Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 17 (271).
Филология. Искусствоведение. Вып. 66. С. 138-140.
Л. Т. Хусаинова
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАГИКОМЕДИЙ К. АКБАШЕВА
Из современных башкирских драматургов в жанре трагикомедий активно работает Кабир Акбашев. Его пьесы отличаются богатым философским содержанием и глубокими психологическими переживаниями героев. Статья посвящена многогранному изучению и выявлению особенностей трагикомедий автора.
Ключевые слова: драматургия, трагикомедия, башкирская трагикомедия, творчество К. Ак-башева.
Из всех драматических жанров трагикомедия является наименее каноничным, очень подвижным и чрезвычайно сложным жанром. Хотя впервые термин «трагикомедия» был употреблен еще в античной литературе, формирование ее как жанра продолжается и по сей день. Современные исследователи расширяют поле трагикомедии, включая в ее орбиту драматургию художников-реалистов XIX века -А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя. В башкирской же литературе жанр трагикомедии активизировался лишь в последней четверти прошлого столетия [4. С. 306]. Отдельные особенности этого жанра нашли отражение в работах М. Ф. Гайнуллина, Т. М. Кильмухаме-това, Р. Б. Ахмадиева, Ф. Булякова и некоторых других писателей. Однако специальных работ, посвященных рассматриваемому жанру, в башкирском литературоведении до сих пор нет.
Одним из первых в жанре трагикомедии в башкирской драматургии начал писать произведения известный башкирский поэт и писатель Кабир Акбашев, уроженец Гафурийского района. Кабир Мухаметшарипович - автор более двадцати драм и комедий. На сценах республиканских драмтеатров поставлено большое количество его произведений. Из наиболее полюбившихся зрителю постановок Кабира Акбашева можно назвать «Ашкадар», «Не уходи, Рустам!», «Любовь моя, Актулум», «Тополя моей юности», «Девушка с веснушками». В них реалии жизни показаны с соблюдением всех законов сценического искусства и доведены до философского обобщения.
Его книга «Не исчезай с моего пути» состоит из ряда весьма интересных и поучительных пьес. Хотя автор в открытую не называет свои произведения трагикомедиями, суть и смысл прочитанного текста легко дают понять, что все они включают в себя элементы трагикомичности.
Структура жанра трагикомедии двойственна, двусмысленна, противоречива, что отразилось в ее названии. Основополагающим критерием трагикомедии является трагикомический конфликт, реализуемый в неразрешимом противоречии в отношениях между человеком и окружающим его миром. Кабир Акбашев во многих своих произведениях четко придерживается этого принципа.
Трагикомедия, как определяют многие ученые, - это и сюжетная, и экзистенциальная неразрешимость конфликта. Именно из таких элементов и построен весь сюжет произведения «Красивая женщина». Осознание бессмысленности своего бытия побуждает героиню пьесы к подведению итогов жизни, признанию ошибок. Все это К. Акбашев иллюстрирует через активную позицию героя, сквозь его психологические переживания, что придает каждой пьесе характерное и свойственное только ей социально-этическое звучание. Например, в пьесе «Красивая женщина» трагикомический характер раскрывается в словах мадам Нури: «Жизнь прекрасна, если есть доноры. Вот поэтому я всегда красивая!» Но в финале пьесы она осознает, что финансовый достаток, полученный нечестным путем, не сделал ее счастливой. Оставшись одинокой и обедневшей, она задается вопросами: «Что мне теперь делать? Где же я допустила ошибку?».
Диалог героев помогает раскрыть многие бытовые проблемы. Через комичные ситуации мы ощущаем сердечные муки, боль души, осознание неправедности - самые большие испытания для каждого из нас. Измена жены произошла из-за недостатка внимания - это супруг Галим четко понял в конце пьесы. Но, в отличие от супруга, мадам Нури не осознала истинного смысла прекрасной жизни. Автор через содержание пьесы передает мысль о том, что человека украшает, прежде всего, душевная
красота, а не косметика, блестящие украшения и одежда.
