2013 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 13 Вып. 3
ИСТОРИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
УДК 297 А. К. Алексеев
НЕКОТОРЫЕ ОБЪЕКТЫ МУСУЛЬМАНСКОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ ИРАНА
В августе 2012 г. восточным факультетом СПбГУ была организована экспедиция в Исламскую Республику Иран. Одной из целей, стоявших перед экспедиционным отрядом, работавшим на севере и северо-востоке Ирана (провинции Восточный Азербайджан, Западный Азербайджан, Хорасан-и Ризави и др.), было изучение современного состояния локального ислама и практики паломничества к «святым местам» (mazar, ostan, qadamgah).
Мусульманская практика паломничества (ziyyarat) и поклонения ('ibadat), в основе которой лежат различные, синкретические по своей сути религиозные представления, составляет значительный пласт так называемых народных верований. В некоторых районах Ирана, Центральной Азии и Кавказа выполнение обрядов паломничества составляет важный элемент повседневной религиозной жизни.
Среди иранцев паломнические практики, видимо, были широко распространены еще до ислама. Мусульманское паломничество также своими корнями восходит к доисламской традиции, зафиксированной у аравийских племен, почитавших Ка'абу.
Хаджж, являющийся одним из столпов ислама (rukn al-din), в периферийных районах исламского мира в силу экономических и политических причин мог быть выполнен только обеспеченными людьми. Кроме того, в первые века ислама существовали ограничения для не-арабов ('adjam) в пребывании и поведении на территории харама Мекки [1, S. 114]. В связи с этим довольно рано в исламе возникла практика заместительных паломничеств (ziyyarat-i fazaliyyat-i hajj) к локальным святым местам, в значительном своем большинстве, воспринимавшимися святыми задолго до исламизации [2, S. 23]1.
Алексеев Антон Кириллович — канд. ист. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected]
1 В известном персоязычном сочинении «Тарих-и Бухара» Абу-Бакра б. Джа'фара Наршахи красноречивой иллюстрацией паломнических практик является описание селения Нур: «Нур — большое поселение, [в котором] имеется пятничная мечеть (djamiи множество рибатов (ribat).
© А. К. Алексеев, 2013
Отчасти исламизации таких мест способствовали сами поборники ислама из числа арабских завоевателей. Мы располагаем целым рядом свидетельств исторических хроник на арабском и персидском языках, описывающих, каким образом на месте бывших зороастрийских, буддийских или христианских храмов или молелен возникали мечети [3, S. 51]2. Постепенно «исправлялись» легенды, присущие тому или иному объекту паломничества, которому отныне придавалась сугубо исламская окраска.
Несмотря на неоднозначный статус традиции паломничества и самого культа святых (wali, мн. ч. awliya), связанного с посредничеством между Богом и людьми (например, al-salat bi-t-tawassul), что рядом мусульманских теологов трактуется как придание Аллаху соучастников (shirk), традиция посещения мест упокоения различных мусульманских авторитетов демонстрирует необычайную стойкость (о культе святых в исламе см.: [4; 5]). Вопрос взаимоотношений народных верований и практики паломничества с исламским нормативом остро стоит практически во всех мусульманских странах, особенно после того, как обновленческие течения, направленные на возвращение к так называемому чистому исламу, получили активное распространение. Данное обстоятельство потребовало в ИРИ создания специального ведомства для координации религиозной политики по данному вопросу3 [6]. В связи с этим, прежде чем приступить собственно к изложению заявленной проблематики, необходимо кратко остановиться на вопросах политики государственных органов ИРИ в области зиййарата (рис. 1).
