НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые современные тенденции развития инновационных образовательных услуг в условиях развития цифровой экономики и предлагаются методические положения их коммерциализации. Показана необходимость интеграции в Евразийское научно-образовательное и бизнес-пространство в условиях внедрения цифровых технологий.
Ключевые слова. Коммерциализация, инновации, образовательные услуги, инновационный процесс, цифровые технологии, образовательное пространство, Евразийский союз, блокчейн.
Medynskii S.
SOME FEATURES OF THE INNOVATIVE EDUCATIONAL SERVICES COMMERCIALIZATION IN CONDITIONS OF INTRODUCTION OF DIGITAL TECHNOLOGIES
Abstract. In the article some modern tendencies of the innovative educational services development in conditions of the digital economy development are considered and methodical positions of their commercialization are offered. The necessity of integration into the Eurasian scientific, educational, and business space in the conditions of introduction of digital technologies is shown.
Keywords. Commercialization, innovations, educational services, innovation process, digital technologies, educational space, Eurasian Union, blockchain.
В современных условиях развития научно-технического прогресса и геополитической нестабильности высокие технологии, научно-технические разработки и наукоемкая продукция, интеллектуальный и образовательный потенциал кадров, которые являются «инновационной способностью нации», становятся важными рычагами экономического роста и политической независимости. Международный опыт показал, что ключевая роль в трансформации к инновационной цифровой экономике, основанной на навыках, опыте и знаниях, всегда принадлежала организациям высшего образования. Формирование Евразийского научно-образовательного и бизнес-пространства требует создания общего рынка услуг, в том числе образовательных услуг. Инновационный подход к координации рынка образовательных услуг должен быть направлен на восстановление подвижного равновесия спроса и предложения, повышение эластичности рынка образовательных услуг и поиск новых возможностей привлечения иностранных граждан.
Инновационный процесс - это процесс создания и превращения научной идеи в товар, в основе которого лежит коммерциализация. Поэтому инновационная деятельность научных организаций и подразделений высшей школы требует высокой степени мобилизации финансовых, материальных, информационных и кадровых ресурсов для коммерческого использования результатов научных исследований и разработок и эффективного продвижения инновационных продуктов на внутренний
ГРНТИ 06.52.35 © Медынский С., 2018
Самюэль Медынский - аспирант кафедры экономики и управления в сфере услуг Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 952 227 00 24. Статья поступила в редакцию 05.03.2018.
и внешний рынки [1]. В инновационной деятельности в сфере образовательных услуг усиливаются интеграционные процессы между разработчиками нововведений, образовательными и научными организациями и студентами, потребителями этих инновационных услуг, при этом интеграционные процессы принимают международный характер.
Основным фактором интенсивного экономического роста в настоящее время являются инновации, которые становятся доступными потребителям только в случае их успешной коммерциализации. Под коммерциализацией можно понимать процесс превращения и переноса ценностей инноваций на результат будущего продукта. Определения сущности и содержания процесса коммерциализации инноваций для сравнительного анализа представлены на рисунке.
Коммерциализация - это бизнес, основанный на результатах научных исследований (Анто-нец В. Л., Нечаева Н.В. и др.)
Коммерциализация представляет собой процесс превращения объекта интеллектуальной собственности (инновации) в прибыль средствами торговли (Мухопад В.И.)
Рассматриваются достоинства и недостатки методов коммерциализации, однако о процессе коммерциализации речь не идет. Вопросы экономического характера, определяющие результативность коммерциализации, не рассматриваются (Ляшин А.)
Коммерциализация - это деятельность лица или организации, предприятия, направленная на извлечение прибыли всеми способами, это также, если говорить в государственном масштабе, первые шаги при приватизации государственных предприятий, увеличение числа коммерческих предприятий (Словарь терминов, http://btimes.ru/dictionary)
Коммерциализация в науке - это практическое использование научных изысканий и разработок в производстве товаров или предоставлении услуг, с тем, чтобы эти товары или услуги, можно было продать с максимальным коммерческим эффектом (Бизнес словарь терминов, http://btimes.ru/dictionary)
Коммерциализация интеллектуальной собственности подразумевает использование интеллектуального труда для получения большей выгоды предпринимателями (Словарь терминов, http://btimes.ru/dictionary)
Формы коммерциализации инноваций рассматриваются как некоторый набор не связанных между собой работ в рамках инновационного процесса (Росмедпортал - научно-практический журнал)
Коммерциализация технологий предполагает получение выгоды (Титов В.В.)
Инструмент упорядочения имеющихся представлений о возможных условиях деятельности в будущем, в которых принятое решение окажется правильным (Питер Шварц)
Инновационный процесс, в ходе которого технологическая разработка реализуется с получением коммерческого эффекта (Козметский Дж.)