А вот Энже, главная героиня другой трагикомедии «Девушка с веснушками», является антиподом предыдущего образа. Хоть она и страдает с детства из-за своей внешности, из-за веснушек на лице, в душе она настоящая красавица. Веселую, активную, трудолюбивую девушку в деревне многие любят и уважают. Она встречается с парнем из своего села Магашем. Из-за социального неравенства между родителями этой пары часто возникают конфликты. К тому же мать героини любит выпивать и скандалить с соседями. Комичные ситуации, связанные с Энже и Магашем, вскоре переплетаются с трагическими событиями. Из-за мамы героини молодая пара однажды чуть не лишилась своего счастья. Их родители вступили в спор.
Сыйырбика (мама Энже): Моя дочка - просто идеальная женщина. И работящая, и фигура... Везде все успевает. Все хотят на ней жениться. А твой сын - теленок! Ходит как свинья и землю пашет.
Казнагуль (мамаМагаша): Это он свинья?! Вот дом строит двухэтажный. У него машина, два трактора, у нас сотня кур, целое стадо баранов, коз...
Сыйырбика: Не вижу ничего похвального. Вот тебе невестка! (кулаком показывает).
Казнагуль: А твоя Энже - курица. Вот твоей алкашке муж! (в ответ тоже показывает кулак).
Этот спор заканчивается печально - дракой между Сыйырбикой и Казнагулью.
Тем временем Энже, охотно согласившись на помощь экстрасенса Купунисы, начинает «лечиться» от веснушек. Таким образом, комизм и трагизм обретает новый характер, иное направление для дальнейшего развития. «Биоэнергетические лучи» и «мочевая маска» избавляют «от всех пятен на лице», говорит в свою очередь экстрасенс. В подтверждение этого ведунья приводит уже якобы проверенный пример из своей жизни: «Вот избавишься от своих веснушек, он (Магаш - возлюбленный Энже) даже ни на шаг от тебя не отстанет. Вот увидишь! С соседнего села старику семидесятилетнему помогла таким способом молодую жену найти. Живут теперь, глянь, нарадоваться не могут». Хотя в действительности такого результата не было. Метод преувеличения был использован экстрасенсом, чтобы просто завоевать доверие Энже.
Обе пьесы разоблачают внутреннюю пустоту и ничтожность, притязающие на содержательность и реальное значение. В данном случае комедия «Девушка с веснушками» близка по своему жанру к трагикомедии. Как отмечает литературовед Т. Свербилова, «жанр трагикомедии объединяет два полярных мироощущения: трагическое и комическое». Все упомянутые выше мотивы отражены в этой комедии. Исходя из примеров, можно сделать вывод, что те или иные жанры в литературе не только не могут существовать по отдельности друг от друга, но и составляют единое целое, обогащая при этом содержание текста [2. С. 63].
Едва ли не во всех трагикомических произведениях духовные и материальные ценности создают особую атмосферу. К примеру, деньги, как полагают некоторые герои этих пьес, способны решать все проблемы. Но, как видно из содержания, дело не только в деньгах и в материальном благополучии, но и в душевной красоте и моральном облике героев. Так, характер экстрасенса Купунисы меняется в связи с возникшими обстоятельствами. Если в первом случае она направляла свои «волшебные лучи» на то, чтобы Энже и Магаш были счастливы, то вскоре, получив хороший подарок от Эдика, гадалка решается создать новую семью - Энже и Эдика. Все это происходит при весьма интересных для зрителя обстоятельствах:
Эдик: Делай наш мухаббят (любовь).
Купуниса: С Энже?
А тот в ответ дает ключи от машины.
Купуниса: Все решено. Ради этого я на все уже готова.
