9.2. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ
ОВД К ВЫПОЛНЕНИЮ ОПЕРАТИВНО - СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Токбаев А.А. Должность: Старший преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо - Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра ДОУ. E-mail: tokbaev@yandex.com
Аннотация: В настоящие время учебные центры, обеспечивающие первоначальное профессиональное обучение сотрудников ОВД к предстоящей служебной деятельности, а в дальнейшем и их подготовку к служебно-боевым и оперативным действиям в особых условиях (в составе сводных отрядов ОВД) переведены в структуру Федеральных государственных казенных образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России [6]. Это обстоятельство требует рассмотрения анализируемой проблемы, как важного этапа совершенствования подготовки сотрудников ОВД в данном направлении, но уже в системе вузовского образовательного процесса.
Ключевые слова: сотрудник полиции, профессиональная подготовка, тактическая подготовка.
SOME PECULIARITIES OF IMPROVING THE PREPARATION
OF ATS STAFF FOR THE IMPLEMENTATION OF OPERATIONAL-SERVICE PROBLEMS IN THE TERRITORY OF THE REPUBLIC OF THE NORTH CAUCASUS
Tokbaev A.A. Position: Senior lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute for Advanced Studies. E-mail: tokbaev@yandex.com
Annotation: At present, training centers providing initial professional training of ATS officers for the forthcoming official activity, and in the future also their preparation for combat-operational and operational activities in special conditions (as part of summary detachments of ATS) have been transferred to the structure of the Federal State Treasury Educational Institutions Higher professional education of the Ministry of Internal Affairs of Russia [6]. This circumstance requires consideration of the analyzed problem as an important stage in improving the training of ATS officers in this direction, but already in the system of the university educational process.
Keywords: police officer, vocational training, tactical training.
Одним из направлений, которое вызвало большой интерес у специалистов, является оперативно-боевая подготовка специальных подразделений, которые привлекаются к служебно-боевым действиям в особых условиях, характеризуемых как обстановка, сложившаяся в результате возникновения чрезвычайных обстоятельств или чрезвычайных ситуаций, введение режима чрезвычайного или военного положения.[6]
Анализ социологических исследований, проведенных специалистами МВД России, совместно с сотрудника-
ми подразделений, участвующих в служебно-боевых действиях по освобождению заложников и захвату (уничтожению) бандитов, оперативных задержаниях (захватах) особо опасных вооруженных преступников, позволил выявить значимость отдельных видов оперативно-боевой подготовки и ранжировать их в следующем порядке: огневая подготовка, тактическая подготовка, психологическая подготовка, оперативно-розыскная деятельность, десантно-штурмовая подготовка, физическая подготовка, военная топография и
др.[1].
В представленной статье предпринята попытка анализа образовательного процесса, входящего в структуру учебных дисциплин тактико-специальной подготовки сотрудников ОВД, а именно: специальной тактики, общевойсковой тактики, военной топографии и инженерной подготовки.
По их мнению, на современном этапе совершенствования тактико-специальной подготовки сотрудников ОВД, к служебно-боевым и оперативным действиям, можно рассмотреть возможность решения данной проблемы путем конкретизации тем, а также их содержания, в части касающейся именно личного состава указанных выше специальных подразделений.
Раздел специальной тактики предполагает изучение таких действий, как организация оперативного задержания преступников. Эти действия можно дифференцировать на три направления:
- оперативное задержание в пешем порядке одним сотрудником, группой сотрудников и с применением не летальных видов нейтрализации преступников;
- в ходе выполнения специальной операции;
- способами: «таран», «перекрытие дороги», «засада», «блокирование» и др.
- использованием средств принудительной остановки транспорта.
Следующий раздел специальной тактики предполагает изучение такой темы, как организация и проведение специальных операций по задержанию преступников (бандитов), оказывающих вооруженное сопротивление в различных условиях (дом, квартира, административное здание, местность и др.). Занятия, как правило, проводятся в дневное и ночное время на полигонах, объектах, специализированных полосах, оборудованных препятствиями различного вида.
Бесспорно важным является подготовка подразделений к выполнению служебно-боевых и оперативных действий по освобождению заложников и захвату (уничтожению) бандитов, которые обеспечиваются изучением вопросов по блокированию мест проведения данных операций силами подразделений, и взаимодействующим с ними личным составом ФСВНГ РФ. Ведению переговоров с целью освобождения заложников, отвлечения внимания преступников, их дезинформации, установления содержания требований бандитов и т.д., с последующей организацией штурма места нахождения преступников и заложников путём скрытого проникновения групп захвата туда, с выполнением боевых действий. Проведение указанных занятий обычно организуется на реальных объектах, -это самолет, поезд, квартира, частный дом и др. или их макетах [2].
