НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
ЕЛЬЦОВ НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: 520877@mail.ru
Целью статьи является определение особенностей форм участия профессиональных общественных юридических объединений в механизме реализации функций современного российского государства. Деятельность профессиональных общественных юридических объединений анализируется через призму институтов гражданского общества, в различных формах участвующих в реализации функций российского государства.
Сотрудничество государства и некоммерческих организаций, общественных объединений в настоящее время упорядочивается, растут объемы государственного финансирования, отлаживаются правила его получения. Констатируется реальное участие профессиональных общественных юридических объединений в механизме реализации отдельных внутренних функций государства, таких как обеспечение народовластия; социальная; экологическая; охрана прав и свобод граждан; обеспечение законности и правопорядка. Их участие проявляется в двух основных формах: непосредственной и опосредованной. Непосредственная форма выражена в полномочиях адвокатуры, нотариата, отдельных вопросах общественных организаций, а именно общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России». Опосредованное участие происходит через различные институты, такие как: общественный контроль, общественная экспертиза проектов нормативных актов, оценка регулирующего воздействия, участие деятельности общественных советов.
Делается вывод о том, что профессиональные общественные юридические объединения участвуют в механизме общественного контроля при осуществлении функций государства (в том числе и правоохранительной), имеют влияние на проведение государственной политики.
Профессиональные общественные юридические объединения, как и другие институты гражданского общества, могут не только участвовать в механизме реализации функций, но и являться объектом государственно-властного воздействия, в том числе в ходе правового регулирования. Это обосновывает двойственную природу институтов гражданского общества, включая профессиональные общественные юридические объединения, равно как и коммерческие организации, по отношению к механизму реализации функций государства.
Ключевые слова: функции государства, механизм реализации функций государства, гражданское общество, общественные организации, профессиональные юридические объединения, Ассоциация юристов России.
Являясь особой организацией управления, государство действует в различных сферах общественной жизни, что вытекает как из разнообразия задач, решаемых государством в различных сферах жизни общества, так и из разнообразия форм, методов и средств, органов и организаций, участвующих в осуществлении государственной деятельности.
Исследование функций государства помогает реальной оценке его возможностей, способствует более глубокому и адекватному пониманию механизма его взаимодействия с иными структурами общества в решении наиболее важных поли-
тически, экономических, культурных и других задач. Оптимальность его организации самым непосредственным образом зависит о того, насколько полно и четко выявлены функции государства и участники механизма их реализации.
При исследовании роли и значения профессиональных общественных юридических объединений в механизме реализации функций государства считаем необходимым остановиться на ключевых категориях - «функции государства» и «механизм реализации функций государства», так как они являются исходными теоретическими положениями.
Анализ научной литературы по вопросу о сущности функций государства показывает, что большинство авторов считают, что функции государства - это основные направления деятельности государства, определяемые его социальной сущностью и стоящими перед ним задачами [1].
Так, С. А. Комаров, анализируя различные точки зрения на категорию «функции государства», отмечает, что под функциями в юридической науке подразумеваются, во-первых, основные направления (стороны, виды) деятельности государства, во-вторых, его непосредственная практическая деятельность, имеющая предметно-политический и социальный характер, и, в-третьих, социальные направления деятельности как внутри, так и вовне государства [2].
Представители либертально-юридической теории (В. С. Нерсесянц, В. В. Лапаева, В. А. Чет-вернин, Л. И. Спиридонов и др.) исходят из того, что функции государства - это формы государственной деятельности, выражающие его правовую сущность. С либертально-юридической точки зрения, существо и смысл функциональной деятельности государства состоят в обеспечении правовой природы, т. е. в организации, реализации и защите определенного (социально-исто -рически обусловленного) государственно-правового порядка жизни свободных людей [3]. При этом отдельные функции государства рассматриваются как основные формы его деятельности, выражающие его правовую сущность. Так, В. С. Нерсесянц полагает, что сущность государства - правовой, суверенной организации публичной власти свободных людей - проявляется в трех функциях, осуществляемых в рамках национального правопорядка (правоустановительная, право-реализаторская и правозащитная функции), а также в осуществлении «внешнегосударственной» функции, т. е. в деятельности государства в качестве субъекта международного права [3, с. 258].
