Горнев Р. В.
Российской Федерации (на примере Центрального федерального округа): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2011. 207 с.
4. Михеева Т. Н. Актуальные проблемы формирования региональных общественных палат // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 8. С. 52-55.
5. Развитие гражданского общества в Республике Мордовия в 2013-2014 годах: аналит. докл. / отв. ред. В. А. Юрченков; Общественная палата Республики Мордовия. Саранск, 2015. 234 с.
V. A. Lyubushkin
PUBLIC CHAMBER OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA AS ELEMENT OF PUBLIC CONTROL
Article is devoted to public chamber of the Republic of Mordovia as an element of public control. The author provides the sociological report on development of public control in the Republic of Mordovia.
Key words: public chamber, civil society, public control, Republic of Mordovia.
LYUBUSHKIN Vasily Anatolyevich - Candidate of Law Sciences, associate professor, associate professor of the theory and history of state and law, Mordovian state university, Saransk. E-mail: [email protected]
УДК 342.55
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ*
Горнев Роман Вадимович,
аспирант кафедры конституционного и административного права ФГБОУВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected]
Статья посвящена изучению зарубежного опыта взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений. Основной целью работы является рассмотрение обозначенного правового опыта с позиций применимости к регулированию аналогичных отечественных конституционно-правовых отношений. Автор обращает отдельное внимание на практику Германии и США. По результатам работы автор делает определенные выводы.
Ключевые слова: гражданское общество, местное самоуправление, неправительственные организации, общественные объединения, органы местного самоуправления.
В настоящее время назрела необходимость совершенствования законодательного механизма взаимодействия органов власти и объединений граждан. Изучение данного вопроса имеет особое значение применительно к уровню местного самоуправления, которое представляет собой связующее звено между государством и гражданским обществом [2, с. 4]. В свою очередь, важнейшим условием эффективного развития местного самоуправления является его взаимодействие с гражданами и институтами гражданского общества [14]. Известный интерес в этой связи приобретает зарубежный опыт правовой регламентации отношений между органами муниципальной власти и общественными объединениями.
Традиционно считается, что в демократических государствах повышение роли общественных объеди-
* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-33-01138.
нений прямо пропорционально развитию демократии. Общественные объединения занимают важное место в структуре гражданского общества как в России, так и за рубежом. В своем исследовании В. В. Лысенко приходит к выводу, что общественные объединения являются наиболее характерным признаком гражданского общества, большинство их воплощают собой то, что может быть названо гражданскими инициативами [6, с. 29].
Отечественные исследователи В. С. Нерсесянц и Е. А. Лукашева отмечают, что общественные объединения являются правовой формой взаимоотношений личности и общества [11, с. 15], а также формой ограничения притязаний власти и противовесом всесилию государственной власти, призванной обеспечить ее ограничение и самоограничение [12, с. 25].
Л. Ю. Грудцына отмечает, что проблема взаимосвязи и взаимодействия гражданского общества и го-
т
Конституционное, муниципальное и административное право
сударства - это «отраженный свет» проблемы взаимосвязи воли властителя и воли подданных [3]. Еще Аристотель в своей «Политике» обосновал тезис о том, что вне полиса человек не может быть человеком, ибо по природе своей он есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек [1, с. 378].
В международной практике существует несколько терминов для обозначения аналогов отечественных общественных объединений. В частности, используются следующие понятия: «неприбыльная некоммерческая организация» (not-for-profit organization), «неправительственная организация» (non-governmental organization), «частная добровольческая организация» (private voluntary organization), «организация гражданского общества» (civil social organization).
Отмечается, что увеличение количества международных неправительственных организаций обусловлено, в частности, появлением глобальных проблем, усилением демократических процессов в сфере внутренних и международных отношений, недостаточными возможностями отдельных государств и международных правительственных организаций для их решения, расширением возможностей трансграничных связей и деятельности общественности разных стран, возможностей технологического прогресса [7, с. 13].
В большинстве развитых зарубежных стран в деятельность общественных и неправительственных организаций вовлечено значительное количество населения. Существенными являются успехи Германии в данном направлении. Отмечается, что почти 22 миллиона граждан Германии вовлечены в деятельность добровольных организаций. Это - каждый третий взрослый в возрасте старше 16 лет [9, с. 71]. Более того, в Германии есть положительный опыт рационального взаимодействия на региональном уровне органов местного самоуправления (властей города), общественных организаций (профсоюзов) фирмы «Даймлер-Крайслер» и руководства Бременского университета, создавшего специальный факультет, готовящий кадры для концерна «Даймлер» [4, с. 72].
В Индии, по оценкам специалистов, насчитывается более 1,2 миллиона общественных объединений. Самой крупной сферой деятельности объединений там является религия (26,6 % всех общественных объединений), далее следует сфера социальных услуг [5, с. 11].
Нельзя не отметить усиление движения, связанного с формированием местных общественных организаций в США в конце 60-х - начале 70-х годов XX века. В конце 60-х годов в городе Нью-Йорке создаются различные общественные организации
(Neighborhood Action, Model Cities Committee, Urban Action Task Force, Neighborhood City Hall) для повышения эффективности обслуживания районов, обеспечения взаимодействия населения с органами власти, сокращения жалоб на действия местных властей [8]. В Нью-Йорке функционирует более 10 000 местных общественных организаций, действующих на территории квартала и занимающихся улучшением состояния тротуаров, проведением реконструкции зданий, укреплением общественного порядка, обеспечением чистоты улиц, организацией уличных фестивалей, праздничных мероприятий, собраний жителей [13, с. 8-11]. Указанные организации побуждают местных жителей активно взаимодействовать с городским советом в целях улучшения обстановки в квартале.
