НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Е.А. ГОРБУНОВА, Н.А. ГРОСС, Т.Л. ШАРОВА, Г.В. БУКАНОВА, Н.И. ЗЕЛЕНОВА, А.С. БЕРЛЯЕВА,
ВНИИФК
Аннотация
На основании 7 исследований рассматриваются условия повышения эффективности физической реабилитации детей-инвалидов средствами физической культуры: разработка научно обоснованных программ целенаправленного развития двигательных способностей, активное участие семьи в организации двигательного режима ребенка, формирование физической культуры
личности.
Abstract Based on 7 researches the provisions of enhancement of handicapped children rehabilitation by means of physical training are addressed: working out theoretically substantiated programs of the focused development of the motor ability, active family participation in forming the motion schedule of the kid, promoting personal physical education.
Ключевые слова: дети-инвалиды, двигательные нарушения, развитие двигательных способностей, организация занятий.
Способность двигаться воспринимается как нечто, данное от природы еще до рождения и сохраняющееся на протяжении всей жизни. С помощью движения человек удовлетворяет свои базовые потребности, реализует общение, обучение. Значимость способности осуществлять движения осознается только при их нарушении.
Диапазон двигательных нарушений очень широк: от легкой задержки психомоторного развития до серьезных расстройств функций опорно-двигательного аппарата, приводящих к инвалидности уже с детства. Отклонения в двигательном развитии сопровождают очень многие заболевания, в первую очередь - ортопедического и неврологического профиля. Как правило, такими нарушениями страдают дети с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП).
Как показывают данные анализа двигательной сферы 251 ребенка-инвалида с ДЦП и другими патологиями, проведенного до начала целенаправленных занятий, существенных отличий в уровне владения основными двигательными навыками (как по средним данным, так и по каждой возрастной группе) и в группах мальчиков, и в группах девочек не обнаружено. Основным критерием, определяющим развитие двигательных способностей, является диагноз. Так, к моменту анкетирования самостоятельной ходьбой овладели 3% детей с тетрапарезом, 30% - со спастической диплегией, 30% - с ато-нически-астатической формой, 53% детей - с гемипарезом, 41% - с другими диагнозами [1].
ДЦП возникает вследствие поражения головного мозга, клинически проявляется наличием двигательных нарушений: парезы, параличи, гиперкинезы, нарушение координации. Причиной могут быть различные заболевания нервной системы воспалительного, травматического, опухолевого, наследственного или инфекционного характера. На этом фоне возможно травматическое или гипоксическое поражение головного мозга во время родов. По данным К.А. Семеновой (1990), лишь в 20% случаев ДЦП является следствием
только акушерской патологии. Эти данные подтвердились в ходе нашего исследования.
Были проанализированы заполняемые родителями анкеты и выписки из историй болезни 167 девочек-инвалидов с целью выявления наиболее распространенных факторов риска рождения больного ребенка и для более полного уяснения механизмов возникновения патологии статодинамических функций. В анкете предусмотрен вопрос: сообщите, пожалуйста, о факторах риска, связанных со здоровьем ребенка. Даны варианты ответов: 1) ребенок родился недоношенным; 2) осложненная беременность; 3) акушерские вмешательства; 4) инфекционные заболевания ребенка; 5) что-то другое. Респонденты могли отметить несколько пунктов, графу «что-то другое» без конкретизации или не ответить на этот вопрос. В результате анализа выявлены периоды, повлиявшие на рождение ребенка-инвалида. Патология возникла:
1. До родов - эта группа объединила ответы: недоношенность, осложненная беременность, недоношенность + осложненная беременность, недоношенность + акушерские вмешательства, внутриутробные нейроинфекции.
2. Во время родов - пункт, отмеченный только один раз, - акушерские вмешательства.
3. После родов - заболевания ребенка инфекционного характера, осложнения после прививки.
Все диагнозы заболеваний детей были объединены также в 3 группы: 1 - все формы ДЦП; 2 - пороки развития костной, мышечной, нервной, сенсорной, сердечно-сосудистой систем, но в анамнезе не указан диагноз «детский церебральный паралич»; 3 - нарушения, касающиеся психического развития (табл. 1).
Согласно полученным данным, 73,8% девочек с диагнозом ДЦП и 59,3% - с патологией другой этиологии имели неблагоприятные условия внутриутробного развития. Во время родов пострадали 16,6% девочек, которым был поставлен диагноз ДЦП, и 18,5% девочек с другими диагнозами; после родов - 4,8 и 3,7% соот-
1аа)
ветственно; затруднились определить причину соответственно 4,8 и 18,5% родителей этих детей.
