейшая страна исламского мира.
На основе этого в статье предпринята попытка проанализировать основные направления внешнеполитической деятельности Саудовской Аравии в ближневосточном регионе в последнее десятилетие. За основу были взяты взаимоотношения КСА с соседними странами, а также некоторые аспекты, которые создают проблемы не только для обозначенного региона, но и для мирового сообщества в целом.
Несомненный интерес вызывает политика Саудовской Аравии в отношении Ирана. Со времен иранской революции руководство этой страны обозначило себя как ярого борца за «чистоту ислама». Также Иран позиционирует себя в качестве лидера не только меньшинства шиитов мира, но и всех мусульманских революционеров, заинтересованных в противостоянии Западу. Саудовская Аравия же противостоять Западу не собирается и, что немаловажно, в противовес позиции Ирана является хранителем двух Священных мечетей и родиной ислама.
Негативное отношение демонстрирует Саудовская Аравия и к ядерным программам Ирана. Она заинтересована в том, чтобы иранское руководство прекратило работу в этом направлении. Для того чтобы распространение ядерного оружия не стало нормой на Ближнем Востоке, Саудовская Аравия предложила членам Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива тщательно взвесить все варианты ядерного сдерживания. С этой целью должен быть включен режим экономических, политических и военных санкций против тех стран, которые пытаются разработать оружие массового уничтожения.
Другая проблема, на которую Саудовская Аравия должна обратить внимание в ближайшее десятилетие, - вмешательство руководства Ирана и его дестабилизирующие усилия в странах с шиитскими большинством (Ираке и Бахрейне), а также в странах с существенным меньшинством шиитских общин (Кувейт, Ливан и Йемен).
Говоря об отношениях Саудовской Аравии с Ираком, отметим, что это государство имеет богатую историю в качестве главного члена «арабской общины». Ирак был важной силой в арабском мире. Ирак - один из основателей Лиги арабских государств и ОПЕК. В Ираке есть люди и группы людей, которые полностью обязаны Ирану, что не только неприемлемо, но и плохо для будущего этнического и религиозного разнообразия страны [6]. Это главная причина, по которой КСА продолжает держаться на расстоянии от всех иракских группировок. Тем не менее хотелось бы отметить то, что у Эр-Рияда еще есть серьезные сомнения по поводу формирования нынешнего иракского правительства. КСА является единственной страной, не отправившей посла в Ирак. Что является тому причиной? Здесь следует привести один пример. В течение нескольких недель, предшествующих формированию нынешнего иракского правительства, иранский генерал, который был в Багдаде, вел переговоры от имени нынешнего премьер-министра с шиитами и курдскими группами, ища поддержки для нового мандата. Саудовская Аравия не может согласиться с ними, и королевское правительство делает все от него зависящее, чтобы этому пришел конец. В общем, в Эр-Рияде полно
намерений продолжить работать с народом Ирака, чтобы гарантировать, что их страна становится независимым членом арабского мира [7].
Важным направлением во внешней политике для КСА являются отношения с Йеменом. Для Эр-Рияда всё более нестабильный Йемен представляет собой очень реальную угрозу безопасности из-за потенциала к укоренению в террористической сфере. Этот юго-западный угол Аравийского полуострова с населением более 20 млн человек был ареной деятельности Аль-Каиды, именно там Усама бен Ладен установил тренировочные лагеря в 1990-х гг. Во многом это связано с тем, что власть центрального йеменского правительства в горных районах, за пределами столицы и других городов является отчасти номинальной. Экстремисты, как сообщается, заключили сделку с местными племенными вождями для снабжения и защиты, создав святилище отличное от племенных районов Пакистана [8].
Официальную позицию Саудовской Аравии в отношении Йемена озвучил министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Фейсал: «У Королевства была на протяжении десятилетий программа экономической и финансовой поддержки йеменского народа. В настоящее время программа приостановлена до того момента, когда ситуация в стране стабилизируется. У нас есть, по сути, три варианта. Мы укрепляем наши границы, чтобы не допустить йеменских беженцев и террористов Аль-Каиды в нашу страну, также возрастает качество нашей контрразведки по определению и уничтожению Аль-Каиды в Йемене. Кроме того, продолжается наша работа с мировым сообществом по устранению террористической угрозы» [9].
Особое место во внешней политике КСА занимает Египет. Это близкая и исторически значимая страна для Эр-Рияда. Король Саудовской Аравии поддерживал близкие отношения с президентом Египта Хосни Мубараком на протяжении более тридцати лет.
Однако как только президент Х. Мубарак подал в отставку, король Абдалла не только признал новую действительность, но и протянул руку дружбы и поспособствовал финансовой помощью новому президенту. Но, как оказалось, новое руководство, полностью обязанное Мусульманскому братству, оказалось не в состоянии и не способным управлять страной. После почти года их нахождения у власти большинство египетского населения отказалось от поддержки новых лидеров и требовало референдума на предмет легитимности президента. Миллионы людей просили вооруженные силы восстановить законность и достоинство, и они сделали это. Они передали власть вновь назначенному временному гражданскому правительству, чтобы сохранить египетское государство от катастрофы. Египетское правительство, чтобы вернуться к нормальной жизни, выпустило четырехмесячный план, включающий в себя конституцию, парламентские и президентские выборы. Король Абдалла был первым, кто поздравил египетское руководство.