Паломничество, как и многие социально значимые сферы жизни населения в Иране, находится под контролем государственных структур и получает поддержку из государственного бюджета. Паломнические практики координируются специальным ведомством (Sazman-i hajj wa ziyyarat-i Djumhuri-i Islami-yi Iran), которое отвечает за организацию караванов паломников и их обеспечение. В частности, данная организация (официальный сайт: www.haj.org.ir,www.hajnews.ir) выдает разрешение на посещение святых мест, выделяет из числа своих сотрудников руководителей паломнических групп (karwan), проводит слеты-инструктажи исполнительных подразделений организации, включающих сотрудников транспортных компаний, перевозящих паломников, персонал паломнических отелей и т. д., организует визовую поддержку, страхование и медицинское обслуживание паломников, а также устраивает для них специальные курсы (особенно последнее касается хаджжа, или, как его называют в Иране, hajj-yi tamattu'). Данные курсы включают в себя 100-часовую
Каждый год жители Бухары и других мест отправляются туда для зийарата. И жители Бухары в этом деле проявляют большое усердие. Каждому, кто совершит паломничество в Нур, оно приравнивается к хаджжу [в Мекку]. Когда жители возвращаются из Нура, они украшают город [Бухару], по причине возвращения из этого священного места ()а-у1 тШаЪагтак)».
2 Например, в 637 г. арабский военачальник Са'ад б. Абу-Ваккас распорядился после взятия Мада'ина учредить в старом городе на месте зороастрийского храма мечеть. Таким образом, объект, считавшийся у населения на протяжении долгого времени святым, таковым и оставался, с той огромной разницей, что место аташкада (а1а$Нкайа) заняла мечеть.
3 Вопросы паломнических практик были предметом острой дискуссии мусульманских авторитетов ('упама) и в тесно связанных с Ираном в историческом и культурном отношениях Средней Азии и Турции. После создания Среднеазиатского духовного управления мусульман (САДУМ), во главе которого встали представители «обновлеченского» направления (сторонники муфтия З. Баба-ханова), одним из основных направлений деятельности данного учреждения стала борьба с «неисламскими обычаями», к которым относили и некоторые обряды паломничества. См. подробнее: [7; 8, с. 11; 9, с. 12-13, с. 170-184; 10].
Рис. 1. Табриз, Бук'а-йи (Имамзада-йи) Саййад Хамза б. Джафар. На горизонтальном плакате знаменитый хадис Му-хаммада: «Кто будет совершать паломничество (зиййарат) ко мне или одному из моих потомков (авлад), того я навещу в День Страшного суда (Руз-и киййамат) и спасу его в День Страшного суда» (фото А. К. Алексеева).
и 200-часовую программы, в рамках которых разбираются практические и теоретические вопросы, связанные с хаджжем и 'умрой ('umra), изучаются арабский язык, история ислама, география Саудовской Аравии, Ирака и Сирии. Для управления паломничеством готовятся и специальные кадры на университетском уровне. Советом по планированию в области высшего образования ИРИ (Shaura-yi barnamarizi-yi amuzish-i ali) были одобрены две новые университетские специализации: «История и культура исламских народов» (Tarihk wa tamaddun-i milal-i islami) и «Пропаганда в области хаджжа и зийарата» (Tablig dar hajj wa ziyyarat).
Не меньшим вниманием правительственных организаций пользуется внутренний туризм, также тесно связанный с паломничеством. Религиозность и паломнические традиции населения способствуют развитию туристической деятельности, которой отводится важное место в развитии программы так называемой «не-нефтяной экономики» (iqtisad-i bidun-i naft). Для паломников издаются специальные справочные материалы, призванные помочь им в путешествии [см., напр.: 11].
В административном отношении Сазман-и хаджж подчиняется Министерству культуры и исламского образования (Wazarat-i farhang wa irshad-i Islami). В каждой провинции (ostan) страны имеется представительство данной организации.
