А.Л. Угольников,
юрисконсульт, Областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Детский центр восстановительного лечения» (ОГАУЗ «ДЦВЛ»), г. Томск, Россия
НЕКОТОРЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
УДК 349.24+613.6+614.25
Угольников А.Л. Некоторые организационно-правовые проблемы регулирования специальной оценки условий труда медицинских работников (Областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Детский центр восстановительного лечения», г. Томск, Россия)
Аннотация. Правовой анализ изменений федерального закона в аспекте регулирования условий труда медицинских работников. Выявлены правовые проблемы толкования федерального закона, организационные проблемы его исполнения, проблемы эффективного использования бюджетных средств. Показано, что изменения федерального закона ведут к восстановлению конституционного принципа справедливости в отношении оценки условий труда медицинских работников; обеспечивают соблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств.
Ключевые слова: условия труда, гарантии и компенсации, специальная оценка.
Введение
Проблеме охраны труда медицинских работников во все времена уделялось соответствующее внимание государства. Государство всегда принимало меры по защите медицинских работников, во-первых, самим фактом признания вредного характера их труда; во-вторых, обеспечением защиты медработников от вредных факторов; в том числе применяя такую форму защиты, как «защита временем», которая обеспечивала медицинским работникам дополнительный отдых и (или) досрочное назначение пенсии.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, неоднократным и существенным изменением законодательства в области регулирования труда медицинских работников, а с другой стороны, необходимостью научно-практического толкования и организации практического применения этих изменений.
Автор настоящей работы сосредоточил внимание на наиболее неожиданных и зна-
© А.Л. Угольников, 2015 г.
чительных изменениях законодательства в особо значимом для медицинских работников направлении.
В первую очередь на понимании и восприятии того факта, что с 1 января 2014 года Федеральным законом запрещена специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест медицинских работников, включенных в список, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» [4].
1. Изменения федерального закона
Какое-то время, в период до 1 января 2014 года, была введена «аттестация рабочих мест по условиям труда» (далее — «аттестация»). При этом процедура аттестации была предопределена таким образом, что большинство медицинских работников,
№5 Менеджер
3015 '
здравоохранения
в отношении которых аттестация рабочих мест была проведена, переставали получать гарантии и компенсации за труд во вредных и (или) опасных условиях.
Однако не было дано никакой ясности, чем труд, например, участкового врача 20 лет назад отличался от труда того же врача в наше время и куда пропали признание государством вредных условий труда медицинских работников, а вместе с ним и меры государства по защите в виде гарантий и компенсаций. Все молчаливо сделали вид, что в СССР эти самые меры по защите медработников осуществлялись безо всякого обоснования, хотя это явно не так.
С введением аттестации по новой весьма спорной процедуре медицинские работники массово стали лишаться такой защиты государства. При этом процесс аттестации был хотя и несправедливым, но в то же время формально законным.
Даже Верховный Суд Российской Федерации вынужден был признавать, «что действующее законодательство признает основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации» [5].
Принцип справедливости закреплен в Конституции России [1].
28 декабря 2013 года государство восстановило принцип справедливости в отношении условий труда и защиты, в том числе и медицинских работников, приняв Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» [3].
С 1 января 2014 года аттестация была отменена, восстановлены принципы признания и защиты труда медицинских работников. Однако раскрученный организационный маховик «аттестации» закрутил в свой водо-
ворот и новую «специальную оценку»; а кардинальное изменение законодательства прошло мимо внимания юристов и организаторов, усиленно занятых процессом «аттестации — специальной оценки».
2. Регулирование специальной оценки условий труда
2.1. Регулирование специальной оценки условий труда осуществляется международным договором, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [3].
2.2. К таким нормативным правовым актам относится и Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 №298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (далее по тексту — «Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 №298/П-22») [4].
Как подтверждено и Верховным Судом Российской Федерации, положения нормативных правовых актов бывшего СССР, определяющие право работников на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день согласно Списку, могут применяться в определенных случаях в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, и что оснований для признания их недействительными нет [5].
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, профсоюзы также признают действительность Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации провело регистрацию ряда отраслевых соглашений, в которых прямо указано на необходимость соблюде-
ния указанного Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, например:
— Отраслевое соглашение по федеральным государственным бюджетным и казенным учреждениям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, на 2013-2016 годы (пункт 4.2.1) [6].
— Отраслевое соглашение по организациям наземного городского электрического транспорта Российской Федерации на 2015-2017 годы (пункт 3.5) [7].
Вышеизложенное соответствует и установленному частью 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 №421-ФЗ принципу запрета ухудшения фактически реализуемых компенсационных мер, действующих на дату вступления в силу указанного закона (01.01.2014) [2].
3. Объекты специальной оценки
3.1. Общая категория рабочих мест
Объектами специальной оценки являются условия труда работников на рабочем месте, за исключением отдельных категорий работников, указанных в федеральном законе.
3.2. Отдельные категории рабочих мест
3.2.1. К отдельным категориям работников, в отношении рабочих мест которых согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка (идентификация) условий труда с 01.01.2014 не осуществляется, относятся нижеследующие пять отдельных категорий (для целей данной работы это категории рабочих мест — «А», «Б», «В», «Г», «Д») [3].
«А» — категория рабочих мест, включающая рабочие места надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3).
