© Н.Ф. Бережкова, 2018 УДК 342.9 ББК 67.401
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИИ1
Надежда Федоровна Бережкова,
помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска Ульяновской области, юрист 2 класса Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены вопросы профилактики правонарушений и их всемерного совершенствования по двум направлениям — пресечение и предотвращение административных и уголовных правонарушений, которое должно способствовать обеспечению стабильных условий жизнедеятельности любого участника правоотношений. Именно совершенствование нормативных правовых актов (НПА) и осуществление должного прокурорского надзора способствуют на местах обеспечению той или иной безопасности. Авторские предложения и суждения будут полезными не только широкому кругу читателей, но и отдельным представителям в области совершенствования научно-практической и нормотворческой деятельности.
Ключевые слова: акт, ведомство, НПА, норма, полиция, Росгвардия, регламентирование, разработка, ФЗ.
Для цитирования: Бережкова Н.Ф. Некоторые особенности осуществления профилактики правонарушений органами прокуратуры в России. Вестник экономической безопасности. 2018;(2):202-6.
SOME SPECIAL FEATURES OF THE REALIZATION OF THE PREVENTIVE MAINTENANCE OF OFFENSES BY THE ORGANS OF PROCURATORSHIP IN RUSSIA
Nadezhda F. Berezhkova,
assistant to the prosecutor of the Leninsky district of Ulyanovsk, Ulyanovsk region, a lawyer of the 2nd class
Abstract. Undoubtedly, questions of the preventive maintenance of offenses require every possible improvement in two directions — of suppression and averting of administrative and criminal offenses. And they must be directed toward the creation of the stable conditions of the vital activity of any participant in the juridicial relationship. And the author of rights in the fact that precisely the improvements of normative lawful reports (NPA) and realization of proper prosecutor supervision contribute for the places for providing that or other safety. Author's proposals and judgments will be useful not only for the wide circle of the readers, but, for the individual representatives in the region of improving the practical-scientific and the normotvorcheskoy activity.
Keywords: report, department, NPA, standard, the police, Rosgvardiya, regulation, development, FZ.
1 Статья изложена в рамках разработки учебника «Профилактика правонарушений в России» в соавторстве.
Для общества (любого государства) вопросы поддержания правопорядка в условиях наличия коррупционных факторов и присутствия различных угроз всегда будут актуальными и проблематичными.
Тем более, не своевременное издание Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182 «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» (далее — ФЗ), который устанавливает правовые и организационные основы системы профилактики правонарушений, общие правила ее функциони-
рования, основные принципы, направления, виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в профилактике правонарушений, в какой-то степени способствовало толкованию понятия «профилактика правонарушений» с различных ведомственных подходов. Отсюда закономерно вытекает необходимость централизованного подхода к вопросам профилактики правонарушений по отдельности (КоАП и УК РФ) и пересмотра ве-
домственных НПА. Хотя в названном ФЗ не конкретизированы (в отдельных статьях) государственные функции и задачи в области профилактики некоторых федеральных органов исполнительной власти (ОИВ) и, прежде всего силовых — правоохранительных органов. К примеру, Росгвардии, военной полиции Минобороны, МВД и МЧС России и др. Это позволило бы данным органам разработать не только ведомственные концепции, программы по пресечению (профилактики) правонарушений, как уголовных, так и административных, но и пересмотреть внутренние и внешние планирования (действия). Тем более законодатель обязал всех субъектов управления (федеральные ОИВ) издать ведомственные приказы (НПА) о порядке реализации названного ФЗ.
В то же время, в рамках рассматриваемого вопроса вполне закономерно может возникнуть практический вопрос: можно ли в настоящее время на должном уровне обеспечить ту или иную безопасность в условиях прямого характера присутствия угрозы личности и общественной безопасности? В своих трудах ученые Юридического института МГУ МИИТа Б.М. Лёвин, Н.А, Духно, или же Академии управления МВД России В.А. Быкадоров, В.В, Ф.П. Васильев, А.Г. Николаев, Бычков (СК России) и др. отмечают, что в научно-образовательной деятельности в области обеспечения транспортно-тех-нической безопасности необходимо пересмотреть2 ряд позиций (прежде всего Минобрнауке России).
