33. Kirovskaja oblastnaja partijnaja organizacija v gody Velikoj Otechestvennoj vojny: sb. dok. [Kirov regional party organization during the Great Patriotic War: sat. doc.] / Comp. by P. Berezin, A. Bystrov, P. I. Korepanov. Kirov: Kirov. Vol. Publishing House, 1961. P. 234.
34. Likhomanov M. I., Pozina L. T., Finoyanov E. I. Partijnoe rukovodstvo jevakuaciej v pervyj period Velikoj Otechestvennoj vojny [Party leadership evacuation in the first period of the Great Patriotic War]. L.: Publisher Leningrad University, 1985. P. 49.
УДК 94(4) "1953/1988"
Р. А. Соловьев
Некоторые аспекты участия подразделений Советской армии в пресечении массовых беспорядков в 1950-1980-х гг.
В статье анализируется деятельность подразделений Советской армии в ходе оказания помощи подразделениям милиции и внутренних войск по пресечению массовых беспорядков в 1950-1980-х гг. Отдельно рассматривается деятельность органов государственного управления по урегулированию социальных конфликтов, провоцирующих массовые беспорядки. Прослеживается изменение структуры, а также форм и методов работы правоохранительных органов по поддержанию общественного порядка на рассматриваемом историческом этапе. В статье затрагиваются вопросы правового регулирования участия военнослужащих в пресечении массовых беспорядков.
The article analyzes the activities of the units of the Soviet Army in the course of assisting the police and internal troops for the suppression of riots. We consider separately the activities of state administration bodies for the settlement of social conflicts, provoking riots. Observed changes in the structure, forms and methods of work of law enforcement agencies to maintain public order on the historical stage. The article touches upon the issues of legal regulation of participation of military personnel in riot control.
Ключевые слова: Советская армия, внутренние войска, охрана общественного порядка, социальный протест, национальные проблемы, национализм, массовые беспорядки, правоохранительные органы.
Keywords:The Soviet Army; internal troops; the protection of public order; social protest; national problems; nationalism; riots; law enforcement agencies.
Многие исследователи сходятся во мнении, что обеспечение общественной безопасности является одной из важнейших функций государства [1]. Наиболее опасным посягательством на общественную безопасность являются массовые беспорядки. Для их пресечения власти в СССР нередко прибегали к помощи Вооруженных сил.
Участию подразделений Советской армии в пресечении массовых беспорядков во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. посвящено немало исследований [2] и мемуаров военачальников [3]. В то же время опыт участия Вооруженных сил СССР в подобных операциях во второй половине 1950-х - первой половине 1980-х гг. освещен в гораздо меньшей степени. В работах, посвященных проблемам массовых беспорядков в СССР и развитию отечественных Вооруженных сил во второй половине 1950-х - первой половине 1980-х гг., вопрос участия подразделений Советской армии в пресечении массовых беспорядков не становился предметом специальных исследований и большей частью исследователей рассматривается фрагментарно и без подробного анализа [4].
В официальных данных, например в «Справке о массовых беспорядках, имевших место в стране с 1957 г.», подготовленной в марте 1988 г. Председателем КГБ СССР В. Чебриковым для генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачева, приводятся данные о 24 случаях массовых беспорядков в 1957-1987 гг. [5] В работах исследователя протестного движения в СССР В. Козлова отмечается, что этот и другие официальные списки не отличаются полнотой [6].
В рамках данной статьи попытаемся восполнить имеющийся пробел и обозначить степень участия Советской армии в пресечении массовых беспорядков 1950-1980-х гг.
В целом во второй половине 1950-х гг. после смерти И. Сталина в СССР проходят позитивные процессы, связанные со сменой курса партии, когда наряду с продолжающейся индустриализацией и освоением целинных земель шел постепенный демонтаж сталинской модели руково-
© Соловьев Р. А. , 2016
дства государством, основанной на опоре на страх и репрессиях как методах управления. Однако новая политика, отягощенная множеством недомолвок, непредсказуемостью решений руководства страны, отсутствием продуманной социальной политики в регионах, ростом преступности, приводит к осложнению обстановки в стране. Социальные противоречия начинают проявлять себя более открыто, нежели в период сталинского руководства.