Нам импонирует точка зрения тех авторов, которые при анализе понятия «функции государства» рассматривают их в динамике, во взаимосвязи с механизмом государства, формами и субъектами их реализации.
Например, В. Л. Кулапов и А. В. Малько считают, что функции государства показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период. Однако, считают данные авторы, функции государства как основные направления его деятельности не следует сводить к самой деятельности. Не следует их отождествлять и с целями и с задачи,
стоящими перед государством. Функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма [4].
Л. А. Морозова, которая является одним из видных российских ученых в сфере разработки теории о функциях государства и государственности, предлагает понимать функции не только как направления деятельности государства, но и как механизм государственного воздействия на общественные процессы, считая, что выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений, воздействует на состояние общественных процессов [5]. В качестве элементов такого механизма называются общесоциальный, классовый, национальный, информационный, научно-технический факторы, международная обстановка.
В. М. Сырых понимает под функциями определяемые конкретно-историческиме условия существования государства, его основные направления деятельности по управлению делами общества, осуществляемые в присущих им формах с помощью специфических методов [6]. Кроме этого он, считает, что функции государства осуществляются через весь механизм правового регулирования, который и является формой их реализации [6].
Таким образом, краткий обзор различных точек зрения на природу и сущность функций государства позволяет нам прийти к выводу о том, что данная категория рассматривается в науке не только в статике, но и в динамике, и можно говорить о существовании определенного механизма реализации функций государства. Сразу же отметим, что какого-либо единства точек зрения на природу и элементный и субъектный состав данного механизма в юридической науке нет.
На наш взгляд, механизм реализации функций государства включает комплекс правовых и организационных мер, направленных на осуществление основных направлений деятельности государства, с учетом социально-экономических потребностей общества и государства, реализуемых как государственными, так и негосударственными органами и организациями.
Последнее связано с тем, что одним из главных признаков функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленностью на решение задач в интересах достижения государственных целей, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени и видоизменяются в процессе становления, укреп-
N. 8. Бигеоу
ления и дальнейшего развития государства. Из этого следует, что субъектный состав механизма реализации функций также подвергается изменению и отражает потребности и интересы государства и, в большей степени общества, так как через свои функции государство осуществляет целенаправленное воздействие на общественные отношения, что обосновывает проявление в функциях государства реального соотношения «общество - государство».
В юридической науке справедливо отмечается, что Российская Федерация, провозгласив себя правовым государством, взяла на себя ответственность за решение таких проблем, как укрепление демократии в сфере политики, предполагающей возможность формирования и функционирования структур, корпоративные интересы которых не противоречат, но и не совпадают с публичными интересами государства [7].
Как полагает А. В. Григорьев, для социального демократического правового государства крайне важен вопрос его рационального взаимодействия с институтами гражданского общества, развитие которого невозможно без теоретической разработки и внедрения в практику стабильных основополагающих начал в качестве которых выступают принципы механизма государства [8]. В этом же контексте представляется обоснованной позиция В. Е. Чиркина, который считает, что для государства особое значение имеют те объединения публичного характера, главной целью которых служит участие в общественной жизни [9].
Область сотрудничества государства и некоммерческих организаций, общественных объединений постепенно упорядочивается, растут объемы государственного финансирования, отлаживаются правила его получения. Сфера сотрудничества существенно ограничена жесткими правилами регулирования деятельности некоммерческих организаций, направлениями деятельности, которые могут получить поддержку, слабой возможностью влиять на осуществление государственной политики.
Анализ особенностей участия институтов гражданского общества в деятельности государства предопределяет, по мнению Е. В. Лебедевой, изучение механизма взаимодействия государства и гражданского общества, которые рассматриваются как взаимопроникающие и взаимодополняющие явления. Рассмотрение институтов гражданского общества в процессе их взаимодействия с государством предполагает установление модели правового государства, так как гражданское общество может существовать только в правовом государстве [7, с. 21].