Так, пунктом 5 статьи 6 указанного ФЗ предусмотрены направления, по которым осуществляется профилактика правонарушений, куда включается и обеспечение общественной безопасности, в том числе транспортной и безопасности дорожного движения. Однако приказ Минобрнауки России от 25.02.2009 № 59 «Об утверждении Номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени», не обязывает изучение таких юридических предметов как «Транспортное право» или «Транспортно-техническая безопасность» (с изучением технических регламентов (их свыше 300)).
Фактически в сфере деятельности ведомственных вузов (образовательных организаций), прежде всего юридических, прослеживается недостаточ-
ное изучение вопросов о применении и совершенствовании технических регламентов (стандартов). Необходимостью данного суждения является, как утверждает в своих трудах Ф.П. Васильев, отсутствие анализа о совершенствовании применения современных высокотехнологических технических средств, а также наличие фактов различных аварийных (обрушений) ситуаций3.
Следует учесть, что в рамках обеспечения реализации в области профилактики правонарушений все субъекты управления должны разработать перспективные госпрограммы ((концепции), что фактически до настоящего времени не исполнено многими федеральными органами исполнительной власти. Например, МВД и МЧС России, Росгварди-ей4 и Минтрансом России и др., хотя они имеют особый статус и специализированное предназначение; в сфере обеспечения жизнедеятельности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) — Ространс-надзор, полиция на транспорте, транспортная прокуратура и др.
Кроме того, остается не реализованным вопрос в области развития правосознания граждан в рамках требований Распоряжения Президента России «Основы государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», изданного еще в 2011 г. за № Пр-1168. Тогда как повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан закреплено в п. 16 ст. 6 названного ФЗ.
Фактически данные пункты возможно реализовать только учитывая указанное Распоряжение Президента России. По этим проблемам (развития правосознания и правовой грамотности) достаточно полно были высказаны и предложения в различных трудах (в том числе и автора) А. Николаева, Л. Ореховой (г. Москва), Ф. Васильева, Л. Булатовой
2 Ими также рассматриваются проблемные вопросы реализации технических регламентов с юридических позиций.
3 Также Ф.П. Васильев в своих трудах считает, что если говорить о транспортно-технической безопасности, то должен быть централизованный субъект, обеспечивающий (расследующий, профилактирующий) транспортно-техническую безопасность. Что возможно через создание Федеральной службы транспортной безопасности РФ (ФСТБ России) путем слияния ГИБДД (ГАИ), ГУТ (полиции на транспорте) и Ространснадзор, с предоставлением им административно-дознавательских полномочий. Хотя данный вопрос следует изучить с различных позиций. Или же есть перспективы и в деятельности транспортной прокуратуры.
4 См. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 157 (ред. от 30.09.2016) «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации».
(г. Рубцовск), Т. Лятифовой (г. Курск), Л. Арчибасо-вой (г. Омск) и др.
Несомненно, в процессе осуществления прокурорского надзора в сфере обеспечения профилактики правонарушений не только прокурорам территориальных органов, а также как и всем другим субъектам управления (профилактики) в процессе планирования или при практическом исполнении по отдельности необходимо обеспечить информирование населения о своей профилактической деятельности в области административных и уголовных правонарушений.
В ходе реализации ведомственных полномочий следует учесть закрепленные законодателями определения:
• правонарушение — преступление или административное правонарушение, представляющие собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность;
• профилактика правонарушений — совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения;
• система профилактики правонарушений — совокупность субъектов профилактики правонарушений, лиц, участвующих в профилактике правонарушений, и принимаемых ими мер профилактики правонарушений, а также основ координации деятельности и мониторинга в сфере профилактики правонарушений;
• антиобщественное поведение — не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц и др.
Считаю, что законодателю следовало закрепить в адресно-дифференцированном порядке и отдельные определения (понятия) об административных и уголовных правонарушениях. Тем более при их реализации присутствуют отдельные отраслевого ха-
рактера требования и правила (законы — НПА), которые субъекты профилактики (правоприменители) обязаны учитывать. Тем более в жизнедеятельности нашего общества еще присутствуют непосредственные угрозы, которые должны предотвращать те или иные субъекты управления, профилактики и контроля, надзора. Например, к кроме вышеназванным субъектам управления можно отнести Минприроду, Минздрав, Минпромторг России и др. Что позволило бы всем субъектам профилактики в концепциях и программах (планировании) вести отдельный подход к профилактическим вопросам, с учетом их компетенции и ведомственных проблем в области пресечения (предотвращения тех или иных правонарушений). Тем более такие федеральные правоохранительные органы как МВД, Минобороны (военная полиция), Росгвардия, МЧС, СК России должны разработать дополнительные административные регламенты в области обеспечения профилактических мероприятий.