Географически и исторически ближе всего к Саудовской Аравии находится Бахрейн. Сразу после революции 1979 г. в Иране Хомейни стал продвигать идеи революции во все мусульманские страны. Это привело к вспышкам насилия не только в мусульманских странах, но и среди шиитских общин в других государствах. Те, кто утверждают, что недавние беспорядки не были инспирированы Ираном, забывают, что движения, созданные Хомейни в Бахрейне, по-прежнему существуют.
Официальные представители Ирана часто выступали с заявлениями, что Бахрейн является одной из провинций Ирана. Когда король Бахрейна Хамад делегировал своего наследного принца вести переговоры с протестующими в столице Манама, требовавших проведения социально-экономических преобразований, Королевство публично поддержало переговоры и до сих пор поддерживает.
Конечно, полный анализ позиции Королевства по отношению к региону не может считаться полным без рассмотрения палестино-израильского конфликта, тем более что одно из основных направлений внешнеполитической деятельности КСА на региональном уровне - это участие страны в урегулировании арабо-израильского конфликта и его составной части - палестино-израильского противостояния. Дипломатия Саудовской Аравии рассматривает палестинскую проблему в качестве «центрального звена» арабо-израильского противостояния.
Нежелание Израиля прекратить его незаконную колонизацию и постоянный отказ в предоставлении палестинцам своего дома является основной причиной, почему этот конфликт продолжается. Нет недостатка в предложениях по урегулированию этого конфликта, многие из них полностью рациональны, справедливы и жизнеспособны. В самом деле, един-
ственным реальным предложением сегодня остается Арабская мирная инициатива, первоначально изложенная королем Абдаллой в 2002 г.
«Королевство по-прежнему призывает Израиль принять необходимые шаги к достижению мира и справедливости. Оно продолжает поддерживать Палестинскую автономию в своих попытках построить долгосрочные учреждения для своего народа. Займы в размере миллионов долларов были сделаны для поддержки палестинской администрации, и Королевство вложило сотни миллионов долларов за последние несколько лет в восстановление и развитие Палестины - деньги на школы, дороги и безопасность. Финансирование, участие и призыв к двустороннему разрешению ситуации остаются центральной частью саудовской позиции в ближайшее десятилетие. Усилия Д. Керри (государственный секретарь США) заключить соглашение в течение следующих девяти месяцев, конечно, похвальны, но все еще не дали результатов. Если г-н Обама поступит с Нетаньяху, как в случае с Сирией, достичь соглашения не удастся», - отмечает директор Каирского центра политических и стратегических исследований Мухаммед аль-Саид [10].
Король Абдалла не раз призывал мировое сообщество поддержать создание палестинского государства. Позиция королевства была встречена по-разному. При этом все государства - члены Организации Исламской конференции, состоящей из 57 стран, а также государства из Африки, Азии и Европы выразили понимание и поддержку.
Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать некоторые выводы. Саудовская Аравия очень внимательно следит за тем, как арабский мир вступил в стадию глубоких перемен: происходит крушение некоторых правительств, появляются новые силы, партнеры меняются и перестраиваются. Пока рано говорить о будущем стран, которым предстоит столь трудный переходный период. Оно будет зависеть от ориентации, которую выберет каждая из этих стран. Есть надежда, что они преодолеют трудности, с которыми сталкиваются, и перейдут к такому политическому устройству, которое отвечает чаяниям и устремлениям их народов. Вполне вероятно, что им не придется делать выбор между турецкой и иранской моделью, потому что это будет арабская модель. Во-вторых, что касается продолжающейся оккупации Израилем палестинских территорий, а также других земель, по праву принадлежащих Сирии и Ливану, то эта проблема является причиной многих трудностей в регионе, и если Израиль сорвет все мирные инициативы, проблема не будет решена, и в регионе останется все так же неспокойно. Однако все это не так просто осуществить в условиях нестабильности мировой экономики, усиления экспансии конкурентов из числа других развивающихся стран. Непримиримая позиция Израиля - движущая сила третьей угрозы, а именно - терроризма, который остается важным фактором и проблемой. Не только «Аль-Каида» продолжает плести заговоры. На сцену выходят новые негосударственные игроки, а также прежние террористические группировки, которые пытаются воспользоваться вакуумом власти, образующимся вследствие происходящих в регионе политических процессов. Ситуация в Йемене может служить наглядной иллюстрацией, и она вызывает большие опасения, так же как и неразрешенные конфликты, бушующие в некоторых других странах.