Подобное участие по своему содержанию производно от социальных, исторических, экономических и иных предпосылок и может находить свое проявление в разнообразных формах.
При этом институты гражданского общества, например, такие как общественные организации, в том числе и профессиональные, должны обладать реальными полномочиями по общественному контролю деятельности государства (в том числе и правоохранительной), возможностью оказания помощи и сотрудничества, влияния на осуществление государственной и правовой политики.
Важной вехой развития стала институциона-лизация социально ориентированных некоммерческих организаций. Понятие «социально ориентированные некоммерческие организации» введено Федеральным законом от 5 апреля 2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». К социально ориентированным НКО относятся организации, созданные в формах, предусмотренных законодательством о некоммерческих организациях (за исключением госкорпораций, государственных компаний и общественных объединений, являющихся политическими партиями), которые занимаются решением социальных проблем и развитием гражданского общества, а также занимающиеся такими видами деятельности как, например, социальная поддержка и защита граждан; оказание юридической помощи на безвозмездной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина; профилактика социально опасных форм поведения граждан; благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества; деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.
Одним из важных трендов некоммерческого сектора России становится развитие саморегулирования и самоорганизации, укрепление существующих и появление новых коалиций НКО и (или) граждан - как формальных (например, Ассоциация организаций, работающих в сфере профилактики отказов от новорожденных, Ассоциация фандрайзеров России и др.), так и нефор-
мальных (объединение некоммерческих организаций добрых городов, Союз православных юристов и др.) гражданских структур. Люди и (или) организации объединяются для самостоятельного решения различных проблем или привлечения к ним внимания. Таким образом, сегодня созданы основы для поддержки осуществления общественными и некоммерческими организациями социально ориентированной деятельности, в том числе деятельности, связанной с реализацией тех или иных функций государства.
Очевидна роль и профессиональных общественных юридических объединений в механизме реализаций функций российского государства. Анализ развития и деятельности профессиональных общественных юридических объединений в различные исторические периоды показывает ту или иную степень их участия в данном механизме.
Так, в дореволюционный период юридические общества, имея самостоятельность в организации своей деятельности, учреждались, в большинстве случаев, при государственных образовательных заведениях, либо при отдельных государственных структурах (например, при судах). Юридические общества осуществляли научно-исследовательскую деятельность, издавали собственные журналы, и фрагментарно привлекались институтами публичной власти для разработки предложений по вопросам законодательной и правоприменительной практики [10]. В советский период юридическое сообщество выступало в единстве с административной номенклатурой, что, на наш взгляд, характеризует их непосредственное участие в реализации функций государства.
В настоящее время участие отдельных юридических корпораций в осуществлении функций государства предусмотрено на законодательном уровне.
Так, например, адвокатура в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Одновременно с этим, ч. 3 ст. 3 указанного закона, в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи [11].
Нотариат в Российской Федерации в соответствии с законодательством о нотариате призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Основной организационной структурой являются нотариальные палаты, образуемые в каждом субъекте Российской Федерации. Нотариальная палата, являясь некоммерческой организацией, представляет собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Все это говорит о включенности органов нотариата в механизм реализации функций государства, в частности в экономической, обеспечения прав и свобод граждан, законности и правопорядка.
Отдельные общественные объединения привлекаются государством для реализации специальных направлений, как например общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России». Это подтверждается следующими обстоятельствами.
В поддержку инициативы Ассоциации юристов России по вопросу повышения качества юридического образования Президентом РФ был издан Указ от 26 мая 2009 г. «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в России». Правительству РФ было поручено оказать содействие Ассоциации юристов России в разработке и внедрении механизма общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров [12].
Указом Президента РФ от 8 октября 2009 г. «О высшей юридической премии «Юрист года» была учреждена премия «Юрист года», определенная как высшая юридическая премия Российской Федерации. Премия присуждается ежегодно 3 декабря - в профессиональный праздник юристов России - День юриста. Присуждение премии осуществляется Общероссийской общественной организацией «Ассоциация юристов России» [13].