Противоположная картина складывается в случае инвалидности ребенка, связанной с нарушением высших психических функций и контроля поведения: 64,3% родителей не знают или не объявляют причину. Наиболее частым (21,4%) фактором возникновения отклонений указывается процесс родов, на втором месте - факторы риска, возникшие во время беременности - 14,3%, период после рождения не отмечен.
Таблица 1
Характер патологии ребенка в зависимости от периода возникновения факторов риска, %
В отличие от детей с ДЦП двигательные функции детей 3 группы в основном сохранены, но обладают целым рядом особенностей: плохая координация сложных двигательных актов; несформированность дифференцированных движений; низкая обучаемость движениям; ригидность сформированных навыков; недостаток целенаправленных движений; нецелесообразное построение движений; затруднения при выполнении движения по словесной инструкции; недостаток произвольной регуляции движений при выполнении максимальных физических усилий.
Особо надо отметить группу детей с ранним детским аутизмом (РДА), которые обладают гармоничным физическим развитием, двигательными навыками соответственно возрасту, быстро приобретают новые, например, катание на роликовых коньках. Главная сложность заключается в организации целенаправленного обучения, установления обратной связи между окружающей средой, ребенком и педагогом в том числе.
К настоящему времени в стране сложилась настолько неблагоприятная демографическая ситуация, характеристикой которой является уменьшение доли рождения здоровых детей, повышение показателей отклонений в развитии, увеличение числа инвалидов с детства, что понадобилось открытие с 1995 года нового научного направления во Всероссийском научноисследовательском институте физической культуры с целью разработки методологических основ теории и методики физического воспитания детей-инвалидов с нарушением статодинамических функций; создан
Межведомственный научно-практический центр физической реабилитации детей-инвалидов. В 1996 году открыта и внесена в Классификатор направлений и специальностей высшего, а с 2000 года - среднего профессионального образования новая специальность «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)». В учебных заведениях открыты специализации «Адаптивная физическая рекреация», «Физическая реабилитация». Во всех регионах страны открыты центры реабилитации для детей и подростков с особым развитием.
Анализ работы 47 таких центров, проведенный в результате анкетирования, показал, что сотрудники нуждаются в информативных тестах, с помощью которых можно составить прогноз двигательного развития, и методических рекомендациях по организации физической реабилитации детей-инвалидов средствами физической культуры.
В процессе экспериментальных исследований был проведен анализ выполняемых физических упражнений детьми, отнесенными к одной из трех групп в соответствии с их физическими способностями: 1 - умеющие ходить без посторонней помощи; 2 - умеющие сидеть без посторонней помощи; 3 - лежачие малоподвижные инвалиды. Дозирование физической нагрузки осуществлялось за счет длительности выполнения физического упражнения, подбора упражнений, количества повторений, выбора исходного положения, положения тела ребенка в пространстве с учетом искусственно созданных при необходимости условий, продолжительности и характера интервалов отдыха между повторением упражнений, степени волевого напряжения при выполнении упражнений и эмоционального фона ребенка.
Результаты проведенных исследований позволили разработать и рекомендовать в практику варианты типовых тренировочных программ для каждой из трех групп как основы для индивидуального планирования занятий. Занятие построено по принципу часового урока, проводимого в условиях спортивного зала, имеет вводную, основную и заключительную части, целевую установку, примерное содержание и методические указания (табл. 2).
Переход ребенка в другую группу является принципиально значимым результатом тренировочных занятий и может занимать несколько лет.
На основе анализа результатов тестирования детей-инвалидов от 1,5 до 14 лет, которое состоит из 57 заданий [2], выявлены навыки-маркеры (контрольные тесты), указывающие на готовность освоения ребенком следующего уровня развития. В табл. 3 представлены: зона актуального развития (настоящее время), контрольные тесты, соответствующие этой зоне, зона ближайшего развития с новой программой тренировочных упражнений, в которую можно перейти при условии устойчиво сформированного навыка или вернуться к более тщательной наработке подготовительных движений.
