Научная статья на тему 'Некоторые аспекты управления сельскохозяйственным землепользованием в национальных парках'

Некоторые аспекты управления сельскохозяйственным землепользованием в национальных парках Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
293
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты управления сельскохозяйственным землепользованием в национальных парках»

ектов оптимизации ландшафтной местности крупных хозяйств или группы мелких; разработка проектов адаптивно-ландшафтных систем земледелия и растениеводства.

Изложенная концепция ландшафтноадаптивной системы охраны и повышения плодородия почв пригодна в основном для крупных предприятий, землепользование которых составляет определенную ландшафтную местность. Что касается мелких фермерских и личных подсобных хозяйств, расположенных в данной ландшафтной местности, то для них проблема решается в комплексе. Следовательно, нарезка наделов должна осуществляться на основе заранее разработанного проекта орга-

низации агроландшафта. В противном случае многие вопросы охраны почв окажутся нерешенными.

Таким образом, переход на адаптивноландшафтную систему земледелия при благоприятном сценарии позволит товаропроизводителям Краснодарского края с меньшими энергетическими затратами увеличить объем производства продукции сельского хозяйства со 104,2 млрд р. в 2005 г. до 200,0 млрд р. к 2010 г. В результате налоговые поступления в бюджеты всех уровней только от сельскохозяйственных предприятий увеличатся до 6 млрд р., что позволит повысить уровень и качество жизни населения региона.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕМ

В НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКАХ

Э.Б. Имыкшенова, асп. Государственного университета по землеустройству

В процессе управления национальными парками затрагиваются интересы многих субъектов земельных отношений. При организации парков часто возникает ситуация, при которой невозможно избежать включения в состав их территории участков, принадлежащих другим землепользователям. На 1 января 2007 г. в России действовало 35 национальных парков (НП) общей площадью 6,968 млн га (0,4% площади страны); почти 12% этих земель были включены в состав парков без изъятия из хозяйственной деятельности. Вклю-

чение таких участков особенно характерно для староосвоенных районов европейской части страны, где практически не осталось обширных участков нетронутой природы. Так, в Центральном федеральном округе 38,2% земель национальных парков не изъяты из хозяйственного использования (рис. 1). Как правило, необходимость включения вызвана тем, что на этих участках расположены особо ценные, ключевые для данного парка объекты, требующие особого режима использования и охраны.

Сибирский ФО Уральский ФО Приволжский ФО Южный ФО

Северо-западный ФО I I

- 11111 Центральный ФО I I | | га

---------------1------------1-------------1-------------1-------------1-------------

0 500000 1000000 1500000 2000000 2500000 3000000

□ Площадь земель, включенных в состав НП без изъятия из хозяйственной деятельности

□ Площадь земель, включенных в состав НП с изъятием из хозяйственной деятельности

Рис. 1. Площади национальных парков России по федеральным округам

До настоящего времени преобладало мнение, что сельское хозяйство отрицательно воздействует на биоразнообразие. Такой подход часто приводил к попыткам запретить ведение сельского хозяйства на ООПТ. Действительно, сельскохозяйственное производство и связанная с ним трансформация территории представляют ряд угроз биоразнообразию. Сельскохозяйственная деятельность затрагивает 70% всех находящихся под угрозой уничтожения птиц и 49% видов растений [1]. По данным Всемирного фонда дикой природы,

только 70-90% пестицидов, примененных наземным способом и 25-50% - воздушным распылением, достигают своей цели. Остальная часть распространяется на соседние экосистемы, включается в пищевые цепочки [2]. В Саратовской области до 80% всех кладок дрофы (занесена в международную и российскую Красные книги) погибают при проведении сельскохозяйственных работ - под колесами техники и в результате хищничества со стороны врановых птиц [3]. Негативное воздействие сельского хозяйства на биоразнообразие также

может выражаться: в истреблении видов, рассматриваемых как вредители сельского хозяйства; во фрагментации природных экосистем полями и элементами инфраструктуры; в деградации пастбищ из-за перевыпаса скота; в эвтрофикации водоемов смываемой с полей органикой и избытком удобрений; в проникновении из сельскохозяйственных угодий в природные экосистемы чужеродных видов; в изменении естественных эволюционных процессов в результате использования ГМ-культур и т.д.