На сайте этой организации содержится разнообразная информация касательно практики паломничества и советы паломникам, например, рекомендации по тому, что следует делать во время паломничества и непосредственно перед ним. Ниже мы приводим перевод текста такой рекомендации: «1. Во время посадки в самолет необходимо произнести текст следующей молитвы: "Велик Тот, Кто призвал нас для этого и то, что были мы к Нему приближены"; 2. [Необходимо] прилагать усилия (say) для сохранения чистоты намерения (niyyat) [предстать] перед Всевышним;
3. Готовность посетить места [связанные] с Пророком, да восславит его Аллах и приветствует, непорочными имамами с раскаянием в своих прегрешениях; 4. Правильно выучить чтение молитв; 5. Вспомнить обряды и правила хаджжа; 6. Соблюдение финансовых и духовных обязательств (например, 5-кратного искупления проступка радд-и мазалим); 7. Получить благословление родителей; 8. Составление завещания; 9. Выполнение дополнительных к 'умре обрядов: высказывание намерения (ниййат) совершения путешествия к могилам Пророка, Фатимы, имамов, [а также] усыпальниц шахидов и авлийа; 10. Выбор достойных попутчиков; 11. Совершение полного омовения (gusl), [производимого в честь] паломничества (ziyyarat) перед выходом из дома; 12. Препоручение своей семьи воле Всевышнего [посредством] совершение молитвы в 2 или 4 раката [сопровождаемой следующими словами]: "О Господь мой, во истину я передаю Тебе себя, мою семью, детей, имущество, свою жизнь дольнюю и горнюю, и [успешный] исход моего дела"; 13. Прочтение сур «al-Hamd» (т. е. Fatiha, 1-й суры Курана), «Tawhid», «Qadr» (97: 1-5) айата «al-Kursi» (2: 255) и при отправлении в путь; 14. Раздача милостыни (sadaqa) во время выхода из дома» [12].
Анализ материалов иранской прессы, естественным образом выражающий официальную позицию (в Иране иное в нынешних условиях просто невозможно), показывает, что отъезд в хаджж ограничен в связи с квотированием, которое существует для всех мусульманских государств. В настоящее время даже не проводится запись паломников в очередь на последующие годы. По словам генерального директора Сазман-и хадж, «очередь занята на 15 лет вперед». Это же обстоятельство проявляется и в статистике членов слета исполнительных органов организации: всего на слете в региональном центре Сазмани-и хаджж в г. Хормузган присутствовали 52 человека, из которых 32 — новые руководители групп паломников, отправляющихся в Ирак и Сирию (mudiran-i karwan-i utbat-i aliyyat-i 'Iraq wa Suriya), 12 — руководители и заместители руководителей групп, отправляющихся в 'умру, и только 8 — руководители хаджжа. Данная статистика показывает, что помимо шиитской идеологической окраски паломничества сохраняется значение выше упоминавшихся заместительных паломничеств к доступным святыням. Со времени ши'ито-суннитских войн, апогей которых приходился на правление в Иране династии Са-фавидов (1501-1722), доступ ши'итских паломников к аравийским святыням был затруднен, что способствовало развитию практики замещения хаджжа или 'умры на посещение локальных объектов. Как показывают источники, заместительные паломничества были распространены не только в Иране, но и в Средней Азии, где они сыграли существенную роль в формировании мусульманского религиозного синкретизма. Представлявший собой пограничную, в первые десятилетия мусульманских завоеваний периферийную историко-культурную область, в которой концентрировались в том числе и оппозиционные исламские группы, Хорасан в полной мере испытал результаты синтеза ислама и местной религиозной традиции. Впоследствии Хорасан стал базой, с которой производились мусульманские завоевания Средней Азии и Северного Афганистана. Это обстоятельство объясняет родство религиозной традиции и паломнических практик северо-восточного Ирана и Средней Азии. Однако в силу специфики идеологической обстановки в Иране число мазаров, демонстрирующих данный религиозный синкретизм, сравнительно невелико.
С самых первых этапов исламизации в восточном и северо-восточном Иране народный ислам был тесным образом связан с различными оппозиционными ши-
итскими, хариджитскими и ысма'ылитскими группами. Данное обстоятельство, на которое обратил внимание И. П. Петрушевский в своей работе «Ислам в Иране в VII-XV вв.», объясняет популярность среди населения традиции посещения настоящих или мнимых могил шиитских имамов и их потомков (maqbara, тавННай, и$1ап-1 ¡татхайа) [13, с. 269]4. Как указывает иранский историк Р. Джафариййан, популярность 'Алидов среди мусульман была весьма велика: «Эта приверженность (к Алидам. — А. А.) доходила до такой степени, что даже в регионах, населенных суннитами, где доводилось проходить или принять смерть потомку 'Али, ему строили гробницу (buqa'), и его могила становилась объектом паломничества» [1, 8. 90].