Вместе с этим, действующее законодательство предусматривает признание общественной или некоммерческой организации социально ориенти-
N. 8. Битеоу
рованной. Так, согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях» органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках своих полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами определенных видов деятельности [14]. Для профессиональных общественных юридических объединений, в частности, для Ассоциации юристов России и ее региональных отделений, свойственны такие виды деятельности, признаваемые социально ориентированными, как оказание юридической помощи на безвозмездной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина.
При этом, профессиональные общественные юридические объединения, как и другие институты гражданского общества, могут не только участвовать в механизме реализации функций, но и являться объектом государственно-властного воздействия, в том числе в ходе правового регулирования. Это обосновывает двойственную природу институтов гражданского общества, включая профессиональные общественные юридические объединения, равно как и коммерческие организации, по отношению к механизму реализации функций государства. С одной стороны, они могут участвовать в его реализации, содействии осуществления отдельных функций, в случаях, установленных законом. С другой стороны, они находятся под управленческим воздействием и регулированием государства, обладая установленной законом самостоятельностью.
Ввиду профессиональной составляющей современных профессиональных общественных юридических объединений они имеют потенциал стать центром по выработке и обобщению предложений по совершенствованию нормативной базы. Поэтому еще одним перспективным направлением взаимодействия государства и профессиональных общественных юридических объединений может стать совместное участие по подготовке и работе по совершенствованию нормативной базы. Участие в правотворческом процессе профессиональных общественных юридических объединений является демократической основой для проводимых преобразований. Это показывает включенность профессиональных общественных юридических объединений в реализацию функции обеспечения народовластия.
Общественная экспертиза как комплексное независимое исследование законопроектов позво-
ляет учитывать мнения и потребности представителей различных социальных групп населения.
В рамках государственной политики противодействия коррупции с принятием Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» установлены правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. Согласно ст. 5 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) [15].
Законодательство закрепляет важное положение о статусе и правовых последствиях антикоррупционной экспертизы, проводимой институтами гражданского общества. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. Следует отметить, что на данный момент антикоррупционная экспертиза проектов нормативных актов как инструмент общественного контроля и влияния институтов гражданского общества не получил своего полноценного практического развития.
Другой нормативной основой для инициативы и проявления интересов в решениях правотворческого характера может стать оценка регулирующего воздействия проектов нормативных актов, представляющая собой в общих чертах процесс определения проблем и целей регулирования, выбора альтернатив достижения этих целей, исключение излишнего регулирования. Фактически оценка регулирующего воздействия стала возможной со вступлением в силу Постановления Правительства РФ № 336 от 15 мая 2010 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Россий-
ской Федерации» [16]. Согласно принятому постановлению, при наличии разногласий по проекту нормативного правового акта федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий его разработку, должен обеспечить обсуждение указанного проекта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с целью поиска взаимоприемлемого решения.
Подводя итоги анализу роли профессиональных общественных юридических объединений в механизме реализации функций государства, определим, в реализации каких именно функций государства они участвуют.
Не вдаваясь в подробное рассмотрение различных точек зрения на классификацию функций государства, констатируем, что в юридической литературе сложилась точка зрения, в соответствии с которой объектом воздействия функций государства являются такие сферы общественной жизни, как экономика, социальная структура, духовная жизнь общества, сложившийся общественный порядок. Приведем мнение Л. А. Морозовой о классификации функций государства. Ссылаясь на мнение Ю. А. Тихомирова о том, что генеральной тенденцией в развитии современных функций государства являются саморегулирование, начало самоорганизации и самодеятельности, она делает вывод, что российскому государству на современном этапе присущи следующие внутренние функции: обеспечение народовластия; экономическая; социальная; налогообложение; экологическая; охрана прав и свобод граждан; обеспечение законности и правопорядка. К внешним функциям она относит интеграцию в мировую экономику, поддержку инвестиций; оборону страны; поддержку мирового правопорядка; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.) [5, с. 103].
