Научная статья на тему 'Некоторые особенности трагикомедий К. Акбашева'

Некоторые особенности трагикомедий К. Акбашева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
229
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАМАТУРГИЯ / ТРАГИКОМЕДИЯ / БАШКИРСКАЯ ТРАГИКОМЕДИЯ / ТВОРЧЕСТВО К. АКБАШЕВА / TRAGICOMEDY / BASHKIR TRAGICOMEDIES / DRAMATURGY / WORKS OF AKBASHEV

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хусаинова Лейсан Тагировна

Из современных башкирских драматургов в жанре трагикомедий активно работает Кабир Акбашев. Его пьесы отличаются богатым философским содержанием и глубокими психологическими переживаниями героев. Статья посвящена многогранному изучению и выявлению особенностей трагикомедий автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some

The works of outstanding poet and writer Kabir Akbashev can be regarded as a very good pattern of tragicomedy genre. His plays are distinguished by their rich philosophic content and deep psychological feelings of the characters. The article is devoted to learn and find out the peculiarities of the author's tragicomedies.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности трагикомедий К. Акбашева»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 17 (271).

Филология. Искусствоведение. Вып. 66. С. 138-140.

Л. Т. Хусаинова

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАГИКОМЕДИЙ К. АКБАШЕВА

Из современных башкирских драматургов в жанре трагикомедий активно работает Кабир Акбашев. Его пьесы отличаются богатым философским содержанием и глубокими психологическими переживаниями героев. Статья посвящена многогранному изучению и выявлению особенностей трагикомедий автора.

Ключевые слова: драматургия, трагикомедия, башкирская трагикомедия, творчество К. Ак-башева.

Из всех драматических жанров трагикомедия является наименее каноничным, очень подвижным и чрезвычайно сложным жанром. Хотя впервые термин «трагикомедия» был употреблен еще в античной литературе, формирование ее как жанра продолжается и по сей день. Современные исследователи расширяют поле трагикомедии, включая в ее орбиту драматургию художников-реалистов XIX века -А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя. В башкирской же литературе жанр трагикомедии активизировался лишь в последней четверти прошлого столетия [4. С. 306]. Отдельные особенности этого жанра нашли отражение в работах М. Ф. Гайнуллина, Т. М. Кильмухаме-това, Р. Б. Ахмадиева, Ф. Булякова и некоторых других писателей. Однако специальных работ, посвященных рассматриваемому жанру, в башкирском литературоведении до сих пор нет.

Одним из первых в жанре трагикомедии в башкирской драматургии начал писать произведения известный башкирский поэт и писатель Кабир Акбашев, уроженец Гафурийского района. Кабир Мухаметшарипович - автор более двадцати драм и комедий. На сценах республиканских драмтеатров поставлено большое количество его произведений. Из наиболее полюбившихся зрителю постановок Кабира Акбашева можно назвать «Ашкадар», «Не уходи, Рустам!», «Любовь моя, Актулум», «Тополя моей юности», «Девушка с веснушками». В них реалии жизни показаны с соблюдением всех законов сценического искусства и доведены до философского обобщения.

Его книга «Не исчезай с моего пути» состоит из ряда весьма интересных и поучительных пьес. Хотя автор в открытую не называет свои произведения трагикомедиями, суть и смысл прочитанного текста легко дают понять, что все они включают в себя элементы трагикомичности.

Структура жанра трагикомедии двойственна, двусмысленна, противоречива, что отразилось в ее названии. Основополагающим критерием трагикомедии является трагикомический конфликт, реализуемый в неразрешимом противоречии в отношениях между человеком и окружающим его миром. Кабир Акбашев во многих своих произведениях четко придерживается этого принципа.

Трагикомедия, как определяют многие ученые, - это и сюжетная, и экзистенциальная неразрешимость конфликта. Именно из таких элементов и построен весь сюжет произведения «Красивая женщина». Осознание бессмысленности своего бытия побуждает героиню пьесы к подведению итогов жизни, признанию ошибок. Все это К. Акбашев иллюстрирует через активную позицию героя, сквозь его психологические переживания, что придает каждой пьесе характерное и свойственное только ей социально-этическое звучание. Например, в пьесе «Красивая женщина» трагикомический характер раскрывается в словах мадам Нури: «Жизнь прекрасна, если есть доноры. Вот поэтому я всегда красивая!» Но в финале пьесы она осознает, что финансовый достаток, полученный нечестным путем, не сделал ее счастливой. Оставшись одинокой и обедневшей, она задается вопросами: «Что мне теперь делать? Где же я допустила ошибку?».