Это своего рода подкуп девушки с помощью «ключей от машины». Автор через комические элементы некоторых сцен пытается раскрыть суть и смысл жизни каждого из своих героев. Одни на «чужих» отношениях наживают себе выгоду, причиняя кому-то боль, а другие поступают иначе. Если, к примеру, в трагикомических произведениях И. Абдуллина и Н. Над-жми, написанных несколько ранее, нашли отражение сложность и противоречивость современной жизни, то в основе конфликтов пьес К. Акбашева лежат отношения человека с человеком, человека и общества, человека и эпохи.
Трагикомедия - это смешанный жанр, в основу которого положены трагичность и комичность сюжета одновременно. Поставив в подзаголовок «трагикомедия», автор указывает на то, что у пьесы счастливый финал, немыслимый для трагедии, заканчивающейся, как пра-
вило, расставанием главных героев навсегда. «Девушка с веснушками» не может закончиться трагически, потому что здесь есть надежда, вера и любовь. В этом и заключается весь смысл произведения.
В своих работах литературовед Р. Ахмадиев, изучая жанры драматургии, выделяет несколько особенностей трагедии и комедии, которые могут иметь место в одном и том же произведении, написанном в жанре трагикомедии: героические и романтические стороны. Подтверждение слов ученого можно получить в той же пьесе «Девушка с веснушками», героический мотив которой заложен именно в образ Энже. Безбоязненно отстаивать свое мнение и жить по своим правилам героиня привыкла с детства. Ей явно не хватало родительского внимания. Отца она лишилась очень рано, к тому же мама была любительницей спиртного. Самовоспитание дало ей силу воли, отсутствие страха перед трудностями. Потому она и совершала героические поступки. Тем самым эта трагикомедия богата и героическими, и романтическими элементами. А романтическая составляющая ярко выражена в отношениях и диалогах героев друг с другом:
Магаш: Мы вместе. Я ни в ком не нуждаюсь. Мне кроме тебя больше никто не нужен. (Поднимает Энже и крутит.) Вот так!
Энже: Отпусти, Магаш! (Обнимает его) И жизнь, и я кручусь...
Магаш: Да, мы с тобой крутимся!..
Энже: А если твоя голова закружится?
Магаш: Нет, и голова, и сердце не закружится. И я докажу тебе свою любовь на 200 процентов!
В этой беседе невозможно не заметить яркость и романтизм отношений.
В творчестве драматурга тема любви занимает одно из главных мест. В его пьесах чувства героев к женщине, родной земле, народу проявляются в драматических и трагических
коллизиях, преподнесенных в комическом ракурсе. Нечто подобное наблюдал при анализе творчества уже упомянутого Ф. Булякова литературовед Р. Ахмадиев [3. С. 50]. Он утверждает, что некоторые пьесы башкирского драматурга Ф. Булякова напоминают театр абсурда. «Его герои попадают в смешные и в ужасные ситуации. Порой кажется, что они полностью лишены возможности воздействовать на события. Но каждый раз они находят в себе силы отнестись к происходящему с юмором, проявить гражданское мужество». В конкретных случаях даже писатель проявляет свое личное отношение: «Мы чувствуем тепло авторского сердца в его доброжелательном отношении к героям и зрителям, в той лирической интонации, которая так характерна для произведений башкирского драматурга Ф. Булякова».
Следует отметить, что пьесы К. Акбашева полны психологических переживаний героев, в которых отражены все сложности и противоречия современной жизни. Тем не менее, все персонажи способны на превращение даже самой трагической ситуации в комическую, потому что каждому из них свойственно развитое чувство юмора и доброжелательное отношение к окружающим. Такой мотив наблюдается во всех произведениях писателя К. Акбашева, что делает их поучительными и весьма познавательными.
Список литературы
1. Акбашев, К. Не исчезай с моего пути. Уфа, 2007. С. 250.
2. Ахмадиев, Р. Жанровые формы драматургии. Уфа, 2004. С. 163.
3. Ахмадиев, Р. Трагикомедия - жанр Буля-кова // Бельские просторы. 2003. № 2. С. 50.
4. Фролов, В. В. Судьбы жанров драматургии. М., 1979. С. 306.