Учебный процесс по организации специальных операций по ликвидации бандитских формирований требует изучения сотрудникам отрядов таких служебно-боевых действий как:
-ведение разведки, выставление секретов, постов наблюдения, организации засад и др.;
4'2017
Пробелы в российском законодательстве
-«непосредственное» преследование бандитов, а также их преследование по «следам» и по «направлениям»;
-блокирование места дислокации банды при ее попытке скрыться способом прорыва из окружения или блокированного района;
-уничтожение банды в населенном пункте, в горах, в убежище, а при сдаче обыск задержанных с их последующем конвоированием;
-проведение обязательного осмотра местности, где проходила операция, с целью обнаружения вещественных доказательств их преступной деятельности.
Раздел программы подготовки специальных подразделений по общевойсковой тактике предполагает изучение основ современного общевойскового боя, а в частности, основ управления подразделениями в общевойсковом бою, действия сотрудника в оборонительном бою в составе мотострелкового подразделения, а также при наступлении, на марше, в охранении и т.д.
Важно наличие знаний у сотрудников ОВД, направляемых в район служебно-боевых и оперативных действий топографии. Программа оперативно-боевой подготовки специальных подразделений предлагает изучение этой дисциплины с обязательным наличием в содержании таких тем, как:
-ориентирование на местности без карты и движение по заданному маршруту;
-номенклатура топографических карт, правила обращения с ними, оценка местности и определение по карте прямоугольных и полярных координат.
Указанная информация в достаточной мере обеспечивает готовность сотрудника к действиям на местности и в зоне боевых объектов.
Инженерная подготовка, являясь разделом программы оперативно-боевой подготовки специальных подразделений входит в структуру тактико-специальной подготовки и предполагает изучение сотрудниками следующих тем:
- маскировка, ее задачи и порядок применения;
- укрепление местности самоокапыванием, окапыванием пулеметных и гранатометных отделений, оборудование ходов сообщения, окопов, наблюдательных и командных пунктов, отхожие места, щели, убежища, перекрытия и т.д.;
- приспособление местных предметов к бою, в том числе воронок, канав, плетней и деревянных заборов, строений, каменных оград и т.д.
- особенности окапывания в зависимости от местности и грунта, т.е. окопы на переднем скате и на обратном скате, в лесу, в каменистом грунте и болотистой местности, при толстом или тонком слое снега.
- инженерные укрепления в местах временной или постоянной дислокации подразделений.
Описанное выше содержание разделов программы оперативно-боевой подготовки специальных подразделений изучается в основном на учебных занятиях, проводимых в форме аудиторных и полевых занятий, тренировок, оперативных игр и учений [7].
Аудиторные занятия (лекции, семинары, практические занятия) обеспечивают, главным образом, формирование теоретических знаний сотрудников специальных подразделений.
Полевые занятия проводятся на местности, на полигонах, на учебных городках, т.е. объектах, максимально приближающих учебный процесс к реальным событиям и ситуациям, как по темам специальной тактики, так и темам общевойсковой тактики, военной топогра-
фии и инженерной подготовки. К основным методам обучения на полевых занятиях специалисты относят рассказ, показ и упражнение [4].
Одной из эффективных форм оперативно-боевой подготовки считается тренировка, используемая при формировании устойчивых навыков и умений в выполнении конкретных служебно-боевых и оперативных действий: боевых приёмов борьбы, использования табельного стрелкового оружия и специальных средств, осуществления действий по розыску и задержанию особо опасных вооруженных преступников как лично, так и в качестве руководителя наряда, функциональной группы или подразделения [3].
Такая форма обучения, как оперативные игры также достаточно часто используется в подготовке сотрудников ОВД к служебно-боевым и оперативным действиям в особых условиях. Они организуются по заранее разработанному замыслу, в соответствии с которым, обучаемые отрабатывают взаимосвязанные эпизоды, уясняют задачу, оценивают обстановку, делают необходимые расчеты, принимают решения и отдают распоряжения, оформляют необходимые графические, при чем каждый в своей игровой роли. Необходимым в этой связи признается совершенствование проводимой индивидуальной воспитательной работы, ее содержательных и методических аспектов[8].
Высшей формой оперативно-боевой подготовки сотрудников являются учения, проводимые по определенному сценарию, на местности в различное время года и суток с привлечением всего личного состава сводного отряда ОВД. Задачами данной формы обучения специалисты называют:
- «слаживание» сотрудников конкретных нарядов, функциональных групп, подразделений и всего отряда в целом к служебно-боевым и оперативным действиям в особых условиях;
- воспитание навыков и умений в эффективном выполнении возникающих задач применительно к особым условиям как индивидуально, так и в составе подразделения, а точнее в качестве руководителя наряда, функциональной группы и т.д.