Однако последние исследования показывают, что полный отказ от сельскохозяйственной деятельности на ООПТ не всегда эффективен. Сельскохозяйственные угодья играют ключевую роль в поддержании популяций многих видов, чье распространение в целом не ограничено агроландшафтами. Целый ряд видов существует исключительно на сельскохозяйственных землях. Многие виды требуют определенного режима сельскохозяйственной деятельности, поэтому прекращение или резкое изменение сложившейся практики сельского хозяйства может подвергнуть угрозе их существование. Так, после резкого сокращения естественных местообитаний дрофа перешла к массовому гнездованию на пашне, и теперь благополучие вида зависит от сроков и технологии полевых работ [цит. по 4].

Территориальное регулирование включает планирование использования земельных ресурсов и разработку специальных программ развития территории. Особенностью национальных парков является составление планов управления, которые определяют стратегию и действия по охране и использованию ресурсов НП на ближайшие годы. Отправной точкой для всей организационно-управленческой деятельности в НП является его функциональное зонирование. Оно отражает пространственную дифференциацию природоохранных режимов и вслед за этим - дифференциацию допускаемой

Национальные парки выполняют экоси-стемные функции, которые необходимы в том числе и для устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий (табл. 1).

В то же время включение земельных участков в состав национального парка и установление особого режима использования существенно ограничивают традиционную сельскохозяйственную деятельность. Для сельскохозяйственных производителей такие ограничения могут выражаться в запрете или ограничении применения минеральных удобрений, ядохимикатов, вывода сточных вод животноводческих предприятий в водоемы парка, ограничении сроков проведения сельскохозяйственных работ с учетом сезонных миграций диких животных, обитающих в парке и т.п.

Исходя из вышесказанного любое управленческое решение в НП должно учитывать интересы субъекта управления (общество - регион - муниципальное образование - землепользование) и предусмотреть возможные экологические, экономические и социальные последствия. Устойчивое управление землепользованием в НП предполагает осуществление территориального, экономического, административного и правового регулирования использования земель.

и необходимой деятельности.

Для ведения сельского хозяйства в таких условиях необходимы внедрение альтернативных технологий возделывания сельскохозяйственных культур, изменение специализации предприятия или переориентация на агротуризм. Для сельхозпредприятий, чьи земельные участки входят в состав НП или его охранную зону, обязательным условием должно стать проведение внутрихозяйственного землеустройства (ВХЗ), учитывающего требования сохранения биоразнообразия. Например, западные исследователи рекомендуют отказаться

1. Экосистемные услуги национальных парков

Культурные Снабженческие

Духовное, религиозное значение, научные исследования, образование, культурное и природное наследие, эстетическая ценность, рекреация, экотуризм, агротуризм Охота, рыболовство, сельское хозяйство, заготовка дров, сбор дикоросов, обеспечение пресной водой и Т.д.

Защитная функция для биологических видов, Л сохранение местообитаний, регулирование биологических процессов в природной среде, “ поллинация для воспроизводства растений. ££ ; Сохранение и воспроизводство сырьевых ре-21 = сурсов для производственной деятельности. Ч Сохранение и воспроизводство генетических О ресурсов. Сохранение, воспроизводство и с организация использования рекреационных ресурсов Регулирование климата и газового состава атмосферы. Сохранение и воспроизводство водных ш ресурсов, регулирование водного режима. Пре- д-дотвращение и смягчение последствий СТИХИЙНЫХ 2 бедствий и катастроф. Регулирование почвообра- >< зования и эрозионных процессов. Регулирование 5 биогеохимических циклов питательных веществ. Б Ассимиляция и детоксикация бытовых и производ-ственных отходов, очистка грунтовых и поверхно- °-стных вод

от черных паров в местах обитания дрофы для улучшения условий для размножения этого редкого вида; предложенные методы включают также изменение контурности полей, т.е. привязку границ полей к границам естественных элементов ландшафта, что позволит увеличить площадь необрабатываемой территории. Проекты ВХЗ могут включать создание миграционных коридоров, корректировку функционального зонирования, организацию территории сельхозпредприятия при переходе к альтернативному (органическому) сельскому хозяйству, размещение объектов рекреации и т.д.