Е. А. Незнамова в своей монографии отмечает, что для демократизации муниципального управления в США создаются различные публичные институты, отстаивающие интересы населения муниципальных образований. В частности, к ним относятся национальная муниципальная лига, осуществляющая взаимодействие с местными общественными деятелями, конференции местных общественных организаций, национальная комиссия местных общественных организаций, конференция мэров американских городов [9, с. 189-190].
В свою очередь Д. С. Михеев отмечает, что в американской модели местного самоуправления четко прослеживается стремление муниципальных органов при определении вопросов местного значения к тесному диалогу с населением и создаваемыми им местными общественными структурами, а также самостоятельное формирование населением и дальнейшее включение в систему органов местного самоуправления общественных совещательных структур, являющихся независимыми органами и выражающими общественное мнение при принятии важных местных вопросов [8].
Американский опыт взаимодействия общественных объединений с органами местного самоуправления является крайне интересным для России, поскольку объединяет в себе апробированный практикой механизм взаимного сотрудничества, а также контроля за органами публичной власти со стороны объединений.
В развитых демократических государствах существенное значение в эффективности местного самоуправления играет тесное взаимодействие органов местной власти с различными структурами гражданского общества: профессиональными союзами, волонтерскими, религиозными, этнокультурными, спортивными объединениями, товариществами жильцов. Все они выражают интересы, решают проблемы различных социальных групп населения или информи-
Горнев Р. В.
m
руют о них руководство и членов органов местного самоуправления. Представители общественных объединений и местных органов образуют специальные общественные советы и палаты, в рамках работы которых решаются различные проблемы населения конкретного муниципального образования. Важным условием успешного функционирования и сотрудничества с местной властью большого числа общественных объединений в различных сферах является законодательно закрепленный перечень прав, позволяющих реально осуществлять взаимодействие с властью, а также осуществлять контроль за ней.
Перечисленный зарубежный опыт частично уже применяется в России. Например, на территориях субъектов РФ и ряда муниципальных образований действуют общественные палаты и общественные советы, образуемые для взаимодействия граждан и их объединений с органами публичной власти. Однако механизм тесного взаимодействия органов местного самоуправления с общественными объединениями в отечественной практике на сегодняшний день применяется крайне редко. Полагаем, что необходимо реципировать положительный зарубежный опыт в российскую правовую систему, в частности, расширить объем полномочий общественных объединений, направленных, в том числе, на осуществление контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
Литература
1. Аристотель. Собр. соч.: в 4 т. М., 1998. Т. 4.
2. Вавилов Н. С., Михеева Т. Н. Правовое регулирование деятельности институтов гражданского общества на муниципальном уровне. М.: Юрист, 2016. 224 с.
3. Грудцына Л. Ю. Концепция формирования и поддержки государством институтов гражданского общества: возникновение, развитие и содержание // Законодательство и экономика,
2008. № 9. С. 5-13.
4. Круглов А. Становление общественных организаций России и опыт Германии // Власть, 2005. № 7. С. 69-73.
5. Куценков А. Индия: роль негосударственных организаций в решении социальных проблем // Азия и Африка сегодня, 2007. № 6. С. 11-16.
6. Лысенко В. В. Опыт регламентации правового положения и функционирования неправительственных организаций в зарубежных странах // Конституционное и муниципальное право,
2009. № 13. С. 28-34.
7. Матвеева Т. Д. По зову сердца, а не по долгу службы. Неправительственные организации в защите прав человека: Международная практика и опыт России. М, 1998. 223 с.
8. Михеев Д. С. Гласность как основа взаимодействия местной власти с населением в американских муниципалитетах // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 1. С. 60-64.
9. Незнамова Е. А. Местное самоуправление: прошлое, настоящее, будущее: монография. М., 2009. 268 с.
10. Незнамова Е. А. Правовое регулирование участия населения в местном самоуправлении в зарубежных государствах // Административное и муниципальное право. 2009. № 2. С. 5-8.
11. Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. М, 1993. 16 с.
12. Приоритет прав человека как определяющий принцип правового государства. Общая теория прав человека / отв. ред. Е. А. Лукашева. - М, 1996.
13. Hans B. C. Spiegel Love thy neighborhood Essays on Neighborhood Development. Citizen Forum on Self-Government National Municipal League, Inc. P. 8-11.
14. Mikheev D. S., Dudka I. G., Mikheeva T. N. Public Control in the Mechanism of Realization of the Principle of Local Authority Publicity // Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015. Vol. 6, No 3. S 7. P. 41-45. D0I:10.5901/mjss.2015.v6n3s7p41.
R. V. Gornev
SOME ASPECTS OF FOREIGN EXPERIENCE OF CONNECTIONS OF LOCAL GOVERNMENT
AND PUBLIC ASSOCIATIONS
The article is devoted to the study of international experience of connections of local governments and public associations. The main purpose of the work is to examine the designated legal experience with applicability to the management positions similar domestic constitutional and legal relations. The author pays special attention to the practice of Germany and the United States. As a result, the author makes some conclusions.
Key words: civil society, local government, non-governmental organization, public associations, local governments.
GORNEV Roman Vadimovich - graduate student of the department of constitutional and administrative law of Mari State University, Yoshkar-Ola E-mail: [email protected]