Таким образом, Саудовская Аравия делает все возможное, чтобы сохранить стабильность в регионе. Кроме того, Саудовская Аравия пытается укрепить свое влияние за счет активной политики в отношении таких нестабильных в данный момент стран, как Сирия и Египет.
Примечания
1. Мирский Г. И. Ислам: история и современность // Новая и новейшая история. 2010. № 1. С. 3.
2. World Development Indicators. World Bank. Washington, 2012. P. 332-333.
3. Worldwide Governance Indicators. World Bank. 2013. URL: http://info.worldbank.org/governance/ wgi/index.aspx#reports.
4. Middle East: Focus on the Future // Finance and Development. 2013. Vol. 50. № 1. P. 8-9, 33.
5. Shaykh Usamah Bin-Muhammad Bin-Ladin; al-Zawahiri, Ayman; Abu-Yasir Rifa'i Ahmad Taha; Shaykh Mir Hamzah; Rahman, Fazlur (February 23, 1998). "Jihad Against Jews and Crusaders. World Islamic Front Statement".al-Quds al-Arabi. Retrieved May 28, 2010. English-language version of the fatwa translated by the Federation of American Scientists of the original Arabic document published in the newspaper al-Quds al-Arabi (London, UK) on 1998-02-23. Р. 3.
6. New Saudi Arabia King Picks Deputy Premiers". Sarasota Herald-Tribune.UPI. 30 March 1975. Retrieved 3 August 2012.
7. The United States and Saudi Arabia: a relationship threatened by misconceptions. URL: http://www.cfr.Org/saudi-arabia/united-states-saudi-arabia-relationship-threatened-misconceptions/p 6982
8. Sick Gary G. (Spring 1987). "Iran's Quest for Superpower Status". Foreign Affairs. Retrieved 28 July 2013.The Washington Post. AP. 10 September 2012. Retrieved 10 September 2012.
9. Saudi Foreign Minister Prince Saud al-Faisal, right, speaks during a joint news conference with U.S. Secretary of State Hillary Clinton after a U.S. Gulf Cooperation Council forum at the GCC secretariat in Riyadh March 31, 2012. Подробнее см. Материалы видеоконференции URL: http://english.alarabiya.net/articles/ 2012/03/31/204429.html
10. Mohamed El-Sayed Said. Global Civil Society: an Arab perspective. URL: http://www.lse.ac.uk/ internationalDevelopment/research/CSHS/civilSociety/yearBook/chapterPdfs/2004-05/Chapter3.pdf; Jennifer S. Delaney. The unlikely Partnership: The State of the U.S.-Saudi Relations.
Notes
1. Mirskiy G. I. Islam: istoriya i sovremennost [Islam: history and modernity] // Novaya i noveyshaya is-toriya - modern and contemporary history. 2010, № 1, P. 3.
2. World Development Indicators. World Bank. Washington. 2012. Pp. 332-333.
3. Worldwide Governance Indicators World Bank. 2013. Available at: http://info.worldbank.org/ gov-ernance/wgi/index.aspx#reports.
4. Middle East: Focus on the Future // Finance and Development. 2013, vol. 50, № 1, pp. 8-9, 33.
5. Shaykh Usamah Bin-Muhammad Bin-Ladin; al-Zawahiri, Ayman; Abu-Yasir Rifa'i AhmadTaha; Shaykh Mir Hamzah; Rahman, Fazlur (February 23, 1998)."Jihad Against Jews and Crusaders. World Islamic Front Statement".al-Quds al-Arabi. Retrieved May 28, 2010. English-language version of the fatwa translated by the Federation of American Scientists of the original Arabic document published in the newspaper al-Quds al-Arabi (London, UK) on 1998-02-23, p. 3.
6. New Saudi Arabia King Picks Deputy Premiers".Sarasota Herald-Tribune.UPI. 30 March 1975. Retrieved 3 August 2012.
7. The United States and Saudi Arabia: a relationship threatened by misconceptions. Available at: http://www.cfr.org/saudi-arabia/united-states-saudi-arabia-relationship-threatened-misconceptions/p6982
8. Sick, Gary G. (Spring 1987). "Iran's Quest for Superpower Status".Foreign Affairs. Retrieved 28 July 2013.The Washington Post. AP. 10 September 2012. Retrieved 10 September 2012.
9. Saudi Foreign Minister Prince Saud al-Faisal, right, speaks during a joint news conference with U.S. Secretary of State Hillary Clinton after a U.S. Gulf Cooperation Council forum at the GCC secretariat in Riyadh March 31, 2012. Particularly see: Materials of video-conf. Available at: http://english.alarabiya.net/articles/ 2012/03/31/204429.html
10. Mohamed El-Sayed Said. Global Civil Society: an Arab perspective. Available at: http://www.lse.ac.uk/internationalDevelopment/research/CSHS/civilSociety/yearBook/chapterPdfs/2004-0 5/Chapter3.pdf; Jennifer S. Delaney. The unlikely Partnership: The State of the U.S.-Saudi Relations.