УДК 343.83 ЮРИЙ ИВАНОВИЧ ПАНИН,
ББК 67.409р31 кандидат юридических наук, доцент,
П16 заместитель начальника академии, начальник филиала (г. Псков)
(Академия ФСИН России) Е-тай: panin61@mail.ru.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПСКОВСКОГО ФИЛИАЛА АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ
Реферат: в состав правоохранительных органов, обеспечивающих социальную безопасность России, входит Федеральная служба исполнения наказаний, представляющая пенитенциарную систему. Эффективность работы пенитенциарной системы в немалой степени зависит от качества подготовки специалистов. В Российской Федерации семь вузов осуществляют специализированную подготовку кадров для уголовно-исполнительной системы, в частности Псковский филиал Академии ФСИН России (далее -Псковский филиал).
Традиционно в систему подготовки курсантов - будущих сотрудников пенитенциарной системы входит общеобразовательное обучение, практика и несение службы. Особенностью подготовки кадров в Псковском филиале является специальным образом организованное практико-ориентированное обучение.
Формы практико-ориентированного профессионального обучения в вузе следующие: чтение лекций; проведение иных занятий с участием сотрудников ФСИН России; проведение деловых игр, основанных на практических материалах; решение типичных служебных задач; включение в экзаменационные билеты практических заданий; комплексные оперативно-тактические учения; ознакомительная, производственная, преддипломная, внеучебная практики; работа в юридической клинике.
Для организации практико-ориентированного обучения на базе Псковского филиала функционирует уголовно-исполнительная инспекция (федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области»). Практику в инспекции курсанты проходят со второго курса. Это позволяет решить ряд важных учебных задач: закрепить теоретические знания, приобрести профессиональные компетенции, развить интерес к избранной специальности, получить практический навык работы с осужденными. Еще одна задача, реализуемая в практическом обучении, - углубленное знакомство с объектом профессионального воздействия и более качественная подготовка себя к исполнению служебных обязанностей, готовность к решению стандартных и нестандартных ситуаций несения службы.
Кроме того, в Псковском филиале накоплен положительный опыт организации производственной практики. На практику в практический орган курсанты выезжают группами до 10 человек под руководством преподавателей специализированных кафедр. Преподаватели проходят стажировки по должностям согласно рангу и одновременно контролируют прохождение практики курсантами, поэтому знакомство с положительным опытом и получение навыка практической работы в период практики осуществляется как курсантами, так и преподавателями.
Теоретические знания, проверенные практикой, позволяют будущему сотруднику качественно выполнять служебные обязанности, испытывать минимальную профессиональную деформацию собственной личности, что в целом дает возможность улучшить маргинальную часть общества, отбывающую наказание без изоляции от общества и находящуюся на контроле уголовно-исполнительных инспекций, и таким образом усилить внутреннюю социальную безопасность России.
Ключевые слова: социальная безопасность, практико-ориентированная подготовка специалистов, уголовно-исполнительные инспекции, инспектор уголовно-исполнительных инспекций, осужденный к отбыванию наказания без изоляции от общества.
Социальную безопасность России, кроме всех прочих, обеспечивают правоохранительные органы. Под правоохранительными органами понимаются все государственные орга-
ны, применяющие право и входящие в обособленную группу органов, обладающих особым правовым статусом, задачами, функциями, направлениями деятельности [1, с. 33]. В настоящее время в состав пра-
воохранительных органов входит Федеральная служба исполнения наказаний.
В самом общем виде социальная безопасность -это «состояние защищенности личности, социальной группы, общности от угроз нарушения их жизненно важных интересов, прав, свобод» [2, с. 32-37]. К угрозам социальной безопасности исследователи относят следующие четыре группы источников: 1) социальные угрозы, связанные с насилием, с разгулом «нецивилизованной» преступности в обществе, его криминализацией; 2) наркомания, пьянство, смертность и сокращение продолжительности жизни; 3) ухудшение медицинского обслуживания и здравоохранения; 4) низкая социальная защищенность населения.
Таким образом, все категории лиц, находящиеся под контролем Федеральной службы исполнения наказаний (отбывающие наказание как с изоляцией от общества, так и без нее), относятся к первой и (или) второй группе факторов угрозы социальной безопасности.
