Научная статья на тему 'Некоторые итоги земельной реформы в Тамбовской области'

Некоторые итоги земельной реформы в Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербаков Н. В., Шаляпина И. П.

The article reflects the following aspects: land reform in Russia, ways of forming various forms of landed property, evaluation of land property state and effectiveness of its use in Tambov region, market land turn-over and forming efficient owners, basic principles of land relationship and agricultural land turn-over improvement at regional level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some land reform results in Tambov region

The article reflects the following aspects: land reform in Russia, ways of forming various forms of landed property, evaluation of land property state and effectiveness of its use in Tambov region, market land turn-over and forming efficient owners, basic principles of land relationship and agricultural land turn-over improvement at regional level.

Текст научной работы на тему «Некоторые итоги земельной реформы в Тамбовской области»

провести мониторинг и оценку эффективности реализации пилотного проекта; исследовать потенциал и проблемы развития сельской территории с помощью анализа статистической информации, экспертных оценок (включая SWOT-анализ сельских административнотерриториальных образований), переписи

сельских населенных пунктов и т. д.

2 этап - разработка программы. В ходе данного этапа разрабатывается проект рассматриваемой программы, включая постановку проблем; анализ основных факторов, влияющих на развитие сельской территории;

оценку возможных рисков; формулирование целей и задач программы, направлений, сроков и этапов реализации; определение индикаторов, характеризующих достижение поставленных целей; перечень мероприятий по реализации задач устойчивого развития (в т. ч. в области нормативно-правового, финансового, информационного и кадрового обеспечения); механизм управления программой; мониторинг и оценку влияния программы на процесс сельского развития.

Поступила в редакцию 17.07.2007 г.

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Н.В. Щербаков, И.П. Шаляпина

Shcherbakov N.V., Shalyapina I.P. Some land reform results in Tambov region. The article reflects the following aspects: land reform in Russia, ways of forming various forms of landed property, evaluation of land property state and effectiveness of its use in Tambov region, market land turn-over and forming efficient owners, basic principles of land relationship and agricultural land turn-over improvement at regional level.

Земельная реформа, начавшаяся в конце 80-х гг. XX в., представляет собой процесс целенаправленного изменения системы земельных отношений и структуры землепользования, внедрение прогрессивных методов государственного управления земельными ресурсами и предполагает осуществление комплекса мер, призванных реализовать следующие цели:

- осуществить переход к многообразию форм собственности на землю, владения и пользования землей;

- обеспечить социально справедливое и экономически обоснованное перераспределение земель и создание равных условий для всех форм хозяйствования;

- создать экономический механизм регулирования земельных отношений, стимулирования рационального использования и охраны земель;

- остановить процессы деградации земли и связанных с ней других природных ресурсов, обеспечить их восстановление.

К сожалению, отказ государства от монопольной собственности на землю и распределение закрепленных за колхозами и совхозами земель между новыми собствен-

никами не привело к формированию эффективного землепользования.

Отсутствие правового механизма наделения землей новых собственников и унифицированный подход к определению размера земельного пая в виде среднерайонной величины земельной доли в расчете на работающих в сельском хозяйстве пенсионеров, проживающих на территории сельскохозяйственных предприятий, а также работников социальной сферы села привело к тому, что земельные доли оказались в руках временных собственников, не способных эффективно ими распоряжаться.

Следующим этапом земельной реформы после наделения граждан земельными долями стал переход к целенаправленному правовому и экономическому регулированию земельных отношений. Главная задача периода состояла в юридическом оформлении и закреплении права собственности на земельные доли. В результате были заложены основы смешанной экономики, создан слой средних и мелких собственников земли; фактически в России начал формироваться регулируемый государством рынок земли [1-4].

Собственники земельных долей, в основном не имеющие средства производства, чтобы самостоятельно вести хозяйство на своей земле, передают свою землю в аренду различным хозяйствующим субъектам.

Так, по состоянию на 1 января 2006 г. общий земельный фонд Тамбовской области составил 3446,2 тыс. га. Площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях земель составила 2785,8 тыс. га, или 80,8 % всего земельного фонда области.

Из общей площади сельскохозяйственных угодий (2745,6 тыс. га) в пользовании организаций и граждан, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, находилось 2453,4 тыс. га, или 89,4 % всех сельскохозяйственных угодий.