Эти адресно-отраслевые (специфические) ведомственные требования присутствуют и в системе органов прокуратуры РФ. В частности, природоохранной, транспортной и др.
Безусловно, имеются недостаточно реализованные некоторые правовые аспекты и в деятельности органов прокуратуры — прежде всего территориальных органов Генпрокуратуры России.
На основе проведенного анализа ведомственных и иных НПА целесообразно внести изменения в приказ Генпрокуратуры РФ от 19.02.2015 № 78 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях». Параллельно требуется пересмотреть приказ Генпрокуратуры РФ от 16.01.2012 № 7 «Об организации работы органов Прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности». Причиной является то, что вопросы профилактики уголовных преступлений должны быть реализованы не только в рамках требований названного нами ФЗ, но и с учетом внесенных изменений в ФЗ о прокуратуре РФ, норм УК и УПК РФ, а также социальной ситуации (восприятие обществом) на текущее время5.
5 В целях недопущения социального взрыва на местах. Так например, привлечение к уголовной ответственности за убийство (ДТП) самого чиновника или его близкого родственника. Когда перед законом должны быть все равны.
Подобного характера подход должен быть и в отношении приказа Генпрокуратуры РФ от 17.09.2002 № 255 «О повышении эффективности работы органов военной прокуратуры по профилактике преступлений и других правонарушений» (тем более военная полиция имеет достаточные административно-юрисдикционные полномочия [14], в том числе по расследованию уголовных правонарушений). Тем самым, с учетом отдельных специфических юридических государственно-правовых (надзорных) факторов (специальные субъекты: дети, родители и законные представители) необходимо внесение изменений в Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи».
Наверное, с учетом важности и актуальности вопросов профилактики правонарушений (административных и уголовных) целесообразно дополнительно в адресном порядке изложить требования вышеназванного закона в ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 31.12.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018) закрепить профилактические функции государ-ственно-надзорно-профилактические прокурорские полномочия не только в общей части (скажем в ч. 2 ст. 1), но и конкретизируя в отдельной статье данного закона. Именно при подобном подходе, будет более в качественном и эффективном порядке обеспечены в классовом обществе профилактические вопросы как в организационном, так и контрольно-надзорном порядке. Тем самым, следует утверждать (идеализировать на среднем уровне) об обеспечении реализации того или иного нового ФЗ, когда законодатели и исполнители не будут взаимосвязывать нормы других текущих федеральных законов. И, наверное, реализация социально-правовой политики будет проходить не на должном уровне, т.е. в рамках потребностей гражданского общества в правовом государстве. В том числе, если не будут изданы названными субъектами подзаконные (ведомственные) нормативные акты, обеспечивающие (обязывающие и способствующие) их реализацию.
Например, подобного характера нормотворче-ская проблема присутствует и в сфере деятельности МВД России, выступающее как основной субъект профилактики правонарушений как администра-
тивных, так и уголовных, обеспечивающий правопорядок на местах. Так, в регламентирующих документах (НПА) полиции в системе МВД России (например, регламентирующих детальность полиции, территориальных ОВД, в том числе о деятельности центрального аппарата МВД России и в др.) не акцентируется о порядке реализации ФЗ об основах системы профилактики правонарушений с закреплением современных требований (направлений) ими. Когда скажем, в требованиях Правительства РФ от 30.12.2016 № 1564 «О проведении субъектами профилактики правонарушений мониторинга в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации» установлены дополнительные правила для ОВД РФ.
Хотя, подобные суждения можно допустить и в отношении других правоохранительных органов (например, МЧС, Росгвардии, военной полиции и др.). Притом им следует издать дополнительно совместные НПА о порядке взаимодействия и реализации тех или иных статей, пунктов, направлений ФЗ от 23.06.2016 № 182 «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ».