Исходя из этого, считаем, что профессиональные общественные юридические объединения принимают участие в реализации, прежде всего, внутренних функций государства, таких как обеспечение народовластия; социальная; экологическая; охрана прав и свобод граждан; обеспечение законности и правопорядка.
Анализ деятельности профессиональных общественных юридических объединений показывает, что на современном этапе развития Российского государства есть все признаки их участия в механизме реализации функций государства. Такое участие носит как непосредственную, так и опосредованную форму. Непосредственная форма
выражена в полномочиях адвокатуры, нотариата, отдельных вопросах общественных организаций, а именно Ассоциации юристов России. Опосредованная форма участия происходит через различные площадки, такие как: общественный контроль, общественная экспертиза проектов нормативных актов, оценка регулирующего воздействия, участие в деятельности общественных советов. Данные обстоятельства отражают одновременно и многоаспектность и фрагментарность участия профессиональных общественных юридических объединений в механизме реализации функций государства. Кроме того, это отражает перспективы и потенциал участия рассматриваемых организаций в общественной жизни, значение их научно-практической деятельности в вопросах совершенствования законодательной и правоприменительной практики.
Литература
1. Теория государства и права: учебник / под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. М.: Высшее образование, 2008. С. 139.
2. Комаров С. А. Общая теория государства и права: учебник. СПб.: Питер, 2004. С. 72.
3. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА М, 1999. С. 251.
4. Кулапов В. Л., Малько А. В. Теория государства и права: учебник. М.: Норма, 2008. С. 63.
5. Морозова Л. А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. № 6. С. 98.
6. Сырых В. М. Теория государства и права: учебник. М.: «Юстицинформ», 2002. С. 34.
7. Лебедева Е. В. Институты гражданского общества в реализации правоохранительной функции российского государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2007. С. 4.
8. Григорьев А. В. Современная юридическая наука о принципах организации и функционирования механизма государств // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 1. С. 14-26.
9. Чиркин В. Е. Система государственного и муниципального управления. М.: Юристъ, 2005. С. 284.
10. Ельцов Н. С. О деятельности юридических обществ в дореволюционный период // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2014. № 12 (140). С. 204-209.
11. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: федер. закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.
12. О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации (утратил силу): указ Президента РФ от 26.05.2009 № 599 // Собрание законодательства РФ. 2009. № 22. Ст. 2698.
N. S. БЬТ80У
13. О высшей юридической премии «Юрист года»: указ Президента РФ от 08.10.2009 № 1129 // Собрание законодательства РФ. 2009. № 41. ст. 4735.
14. О некоммерческих организациях» (ред. от 08.03.2015): федер. закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
15. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (ред. от 21.11.2011): федер. закон Российской Федерации от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2009. № 29. Ст. 3609.
16. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (ред. от 28.01.2011): Постановление Правительства Российской Федерации № 336 от 15 мая 2010 г. // Собрание законодательства РФ. 2010. № 21. Ст. 2602.
References
1. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik / pod red. А. S. Pigolkina, Yu. А. Dmitriyeva. M.: Vyssheye obrazovaniye, 2008. S. 139.
2. Komarov S. А. Obshchaya teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik. SPb.: Piter, 2004. S. 72.
3. Nersesyants V. S. Obshchaya teoriya prava i gosudarstva: uchebnik dlya yuridicheskikh vuzov i fakul'tetov. M.: Izdatel'skaya gruppa NORMA—INFRA -M, 1999.
4. Kulapov V. L., Mal'ko A. V. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik. M.: Norma, 2008. S. 63.
5. Morozova L. A. Funktsii rossijskogo gosudarstva na sovremennom etape // Gosudarstvo i pravo. 1993. № 6.
6. Syrykh V.M. Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik. M.: «Yustitsinform», 2002.
7. Lebedeva E. V. Instituty grazhdanskogo obshchestva v realizatsii pravookhranitel'noj funktsii
rossijskogo gosudarstva: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Chelyabinsk, 2007.