Получение дохода от продаж или использование инноваций в собственном производстве (Монастырский Е.А., Грик Я.Н.)
«Коммерциализация - это широкое использование коммерческих начал в экономике, расширение количества коммерческих организаций (Экономический словарь)
Коммерциализация - это цена, которую обществу приходится платить за экономический прогресс (Доктор де Сото)
Процесс вовлечения объектов интеллектуальной собственности (ОИС) в экономический оборот, использование ОИС в хозяйственной деятельности (Материалы секционного заседания Третьего Всероссийского форума «Интеллектуальная собственность - XXI век», 20-23 апреля 2010 г.)
Коммерциализация инновационного продукта -процесс превращения инновационного продукта в рыночный товар с целью извлечения прибыли (Википедия)
Вовлечение в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности, созданной на бюджетные средства, должна предусматривать закрепление патентных и иных прав собственности на ОИС за организациями-разработчиками на безвозмездной основе (Н. М. Фонштейн)
Коммерциализация инноваций - это привлечение инвесторов для финансирования деятельности по реализации этого новшества из расчета участия в будущей прибыли в случае успеха (Ю.В. Радионова)
Коммерциализации инноваций состоит в объединении разработчика идеи и заказчика. Процесс коммерциализации начинается со стадии выявления коммерческих перспектив и заканчивается только на стадии реализации и получении прибыли от нововведенного товара (Бретт А.)
Коммерциализация - это важнейший элемент инновационного процесса (Э. А. Козловская)
Рис. Определения сущности и содержания процесса коммерциализации инноваций
Коммерциализация инновационных образовательных услуг невозможна без осуществления эффективной маркетинговой деятельности, которая выполняет функции, способствующие выведению на рынок и распространению инновационной продукции, а также формированию и стимулированию спроса на них.
В настоящее время маркетинг развивается с использованием новых медиа технологий, на глобализированных рынках и в условиях постоянных изменений экономики, науки и практики. Новым является внедрение цифровых технологий, рост скорости обменных процессов, возрастание комплексности и взаимосвязанных рынков образовательных услуг. Ключевая роль маркетингового подхода к управлению образовательными структурами высшего образования дает возможность и развитию коммерциализации функций маркетинга.
К основным маркетинговым функциям в инновационных образовательных услугах можно отнести: изучение потребности рынка в инновационных образовательных услугах; разработка новой образовательной политики; выбор правильного времени выхода на образовательный рынок, последовательности и объема деятельности на разных сегментах инновационного образовательного рынка; выбор эффективного метода распределения и продвижения инновационных образовательных услуг; разработка стратегического и оперативного планов маркетинга инновационных образовательных услуг.
Новый план маркетингового развития в условиях внедрения цифровых технологий основан на привлекательности российского образования, которое диверсифицирует свою привлекательность, тем самым, меняя рынок образовательных услуг. Важным фактором плана маркетингового развития является, во-первых, мотивация обучающихся иностранных студентов; во-вторых, потенциальная привлекательность российских образовательных организаций высшего образования. Также важным моментом является использование кластерного подхода, который принесет синергетический эффект.
Предлагаемая автором концепция исследования базируется на парадигме формирования, генезиса, природы, форм коммерциализации функций маркетинга в сфере образовательных услуг и выявлении атрибутивных признаков коммерциализации в условиях внедрения цифровых технологий. Эффект синергии сотрудничества организаций высшего образования, науки и бизнес-структур в условиях интеграции в Евразийское образовательное пространство может быть осуществлен за счет аутсорсинга.
Процесс коммерциализации инновационных образовательных услуг может и должен отражать цепочку создания ценности для потребителя этих услуг в процессе реализации стратегии инновационного развития организации высшего образования. Поэтому его следует рассматривать как организационно-экономическую методологию экономически эффективной реализации стратегии инновационного развития в условиях внедрения цифровых технологий. Следовательно, весьма актуальны и требуют специальной разработки принципы и методы управления процессом коммерциализации инноваций в сфере образовательных услуг.
Важность этой проблемы определяется непосредственной связью результатов коммерциализации инновационных образовательных услуг с целями стратегии инновационного развития образовательной организации, главное из которых - это укрепление конкурентных позиций не только на российском, но и на международном рынке образовательных услуг. Поэтому важной задачей отечественных организаций высшего образования является реализация инновационной деятельности путем формирования и развития трансфера цифровых технологий и компетенций в сфере производства конкурентоспособных и высокотехнологичных образовательных услуг, позволяющих удовлетворять интересы иностранных граждан на внутреннем и мировом рынках.