Отличительной особенностью административно-правоохранительной политики, которую проводил новый руководитель страны Н. Хрущев после отстранения своих политических оппонентов, стало последовательное ослабление и устранение ряда государственных органов. Прежде всего это коснулось тех министерств, в которых были сильны позиции его недавних противников, в частности Министерства внутренних дел (МВД) СССР. Например, по сведениям, предоставленным руководством МВД СССР в ЦК КПСС в декабре 1956 г., численность оперативных частей внутренних войск, одной из задач которых было в том числе пресечение массовых беспорядков, с 1953 по 1956 г. сократилась более чем в три раза. К концу 1956 г. их численность составила лишь 17966 человек, причем больше половины подразделений размещались в Москве и Ленинграде, тогда как в местах масштабных строек в Казахстане, Южном Урале и в Сибири, где будет зафиксирована большая часть случаев массовых беспорядков, оперативных частей МВД не было вовсе [7].
Анализ указов и постановлений правительств СССР и союзных республик, ведомственных приказов показывает, что в годы «хрущевской оттепели» в работе органов внутренних дел основной упор делался на повышении роли общественности (трудовых коллективов, товарищеских судов, народных дружин).
Поспешность и непродуманность реформ привела к ослаблению милиции и органов государственной безопасности, которые не могли в полной мере контролировать ситуацию в стране.
Уже первые случаи массовых беспорядков, произошедших в марте 1956 г. в нескольких городах Грузинской ССР, застали власти врасплох и показали, что справиться с ними своими силами милиция не способна. Беспорядки начались в Тбилиси 5 марта 1956 г. как реакция населения на «секретный» доклад Н. Хрущева о культе личности Сталина.
Выступления, начавшиеся с организованных возложений цветов к памятнику И. Сталину, быстро приобрели насильственный характер. На улицах избивали прохожих, работников милиции, угоняли автотранспорт.
К 10 марта на нескольких площадях в центре Тбилиси проходили многотысячные митинги, на которых выкрикивались различные лозунги, в том числе и с призывами к погромам. В городе возводились баррикады, была прекращена работа общественного транспорта [8].
Сил милиции для пресечения беспорядков было явно недостаточно, а переброска оперативных частей внутренних войск потребовала бы большого времени, что могло еще больше усугубить ситуацию. Кроме того, работники местной милиции особой инициативы в пресечении беспорядков не проявляли.
Руководством страны было принято решение задействовать для наведения порядка в городе подразделения Закавказского военного округа [9].
Приказом начальника Тбилисского гарнизона с 0 часов 10 марта в городе вводилось военное патрулирование. Содержание документа наряду с текстом «Обращения к коммунистам, комсомольцам, к рабочим и служащим, ко всем трудящимся Тбилиси!» передавались по радио каждые 15-20 минут на грузинском и русском языках.
Первые столкновения митингующих и военнослужащих произошли уже вечером 9 марта. При попытке прорыва оцепления солдат возле Дома связи нападавшими было применено оружие. Военнослужащие открыли ответный огонь. В течение всей ночи с 9 на 10 марта военнослужащие с использованием бронетехники занимались вытеснением митингующих с площадей города.
В результате жестких столкновений убитые и раненые были с обеих сторон. По данным МВД Грузии, только во время столкновений у Дома связи и у монумента И. Сталину были убиты 15 и ранены 54 человека. Кроме того, за несколько дней волнений получили ранения 146 работников милиции [10].
Утром 10 марта в местах, где проходили митинги, было выставлено вооруженное оцепление из солдат, по основным улицам, на перекрестках, на мостах, на выездах с магистралей располагались войсковые пикеты.
