УДК 343.82 ББК 67.409.13 М91
N. MUSTAFAEV*
HOME LEAVE OR SHORT VISITS OF INMATES
OUTSIDE PRISONS UNDER THE PENAL CODES OF SOME CIS
COUNTRIES
Аннотация: в статье рассматривается проблема обеспеченияправ, свобод и законных интересов осужденных, в частности вопрос о краткосрочныхвыездах осужденныхза пределы учреждения, исполняющего наказания; анализируются соответствующиенормы законодательства относительно исполнения наказания в АзербайджанскойРеспубликеи некоторыхстра-нах СНГ.
Ключевые слова: осужденный исправительное учреждение, краткосрочный выезд.
Annotation: the article deals with the rights, freedom and legitimate interests of inmates, in particular Home Leave or short visits of inmates outside prisons; regulations of the legislation on punishment in the Azerbaijan Republic and some CIS countries.
Key words, inmate, prison, Home Leave or short visits of inmates outside prisons.
НОВРУЗ МУСТАФАЕВ*
НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ИНСТИТУТА КРАТКОСРОЧНЫХ ВЫЕЗДОВ ОСУЖДЕННЫХ В УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ КОДЕКСАХ НЕКОТОРЫХ СТРАН СНГ
Правотворческая практика показывает, что каждое государство при создании своей правовой системы или при внесении в нее определенных изменений непременно использует опыт более развитых государств, а также рекомендации международных организаций. Азербайджанская Республика, восстановившая свою независимость после распада СССР, при создании своей правовой системы и первого уголовно-исполнительного закона ссылалась именно на такую практику.
Следует отметить, что институт краткосрочных выездов осужденных за пределы учреждения отбывания наказания, нашедший свое отражение в Кодексе (далее - УИК) Азербайджанской Республики об исполнении наказаний (ст. 89), не обладает отличительными признаками по своей сути и содержанию, а также по порядку применения соответствующих институтов, предусмотренных в уголовно-исполнительном законодательстве большинства стран, входящих в СНГ. Это объясняется в первую очередь нахождением Азербайджана в составе СССР в течение более 70 лет, принятием законов в соответствии с Основами законодательства СССР, в том числе созданием и функционированием уголовно-исполнительной системы на основании данных нормативных документов. Однако есть определенные отличительные признаки, на которых необходимо остановиться.
1. В уголовно-исполнительных кодексах некоторых стран СНГ предусмотрено предоставление
* Преподаватель кафедры уголовногоправа (Академия полиции МВ Д),
диссертант Центра судебнойэкспертизы Министерства юстиции АзербайджанскойРеспублики E-mail: [email protected].
За рубежом
За рубежом
краткосрочных выездов лицам, содержащимся в следственных изоляторах и тюрьмах, оставленных для ведения работ по хозяйственному обслуживанию (ч. 1 ст. 92 УИК Республики Беларусь; ч. 1 ст. 93 УИК Республики Казахстан; п. «а» ч. 1 ст. 97 УИК РФ). По нашему мнению, такая позиция законодательства соседних государств логична. Согласно ст. 691 УИК Азербайджанской Республики «впервые осужденные к наказанию в виде лишения свободы сроком не более пяти лет и отбывающие наказание в учреждении отбывания наказания общего режима в исключительных случаях по их согласию могут содержаться в следственном изоляторе, лечебном учреждении или в тюрьме для работ по хозяйственному и бытовому обслуживанию». Правовое положение этих лиц равно правовому положению лиц, содержащихся в учреждениях по отбыванию наказания (далее - УОН) общего режима. Статьи 891 и 894 УИК предусматривают предоставление краткосрочных выездов осужденным, содержащимся в УОН общего режима. В таком случае отказ в предоставлении осужденным указанной категории краткосрочных выездов вызывает удивление и, по нашему мнению, нарушает принцип равенства осужденных перед законом.
2. Во многих странах СНГ одним из оснований краткосрочных выездов, предоставляемых осужденным, является предварительное решение вопросов трудового и бытового устройства (ч. 1 ст. 92 УИК Республики Беларусь; ч. 1 ст. 93 УИК Республики Казахстан; ч. 1 ст. 77 УИК Республики Молдова; п. «а» ч. 1 ст. 97 УИК РФ; п. «а» ч. 1 ст. 98 УИК Республики Таджикистан и т. д.).
Практика показывает, что с первых дней выхода на свободу большинство освобожденных сталкиваются с проблемой приобретения жилплощади и трудоустройства. Бывшие осужденные, которые не в состоянии вовремя решить эту проблему, вскоре снова совершают преступление. По этой причине решение указанных вопросов осужденными в ходе отбывания наказания укрепляет исправительное воздействие, а также предотвращает совершение ими новых преступлений.