Наиболее значимыми объектами зийарата на территории Ирана являются могила восьмого шиитского имама 'Али б. Мусы, более известного как 'Али ар-Риза (ум. сентябрь 818 г.) (Haram-i тШаННат), а также кадамгах (qadamgah)5, связанный с его именем, расположенный в окрестностях города Нишапур6.
В настоящее время гробница представляет собой огромный комплекс, который играет не только сугубо религиозную, но и важную экономическую роль в жизни Мешхеда. Комплекс обеспечивает работой многочисленных служителей и сопутствующую инфраструктуру: туристические бюро, транспортные агенства и такси, объекты общественного питания и т. д. По меткому выражению И. П. Петрушевско-го, изначально существовавший как место паломничества Машхад-и Ризави постепенно затмил собой город Тус (рис. 2), который постепенно утратил значение местного политического и культурного центра данной части Хорасана [13, с. 270].
Места паломничества, привлекая к себе большое количество людей, обладают важной градообразующей функцией, которая выражается в формировании инфраструктуры для обслуживания паломников. Паломничество и связанные с ним виды деятельности (торговля, транспорт, гостиничный бизнес и т. д.) имеют большое значение для развития экономики региона. Это обстоятельство в полной мере проявляется на примере Мешхеда. В перспективном плане развития города могиле имама отведено одно из ключевых мест: на данный район замыкается несколько ключевых магистралей города, которые представляют собой важный транспортный узел. В связи с распространенностью в Иране традиции передвижения на личном автотранстпорте в пик наплыва паломников движение в центре города становится весьма напряженным. Городской парламент и мэрия ^иту Islami ца shahrdar-yi ШавШай) изыскивают возможности строительства дополнительных отелей, разгрузочных парковок, линий метро и скоростных автобусов, движущихся по выделенным линиям. Такие планы привлекают инвестиции и создают новые рабочие места,
4 Данным объектам посвящена исследовательская литература на русском и английском языках. Помимо упоминавшейся работы И. П. Петрушевского следует назвать также работу В. А. Иванова о мавзолеях исма'илитских шайхов Ирана и труд Д. М. Дональдсона [14, с. 129-149; 15]. Помимо вышеуказанных работ существует достаточно обширная подборка исследований как на русском, так и на европейских языках, в которой с большей или меньшей степенью подробности рассматриваются вопросы, связанные с гробницей имама Ризы.
5 Qadamgah — перс., букв. отпечаток стопы [«святого»]. Один из весьма распространенных в Иране, Средней Азии и Туркестане вид мест паломничества.
6 Данные объекты с той или иной степенью подробности описаны в источниках, прежде всего в сочинениях мусульманских авторов, а также путешественников, посещавших Иран в XIX — начале ХХ в. Весьма ценные замечания касательно мазаров Хорасана оставил русский дипломат и ученый-ориенталист В. Н. Ханыков (1819-1878), совершивший научную экспедицию в Хорасан, Гератскую область и Систан в 1858-1859 гг. [см.: 16, с. 83-102].
Рис. 2. Развалины древнего Туса (фото А. К. Алексеева).
что в условиях безработицы в Иране имеет большое значение [17, Б. 11]. Подобная ситуация демонстрирует прямую зависимость развития города от места паломничества7.
Поскольку на протяжении веков комплекс несколько раз перестраивался, считаем, что необходимо дать его краткое описание в том виде, в котором мы его застали. Также мы остановимся на некоторых, с нашей точки зрения интересных, моментах, присущих данному комплексу.