Информационно-коммуникационные технологии предоставляют образованию возможность соответствовать глобальным тенденциям развития и адаптироваться к быстроменяющимся условиям существования современного мира [2]. Трендом в высшем образовании являются технологии онлайн-обучения. К инновационным преобразованиям относится трансформация технической базы информатизации. Информационная компетенция - это использования сети Интернет.
Информационные образовательные ресурсы должны значительно расширить возможности учебно-методической инновационной информации. Эти уникальные возможности связаны с современной телекоммуникацией, которая является одной из составляющих инновационно-информационной среды. Вследствие этого информационно-коммуникационные технологии выступают в роли фактора формирования ключевых компетенций в процессе обучения иностранных граждан. Поэтому следует отме-
тить компетентностный подход в обучении иностранных граждан в связи с растущей интеграцией российской системы высшего образования в международное образовательное пространство.
Управление ключевыми компетенциями в обучении иностранных граждан - это управление факторами синергетики, которые инспирируют позитивные процессы и нейтрализуют негативные. Сегменты «ключевой компетентности» международной образовательной и научной деятельности определяют набор их ключевых научно-образовательных возможностей. Для определения сегментов ключевой компетенции рекомендуется проинвентаризировать все имеющиеся в научно-образовательных организациях технологии и ноу-хау.
В настоящее время успешное развитие научно-образовательных систем мирового и Евразийского пространства должно быть связано с интеграционными процессами, позволяющими достигать синер-гетических эффектов за счет объединения и координации мирового образовательного сообщества, в Евразийском союзе и в странах ШОС и БРИКС различных элементов образовательной, научной и бизнес-инфраструктуры.
На современном этапе развития научно-технического прогресса цифровая революция затронула практически все виды хозяйственной деятельности. Цифровые технологии охватили практически всю информационную, финансовую, значительную часть производственной, а также социальную сферы. Сегодня цифровая трансформация экономики - одно из основных условий развития стран-участниц Евразийского пространства как современного интеграционного формата. Цифровые преобразования опираются на изменения, связанные с внедрением информационных и коммуникационных технологий. Своевременность формирования точек цифровых преобразований и трансграничного права в цифровой экономике объясняется скоростью роста цифрового рынка и тем, что национальное регулирование в этой сфере на сегодня у всех стран этого пространства находится в стадии становления [3].
Блокчейн - это агрессивно развивающееся направление во всех сферах производства товаров и услуг. Сетевые научно-образовательные и бизнес структуры, используя блокчейн-технологии и умные контракты, могут отказаться от государственных систем защиты своих интересов. Использование технологии блокчейна - это прорыв с очень серьезными последствиями, которые затронут не только сферы финансов и промышленную отрасль, но и сферу образовательных услуг во всем мире.
В связи с обострением международной конкуренции за абитуриента необходимо повысить качество образования, что предполагает разработку новых сетевых международных программ обучения. Следовательно, для повышения конкурентоспособности и привлекательности российского высшего образования в условиях интеграции в Евразийское и мировое образовательное пространство необходимо находить новые сегменты рынка образовательных услуг. Университеты должны разрабатывать и открывать новые сетевые учебные программы бакалавриата и магистратуры.
Прогнозирование и разработка инновационных учебных планов и программ возможны с использование форсайт-технологий, которые обеспечат формирование системного менталитета специалистов в различных сферах деятельности [4]. В современных условиях внедрения цифровых технологий форсайт - это системный механизм сценарного прогнозирования развития инновационной деятельности в сфере образовательных услуг, ориентация на конечные экономические и социальные результаты, отвечающие интересам и запросам потребителей этих услуг.
Заметим, что процесс реализации коммерциализации инновационных образовательных услуг имеет как положительные, так и отрицательные стороны (см. табл.). Представленный перечень позитивных и негативных последствий коммерциализации инновационных образовательных услуг является достаточным основанием для понятия того, какие конкурентные преимущества могут получить образовательные организации высшего образования и с какими рисками связана их коммерческая деятельность. Следовательно, коммерциализацию инновационных образовательных услуг в условиях Евразийской интеграции, как и любой системный процесс, нужно изучить и оптимизировать.
Для оценки ее эффективности и дальнейшей модернизации интеграции и улучшения инновационных систем следует оценить степень влияния различных факторов и на основе полученных данных выделить основные показатели эффективности. Интеграция в Евразийское научно-образовательное и бизнес-пространство - это взаимодействие, сотрудничество, объединение и интернационализация хозяйственной деятельности, новая целостность экономик стран-участниц этого союза.