Система экономического регулирования подразумевает создание экономических мер воздействия на землепользователей, обеспечивающих реализацию государственной политики в области землепользования и охраны окружающей природной среды. Экономические меры включают оценку земель, определение и дифференциацию системы платежей за землю, определение размера компенсаций сельхозпроизводителям за установление особого правового режима, финансирование и материально-техническое обеспечение программ и мероприятий, заключение договоров и т.д.

Административное регулирование

предполагает принятие и реализацию непосредственных управленческих решений. Оно выражается в организации новых и расширении существующих НП, утверждении их охранных зон, установлении особого режима использования земель и контроля за его соблюдением, установлении порядка регистрации прав и обременений, сдачи земельных участков НП в аренду, проведении мероприятий по изучению земель. Исключительное значение приобретает государственная регистрация обременений, поскольку реализация экономических мер, в том числе возмещение потерь сельхозпроизводителям в результате установления природоохранных ограничений, возможна только после учета последних в земельном кадастре и едином государственном реестре прав.

Правовое регулирование проявляется при опосредованном управлении, когда создаваемое законодательство и нормативы использования земель вынуждают землепользователей принимать нужные государству решения.

При надлежащем управлении сельскохозяйственным землепользованием можно избежать или снизить отрицательное воздействие сельского хозяйства на природные комплексы и объекты национальных парков и увеличить его положительное влияние. Анализ показывает, что к первоочередным задачам управления сельскохозяйственным землепользованием в НП относятся: территориальная организация использования земель; установление правового статуса земель и регистрация прав и обременений; обеспечение надежности и оперативности контроля за состоянием и использованием земель. Только после выполнения вышеперечисленных задач можно эффективно решить вопросы совершенствования экономических методов управления землепользованием.

Литература

1. Scialabba, N.E-H. Organic agriculture: the challenge of sustaining food production while enhancing biodiversity / Scialabba, N. - Ankara: FAO, 2003. - 38 p.

2. Scialabba, N.E-H. The scope of organic agriculture, sustainable forest management and ecoforestry in protected area management / N. E-H.Scialabba, D. Williamson. - Rome: FAO, 2004. - 50 p.

3. Антончиков, А. Сохранение дрофы и экологизация сельского хозяйства / А. Антончиков, А. Варламов // Степной бюллетень. - 2004. - № 16. - С. 20-23.

4. Смелянский, И.Э. Биоразнообразие сельскохозяйственных земель России: современное состояние и тенденции/ И.Э. Смелянский. - М.: МСОП, 2003. - 56 с.

5. Wildlife Services: The Facts About Wildlife Damage Management. USDA Animal and Plant Health Inspection Services-http://aphisweb.aphis.usda. gov/ws/introreports/factsaboutWDM.pdf.

ИННОВАЦИОННЫЕ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ

РАСТЕНИЕВОДСТВА

Т.С. Рыбалко, ассист. Орловского государственного аграрного университета

Невысокие результаты развития отрасли растениеводства связаны именно с недостаточностью внимания к использованию и развитию инноваций. Значительная часть инновационных технологий растениеводства представляет собой внедрение высокопродуктивных сортов зерновых и зернобобовых культур, разработку системы земледелия и интенсивных технологий их производства, что обеспечивает дополнительный урожай сельскохозяйственных культур.

Эффективность производства продукции растениеводства, с одной стороны, играет важную роль, обеспечивая продовольственную безопасность страны, а с другой стороны, определяет высокий уровень доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и соответственно работников аграрного сектора, поэтому и не требует особой дополнительной аргументации. Несмотря на то, что в настоящее время большое внимание государство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.