Попытки организовать новые митинги резко пресекались. Уже к 12 марта обстановка в городе нормализовалась. Боевая техника из города была убрана, но военные патрули еще некоторое время продолжали нести службу.
Существенное сокращение в середине 1950-х гг. количества заключенных привело к исчерпанию прежних источников дешевой рабочей силы. Для поиска новых форм замещения прину-52
дительного труда вольнонаемным требовались время и большие финансовые затраты. Но власти к таким затратам оказались не готовы. Партийное руководство страны попыталось решить проблему привлечением на стройку молодежи и военнослужащих. Всех их ждали неустроенная жизнь, часто начинавшаяся на пустом месте, перебои в снабжении продовольствием, иногда нехватка простой питьевой воды [11].
Рабочие на местах, возмущенные бытовой неустроенностью и откровенно наплевательским отношением руководства предприятий, очень быстро переходят к открытым выступлениям.
По подсчетам В. Козлова, всего в местах масштабных строек и освоения целинных земель зафиксировано 94 случая массовых беспорядков [12]. Следует отметить, что в отдельных случаях зачинщиками массовых беспорядков становились военнослужащие, привлеченные для работы на объектах народного хозяйства.
Милиция на местах оказалась не в состоянии предотвратить и пресечь беспорядки, в результате развернулась практика привлечения армейских подразделений для наведения порядка.
Самые массовые выступления прошли в августе 1959 г. в городе Темиртау Карагандинской области Казахской ССР, где проходило строительство металлургического комбината.
По материалам расследования, сохранившимся в фондах ЦК КПСС, текучесть строителей, вызванная неудовлетворительными бытовыми условиями и бездушным отношением к людям, достигла огромных размеров, однако руководители стройки вместо улучшения условий и закрепления кадров непрерывно требовали направления на строительство завода нового пополнения и реальных мер по предотвращению социальной напряжённости не предпринимали [13].
Местное начальство не только не хотело или не умело улучшить положение дел на производстве и в быту, но отказывалось даже выслушивать претензии. Обычно жалобщиков грубо выгоняли из кабинетов, а у некоторых руководителей в приемных рядом с обычными секретаршами сидели еще и дружинники, которые не пускали рабочих на прием [14]. Рабочие просто не имели легальной возможности донести свои жалобы до руководства стройки и местного начальства.
Беспорядки, вспыхнувшие вечером 1 августа в рабочем поселке, уже на следующий день охватили весь город. В течение нескольких дней продолжались погромы магазинов, нападения на работников милиции и дружинников. Обстановку в городе удалось нормализовать только после привлечения для наведения порядка нескольких сотен военнослужащих.
В ходе массовых беспорядков в Темиртау 109 солдат и офицеров получили ранения, в том числе 32 - из огнестрельного оружия. Среди участников волнений были убиты 11 и ранены 32 человека (пятеро впоследствии умерли). Городу был нанесен ущерб на сумму свыше 2 миллионов рублей [15].
Центральная власть пыталась решать проблемы не только силовыми способами, но и решением насущных вопросов населения, с одновременным жестким контролем за местным начальством. Участники массовых выступлений редко выдвигали невыполнимые условия и чаще всего требовали соблюдения существующих законов и правил, поэтому руководство страны легко шло на уступки и выполняло, а нередко и «перевыполняло» требования протестующих. И только после решения проблем рабочих и усиления сил милиции удавалось взять ситуацию под контроль и события, подобные выступлению в Темиртау, не повторялись.
В большинстве работ, посвященных протестному движению в СССР, особое внимание акцентируется на выступлениях, вызванных экономическими трудностями.
На рубеже 1950-1960-х гг. в Советском Союзе стали очевидными серьезные проблемы в экономике, которая была в значительной мере дестабилизирована необдуманными реформами и «штурмовщиной». Экономические трудности вызывали возмущение граждан, создавали предпосылки для роста оппозиционных настроений, провоцировали невыгодные для власти сравнения между декларируемыми целями и унылой действительностью. Дисбаланс зарплаты и цен на потребительские товары, отчасти вызванный уступками рабочим во второй половине 1950-х гг., обострял традиционную советскую проблему дефицита и вызывал рост недовольства населения.