Несмотря на положительные тенденции интеграции в Евразийское пространство, можно выделить и ряд существующих на сегодняшний день проблем. Во-первых, преодоление «наследия» советской
образовательной системы [5]. Во-вторых, факторы, возникающие в процессе реформирования системы, такие как отсутствие необходимой инфраструктуры, обеспечивающей модернизацию образования, слабость законодательной базы на национальном уровне и на межгосударственном уровне, а также проблемы финансирования образования [6]. В-третьих, специфика социально-экономического развития каждой из стран евразийского пространства и отсутствие единого подхода к реорганизации системы образования. В-четвертых, отсутствие инновационных стратегий интеграции систем высшего образования, науки и бизнеса стран-участниц ЕАЭС в единое образовательное пространство при сохранении специфики национальной идентичности [6]. В-пятых, проблемы финансирования образовательных сетей - это рассеивание бюджетных средств, недофинансирование, недоинвестирование и избыточность сетей. В-шестых, отсутствие цельной и прозрачной картины евразийской интеграции.
Таблица
Положительные и отрицательные стороны коммерциализации инноваций в сфере образовательных услуг
Плюсы Минусы
Доходы Подрыв академических стандартов
Могут быть использованы для реализации любых образовательных программ Чрезмерная экономия ресурсов
Увеличение количества стипендий Сокрытие информации по коммерческим причинам
Покупка книг для библиотек Эксклюзивные патентные лицензии, тормозящие практическое применение научных достижений
Приобретение нового лабораторного оборудования Нарушение канонов научной работы
Решение какой-либо заслуживающей внимания образовательной задачи Финансовые интересы академических ученых, вовлеченных в коммерческую деятельность
Стимулы Нанесение ущерба академическому сообществу
Сотрудничество с предпринимательскими структурами, продажа лицензий приводит к ускорению процесса превращения научных открытий в товары и технологии Порождение столкновений между профессорско-преподавательским составом и споров по поводу распределения прибыли от продажи патента или доходов предприятия, основанного тем или иным профессором, но частично финансируемого университетом
Дистанционное обучение, разработка онлайн-про-грамм Своекорыстное поведение преподавателей
Эффект Угроза для репутации учебного заведения
Приращение прибыли за счет быстрой реализации образовательной услуги Возрастание критического внимания общественности к университетам
Повышение бренда компетенций и распространение этого бренда Растущая неприязнь жителей окружающего района из-за расширения кампусов и их распространения на прилегающую территорию
Анализ ситуации на евразийском рынке образовательных услуг показывает, что требуются активные действия государств-членов ЕАЭС, ШОС и БРИКС, стремящихся сохранить и укрепить свои позиции, в том числе создание образовательных центров за пределами Евразийского пространства, рассчитанных на потребности различных регионов и интеграционных объединений мирового хозяйства. Для более успешной интеграции в Евразийское пространство необходимо активнее модернизировать системы образования стран-участниц ЕАЭС. Между странами участницами ЕАЭС, ШОС и БРИКС необходимо создавать научно-образовательные сети и бизнес-альянсы, которые в дальнейшем позволят выстроить подходы к долгосрочной стратегии сотрудничества.
Экспорт российских образовательных услуг в условиях интеграции в научно-образовательное пространство Большой Евразии является заметной тенденцией в развитии всего мирового сообщества, будущее которого будет зависеть от эффективности использования инновационного процесса и международного сотрудничества стран-участниц Евразийского экономического союза, ШОС и БРИКС, которые могут кардинальным образом изменить сложившееся статус-кво в глобальной экономике.
ЛИТЕРАТУРА
1. Медынская И.В. Опыт и проблемы управления международным научно-образовательным сотрудничеством в организациях высшего образования // Дискурс. 2017. № 1. С. 52-61.
2. Карпачева К.В., Демьяненко Н.В. Использование смешанного обучения в процессе обучения профессиональному иностранному языку студентов инженерного профиля // Молодой ученый. 2015. № 13. С. 644-646.
3. Евразийская экономическая интеграция. Цифры. Факты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents/EEC_dig_facts1.pdf (дата обращения 25.02.2018).
4. Багиев Г.Л., Длигач А.А., Мефферт Х., Фритц В. Диверсификация функций маркетинга и восприятие потребителем товарных ценностей: форсайт-технологии маркетинга в условиях пространственной и системной экономики // Проблемы современной экономики. 2014. № 3 (51). С. 205-209.
5. Максимцев И.А., Багиев Г.Л., Газизуллин Н.Ф. Маркетинговое маневрирование в системе регулирования и эффективного развития Евразийского Союза: монография. СПб., 2017.
6. Глазьев С.Ю. Реальное ядро постсоветской экономической интеграции: итоги создания и перспективы развития Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России // Российский экономический журнал. 2011. № 6. С. 23-26.