Макбара-йи Кудс-и Ризави (Maqbara-yi-Quds-I Rizawi), именуемая также Харам-и Мутаххар (Штт-I mutahhar), расположена в центральной части Мешхеда (муниципалитет — Самин) на пересечении пр. Сафави (ныне Паййин-и Хиййабан), пр. Ширази (ныне — Бала-йи Хиййабан) и пр. Табараси. Перед ней — большая площадь (Сахна-йи джами'-йи Ризави) (рис. 3), куда приходит общественный транспорт и такси, беспрерывно доставляющие паломников. Посещение харама разрешено также в ночное время. Паломники попадают на территорию комплекса через несколько пропускных пунктов, расположенных в западной, южной и восточной частях.
При досмотре охрана забирает фото и видеоаппаратуру, поскольку фотографирование и видеосъемка без согласования с компетентными органами ИРИ на территории комплекса категорически запрещены.
Комплекс состоит из нескольких мечетей, завий и обширных дворовых территорий, которые на время коллективных молений застилаются коврами, на которых
7 Как источники, так и наши полевые наблюдения указывают на тесную связь мусульманских мест паломничества и экономической деятельности. Наличие данной связи, по нашему мнению, объясняется как доисламской традицией, так и почетным статусом профессии торговца-предпринимателя (таджир, пишавар, саудагар) в мусульманском обществе. Первое предположение подтверждают имеющиеся сведения о паломничестве в доисламской Мекке. Предоставление специальной одежды (ихрам), воды и еды для паломников приносило дополнительный доход [см.: 18, с. 55]. В период паломничества в силу естественного наплыва людей возрастала торговля и обмен товарами. В ряде городов Ирана и Центральной Азии базары и караван-сараи возводились в непосредственной близости от мест паломничества (мазаров, установ и т. д.). Мешхед является одним из ярких примеров такого соседства рынков и мазара: на соседних улицах с Харам-и мутаххар располагается целый ряд базаров (Базар-и Имам Риза, Базарча-йи 'Аббас-кули, Базар-и Хазрати и др.).
Рис. 3. Мешхед, площадь Сахна-йи джами'-йи Ризави перед Кудс-и Ризави (Харам-и Мутаххар) (фото А. К. Алексеева).
располагаются молящиеся. Подготовка к молениям и уборка помещений выполняется специальными приписанными к комплексу работниками. На территории комплекса расположено большое количество хавузов и мест для совершения вузу'.
В обычное время завии и мечети служат своеобразными клубами по интересам, где собираются не только 'улама, но и самые различные люди, некоторые из них приходят даже не столько ради совершения паломничества, сколько отдохнуть от летней жары. Паломники прибывают сюда практически из всех мусульманских стран, в первую очередь, естественно, из тех, в которых распространен шиизм.
Главным объектом паломничества является могила имама. После совершения молитвы (намаз) паломники совершают обход гробницы ^аца0), во время которого стараются прикоснуться к декорированному металлической решеткой стеклянному саркофагу, чтобы приобрести частичку Божественной Благодати имама (Ьатка^. Служители устана стараются не допускать столпотворения и периодически перекрывают доступ к саркофагу или регулируют движение вокруг него. Естественно, в силу своих физических качеств далеко не все паломники способны прикоснуться или поцеловать саркофаг. Служители при помощи своеобразных метелок на длинных рукоятках через головы верующих прикасаются сначала к саркофагу, а потом ко всем желающим, чтобы передать баракат.
Церемонии поминовения Пророка Мухаммада и шиитских имамов ('агайап) также проводятся на территории комплекса Харам-и Муттахар. Как правило, данные церемонии состоят из процессии мужчин, которые разделяются на бьющих себя в грудь или бичующих себя цепями, что символизирует их единение со страданиями имамов (khudsinezan -и гапй^гап), затем следует коллективное моление и проповеди (виккаптт) шиитских авторитетов.
Не меньшим почитанием у паломников пользуется кадамгах имама Ризы (рис. 4), который согласно поверьям возник во время переселения имама из Медины в Хорасан к аббасидскому халифу Мамуну (правил 813-833). Однако, судя по тем легендам, которые сообщили наши информанты, а также абсолютно рукотворному характеру стоп имама, мазар явно носит доисламский характер, и, видимо,
Рис. 4. Кадамгах имама Ризы (фото А. К. Алексеева).