Диалог героев помогает раскрыть многие бытовые проблемы. Через комичные ситуации мы ощущаем сердечные муки, боль души, осознание неправедности - самые большие испытания для каждого из нас. Измена жены произошла из-за недостатка внимания - это супруг Галим четко понял в конце пьесы. Но, в отличие от супруга, мадам Нури не осознала истинного смысла прекрасной жизни. Автор через содержание пьесы передает мысль о том, что человека украшает, прежде всего, душевная

красота, а не косметика, блестящие украшения и одежда.

А вот Энже, главная героиня другой трагикомедии «Девушка с веснушками», является антиподом предыдущего образа. Хоть она и страдает с детства из-за своей внешности, из-за веснушек на лице, в душе она настоящая красавица. Веселую, активную, трудолюбивую девушку в деревне многие любят и уважают. Она встречается с парнем из своего села Магашем. Из-за социального неравенства между родителями этой пары часто возникают конфликты. К тому же мать героини любит выпивать и скандалить с соседями. Комичные ситуации, связанные с Энже и Магашем, вскоре переплетаются с трагическими событиями. Из-за мамы героини молодая пара однажды чуть не лишилась своего счастья. Их родители вступили в спор.

Сыйырбика (мама Энже): Моя дочка - просто идеальная женщина. И работящая, и фигура... Везде все успевает. Все хотят на ней жениться. А твой сын - теленок! Ходит как свинья и землю пашет.

Казнагуль (мамаМагаша): Это он свинья?! Вот дом строит двухэтажный. У него машина, два трактора, у нас сотня кур, целое стадо баранов, коз...

Сыйырбика: Не вижу ничего похвального. Вот тебе невестка! (кулаком показывает).

Казнагуль: А твоя Энже - курица. Вот твоей алкашке муж! (в ответ тоже показывает кулак).

Этот спор заканчивается печально - дракой между Сыйырбикой и Казнагулью.

Тем временем Энже, охотно согласившись на помощь экстрасенса Купунисы, начинает «лечиться» от веснушек. Таким образом, комизм и трагизм обретает новый характер, иное направление для дальнейшего развития. «Биоэнергетические лучи» и «мочевая маска» избавляют «от всех пятен на лице», говорит в свою очередь экстрасенс. В подтверждение этого ведунья приводит уже якобы проверенный пример из своей жизни: «Вот избавишься от своих веснушек, он (Магаш - возлюбленный Энже) даже ни на шаг от тебя не отстанет. Вот увидишь! С соседнего села старику семидесятилетнему помогла таким способом молодую жену найти. Живут теперь, глянь, нарадоваться не могут». Хотя в действительности такого результата не было. Метод преувеличения был использован экстрасенсом, чтобы просто завоевать доверие Энже.

Обе пьесы разоблачают внутреннюю пустоту и ничтожность, притязающие на содержательность и реальное значение. В данном случае комедия «Девушка с веснушками» близка по своему жанру к трагикомедии. Как отмечает литературовед Т. Свербилова, «жанр трагикомедии объединяет два полярных мироощущения: трагическое и комическое». Все упомянутые выше мотивы отражены в этой комедии. Исходя из примеров, можно сделать вывод, что те или иные жанры в литературе не только не могут существовать по отдельности друг от друга, но и составляют единое целое, обогащая при этом содержание текста [2. С. 63].

Едва ли не во всех трагикомических произведениях духовные и материальные ценности создают особую атмосферу. К примеру, деньги, как полагают некоторые герои этих пьес, способны решать все проблемы. Но, как видно из содержания, дело не только в деньгах и в материальном благополучии, но и в душевной красоте и моральном облике героев. Так, характер экстрасенса Купунисы меняется в связи с возникшими обстоятельствами. Если в первом случае она направляла свои «волшебные лучи» на то, чтобы Энже и Магаш были счастливы, то вскоре, получив хороший подарок от Эдика, гадалка решается создать новую семью - Энже и Эдика. Все это происходит при весьма интересных для зрителя обстоятельствах:

Эдик: Делай наш мухаббят (любовь).