Основными землепользователями являются сельскохозяйственные организации (хозяйственные товарищества и общества, про-

изводственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, подсобные хозяйства и др.), крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения (личные подсобные хозяйства, а также садоводческие, огороднические, животноводческие, дачные хозяйства и их объединения и возникшие в последние годы новые хозяйствующие субъекты - собственники участков и земельных долей и др.).

В пользовании сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения к началу 2006 г. находилось соответственно 1885,1 тыс., 428,6 тыс. и

99,8 тыс. га, кроме того сельскохозяйственные производители использовали 39,9 тыс. га государственных и муниципальных земель, а также предприятий и учреждений на праве аренды или временного пользования (табл. 1).

Таблица 1

Трансформация и перераспределение сельскохозяйственных угодий по категориям землепользователей, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, тыс. га

2003 2004 2005 Прирост (+), уменьшение (-)

2003-2005 2004-2005

Площадь сельскохозяйственных угодий

Всего 2464 2463,7 2453,4 -10,6 -10,3

В том числе у:

сельскохозяйственных организаций 1964,3 1912,2 1885,1 -79,2 -27,1

крестьянских (фермерских) хозяйств 348,6 400,5 428,6 80 28,1

хозяйств населения 99,9 99,9 99,8 -0,1 -0,1

других землепользователей 51,2 51,1 39,9 -11,3 -11,2

Площадь пашни

Всего 2025,7 2013,2 2009,3 -16,4 -3,9

В том числе у:

сельскохозяйственных организаций 1564,2 1505,2 1484,7 -79,5 -20,5

крестьянских (фермерских) хозяйств 333,4 379,7 406,6 73,2 26,9

хозяйств населения 85,4 85,4 85,4 - -

других землепользователей 42,7 42,9 32,6 -10,1 -10,3

Площадь залежи

Всего 100,8 115,1 108,4 7,6 -6,7

В том числе у:

сельскохозяйственных организаций 97,3 110 105,7 8,4 -4,3

крестьянских (фермерских) хозяйств 1,1 3,9 2,2 1,1 -1,7

хозяйств населения - - - - -

других землепользователей 2,4 1,2 0,5 -1,9 -0,7

Площадь ко рмовых угодий

Всего 314,9 313 313,3 -1,6 0,3

В том числе у:

сельскохозяйственных организаций 287,9 283,1 280,9 -7 -2,2

крестьянских (фермерских) хозяйств 13,7 16,4 19,4 5,7 3

хозяйств населения 7,4 7,5 7,3 -0,1 -0,2

других землепользователей 5,9 6 5,7 -0,2 -0,3

Таблица 2

Распределение земель в соответствии с правами их использования:

а) в сельскохозяйственных организациях

Годы Общая площадь земель В том числе

в частной собственности в государственной и муниципальной собственности в собственности, владении, пользовании иных граждан и юридических лиц и предоставленные на праве

всего из них всего из них переданные на праве пользования аренды в т. ч. собственников земельных долей

в собственности юридического лица в собственности граждан земельные доли КИНШОЕЧКОН аренды

всего переданные организациям на праве не востре- бованы в общей собственности

арен- ды поль- зова- ния

2003 2189,3 1654,7 49 - 1605,7 1178 33,1 395,1 - 513,9 349,6 164,2 - 25,5 24,4

2004 2134,1 1591,82 74,7 0,02 1517,1 1108 - 409 - 591,6 253,7 164,7 - 43,7 42,5

2005 2106,5 1576,6 77,3 - 1499,3 1080 - 420,1 - 487,3 310 177,3 - 42,8 41,6

прирост(+)

уменьшение (-)

2003- 2005 -82,8 -78,1 28,3 - -106,4 -98,1 -33,1 25 - -26,6 -39,6 13,1 - 17,3 17,2

2004- 2005 -27,6 -15,22 2,6 -0,02 -17,8 -28,6 - 11,1 - 104,3 56,3 12,6 - -0,9 -0,9

б) в крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах населения

3

С

В том числе

в частной собственности в государственной и муниципальной собственности в собственности, владении, пользовании иных граждан и юридических лиц и предоставленные на праве

из них переданы организациям на праве из них предоставлено на праве

в том числе собственников земельных долей

всего собственности юридического лица собственности граждан всего пожиз- ненного владения пользо- вания аренды пользо- вания аренды

Крестьянские (фермерские хозяйства)