изначально объектом почитания были деревья и источник воды, расположенный на территории комплекса, а исламская идеологическая переработка комплекса появилась много позже.
По своей обрядности и легендам мазар тесно связан с центральноазиатской традицией8.
Кадамгах состоит из следующих объектов: 1) караван-сарай для размещения паломников (датируется XI в.). Наличие караван-сарая ярким образом демонстрирует важную градообразующую функцию мест паломничества, не меньшую, чем могила имама в Мешхеде; 2) базар (bazaar); 3) мавзолей (maqbara) с саркофагом над кадам-гахом; 4) источник (chashma), над которым возведен купол (gumbad) (рис. 6); 5) платаны (chinar), также почитающиеся как сакральные объекты.
Как уже упоминалось, стопы имама гипертрофированно большие, что отражает представление мусульман Ирана и Центральной Азии о том, что «святой»-вали был выше ростом, чем простые люди. По той же причине захоронения вали, как правило, представляют собой длинные могилы.
Согласно легенде, источник появился в результате действий имама Ризы. Легенда довольно широко распространена и повторяется с отличными деталями в отношении деятельности многих вали в различных областях Ирана, Кавказа и Цен-
8 О практике паломничества и поклонения в сопредельных с Ираном регионах Центральной Азии и Кавказа написано большое число исследований [см., напр.: 9]; см. также работы по данному вопросу Н. А. Кислякова, В. Н. Басилова, О. А. Сухаревой, А. Р. Шихсаидова, Р. Р. Рахимова, В. О. Бо-бровникова, С. М. Демидова, А. Муминова, Б. Бабаджанова, Л. А. Чвырь, Н. С. Терлецкого.
Рис 5. Источник у кадамгаха имама Ризы (Чашма-йи Хазрат) (фото А. К. Алексеева).
тральной Азии. В год переселения имама якобы была засуха (sal-i qaht). Имам ударил в определенном месте своим посохом ('asa), и забил источник. Однако, по нашему мнению, источник с чистой водой (ob-i shirin) в условиях аридного засушливого климата в Хорасане пользовался почитанием задолго до ислама, что вполне укладывается в культ почитания сил природы.
Почитание деревьев также фиксировалось нами в различных областях Центральной Азии, населенных иранцами (например, мазар Чар-чинар в г. Ургут, где объектом почитания являются несколько 1000-летних платанов, Мазар-и суфиён, г. Ёри и др.). По легенде, связанной с данным кадамгахом, одно из деревьев было посажено самим имамом, следовательно, обладает связанной с имамом святостью. По размерам деревьев можно судить об их довольно почтенном возрасте.
Большое внимание паломники уделяют могиле родственников имама Ризы, расположенной в окрестностях шахристана Шандиз (см. рис. 6). Судя по надписи на плакате перед мазаром, он посвящен сыновьям имама Мусы Казима (765-799) Насиру и Йасиру. Комплекс состоит из источника, двух симметричных саркофагов, над которыми возведено купольное здание. Комплекс традиционно для Ирана разделен на мужскую и женскую части. У данного комплекса имеется настоятель (mu-tawalli), который занимается хозяйственными вопросами и управлением мазаром. Он является уполномоченным лицом для приема пожертвований, которые, судя по виду объекта и его обширной инфраструктуре, весьма обильны. В определенные часы мутавалли принимает паломников и консультирует по религиозным, правовым, семейным, экономическим и иным вопросам. В принципе, консультации являются бесплатными, но принято оставлять небольшую сумму на поддержание мазара.
Рис 6. Шахристан Шандиз, паломники из арабских стран у гробниц (макабир) Имамзада-йи Насир ва Йасир б. Муса Ка-зим (фото А. К. Алексеева).
Места паломничества, описание которых приведено выше, имеют значение для всех шиитов-имамитов и мусульман, почитающих имамов как потомков Дома Пророка (ахл ал-байт, ал-и аба).