После публикации 31 мая 1962 г. Постановления ЦК КПСС о повышении цен на мясомолочные продукты произошли стихийные выступления рабочих во многих регионах страны.
Самые крупные беспорядки произошли в Новочеркасске в июне 1962 г. В результате применения военнослужащими оружия 2 июня на городской площади и у отдела милиции были убиты 22 и ранены 39 участников беспорядков.
События в Новочеркасске стали самым известным и резонансным случаем привлечения военнослужащих для ликвидации массовых беспорядков. Отдельные исследователи даже пытаются найти исторические параллели между этими событиями и печально известным «Ленским расстрелом» [16]. Однако результаты проведенного в 1989 г. Главной военной прокуратурой расследования и анализ архивных документов показывают, что приказа о применении оружия для
53
нормализации обстановки руководством Северокавказского военного округа отдано не было, но участие внутренних войск и подразделений Советской армии, имевших заряженное оружие, делало трагическую развязку неизбежной. Было выяснено, что некоторые демонстранты пытались вырвать оружие из рук стоящих в оцеплении солдат, которые, отбиваясь, и произвели выстрелы. Было также установлено, что генерал-майор Олешко, руководивший действиями подразделений Советской армии, никаких команд на применение оружия военнослужащими против демонстрантов не давал, а, наоборот, пытался криками остановить стрелявших.
Подразделения Советской армии были задействованы только после того, как протестующие от мирных выступлений перешли к хулиганским действиям (была перекрыта железная дорога, разгромлены здания городского отдела милиции и КГБ), а находящиеся к тому времени в городе военнослужащие внутренних войск (около 650 человек) самостоятельно навести порядок в Новочеркасске не могли.
Имеющиеся версии о снайперах, которые вели прицельную стрельбу по демонстрантам, а также целенаправленном расстреле участников беспорядков не находят документального подтверждения.
Была опровергнута и версия о том, что отдельные военнослужащие отказывались принимать участие в операции в Новочеркасске [17].
Выступления рабочих, прошедшие в Донбассе, Кузбассе и Иваново, также были подавлены с помощью армейских подразделений, но не были такими кровопролитными и поэтому широкой огласки не получили.
Все эти случаи показали неспособность милиции в том ее существующем виде оперативно и адекватно реагировать на возникающие беспорядки. Необходимы были кардинальные изменения.
Добровольные народные дружины, построенные на принципе принудительного членства, также не смогли стать эффективным инструментом охраны общественного порядка.
Во второй половине 1960-х гг. после смены руководства страны произошло сворачивание либерального курса, начатого Н. Хрущевым. В том числе это выразилось и в отказе от децентрализации правоохранительных органов и привлечения к правоохранительной деятельности общественности.
В июле 1966 г. руководством страны принято решение вернуться к централизованной системе борьбы с преступностью и образовать союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР (МООП СССР).
Руководителем образованного министерства становится Н. Щелоков, один из ближайших соратников нового главы государства Л. Брежнева. Он начинает реформировать органы правопорядка. По сути, была создана новая правоохранительная система. В милиции изменяется все, начиная со штатной структуры и окладов и заканчивая формой одежды и раскраской патрульных машин [18]. Новый руководитель тем самым пытался не только продемонстрировать свое служебное рвение, но и дистанцироваться от прежней милиции - милиции эпохи Н. Хрущева.
В сентябре 1966 г. в составе внутренних войск МООП СССР началось формирование специальных моторизованных частей милиции, которые предназначались для несения патрульно-постовой службы и выполняли задачи по борьбе с хулиганством и иными преступлениями на улицах, стадионах, в парках, клубах и других общественных местах. Всего были сформированы 43 воинские части общей численностью 10000 человек, в т. ч. три полка - в Москве, Ленинграде Киеве (численностью 800, 500 и 400 человек соответственно) и сорок отдельных батальонов различной численности (от 150 до 250 человек) [19].