Одной из главных целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция) является повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня международных стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития. Для достижения указанной цели Концепция предусматривает решение ряда важнейших задач, среди них - расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы. Это подразумевает также учет требований международных нормативных правовых актов, например подп. 2.4 Токийских правил, в которых отмечается, что «следует поощрять разработку новых мер, не связанных с тюремным заключением, и внимательно следить за этим процессом, а также систематически оценивать практику их применения» [3]. В соответствии с этим для исполнения наказаний, не связанных с отбыванием наказания в местах лишения свободы, необходимы специально подготовленные сотрудники, обеспечивающие социальную направленность исполнения наказаний без изоляции от общества.
На актуальность подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы обращал внимание Президент Российской Федерации, который на встрече с журналистами Уральского федерального округа 28 ноября 2011 г. (г. Екатеринбург) отметил, что «нам нужно разумно, спокойно, но в то же время настойчиво провести полную реформу уголовно-исполнительной системы. Уголовно-исполнительная система состоит из тех, кто сидит,
и тех, кто охраняет. Как правило, часто говорят, что они сидят вместе: только некоторые из них сидят срок, назначенный судом, а некоторые из них «сидят» всю жизнь. И люди, которые там работают, во-первых, выполняют важную государственную задачу, а во-вторых, у них существует и свой определенный эмоциональный настрой... нужно сделать так, чтобы туда приходили люди подготовленные, грамотные и мотивированные. Поэтому мы, начиная с 2013 г., начнем существенное увеличение заработной платы всем, кто работает в уголовно-исполнительной системе. В противном случае изменить самый дух этой уголовно-исполнительной системы невозможно».
Слова Президента нашли отражение в Концепции, где также говорится о необходимости обеспечения внутренней социальной безопасности страны через «совершенствование кадрового обеспечения уголовно-исполнительных инспекций; формирование модели специалиста уголовно-исполнительной инспекции».
Как уже отмечалось, Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет контроль за отбыванием наказания как с изоляцией от общества, так и без нее. Под надзором этой службы находятся граждане, нарушившие уголовное законодательство России и согласно приговору суда отбывающие наказания. Эти граждане имеют маргинальный статус по признаку нарушения законов. Как известно, маргинал (от лат. margo - край) -это человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т. д. Сотрудники уголовно-исполнительной системы работают с криминально опасной частью населения России, что требует от них специальной подготовки и развитых профессионально важных качеств. Именно поэтому в систему подготовки высококачественных специалистов - сотрудников уголовно-исполнительной системы входит как обучение, так и несение службы.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация «Специалист») (утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 20) и специализации подготовки № 2 «Административная деятельность» предполагает организацию и проведение учебных и производственных практик, что является обязательным и представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-
практическую подготовку обучающихся. Образовательный стандарт позволяет проводить практику в органах государственной власти и управления, судебных органах, подразделениях правоохранительных органов, по месту службы (для слушателей очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения), в организациях и учреждениях, для которых обязательно наличие объектов и видов профессиональной деятельности специалиста по данной специальности [4].
В настоящее время специалистов для Федеральной службы исполнения наказаний готовят семь высших учебных заведений. В их число входит Псковский филиал Академии ФСИН России. Профессиональное образование выполняет конкретный социальный заказ: удовлетворение интересов личности, общества и государства в квалифицированных кадрах [5, с. 3]. Согласно распоряжению директора Федеральной службы исполнения наказаний от 16 февраля 2010 г. № 31-р «О специализации образовательных учреждений ФСИН России», а также распоряжению от 17 апреля 2013 г. № 84-р «О специализации образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России» за высшими учебными заведениями Федеральной службы исполнения наказаний закреплены специализации профильной подготовки специалистов. Профиль представляет собой узкую образовательно-профессиональную область, позволяющую курсанту определенным образом аккумулировать приобретаемые компетенции, получить углубленные знания и навыки и проходить службу сформировавшимся специалистом в области правоохранительной деятельности. С 16 февраля 2010 г. за вузом закреплена специализация «Организация деятельности уголовно-исполнительных инспекций», которая в настоящее время реализуется в образовательном учреждении. Целью специализации является подготовка специалистов для уголовно-исполнительных инспекций, осуществляющих контроль осужденных, отбывающих наказания без изоляции от общества.