2003 350,4 78,9 0,2 78,7 113,7 19,6 8,2 85,9 - 157,8 157,8

2004 402,2 52,5 0,2 52,3 113,4 18,8 7,5 87,1 - 236,4 236,4

2005 430,5 49,4 0,2 49,2 108,6 17,9 7,3 83,4 - 272,5 272,5

Прирост (+)

Уменьшение (-)

2003- 2005 80,1 -29,5 0 -29,5 -5,1 -1,7 -0,9 -2,5 - 114,7 114,7

2004- 2005 28,3 -3,1 0 -3,1 -4,8 -0,9 -0,2 -3,7 - 36,1 36,1

Хозяйства населения

2003 106,4 80,5 - 80,5 25,6 - 20,7 4,9 35 233 2

2004 106,3 80,5 - 80,5 25,8 - 20,2 5,6 8 2 2

2005 106,2 80,5 - 80,5 25,7 - 20 5,7 - - -

Прирост (+)

Уменьшение (-)

2003- 2005 -0,2 0 - 0 0,1 - -0,7 0,8 -35 -233 -2

2004- 2005 -0,1 0 - 0 -0,1 - -0,2 0,1 -8 -2 -2

За рассматриваемый период необходимо отметить сокращение площади сельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственных организациях и увеличение в крестьянских (фермерских) хозяйствах на 27,1 тыс. га и

28,1 тыс. га соответственно, что говорит о продолжении процесса формирования крестьянских (фермерских) хозяйств путем выхода из состава предприятий с выделением земельных долей. В хозяйствах населения значительных изменений не произошло.

Большая часть сельскохозяйственных угодий приватизирована. Около 70 % площади сельскохозяйственных угодий, находившихся в пользовании сельскохозяйственных организаций в 2005 г., принадлежало собственникам земельных долей. Основная часть земельных долей (1080 тыс. га) использовалась сельскохозяйственными организациями на правах аренды, на 28 % земельных долей (402,1 тыс. га) не было юридически оформленного права распоряжения долями. Сельскохозяйственные организации в 2005 г. использовали также (арендовали) земельные доли (24,4 тыс. га) иных граждан и юридических лиц, не являющихся работниками этих организаций и использовали на правах пользования и аренды 310 тыс. и 177,3 тыс. га. соответственно, земли находящиеся в государственной и муниципальной собственности (табл. 2).

В крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах населения в частной собственности в 2005 г. находилось 11,4 и 75,8 % используемых ими сельскохозяйственных угодий, кроме того в крестьянских (фермерских) хозяйствах использовались 272,5 тыс. га, или 63,3 % земельных долей иных граждан и юридических лиц на праве аренды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Земельные доли появились в начале 90-х гг. в рамках проведения земельной реформы при разделе сельскохозяйственных угодий реорганизованных колхозов и совхозов. В результате сельскохозяйственные организации, использующие данные земли, фактически лишились прав на свои бывшие угодья, а новые собственники земельных долей не получили реальной возможности распорядиться ими, поскольку границы земельных участков не были определены на местности, а распоряжаться своими земельными долями было возможно только с согласия всего коллектива.

Новый этап в развитии земельной реформы наступил после вступления в силу (27 января 2003 г.) Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который в свою очередь дополнили нормативные правовые акты субъектов РФ, определяющие особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения в отдельном регионе.

Таким образом, в 2005 г. в пользовании сельскохозяйственных организаций Тамбовской области находилось 2106,5 тыс. га, в том числе в частной собственности (в основном земельные доли) - 74,9 %, в государственной и муниципальной - 23,2 %, в собственности, владении, пользовании иных граждан и юридических лиц, предоставленные на праве аренды (в основном земельные доли) -

1,9 %. Основная форма хозяйствования среди сельскохозяйственных организаций - производственные кооперативы, в пользовании которых в 2005 г. находилось 44,3 % сельскохозяйственных угодий всех сельскохозяйственных организаций, в пользовании хозяйственных товариществ и обществ было

22.2 %, в пользовании государственных и муниципальных предприятий - 3,4 % сельскохозяйственных угодий.

За рассматриваемый период вследствие появления реальной возможности оборота земель, общая площадь земель в сельскохозяйственных организациях сократилась на

82,8 тыс. га, в том числе земель, находящихся в частной собственности, - на 78,1 тыс. га (за счет сокращения площади земельных долей, при незначительном увеличении земель в собственности самого юридического лица), земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на 26,6 тыс. га (за счет переданных на праве пользования). В то же время в пользовании сельскохозяйственных организаций увеличилась площадь земельных долей иных граждан на

17.2 тыс. га.