Комплектование специальных моторизованных частей милиции офицерами, сержантами и солдатами осуществлялось в порядке, установленном для внутренних войск. Основу новых частей составляли военнослужащие срочной службы. Военнослужащие специальных моторизованных частей носили форму сотрудников советской милиции, и на время несения патрульно-постовой службы солдатам и сержантам выдавались служебные удостоверения сотрудника милиции территориального органа внутренних дел.
Несмотря на отдельные недостатки в организации несения службы, деятельность специальных моторизованных частей милиции по охране общественного порядка приносит положительные плоды [20].
Решительная борьба с уличной преступностью, ужесточение законодательства в отношении преступлений против общественной безопасности, эффективная профилактическая работа милиции и органов государственной безопасности, на фоне экономической стабильности в стране приводят к уменьшению с середины 1960-х гг. случаев протестных выступлений в СССР. В 1969-1977 гг. не было зафиксировано ни одного случая крупных массовых беспорядков. 54
Для пресечения массовых беспорядков в 1960-1980-х гг. Министерству внутренних дел СССР было достаточно своих сил (внутренних войск, специальных моторизованных частей милиции и курсантов учебных заведений МВД), и долгие годы армейские подразделения в подобных операциях не задействовались [21]. Известен случай, когда попытка привлечения для пресечения массовых беспорядков подразделений Советской армии в декабре 1986 г. в Алма-Ате встретила противодействие командующего войсками Среднеазиатского военного округа генерала армии В. Лобова. И позиция командующего была поддержана представителями центральных властей [22].
В Министерстве внутренних дел СССР все случаи привлечения своих сотрудников для пресечения массовых беспорядков тщательно анализируются [23]. На вооружение специальных моторизованных частей милиции и оперативных частей внутренних войск поступают специальные средства (резиновые палки, слезоточивый газ, защитные щиты и шлемы).
Значительно возросла и численность оперативных частей внутренних войск. К началу 1970-х гг. одна только дивизия имени Дзержинского имела в своем составе более 15000 человек [24].
Внутренние войска к середине 1980-х гг. имели в своем составе военно-транспортную авиацию, что, например, позволило в короткие сроки перебросить в декабре 1986 г. в Алма-Ату несколько батальонов специальных моторизованных частей милиции, принявших в участие в операции по пресечению массовых беспорядков [25].
Массовые беспорядки, зафиксированные в 1960-1980-х гг., носили ярко выраженный межэтнический и межнациональный характер, однако тенденция не была правильно понята соответствующими службами, что предопределило возникновение межнациональных конфликтов в конце 1980-х гг. [26].
Рассматривая юридический аспект, следует отметить, что до конца 1980-х гг. отсутствовала правовая база для привлечения Вооруженных сил к решению «милицейских» задач. Только 1 декабря 1988 г. Верховным Советом СССР был принят Закон СССР «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР 1977 г.», в котором наряду с военным положением для защиты интересов СССР и безопасности его граждан была предусмотрена еще одна мера - чрезвычайное положение. Следующим шагом было принятие в апреле 1990 г. Закона СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения».
Не лучшим образом на эффективность применения вооруженных сил для пресечения массовых беспорядков влияло отсутствие необходимой экипировки и специального вооружения.
Таким образом, участие подразделений Советской армии в пресечении массовых беспорядков 1950-1980-х гг. носило стихийный, бессистемный характер и не было урегулировано законодательством.
Несмотря на это, следует признать, что применение Вооруженных сил являлось эффективным средством для решения задач по восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан СССР. Солдаты и офицеры Советской Армии добросовестно выполняли свой долг, действовали смело и решительно, оказывая помощь милиции и внутренним войскам в поддержании общественного порядка. Привлечение военнослужащих для наведения порядка способствовало скорейшей локализации конфликтов. В то же время применение подразделений Советской армии для пресечения массовых беспорядков в 1950-1960-х гг. было вынужденной мерой, так как после реорганизации и значительного сокращения правоохранительные органы и органы государственной безопасности самостоятельно решить эти задачи не могли.