3. В УИК некоторых стран СНГ предусмотрено предоставление раз в год краткосрочных выездов осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительных учреждений (ИУ) (ч. 3 ст. 92 УИК Республики Беларусь; ч. 2 ст. 93 УИК Республики Казахстан; ч. 2 ст. 77 УИК Республики Молдова; ч. 2 ст. 97 УИК РФ; ч. 2 ст. 98
УИК Республики Таджикистан и т. д.). Хотя очень редко у осужденных женщин есть несовершеннолетние дети-инвалиды вне УОН, наличие такого положения в законе, с точки зрения интересов детей, свидетельствовало бы о гуманном отношении к детям-инвалидам, уже подвергнутым лишениям.
4. Часть 4 ст. 92 УИК Республики Беларусь,
ч. 3 ст. 93 УИК Республики Казахстан, ч. 10 ст. 77 УИК Республики Молдова, ч. 3 ст. 97 УИК РФ устанавливают круг осужденных, которым не предоставляются краткосрочные выезды. Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство Азербайджанской Республики классифицирует осужденных на отдельные категории. Указав в законе, каким категориям разрешаются выезды, законодатель дает понять, каким категориям осужденных эта возможность не предоставляется, поэтому можно верно оценить позицию нашего законодательства. Таким образом, в соответствующих нормах нет необходимости в указании предоставления и непредоставления краткосрочных выездов какой-либо категории осужденных.
5. Одно из важных положений уголовно-исполнительного закона некоторых стран СНГ состоит в том, что государство защищает интересы осужденных, не обеспеченных работой, также разрешая им выезды (отпуска). Например, согласно п. «б» ч. 1 ст. 93 УИК Республики Казахстан (а также п. «б» ч. 1 ст. 97 УИК РФ; п. «б» ст. 98 УИК Республики Таджикистан) неработающим осужденным разрешается длительный выезд, равный сроку оплачиваемого отпуска. По нашему мнению, отражение этой нормы в законе демонстрировало бы гуманное отношение нашего государства к осужденным, и поэтому есть необходимость в ее рецепции.
6. Очередной привлекающий внимание момент в уголовно-исполнительном законодательстве некоторых стран СНГ состоит в том, что в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, затрудняющих обратный выезд осужденного в установленный срок, по постановлению начальника ОВД по месту пребывания осужденного срок его возвращения в ИУ может быть продлен до пяти суток с обязательным срочным уведомлением об этом администрации ИУ (ч. 9 ст. 92 УИК Республики Беларусь; ч. 8 ст. 77 УИК Республики Молдова; ч. 9 ст. 97 УИК РФ; ч. 9 ст. 98 УИК Республики Таджикистан и т. д.). Отражение такого важного положения в законе, по нашему мнению, заслуживает одобрения и в случаях, препятствующих своевременному возвращению осужден-
ного в места лишения свободы, может вовремя предотвратить нежелательные для него последствия.
7. Одним из положительных моментов, нашедших свое отражение в законодательстве некоторых стран СНГ, является то, что в исключительном случае заявление осужденного может быть рассмотрено в течение краткого периода - одного дня. Это положение, с одной стороны, служит защите интересов осужденных, а с другой - предотвращает случаи возможного затягивания дела со стороны начальства и т. д.
Обратим внимание на специфичность ст. 32 Закона Эстонии «Об исполнении наказаний, связанных с изоляцией от общества», которая регулирует краткосрочные выезды осужденных за пределы ИУ. В ч. 1 этой статьи закреплено, что заключенному, отбывшему не менее одного года срока наказания, директор тюрьмы может давать разрешение на краткосрочные выезды продолжительностью до 21 дня в течение календарного года, если это согласуется с целями исполнения наказания в виде лишения свободы. Законодательный орган Эстонии требует отбывания осужденным одного года наказания и соответствия краткосрочных выездов целям исполнения наказания в виде лишения свободы.
Вторая специфическая особенность рассматриваемой нормы состоит в том, что приводится точный список близких членов семьи:
муж (жена), отец, мать, дедушка, бабушка, дети, в том числе усыновленные, сестра и брат. По нашему мнению, непосредственное отражение в законе конкретного списка близких членов семьи устраняет возможные недоразумения при решении вопроса о выездах, предоставляемых в связи с семейным положением.
Наконец, по требованиям ч. 2 указанной статьи выезды, предоставляемые в связи с чрезвычайным семейным положением, не включены в количество краткосрочных выездов, что подтверждает гуманность позиции законодателя.
Обобщая изложенное, с целью совершенствования ст. 89 УИК Азербайджанской Республики предлагаем внести в нее следующие положения:
1) осужденным, содержащимся в следственных изоляторах и тюрьмах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть предоставлены краткосрочные выезды;
2) краткосрочные выезды предоставляются осужденным для решения вопросов трудового и бытового устройства;
3) раз в год предоставляются краткосрочные выезды осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетнихдетей-инвалидов вне У ОН;
4) в исключительных случаях, препятствующих своевременному возвращению осужденного с места выезда, по решению начальника ОВД (при условии передачи информации начальству УОН) срок выезда может быть продлен на определенный срок.
За рубежом