Кроме сакральных объектов, связанных с имамами и их потомками, огромной популярностью пользуются комплексы гробниц крупных иранских ученых Абу-л-Фатха 'Умара б. Ибрахима Хаййама (1048-1131) и Фарид ад-Дина 'Аттара (уб. 1221). Несмотря на то что информанты отрицали восприятие данных мест как объектов религиозного поклонения, наши наблюдения свидетельствуют об обратном. Согласно иранской традиции 'Аттар погиб в ходе погрома, устроенного монголами под предводительством Тулуя в Нишапуре в 618/1221 г. и был похоронен в квартале (та-На11а) Шадйах. По приказу верховного казия Йахйа б. Са'ида над могилой был возведен мавзолей (aramgaН), перестроенный во времена 'Алишира Наваи (1441-1501)9. Скорее всего, задолго до этого истинная или мнимая могила 'Аттара стала местом паломничества. В настоящее время обряд зиййарата состоит из прикосновения к черной могильной стеле (рис. 7), чтения молитв (йы'а) или фрагментов из произведений 'Аттара. Часто паломничество совершается целыми семьями и заканчивается застольем в окрестностях комплекса, что, вероятно, является видоизмененной традицией жертвенной пищи (кНыйаууг), наблюдавшейся нами неоднократно на маза-рах Средней Азии. На могиле нередко оставляют мелкие деньги, также в виде своеобразного пожертвования.
Что касается комплекса, посвященного Хаййаму, то он также представляет собой окруженный садом богато украшенный мавзолей. Однако в отличие комплекса
9 Существует и другая точка зрения, опорой для которой является свидетельство Даулатшаха Самарканди, согласно которому 'Аттар погиб уже после монгольского нашествия в 628/1229-1230. Однако, принимая во внимание большое число неточностей именно в датировках у Даулатшаха Самарканди, на что указывал еще И. П. Петрушевский, годом гибели Аттара следует считать 1221 г.
Рис. 7. Черная стела с мавзолея Фарид ад-Дина Аттара (фото А. К. Алексеева).
'Аттара его посещение внешне не несет на себе атрибутов, присущих мусульманскому паломничеству10.
В Хорасане существует также некоторое число святых мест, имеющих локальное значение. В большинстве случаев в качестве объектов поклонения мы сталкиваемся с «локальными» имамзада, а также усыпальницами местных религиозных авторитетов. В качестве примера можно привести объект из Сабзевара. Надо отметить, что в истории Хорасана и Ирана в целом Сабзевар играл значительную роль. Фактически до прихода к власти Сафавидов и начала шиитизации этот город и его округа были едва ли не единственным крупным анклавом, где компактно проживали шииты, что и объясняет наличие здесь могил потомков имамов. Сабзевар несколько раз выступал в качестве центра социально-политических движений, возникших на основах синкретических религиозных воззрений (например, сарбедаров). К сожалению, к настоящему времени практически никаких исторических памятников не сохранилось, равно как не осталось и мазаров, свидетельствовавших о сохранении таких синкретических воззрений. Помимо некоторого числа имамзада, расположенных вдоль трассы Сабзевар—Нишапур, в окрестностях самого города расположен только один объект, представляющий собой гробницу (макбара) Хаджж Мухаммада Хади Сабзивари, более известного как Асрар (1212-1289/1797 или 1798-1872). Асрар является автором целого ряда произведений по философии, логике (таЫаф, ком-
10 Могила Хаййама, согласно сведениям автора произведения Маджма ан-навадир (более известного как Чахар макала) Низами Арузи Самарканди, находилась в Нишапуре около кладбища Хайра. Низами Арузи посетил ее в 530/1135 г. [19, 8. 100].
ментариев (hawashi) к трудам мусульманских авторитетов. Потомки данного шейха по настоящее время проживают в Сабзеваре и являются распорядителями мазара, объектом поклонения в котором считается сама могила. Кроме того, мавзолей над могилой шейха, восстановленный в 1340/1961-1962 гг., используется как простая квартальная мечеть.