После принятия руководством страны с середины 1960-х гг. действенных мер по увеличению штатной численности, повышению мобильности и технической оснащенности правоохранительных органов (прежде всего оперативных частей внутренних войск и специальных моторизованных частей милиции) и нормализации их работы, необходимости в привлечении подразделений Советской армии для пресечения массовых беспорядков не возникало.
Примечания
1. Хомяков И. Д. Проблемы понятия охраны общественного порядка как формы реализации правоохранительной функции государства // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2012. Т. 5. № 4. С. 146-153.
2. Богданович В. Ю., Маначинский А. Я., Егоров Ю. В., Муха В. А., Бортник А. А. Конфликты и войны после распада СССР. Киев, 2007; Гуров В. А. Вооруженные силы СССР и РФ во внутренних этнических и региональных конфликтах: первый исторический опыт: дис. ... канд. ист. наук. Тольятти, 2003; Он же. Вооруженные силы СССР в Армяно-Азербайджанском (Карабахском вооруженном конфликте (1988-1991 гг.) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14, № 3. С. 110-116; Жирохов М. А. Семена распада: войны и конфликты на территории бывшего СССР. СПб.: БХВ-Петербург, 2012; Жуков Д. А.
Войны на руинах СССР. М.: Эксмо, 2009; Подколзин Е. Н., Тюрин В. Ф., Кузьменко Ф. Д. Воздушно-десантные войска: вчера, сегодня, завтра. Шахты: Русский медведь, 1993.
3. Ачалов В. А. Я скажу вам правду. М.: Ист-Факт, 2006; Вертелко И. П. Служил Советскому Союзу. Сокровенное. М.: Граница, 1996; Куликов А. С. Тяжелые звезды. М.: «Война и мир букс», 2002; Лебедь А. И. За державу обидно... М.: Редакция газеты «Московская правда», 1995; Макашов А. М. Знамени и присяге не изменил! М.: Алгоритм, 2006; Сухоруков Д. С. Записки командующего-десантника. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
4. Абрамова Ю. А. Взаимоотношения руководства КПСС и Советской Армии в период хрущевской «оттепели». 1953-1964 гг.: дис. ... канд. ист. наук. М., 2000; Гребенщиков А. П. Исторические корни и особенности функционирования Вооруженных Сил России (СССР) в 60-90-е гг.: дис. ... д-ра ист. наук. М., 1998; Козлов В. А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе (1953 - начало 1980-х гг.). Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999; Козлов В. А. Неизвестный СССР. Противостояние народа и власти 1953-1985 гг. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006; Непомнящий Н. Н. Тайны советской эпохи. От Хрущева до Горбачева. М.: Вече, 2004; Пономарев В. Общественные волнения в СССР: от ХХ съезда КПСС до смерти Брежнева. М.: ИЦ «Азия», 1990; Шустин В. В. КГБ СССР в борьбе с протестными проявлениями Советского общества в конце 1950-1980-е гг.: по материалам Мордовии: дис. ... канд. ист. наук. Саранск, 2006.
5. О массовых беспорядках, имевших место в стране с 1957 года / / Источник. 1995. № 6. С. 146-153.
6. Козлов В. А. Неизвестный СССР. Противостояние народа и власти 1953-1985 гг. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. С. 421.
7. Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф. 9401. Оп. 2. Д. 482. Л. 186.
8. Козлов В. А. Политические волнения в Грузии после ХХ съезда КПСС // Отечественная история. 1997. № 3. С. 41.
9. Там же. С. 42.
10. Там же. С. 43.
11. Российский государственный архив новейшей истории (далее - РГАНИ). Ф. 89. Пер. 6. Д. 10. Л. 1.