Что касается специализации «Организация деятельности уголовно-исполнительных инспекций», то подопечными инспекторов инспекций являются осужденные, совершившие относительно легкие преступления, относящиеся по мировым критериям к «цивилизованной преступности» (например, кражи, мошенничество, ДТП). Однако, как отмечалось выше, это граждане, которые имеют различные личностные деформации. Именно поэтому, кроме обучения и получения общеобразовательной подготовки, курсанты со второго курса обучения накапливают профессионально важные качества и специальные навыки работы в период внеучебной практики. В качестве
целей и задач практики обозначены закрепление и углубление теоретических знаний, приобретение и совершенствование профессиональных компетенций, приобщение к организаторской деятельности, развитие интереса к избранной специальности путем оказания практической помощи уголовно-исполнительной инспекции в обеспечении контроля поведения подучетных лиц.
Кроме того, практико-ориентированное обучение позволяет обеспечить современное качество образования, его соответствие актуальным потребностям личности общества и государства, а также повысить эффективность подготовки специалистов. На это обстоятельство обращают внимание российские педагоги-исследователи, такие как В. С. Аванесов, В. П. Беспалко, В. Н. Герасимов, В. В. Давыдов, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, В. А. Смирнов и др.
Формами практико-ориентированного профессионального обучения в вузе являются:
- чтение лекций, проведение иных занятий с участием сотрудников ФСИН России;
- проведение деловых игр, основанных на практических материалах;
- решение типичных служебных задач;
- включение в экзаменационные билеты практических заданий;
- комплексные оперативно-тактические учения;
- ознакомительная, производственная, преддипломная практика;
- внеучебная практика;
- работа в юридической клинике.
Для организации практико-ориентированного обучения на базе Псковского филиала функционирует уголовно-исполни-тельная инспекция (федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Псковской области»), которой подведомственны 25 филиалов области. Ежедневно согласно утвержденному графику курсанты приходят в инспекцию и выполняют определенные виды работ под руководством практических работников -инспекторов, социальных работников, психологов. В ходе практики курсанты решают ряд задач, актуальных для развития навыка практической работы, и оказывают помощь сотрудникам инспекции:
- участвуют в проверке осужденных по месту их жительства и работы;
- участвуют в установлении места нахождения лиц, уклоняющихся от контроля уголовно-исполнительных инспекции;
- помогают практическим работникам готовить материалы, связанные с представлением осужден-
ных к условно-досрочному освобождению от наказания или замене (отмене) наказания;
- осуществляют работу по оказанию безвозмездной юридической помощи (консультирование обратившихся подучетных лиц);
- выполняют иные поручения начальника уголовно-исполнительной инспекции;
- знакомятся с приговорами, определениями, постановлениями судов на лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества, законодательными и нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность уголовно-исполнительных инспекций;
- участвуют в посещении организаций, учебных заведений, в которых работают или обучаются осужденные к наказаниям без изоляции от общества;
- знакомятся с материалами, касающимися вопросов исполнения приговоров, определений, постановлений судов;
- присутствуют при проведении мероприятий по воспитательной работе с осужденными.
Как отмечают сотрудники инспекции, благодаря участию курсантов вуза охват работы со спецконтингентом стал более широким и ее качество улучшилось.
Таким образом, начиная со второго курса во время внеучебной практики курсанты закрепляют теоретические знания, приобретают профессиональные компетенции, развивают интерес к избранной специальности, получают практический навык работы с осужденными, состоящими на учете УИИ. Это позволяет реализовать несколько взаимосвязанных задач. Одна из них - выбор темы выпускной квалификационной работы, непосредственно связанной с практической деятельностью.
Качественное сочетание теоретических и практических знаний в выпускной квалификационной работе позволяет подготовить практические рекомендации, оптимизирующие деятельность уголовно-исполнительных инспекций и опробовать их на практике.
Еще одна задача, реализуемая в практическом обучении, - углубленное знакомство с объектом профессионального воздействия и более качественная подготовка себя к исполнению служебных обязанностей.
Кроме того, получение практического навыка реализуется в производственной практике курсантов третьего курса. В Псковском филиале накоплен положительный опыт организации производственной практики. На практику в практический орган (в УИИ) курсанты выезжают группами до 10 человек под руководством преподавателей специализированных кафедр. Преподаватели проходят стажировки по должностям согласно рангу и одновременно контролируют прохождение практики курсантами. Именно поэтому знакомство с положительным опытом и получение навыка практической работы в период практики осуществляется как курсантами, так и преподавателями.
Теоретические знания, проверенные практикой, позволяют будущему сотруднику качественно выполнять служебные обязанности, испытывать минимальную профессиональную деформацию собственной личности, что в целом дает возможность улучшить маргинальную часть общества, отбывающую наказание без изоляции от общества и находящуюся на контроле УИИ, и таким образом усилить внутреннюю социальную безопасность России.