Период риска Диагноз До родов Во время родов После родов Без ответа, другое В целом
Детский церебральный паралич 73,8 16,6 4,8 4,8 100
Пороки развития различных систем организма 59,3 18,5 5,7 18,5 100
Нарушение психических функций 14,3 21,4 0,0 64,3 100
В среднем 66,5 17,3 4,2 12,0 100
(шШ>
Таблица 2
Типовая структура занятия для детей I группы (владеющих навыком ходьбы)
Часть занятия Целевая установка Содержание Время, мин Методические указания
Вводная Активизация функциональных систем организма; разучивание различных вариантов ходьбы, профилактика патологической установки стоп Ходьба, бег на беговой дорожке 15 Индивидуальное дозирование нагрузки за счет скорости, угла наклона дорожки. Бег не более 15 с
Основная Развитие физических качеств (выносливости, быстроты, силы, гибкости, координации движений); формирование двигательных, игровых навыков; коррекция патологических движений Гимнастика - упражнения на координацию, растяжение, силовые упражнения на тренажерах; подвижные игры; прыжки; катание на роликовых коньках 40 Ии. стоя, сидя. Уделять внимание точности выполнения, развитию самоконтроля за правильностью выполнения двигательных заданий
Заключительная Постепенное снижение нагрузки, восстановление функциональных систем организма Дыхательные упражнения 5 Обучение расслаблению, восстановлению дыхания
Типовая структура занятия для детей II группы (удерживающих позу сидя)
Часть занятия Целевая установка Содержание Время, мин. Методические указания
Вводная Активизация внимания, создание заинтересованности; тренировка пространственной ориентации Езда на велосипеде 5-10 Следить за осанкой и точностью исполнения
Основная Улучшение функционального состояния; формирование навыка самостоятельной ходьбы; адаптация к нарастанию физических нагрузок Гимнастика - упражнения на растяжение, силовые упражнения, дыхательные, на внимание. Ходьба, бег на беговой дорожке; прыжки; игры с мячом 10-15 25-30 И.П. сидя. Активно, темп средний, коррекция движений. Ребенок находится в «тренажере Гросса», дозирование индивидуальной нагрузки
Заключительная Снижение аэробной нагрузки; развитие силы мышц конечностей Упражнения на силовых тренажерах, дыхательные упражнения 5-10 Активно-пассивно, темп медленный
Типовая структура занятия для детей III группы (не владеющих навыками ходьбы и удержания позы сидя)
Часть занятия Целевая установка Содержание Время, мин Методические указания
Вводная Налаживание эмоционального контакта с ребенком; нормализация мышечного тонуса Гимнастика - упражнения на дыхание, расслабление и стимуляцию тонуса мышц спины, шеи, живота, конечностей 10 И.п. лежа. Пассивно, пассивно-активно, активно-пассивно, темп медленный
Основная Стимуляция произвольных движений; формирование выпрямительных и установочных рефлексов; обучение двигательным навыкам; повышение функциональных возможностей организма Вертикализация в «тренажере Гросса», ходьба, перемещения, велосипед или ролики 40 Пассивно, пассивно-активно (обязательно использование шапочки)
Заключительная Формирование мотивации к двигательной активности; активизация функций рук и ног Игры с мячом, имитация бросков, ударов, захватов, дыхательные упражнения 10 Предпочтительно с другими детьми, создание эмоциональной атмосферы
102 Массовая физическая культура и оздоровление населения
Таблица 3
Экспресс-диагностика двигательных способностей и зона ближайшего развития
Фамилия, имя _______________________________________________ Дата рождения ________________________________
Диагноз____________________________________________________________________
Зона актуального развития 1. Стоит - не ходит 2. Сидит - не стоит 3. Лежит - не сидит
Контрольные тесты а) ходит на коленях а) сидит на полу с прямыми ногами а) голову держит
б) стоит на одной ноге б) сидя поворачивается вправо-влево, манипулирует предметами б) опирается на прямые руки, ноги согнуты (на четвереньках)
в) приседает на двух ногах в) сидя на стуле поднимает руки над головой в) лежит на боку, верхняя рука вдоль тела, ноги прямые
Зона ближайшего развития Развитие координации в и.п. стоя Развитие координации в и.п. сидя Развитие координации в и.п. лежа
Применение подобных контрольных тестов в процессе обучения и воспитания ребенка со статодинамическими проблемами поможет не только специалистам, но и родителям лучше ориентироваться в перспективах и планировании коррекционных мероприятий. Например, ребенок с ДЦП ходит с поддержкой, у родителей возникает естественный вопрос: сможет ли он ходить самостоятельно?
Процесс выполнения человеком любой двигательной деятельности обеспечивается не отдельными мышцами, внутренними органами или биохимическими реакциями, а целостным живым организмом, который в аспекте двигательных проявлений представляет собой двигательную функциональную систему (ДФС). Главные свойства организма как двигательной функциональной системы - универсальность, высокая пластичность и приспособляемость: всякое изменение специфики требуемого движения (например, отказ от дополнительной опоры) немедленно вызывает соответствующую выборочную активизацию морфоструктур, способных содействовать реализации этого движения, и торможение других, в чьей активности в данном случае нет необходимости [3].