12. Козлов В. А. Неизвестный СССР. С. 152.
13. РГАНИ. Ф.89. Пер. 6. Д. 10. Л. 2.
14. ГАРФ. Ф. 8131. Оп. 31. Д. 86920. Л. 3.
15. ГАРФ. Ф. 8131. Оп. 31. Д. 67201. Л. 94-97.
16. Бондарев В. А. Ленский расстрел - Новочеркасский расстрел: об исторических параллелях // История в подробностях. 2012. № 4(22). С. 92-98.
17. ТретецкийА. В. Новочеркасск: июнь 1962 года // Военно-исторический журнал. 1991. № 1. С. 68-76.
18. Гонюхов С. О., Горобцов В.И. Советская и Российская милиция в мундире 1943-2001 гг. М.: «Рейттаръ», 2001. С. 49.
19. Хомяков И. Д. О некоторых вопросах применения специальных моторизованных частей милиции внутренних войск МВД СССР в охране общественного порядка во второй половине ХХ века // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 1. С. 44.
20. Там же. С. 44, 45.
21. Козлов В. А. Неизвестный СССР. С. 422-424; Гузеев Д. А. Участие Орджоникидзевского военного командного училища МВД СССР в ликвидации массовых выступлений в городе Грозном в январе 1973 г. // Клио. 2014. № 12. С. 45-47.
22. Бобков Ф. Д. КГБ и власть. М.: Изд-во «Ветеран МП», 1995. С. 333.
23. Хомяков И. Д. Некоторые историко-правовые вопросы охраны общественного порядка внутренними войсками МВД СССР при урегулировании массовых беспорядков в конце ХХ века // Theory and Practice of the restoration of rights. 2014. № 1. С. 58.
24. Арибжанов Р. М., Артюхов Е. А., Штутман С. М. Дивизия имени Дзержинского. М.: Эксмо, 2007.
С. 359.
25. Хомяков И. Д. Некоторые историко-правовые вопросы охраны общественного порядка внутренними войсками МВД СССР при урегулировании массовых беспорядков в конце ХХ века. С. 59.
26. Козлов В. А. Неизвестный СССР. С. 422-424; Подпрятов Н. В., Соловьев Р. А., Суслов М. Г. Межнациональные противоречия и причины роста национализма в СССР в 50-80-е гг. ХХ в. // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 2-1. С. 23-26.
Notes
1. Khomyakov I. D. Problems of the concept of public order as forms of implementation of the law enforcement function of the state / / the Bulletin of Vyatka state Humanities University. 2012. Vol. 5. No. 4. P. 146-153.
2. Bogdanovich B. Yu., Manachinsky A. Ya., Egorov Y. V., Mucha V. A., A. A. Bortnik Conflicts and wars after the collapse of the USSR. Kiev, 2007; Gurov V. A. Armed forces of the USSR and the Russian Federation in the internal ethnic and regional conflicts: first, the historical experience. Diss. ...candidate. hist. sciences. Togliatti, 2003. The armed forces of the USSR in Armenia-Azerbaijan (Nagorno-Karabakh armed conflict (1988-1991) // Izvestiya Samara scientific center of the Russian Academy of Sciences. 2012. T. 14, No. 3. P. 110-116; Zhirkov M. A. Seeds of dissolution: war and conflict on the territory of the former USSR. SPb.: BHV-Petersburg, 2012; Zhukov D. A. War on the ruins of the USSR. M.: Eksmo, 2009; Podkolzin E. N., Tyurin, V. F., F. D. Kuzmenko Airborne troops: yesterday, today and tomorrow. Shahti: Russian bear, 1993.
3. Achalov V. A. I'll tell you the truth. M.: East Fact, 2006; Vertelko I. P. Served As The Soviet Union. Secret. M.: Border, 1996; Kulikov A. S. Heavy stars. M.: "War and peace books", 2002; Lebed A. I. Power of shame... M: the