Список литературы
1. Энциклопедия юридической психологии / под ред. А. М. Столяренко. М., 2003. 607 с.
2. Стародубов В. И., Тихомиров А. В. Социальная безопасность здравоохранения // Главный врач : хоз-во и право. 2009. № 2. С. 32-37.
3. Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) : резолюция 45/110 Генеральной Ассамблеи ООН // СПС «КонсультантПлюс».
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация «специалист») : утв. приказом Минобрнауки России от 14 января 2011 г. № 20. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12084837/#ixzz2x49aup4R.
5. Об образовании : федер. закон от 10 июля 1992 г. № 3266-1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3. Ст. 150.
JURIYIVANOVICH PANIN, deputy head of the academy, head of the Pskov branch (The Academy of the Federal Penal Service of Russia)
E-mail: panin61@mail.ru.
SOME FEATURES OF PRACTICAL STAFF TRAINING IN EDUCATIONAL PROCESS
OF THE ACADEMY OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA (BRANCH IN PSKOV)
Annotation: the Federal Penal Service represents the prison system and is the part of the law enforcement agencies, providing social safety in Russia. The effectiveness of the penal system depends on the quality of staff training to a great extent. There are seven high schools in Russia supplying special staff training for penal system. The Pskov branch of the Academy of the Federal Penal Service of Russia (hereinafter - the Pskov branch) is one of them.
Cadets training traditionally presupposes general education, practice and service. As to the Pskov branch, it is known for its specially organized practice-focused training.
We can single out the following forms of practice-focused training: lectures, other activities with the Academy staff; business games using practical materials; special office tasks solutions; making use of practical tasks at exams; integrated tactical exercises; trial, work, undergraduate, extracurricular practices; work at a legal clinic.
It is the Penal Service of the Pskov branch - the Penal Service Department of the Federal Penal Service of the Pskov region - that was specially designed to organize practice-focused learning. Cadets commonly take training at this service beginning from the second academic year. It enables us to solve a number of objectives: to improve theoretical knowledge, to acquire professional competence, to enforce interest in profession, to gain practical skills in working with prisoners. It also makes it possible to study "objects of professional influence" more profoundly, trains more effectively for fulfilling official functions, ensures the ability to cope with typical and unusual situations at service.
Besides, the Pskov branch has positive experience of practical training management. Cadets take training in groups of 10, supervised by their teachers. Teachers take traineeship according to their rank and control taking practice by their cadets at the same time.
Theoretical knowledge supported by practical experience enables prospective specialists to perform their duties effectively, to preserve professional experience to the utmost. It is sure to result in improving the marginal part of society sentenced to probation and supervised by penal services, thus in strengthening internal social security of Russia.
Keywords: social security, a practice-focused training, penal services, an inspector of penal services, a person sentenced to probation.
References
1. Jentciklopedija juridicheskoj psikhologii [Encyclopedia of legal psychology]. Edited by A. M. Stoljaren-ko. Moscow, 2003, 607 p.
2. Starodubov V. I., Tikhomirov A. V. Sotcial'naja bezopasnost' zdravoohranenija [Social security of health care]. Glavnyj vrach: hozjajstvo i pravo - Medical director: national economy and law, 2009, no. 2, pp. 32-37.
3. Minimal'nye standartnye pravila OON v otnoshenii mer, ne svjazannykh s tjuremnym zakljucheniem (To-kijskie pravila): Rezoljutcija 45/110 General'noj Assamblei OON [The United Nations Standard Minimum Rules for Non-custodial Measures (the Tokyo Rules). The United Nations General Assembly Resolution 45/110.]. Access from the reference legal system «Konsul'tantPljus».
4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po naprav-leniju podgotovki (special'nosti) 031001 Pravookhranitel'naja dejatel'nost' (kvalifikacija «specialist») (utv. pri-kazom Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 14 janvarja 2011. № 20). [Federal State Educational Standards of Higher Professional Education for the degree program 031001 Law enforcement activity (qualification «specialist»). Approved by the order of Ministry of Education and Science of the Russian Federation from January, 11th, 2011, № 20)] http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12084837/#ixzz2x49aup4R
5. Federal'nyj zakon ot 10 ijulja 1992 g. № 3266-1 «Ob obrazovanii». [The Federal of the law Russian Federation from July, 10th, 1992, № 3266-1 «About Education»]. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii -Collection of Legislative Acts of the Russian Federation, 1996, no. 3, art. 150.