«Б» — категория рабочих мест, включающая рабочие места государственных гражданских служащих и муниципальных служащих;
регулируется иными нормативно-правовыми актами (ч. 4 ст. 3).
«В» — категория рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1) ч. 6 ст. 10 во взаимосвязи с ч. 6 ст. 27).
«Г» — категория рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (п. 2) ч. 6 ст. 10 во взаимосвязи с ч. 6 ст. 27).
«Д» — категория рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда (пункт 3) части 6 статьи 10).
3.2.2. Отдельная категория «Г» — это категория рабочих мест работников, которым предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе в виде права на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.
Такие рабочие места определены Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» [4].
4. Специальная оценка и идентификация
4.1. Единый комплекс последовательных мероприятий
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ
№5 Менеджер
3015 здравоохранения /
«О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника с учетом гигиенических нормативов [3].
Федеральный закон закрепил в отношении специальной оценки «принцип единого комплекса мероприятий» и «принцип последовательности мероприятий».
4.2. Дополнительно о проблеме терминологии и правилах логики
4.2.1. В соответствии с закрепленным в законе «принципом единого комплекса мероприятий» специальная оценка не может проводиться, если нормой закона запрещено одно из мероприятий, входящих в единый комплекс.
В соответствии с закрепленным в законе «принципом последовательности мероприятий» последующие мероприятия не могут проводиться с нарушением последовательности, если не проведено предыдущее. Первым в последовательности закон поставил «идентификацию»; запрещение «идентификации» нормой закона является и запрещением всей процедуры специальной оценки в отношении соответствующих специальных категорий рабочих мест.
В соответствии с закрепленным в законе «принципом единого комплекса мероприятий» во взаимосвязи с «принципом последовательности мероприятий» запрет на осуществление идентификации означает и запрет на проведение специальной оценки.
4.2.2. Совсем кратко вопросы регулирования специальной оценки применительно к категории рабочих мест «Г» можно изложить и так:
— часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» запрещает идентификацию,
— часть 6 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» запрещает специальную оценку.
4.2.3. Действительно, как проводить специальную оценку без процедуры идентификации? А следом неотвратимо встает вопрос о бюджетной эффективности расходования государственных средств (целевого использования бюджетных средств) при оплате организации, проводящей специальную оценку условий труда по гражданско-правовому договору, за проведение специальной оценки без процедуры идентификации; да еще и с нарушением прямой нормы пункта 6 статьи 27?
5. Ввиду изложенного возможно сделать следующие выводы
1. Произошли кардинальные изменения федерального законодательства. Восстановлен принцип справедливости, 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
2. Федеральный закон установил принцип запрета ухудшения фактически реализуемых компенсационных мер (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), действующих на 1 января 2014 года.
3. С 1 января 2014 года Федеральный закон прямо запрещает проводить специальную оценку условий труда медицинских работников, должности которых включены в Список, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22.
4. Действующее законодательство признает включение должности медицинского работника в указанный Список основанием для предоставления установленных Списком компенсационных мер (дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день).
Литература
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.: [ред. от 21.07.2014]//Собрание законодательства РФ, 2014, 4 августа, № 31, ст. 4398.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»: Закон РФ от 28.12.2013 № 421-ФЗ//Рос. Газ. - 2013. - 31 дек.
3. О специальной оценке условий труда: Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ: [ред. от 23.06.2014]//Рос. Газ. - 2013. - 30 дек.
4. Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день [Электронный ресурс]: Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22: [ред. от 29.05.1991]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 14.01.2013 № АКПИ12-1570, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пункта 1 Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, пунктов 1 и 4 Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20: Определение Верховного Суда РФ от 28.03.2013 № АПЛ13-102//Бюллетень Верховного Суда РФ, 2013, октябрь, № 10.
6. Отраслевое соглашение по федеральным государственным бюджетным и казенным учреждениям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, на 2013-2016 годы: Отраслевое соглашение от 6 сентября 2013 г.: Зарегистрировано в Роструде 15 октября 2013 года, регистрационный номер 231/13-16 [Электронный ресурс]//Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд России): [Официальный сайт]. [2014-2015]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/agreements/104 (дата обращения: 04.04.2015).
7. Отраслевое соглашение по организациям наземного городского электрического транспорта Российской Федерации на 2015-2017 годы: Отраслевое соглашение от 20 ноября 2014 г.: Зарегистрировано в Роструде 31 декабря 2014 года, регистрационный номер 37/15-17 [Электронный ресурс]//Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд России): [Официальный сайт]. [2014-2015]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/agreements/148 (дата обращения: 04.04.2015).
UDC 349.24+613.6+614.25
Ugolnikov A.L. Some organizational and legal problems of regulation of a special assessment of working conditions of health workers (Detskij centr vosstanovitelnogo lecheniya, OGAUZ, Tomsk, Russia)
Annotation. Legal analysis of changes in federal law in terms of regulation of working conditions of health workers. Identified the legal problems of interpretation of federal law, organizational problems of its execution, the problem of efficient use of budget funds. It has been shown that changes in federal law lead
to the restoration of the constitutional principle of justice for the assessment of working conditions of health workers; changes in federal law enforce the principle of efficient use of public funds.
Keywords: working conditions, guarantees and compensation, special assessment.
301S здравоохранения /
№5 Менеджер