Таким образом, отказ от дополнительной опоры реален при условии, если ДФС ребенка обеспечивает хождение на коленях без поддержки, что в свою очередь требует сформированного поясничного лордоза. Это можно проверить умением сидеть на полу с прямыми ногами, степень устойчивости позы обеспечивается возможностью поворачиваться при этом вправо и влево, что возможно в случае контроля за положением головы.
Таким образом подбирается соответствующий комплекс упражнений. Понятно, что целенаправленное развитие двигательных способностей человека, будь то спортсмен или инвалид, требует многолетнего, регулярного, ежедневного выполнения тренировочных упражнений. По словам призера Олимпийских игр по плаванию МСМК С.И. Гусева, жизнь ребенка с ДЦП -это жизнь профессионального спортсмена. В случае с детьми с ДЦП организация этого процесса в первую очередь зависит от участия семьи.
Совместно с Московским государственным гуманитарным университетом им. М.А. Шолохова проведено исследование, целью которого являлось выявление различий и изучение особенностей семейных отношений: удовлетворенность браком, ролевых ожиданий и притязаний, семейных ценностей, детско-родительских отношений между семьями, имеющими здоровых детей, и семьями, имеющими детей-инва-лидов. Для проведения исследования были составлены 2 равные группы полных семей: группа А - не имеющие ребенка-инвалида, группа Б - семьи, имеющие ребенка с ДЦП. Средний возраст детей - 6 и 5,5 лет соответственно, средний стаж в браке - 8,4 и 12,7 года (п = 40).
В результате исследования удалось выявить качественные различия между семьями со здоровыми детьми и имеющими детей-инвалидов: с помощью критерия и-Манна-Уитни достоверно доказано, что степень удовлетворенности браком выше у семей с детьми-инвалидами. В этих семьях существует определенный тип воспитания в отличие от семей со здоровыми детьми, в которых выявлены существенные разногласия во мнениях родителей, и каждого родителя в отдельности, на процесс воспитания, отсутствие системности и последовательности, что выражается в резких перепадах от чрезмерного уровня внимания до эмоционального отвержения. Кроме того, выявлено разное отношение к семейным ценностям: супруги группы А отдают предпочтение ценностям, связанным с внешними по отношению к семье факторами, в отличие от супругов группы Б, которые на первый план выдвигают взаимоотношения, касающиеся друг друга, соответственно в этой группе выше уровень ролевой адекватности.
Полученные данные позволяют сделать вывод, что инвалидность ребенка, хотя и деформирует известным образом морально-психологическую атмосферу семьи, однако не является основной причиной возможного ухудшения семейных взаимоотношений. Семьи с деть-ми-инвалидами находят в каждом конкретном случае возможности и способы адаптации. Отличительным преимуществом данного исследования является участие в опросе отцов.
(шШ>
Постепенно в общественном сознании растет понимание того, что здоровье человека в большей степени детерминировано его образом жизни и стилем поведения, чем внешними по отношению к индивиду факторами, включая систему здравоохранения и состояние окружающей среды, и, таким образом, тесно связано с личной информированностью и общей культурой. Наиболее существенным здесь является организация рационального образа жизни, основу которого составляет обоснованный объем двигательной активности, определяемый половозрастными и морфофункциональными характеристиками индивида, а также его личными целевыми установками. Физическая культура личности включает в свое содержание не толь-
1. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / Под общей ред. Н.А. Гросс. - М.: Советский спорт, 2005. - 235 с.
2. Гросс Н.А., Шарова Т.Л., Горбунова Е.А., Беркутова И.Ю., Зеленова Н.И., Буканова Г.В., Гончарова Г.А. Определение и коррекция двигательных нарушений
ко степень развития природной организации человека, но и степень сформированности отношения к ней. Важно не только развивать двигательные способности человека, но и формировать мотивы, потребности, интересы, которыми он руководствуется при этом.
Научно доказано, что процесс интериоризации физической культуры как ценности общества в ценность отдельной личности может быть организован за счет применения принципа межпредметных связей в обучении, когда в содержание общеобразовательных дисциплин включаются элементы знаний по физической культуре, спорту, здоровому образу жизни в качестве органичной части урока [4].
у детей с отклонением в развитии: пособие для родителей. - М.: Чароит, 2008. - 20 с.
3. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: ФиС, 1987. - 144 с.
4. Горбунова Е.А. Межпредметные связи в системе формирования физической культуры школьника: Дис. ... канд. пед. наук по спец. 13.00.04. - М., 1992. - 202 с.
1