- формирование у сотрудников отряда психологической готовности преодолевать трудности, управлять своими психическими состояниями и действиями в условиях служебно-боевой и оперативной обстановки.
В качестве выводов по изложенному выше аналитическому материалу, а также в целях совершенствования процесса подготовки подразделений ОВД к слу-жебно-боевым и оперативным действиям в условиях образовательных учреждений МВД России можно рекомендовать следующее:
1. Пересмотреть содержание существующих и используемых в настоящее время учебных рабочих программ по подготовке подразделений ОВД к служебно-боевым и оперативным действиям в особых условиях.
2. Более чаще проводить социологические исследования с привлечением в качестве респондентов сотрудников ОВД, имеющих опыт обеспечения охраны общественного порядка и безопасности в регионах со сложной оперативной обстановкой, с целью внесения изменений в процессе подготовки личного состава, с учётом новых требований.
3. Содержание полевых занятий максимально приближать к реальным условиям будущей служебно-боевой и оперативной деятельности, примирительно к конкретным эпизодам со сложной оперативной обстановкой.
4. В проводимых итоговых комплексных тактико-специальных учениях с личным составом сводных отрядов ОВД изыскивать возможность использования специальных средств и бронетехники.
Список литературы:
1. Токбаев А.А. Проблемы педагогического характера, проявляющиеся в процессе профессиональной подготовки сотрудников подразделений специального назначения МВД России // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 5. С. 164-165.
2. Медведев В.И., Косяченко В.И., Овчинников В.В. Тактико-специальная подготовка: учеб. пособие - Волгоград: ВА МВД России, 2010.
3. Факов А.М. Некоторые особенности физической подготовки сотрудников специальных подразделении МВД России: В книге: Физическое воспитание и спорт: Актуальные вопросы теории и практики: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. ФГКОУ ВО "Ростовский юридический институт" МВД России. 2016. С. 151-153.
4. Непомнящий С.В. Из истории организации слу-жебно-боевой деятельности сводных отрядов (батальонов) Волгоградской академии МВД России при чрезвычайных обстоятельствах: научно методич. журнал: «Вестник» Волгоградской академии МВД России. Выпуск 3(22) 2012.- Волгоград: ВА МВД России, 2012. с. 161-169.
5. Подготовка личного состава органов внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе: учеб.пособ./ Под ред. Г.С.Гусева. - Уфа, 2000.
6. Саливерстов С.В., Ковалев Д.Н., Серый Ф.Г. Программа оперативно-боевой подготовки спецподразделений полиции МВД России: учеб. пособие - М.: ВНИИ МВД России, 2003.
7. Медведев В.И., Непомнящий С.В. Формирование моделей междисциплинарной интеграции процесса подготовки курсантов и слушателей к служебно-боевой деятельности в особых условиях: научно- методич. журнал: «Вестник Волгоградской академии МВД России». Выпуск 4 (27) 2013.- Волгоград: ВА МВД России, 2013. с. 168-172.
8. Машекуашева М.Х. Некоторые особенности воспитательной работы в органах внутренних дел: историко-методологический аспект. Черные дыры в Российском законодательстве. 2016. № 2. С. 120-121.
Рецензия
на статью «Некоторые особенности совершенствования подготовки сотрудников ОВД к выполнению оперативно-служебных задач на территории республик Северного Кавказа»
В статье, представленной на рецензирование, автором Токбаевым А.А. рассмотрены актуальные вопросы процесса подготовки сотрудников подразделений специального назначения. Следует отметить, что уровень профессиональной подготовки сотрудников подразделений специального назначения всегда играет важную роль при планировании и проведении специальных операций с их участием. Так как борьба с вооруженной преступностью является приоритетным направлением деятельности подразделений специального назначения, стоит обратить внимание на основные виды профессионального обучения сотрудников подразделений специального назначения, такие как, дополнительное профессиональное образование (включая повышение квалификации), а также профессиональная служебная и физическая подготовка.
Тактико-специальная подготовка является важнейшим условием повышения профессиональной подготовленности сотрудников специальных подразделений, поддержания высокой готовности личного состава к действиям при осложнении оперативной обстановки и основой успешного решения оперативно-служебных задач, возложенных на данные подразделения.
В данной статье автором рассмотрены основные проблемы профессиональной подготовки сотрудников подразделений специального назначения, а также выдвинут ряд оптимальных условий для их преодоления и дальнейшего решения.
В связи с вышеизложенным, считаю, что в статье «Некоторые особенности совершенствования подготовки сотрудников ОВД к выполнению оперативно-служебных задач на территории республик Северного Кавказа», представленной Токбаевым А.А. рассматриваются достаточно актуальные в сегодняшних реалиях проблемы, и она может быть рекомендована к опубликованию.
Начальник кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции А.Ю. Тутуков