8. Grigor'yev А. V. Sovremennaya yuridicheskaya nauka o printsipakh organizatsii i funktsionirovaniya mekhanizma gosudarstv // Vestnik Permskogo universiteta. - Yuridicheskiye nauki. - 2012. - № 1. - S.14-26.
9. Chirkin V. E. Sistema gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya. M.: Yurist", 2005. S. 284.
10. El'tsov N. S. O deyatel'nosti yuridicheskikh obshchestv v dorevolyutsionnyj period // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2014. № 12 (140). S. 204-209.
11. Federal'nyj zakon ot 31.05.2002 № 63-FZ «Ob advokatskoj deyatel'nosti i advokature v Rossijskoj Federatsii» (red. ot 02.07.2013) // Sobraniye zakonodatel'stva RF. 2002. № 23. St. 2102.
12. Ukaz Prezidenta RF ot 26.05.2009 № 599 «O merakh po sovershenstvovaniyu vysshego yuridicheskogo obrazovaniya v Rossijskoj Federatsii» (utratil silu) // Sobraniye zakonodatel'stva RF. 2009. № 22. St. 2698.
13. Ukaz Prezidenta RF ot 08.10.2009 № 1129 «O vysshej yuridicheskoj premii «Yurist goda» // Sobraniye zakonodatel'stva RF. 2009. № 41. st. 4735.
14. Federal'nyj zakon ot 12.01.1996 № 7-FZ «O nekommercheskikh organizatsiyakh» (red. ot 08.03.2015) // Sobraniye zakonodatel'stva RF. 1996. № 3. St. 145.
15. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federatsii ot 17 iyulya 2009 g. № 172-FZ «Ob antikorruptsionnoj ekspertize normativnykh pravovykh aktov i proyektov normativnykh pravovykh aktov» (red. ot 21.11.2011) // Sobraniye zakonodatel'stva RF. 2009. № 29. St. 3609.
16. Postanovleniye Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii № 336 ot 15 maya 2010 g. «O vnesenii izmenenij v nekotorye akty Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii» (red. ot 28.01.2011) // Sobraniye zakonodatel'stva RF. 2010. № 21. St. 2602.
* * *
SOME FEATURES OF FORMS OF ACTIVITY OF PROFESSIONAL PUBLIC LEGAL ASSOCIATIONS IN THE MECHANISM OF REALIZATION OF FUNCTIONS OF THE STATE
ELTSOV NIKOLAY SERGEYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: 520877@mail.ru
The purpose of article is determination of features of forms of participation of professional public legal associations in the mechanism of realization of functions of the modern Russian state. The author analyzed activity of professional public legal associations through a prism of the institutes of civil society, in various forms participating in realization of functions of the Russian state.
Cooperation of the state and non-profit organizations, public associations comes to order now, volumes of public financing grow, rules of its receiving are debugged. The author stated real participation of professional public legal associations in the mechanism of realization of separate internal functions of the state, such as ensuring democracy; the social; the ecological; protection of the rights and freedoms of citizens; law enforcement and law and order. Their participation is in two main forms: direct and mediated. The direct form is in powers of legal profession, a notariate, single questions of public organizations, namely the all-Russian public organization «Association of Lawyers of Russia». The mediated participation happens through various institutes, such as: public control,
H. C. ETCL^OB
113
public examination of drafts of regulations, assessment of the regulating influence, having speeded up activity of public councils.
The author made the conclusion that professional public legal associations participate in the mechanism of public control at implementation of functions of the state (including law-enforcement), have influence on carrying out a state policy.
Professional public legal associations, as well as other institutes of civil society, can not only participate in the mechanism of realization of functions, but also be object of state and imperious influence, including during legal regulation. It proves the dual nature of institutes of civil society, including professional public legal associations, as well as the commercial organizations, in relation to the mechanism of realization of functions of the state.
Key words: functions of the state, mechanism of realization of functions of the state, civil society, public organizations, professional legal associations, Association of lawyers of Russia.
N. S. ELTSOV