В завершении необходимо отметить, что эти проблемные аспекты в деятельности как органов прокуратуры, так и других ведомств, в безусловном порядке требуют исследования, анализа и суждения с различных позиций.
Литература
1. Анохина С.Ю., Бережкова Н.Ф., Мельников А.В., Николаев А.Г. и др. Правовое положение полиции МВД России. Учебник. под ред. доктора юридических наук Ф.П. Васильева. Предисловие докт-ра эконом. наук, канд. юрид. наук профессора Н. Эриашвили. М.: изд-во ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право. 2014.
2. Анохина С.Ю., Васильев Ф.П., Дембиц-кая И.Л. Осуществление государственных надзор-но-контрольных функций в России и их научно-теоретическое толкование в административном праве на современном этапе // Вестник Московского университета МВД России. М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2014, № 5.
3. Анохина С.Ю., Бережкова Н.Ф., Васильев Ф.П., Лятифова Т.С., Мамедов Э.Ю., Новиков Д.Н., Шашкаров В.Н. В чем сущность современ-
ного правопорядка и безопасности, и нуждаются ли они в конкретных нормативно — правовых актах // Журнал Инновационная наука Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна» (Уфа) № 5, 2017.
4. Анохина С.Ю., Васильев Ф.П., Бережко-ваН.Ф., ОреховаЛ.М., Лятифова Т.С. МВД России как основной субъект реализации требований Президента России о Развитии правовой грамотности и правосознания граждан // ежемес. жур. (ВАК) Вестник Московского университета МВД России. № 1. 2015 г.
5. Быкадоров В.А., Васильев Ф.П. Значимость технических регламентов в деятельности органов МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 2.
6. Быкадоров В.А., Васильев Ф.П., Казю-лин В.А. Техническое регулирование и обеспечение безопасности // Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М., 2014.
7. Боголюбова Т.А. Современные проблемы теории предупреждения преступности в российском обществе: Сборник материалов круглого стола / Под ред. Т. Л. Козлова. М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014.
8. Бережкова Н.Ф. Правовое регулирование государственной службы в России. Этические нормы и присяга (Серия «Научные издания для юристов») / М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. 2015.
9. Винниченко Е.О. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в Российской Федера-
ции: административно-правовой аспект // Дис. ... канд. юрид. наук. Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет». Тюмень,
2014.
10. Винокуров А.Ю. Актуальные вопросы организации и деятельности прокуратуры: Избранные статьи. М., 2012. Винокуров Ю.Е., Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор: Учебник / Под ред. Ю.Е. Винокурова. 12-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт,
2015.
11. Васильев Ф.П. Административное регламентирование деятельности МВД России. Учебное пособие. В 7-ми ч. Ч. 1. Административный регламент в государственном управлении / Предисловие А.М. Кононов, доктор. юр.наук, профессор. М.: ЦОКР ДГСК МВД России. 2011.
12. Васильев Ф.П. Административное регламентирование деятельности МВД России. Учебное пособие. В 7-ми ч. Ч. 2. Внутренние регламенты // М.: ЦОКР ДГСК МВД России. 2012.
13. Васильев Ф.П. Административное регламентирование деятельности МВД России. Учебное пособие. В 7-ми ч. Ч. 3. Исполнение государственных функций // М.: ЦОКР ДГСК МВД России, 2012.
14. Васильева Ф.П. Научно-практическое толкование об особенностях административно-правового регулирования и организации деятельности современной военной полиции Минобороны России в области обеспечения правопорядка // Крымский научный вестник, № 5. 2015.
Е
И.И. Ординарцев
РОССИЙСКОЕ КНИГОИЗДАНИЕ
ТЕНДЕНЦИИ
СТРАТЕГИИ ПЕРСПЕКТИВЫ
Российское книгоиздание.
Тенденции. Стратегии. Перспективы.
Монография. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Ординарцев И.И.; под ред. Н.Д. Эриашвили. Изд-во ЮНИТИ, 2015. 135 с.
Автором предпринята попытка проанализировать современное состояние российской отрасли книгоиздания. Выявлены ключевые факторы успеха, определены стратегии и перспективы развития рынка книгоиздания. Предложена авторская концепция развития отрасли.