Литература
1. Djafariyyan R. Tarikh-i- tashayyu' dar Iran. Az aghaz ta tulu'-yi dawlat-i Safawi. Tehran: Nashr-i 'ilm, 1390/2011-2012. 949 S.
2. Narshakhi Abu-Bakr b. Dja'far. Tarikh-и Bukhara // Virayish wa arayish-i Amir Husain Hundji. Nashr-i elektroniki-yi wibgah-i Irantarikh. URL: www.irantarih.com
3. Zarrinkub A. Du qarn-i sukut. Sar guzasht-i hawadis wa auza'-yi tarikh-yi Iran dar du qarn-i awwal-i Islam az hamla-yi 'arab ta zuhur-i dawlat-i Tahiriyyan. Tehran, 1336. 347 S.
4. Гольциер И. Культ святых в исламе (Мухаммеданские эскизы). М.: ГАИЗ, 1932. 180 с.
5. Алексеев А. К., Иванова В. В. Общее и особенное в практиках паломничества (зиййарат) в Турции и Центральной Азии // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 13. 2012. Вып. 3. С. 72-81.
6. Алексеев А. К. Некоторые объекты мусульманского паломничества в Хорасане // XXVII Меж-дунар. науч. конф. по источниковедению и историографии стран Азии и Африки «Локальное наследие и глобальная перспектива. «Традиционализм» и «революционизм» на Востоке. 24-26 апреля 2013 г. Материал конференции. СПб., 2013. С. 95.
7. Бабаджанов Б. М., Муминов А. К., Кюгельген А., фон. Введение: религиозные тексты советского времени // Диспуты мусульманских религиозных авторитетов в Центральной Азии в ХХ в. Алматы: Дайк-Пресс, 2007. C. 7-31.
8. Бабаджанов Б. О фетвах САДУМ против неисламских обычаев // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / под ред. А. Малашенко и М. Б. Олкотт. М.: Арт-Бизнес-Центр, 2001. С. 170-184.
9. Бабаджанов Б. О. Бабахановы // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь / под ред. С. М. Прозорова. Вып. 4. М.: Вост. лит. РАН, 2003. С. 12-13.
10. Подвижники ислама. Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе / сост. и отв. ред. С. Н. Абашин, В. О. Бобровников. М.: Вост. лит. РАН, 2003. 335 с.
11. Musawinidjad, М. Rahnama-yi safar ba shimal-i Iran / Gardawar-i wa tadwin М. Musawinidjad. Тихран, 1388. 244 S.
12. Chi qabl az safar bayyad andjam bedehim. URL: http://www.hajnews.ir (дата обращения: 12.05.2012).
13. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII-XV вв.: курс лекций / под ред. В. И. Беляева. СПб.: С.-Петерб. ун-та, 2007. 428 с.
14. Иванов В. А. Погребения некоторых персидских исмаилитских имамов // Очерки по истории исмаилизма / отв. ред. Х. Эльназаров, М. Резван; пер. с англ. СПб.: Зодчий, 2011. С. 129-149.
15. Donaldson D. M. The Shi'ite religion. A history of Islam in Persia and Iraq. London, 1923. 281 p.
16. Ханыков Н. Экспедиция в Хорасан / пер. с франц. Е. Ф. Рассадиной; вступ. ст. Н. А. Халфина; отв. ред. Н. А. Кузнецова и Н. А. Халфин. М.: Наука, 1973. С. 83-102.
17. Khuza'i М. Ba andjam-i tarh-i harakat-i milli dar nukhustin kalanshahr-i mazhabi-yi djahan-i Islam terafik-I Mashhad rishyyi hall mishawad // Ruznama-yi Iran. N 5156, seshnba, 13-I murdad-I sal-i 1391/21 августа 2012. S. 11.
18. Большаков О. Г. История Халифата. Т. 1: Ислам в Аравии (570-633). М.: Вост. лит. РАН, 2000.
312 с.
19. Nizami Ahmad b. 'Umar. Chahar maqala / Musahhih-i Sayyad Muhammad Kazim Qazwini. Tehran, 1383.
Статья поступила в редакцию 23 апреля 2013 г.