ВУЗОВСКАЯ МЕТОДИКА
УДК 378
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ
THE STUDY OF SOURCES IN THE PREPARATION OF TEACHERS OF HISTORY
© С О. Буранок
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
(Россия, Самара)
© S.O. Buranok Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
В статье рассматривается источниковедческая подготовка студентов-историков; анализируется с этой точки зрения государственный образовательный стандарт (2012).
The author highlights the role of studying various sources (documents, historically significant materials, testaments) provided for prospective teachers of history. The State Educational Standard (2012) is taken into consideration and analyzed in close relation to the purpose of the research aim.
Ключевые слова: методика преподавания истории, источниковедение, профессиональное образование, компетенции будущего учителя истории.
Keywords: methodology of teaching history, sources studies, vocational education, competences of future history teachers.
В современных образовательных условиях возрастает значение качественной подготовки будущих учителей истории не только по основным направлениям в рамках освоения профессиональных компетенций, но и по целому комплексу специальных исторических дисциплин, в том числе по источниковедению [4, с. 648-652]. В период 2000-2010 гг. большее внимание исследователей было сосредоточено на личностных, психолого-педагогических, самообразовательных компетенциях будущих историков, а о роли источниковедения в формировании профессиональной компетенции говорили мало [1, с. 179-181]. Но в 2012 г. А.А. Орлов высказал важный постулат: «Способность
анализировать исторические источники, сравнивать их между собой и на этой основе делать самостоятельные выводы убеждает учащихся в том, что они могут успешно вести полноценную научную работу, конкурируя с известными историками. Если заниматься такой деятельностью в течение всего учебного года, мы получим студента со вполне сформировавшейся профессиональной мотивацией ученого-исследователя, причем не обязательно даже историка» [2, с. 50-59]. С принятием новых нормативных документов и требований к компетенциям будущих учителей истории необходимость не только в практическом, но и теоретическом источниковедении только возросла.
С. О. Буранок
Введение проектной деятельности в школах, усложнение заданий части «С» в ЕГЭ потребовали от учителя истории такой деятельности, как осуществление научного и педагогического сопровождения процесса формирования у учащихся навыков анализа исторических источников. Предполагается, что в процессе получения базового образования учитель истории освоил профессиональные компетенции -«способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию»; «способность использовать базовые знания источниковедения, специальных исторических дисциплин и методов исторического исследования».
Введение ФГОС нового поколения потребовало от учителя расширения круга образовательных результатов обучающегося: 1) «сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире»; 2) «владение приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике» [6, с. 9, 10].
Как видно, в этом случае будущему учителю истории требуется освоить дополнительный аспект профессиональной компетенции (нацеленный на осуществление подготовки учащихся к работе с историческими источниками). Следовательно, профессиональная компетенция учителя истории (а именно: «...способность использовать базовые знания источниковедения, специальных исторических дисциплин и методов исторического исследования» [5, с. 7]) должна быть дополнена таким аспектом, как использование учителем базовых знаний (в частности, по источниковедению, специальным историческим дисциплинам) и методов исторического исследования в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Введение ФГОС ВПО нового поколения потребовало от педагогов выс-
шей и средней школы развивать у студентов и школьников «способность использовать теории и методологии исторической науки» [5, с. 7]. Совершенно очевидно, что без освоения современных подходов к источниковедению невозможно говорить о качественной методологической и теоретической подготовке будущего учителя истории.
В свою очередь, введение ФГОС нового поколения потребовало от учащихся школ «сформированности навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук» [6, с. 9]. Данные аспекты неразрывно связаны с приемами и методами работы с историческими источниками, что и составляет методологию исторической науки. Следовательно, необходимо (в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения) не просто ознакомить учителей истории с новыми методами и теориями исторической науки, а сформировать у них навыки и умения применять данные методы и теории в процессе профессиональной деятельности.
Решить эту проблему в рамках высшей школы наиболее целесообразно, как справедливо считает А. А. Орлов [3, с. 107-114], тремя взаимосвязанными путями: во-первых, требуется постоянное обновление и совершенствование курса источниковедения в вузах; во-вторых, необходимо более интенсивное использование методов источниковедческого анализа при изучении общеисторических дисциплин, особенно истории нового и новейшего времени; в-третьих, чрезвычайно важна самостоятельная работа студентов (будущих учителей истории), акцентированная на методы и теорию источниковедения: проектная деятельность, рефераты, доклады, курсовые работы.
Комплексное использование этих и других учебных заданий положительно скажется на формировании профессиональных компетенций студентов, а главное -расширит их представления о целях и задачах источниковедения.
Некоторые особенности источниковедческой подготовки будущих учителей истории
Другой аспект этой же проблемы -освоение студентами методики применения знаний источниковедения в школе, в будущей профессиональной деятельности. Необходимо в процессе обучения в вузе моделировать школьные занятия по изучению исторических документов, анализировать задания ЕГЭ, предполагающие источниковедческий анализ, причем подобное моделирование необходимо освоить учащимся не только выпускных классов, но и среднего школьного звена.
В итоге можно заключить, что и в вузе, и в школе уже не ставится вопрос о более углубленном подходе к источниковедению, ибо углубленный подход к источниковедению - уже необходимость, согласно требованиям ФГОС нового поколения. В современной ситуации главным является вопрос о разработке и внедрении в вузовский учебный процесс наиболее эффективной методики обучения будущих учителей истории основам теории и практики источниковедения.
Литература
1. Зотова Т.А. Особенности формирования профессиональных компетенций у студентов-историков педагогических вузов // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 1. С. 179-181.
2. Орлов А.А. К вопросу о формировании профессиональных компетенций у студентов историков (бакалавриат) // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2013. № 4. С. 50-59.
3. Орлов А.А. О профессиональной мотивации студентов-историков (бакалавират) в рамках учебной дисциплины «История стран Запада в Новое время» // Вестник Московского городского педагогического университета. 2013. № 2 (12). С. 107-114. (Сер. Исторические науки).
4. Смирнов А.В., Сафина Р.Н., Валиахметова И.В., Буранок О.М., Минияров В.М. Актуальность использования системы обучения В.Ф. Шаталова в вузе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 5 (3). С. 648-652.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030600 История (бакалавриат). С. 7. URL : www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm732-1.pdf (дата обращения: 10.10.2014).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / Министерство образования и науки РФ. 17.05.2012. С. 9, 10. URL : Ьй;р://минобр-науки.рф/документы/2365/файл/736/12.05.17-Приказ_413.pdf (дата обращения: 10.10.2014).
Буранок Сергей Олегович, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. E-mail: [email protected].
Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 65/67. Телефон: 332-49-10.
Сведения об авторе