Купуниса: С Энже?

А тот в ответ дает ключи от машины.

Купуниса: Все решено. Ради этого я на все уже готова.

Это своего рода подкуп девушки с помощью «ключей от машины». Автор через комические элементы некоторых сцен пытается раскрыть суть и смысл жизни каждого из своих героев. Одни на «чужих» отношениях наживают себе выгоду, причиняя кому-то боль, а другие поступают иначе. Если, к примеру, в трагикомических произведениях И. Абдуллина и Н. Над-жми, написанных несколько ранее, нашли отражение сложность и противоречивость современной жизни, то в основе конфликтов пьес К. Акбашева лежат отношения человека с человеком, человека и общества, человека и эпохи.

Трагикомедия - это смешанный жанр, в основу которого положены трагичность и комичность сюжета одновременно. Поставив в подзаголовок «трагикомедия», автор указывает на то, что у пьесы счастливый финал, немыслимый для трагедии, заканчивающейся, как пра-

вило, расставанием главных героев навсегда. «Девушка с веснушками» не может закончиться трагически, потому что здесь есть надежда, вера и любовь. В этом и заключается весь смысл произведения.

В своих работах литературовед Р. Ахмадиев, изучая жанры драматургии, выделяет несколько особенностей трагедии и комедии, которые могут иметь место в одном и том же произведении, написанном в жанре трагикомедии: героические и романтические стороны. Подтверждение слов ученого можно получить в той же пьесе «Девушка с веснушками», героический мотив которой заложен именно в образ Энже. Безбоязненно отстаивать свое мнение и жить по своим правилам героиня привыкла с детства. Ей явно не хватало родительского внимания. Отца она лишилась очень рано, к тому же мама была любительницей спиртного. Самовоспитание дало ей силу воли, отсутствие страха перед трудностями. Потому она и совершала героические поступки. Тем самым эта трагикомедия богата и героическими, и романтическими элементами. А романтическая составляющая ярко выражена в отношениях и диалогах героев друг с другом:

Магаш: Мы вместе. Я ни в ком не нуждаюсь. Мне кроме тебя больше никто не нужен. (Поднимает Энже и крутит.) Вот так!

Энже: Отпусти, Магаш! (Обнимает его) И жизнь, и я кручусь...

Магаш: Да, мы с тобой крутимся!..

Энже: А если твоя голова закружится?

Магаш: Нет, и голова, и сердце не закружится. И я докажу тебе свою любовь на 200 процентов!

В этой беседе невозможно не заметить яркость и романтизм отношений.

В творчестве драматурга тема любви занимает одно из главных мест. В его пьесах чувства героев к женщине, родной земле, народу проявляются в драматических и трагических

коллизиях, преподнесенных в комическом ракурсе. Нечто подобное наблюдал при анализе творчества уже упомянутого Ф. Булякова литературовед Р. Ахмадиев [3. С. 50]. Он утверждает, что некоторые пьесы башкирского драматурга Ф. Булякова напоминают театр абсурда. «Его герои попадают в смешные и в ужасные ситуации. Порой кажется, что они полностью лишены возможности воздействовать на события. Но каждый раз они находят в себе силы отнестись к происходящему с юмором, проявить гражданское мужество». В конкретных случаях даже писатель проявляет свое личное отношение: «Мы чувствуем тепло авторского сердца в его доброжелательном отношении к героям и зрителям, в той лирической интонации, которая так характерна для произведений башкирского драматурга Ф. Булякова».

Следует отметить, что пьесы К. Акбашева полны психологических переживаний героев, в которых отражены все сложности и противоречия современной жизни. Тем не менее, все персонажи способны на превращение даже самой трагической ситуации в комическую, потому что каждому из них свойственно развитое чувство юмора и доброжелательное отношение к окружающим. Такой мотив наблюдается во всех произведениях писателя К. Акбашева, что делает их поучительными и весьма познавательными.

Список литературы

1. Акбашев, К. Не исчезай с моего пути. Уфа, 2007. С. 250.

2. Ахмадиев, Р. Жанровые формы драматургии. Уфа, 2004. С. 163.

3. Ахмадиев, Р. Трагикомедия - жанр Буля-кова // Бельские просторы. 2003. № 2. С. 50.

4. Фролов, В. В. Судьбы жанров драматургии. М., 1979. С. 306.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.