Тяжелое экономическое положение многих сельскохозяйственных организаций вынуждало собственников земельных долей сдавать свои участки в аренду не сельскохозяйственным, а крестьянским (фермерским) хозяйствам или организовывать личное хозяйство. Тенденция к выходу из сельскохозяйственных организаций собственников земельных долей, наметившаяся в 2003-2004 гг., продол-

жилась и в 2005 г. В итоге общая площадь земель сократилась на 82,8 тыс. га.

Обращает на себя внимание увеличение невостребованных земельных долей за рассматриваемый период на 25 тыс. га, что связано в основном с тем, что при распределении земельных долей их получили не только работники сельскохозяйственных организаций, но также и пенсионеры, и работники сферы обслуживания, что приводит к росту числа долей не закрепленные юридически за собственниками из-за нежелания или смерти самих собственников.

В пользовании крестьянских (фермерских) хозяйств 2005 г. находилось 430,5 тыс. га земель, в том числе в частной собственности -

11,5 %, в государственной и муниципальной -

25,2 %, в собственности, владении, пользовании иных граждан и юридических лиц и предоставленные на праве аренды - 63,3 %.

За 2003-2005 гг. общая площадь земель крестьянских (фермерских) хозяйств увеличилась на 80,1 тыс. га за счет арендуемых земельных долей иных граждан.

Крестьянские (фермерские) хозяйства первоначально создавались с правами юридического лица на землях бывших колхозов и совхозов, а земельные участки предоставлялись им в пожизненное наследуемое владение, пользование и аренду. Затем Гражданским Кодексом РФ было определено, что управление крестьянскими (фермерскими) хозяйствами осуществляется физическими лицами (индивидуальными предпринимателями). Хозяйства, зарегистрированные ранее как юридические лица, должны до 1 января 2010 г. перерегистрироваться. В настоящее время крестьянские (фермерские) хозяйства существуют в двух организационно-правовых формах.

В пользовании хозяйств населения в 2005 г. находилось 106,2 тыс. га земель, из них в частной собственности граждан -

75,8 %, в государственной и муниципальной собственности - 24,2 %. За период с 2003 по 2005 гг. произошли значительные изменения, а именно: земельные доли, находящиеся в собственности иных граждан и предоставляемые на праве пользования и аренды сократились на 35 тыс. и 233 тыс. га соответственно и в 2005 г. не были представлены вовсе.

Что касается остальных собственников сельскохозяйственных угодий, то здесь из-

менений у этой категории землепользователей практически не нет.

Основными итогами проводимой земельной реформы явилось изменение структуры землевладения - появились различные формы собственности на землю: государственная, муниципальная, частная, общая (совместная и долевая). Реформа обеспечила возможность более свободного распоряжения землей.

Однако недостаточная подготовленность к проведению земельной реформы и общий экономический кризис в стране препятствовал эффективному использованию земельных ресурсов.

Таким образом, в целях совершенствования развития земельных отношений в части оборота сельскохозяйственных земель в регионе должны строиться на некоторых основных принципах:

- земля должна в конечном итоге принадлежать тем, кто на ней живет и эффективно ведет на ней хозяйственную деятельность;

- участки земли, находящиеся в сельскохозяйственном обороте, не должны менять своего целевого использования и переходить в другие отрасли экономики;

- земля является основным и главным средством производства в сельском хозяйстве и должна принадлежать тому, кто эффективно на ней работает и бережно к ней относится;

- переход земли от неэффективных собственников, владельцев и пользователей не только возможен, но и объективно необходим и обусловлен требованиями создания высокоэффективного сектора аграрной экономики.

1. Государственное регулирование земельных отношений / А.А. Варламов, Н.В. Комов, В. С. Шаманаев, В.Н. Хлыстун; под ред. А.А. Варламова, В.С. Шаманаева. М., 1998.

2. Институциональные основы земельных отношений в России и зарубежных странах / Н.И. Крестникова. М., 2006. (Науч. тр. ВИАПИ им. А.А. Никонова. Вып. 16).

3. Карев В.Н. Экономический механизм реформирования отношений собственности в аграрной сфере экономики: моногр. Тамбов, 2003.

4. Назаренко В.И., Шмелев Г.И. Земельные отношения и рынок земли. М., 2005.

5. Российская модель землепользования и землеустройства / Н. В. Комов. М., 2001.

Поступила в редакцию 16.07.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.