то степени подчинена иконографическим схемам..." [Римкус 1992, с.110]. Во времена социальных катаклизмов, потрясавших Россию в ХХв., когда уничтожались храмы и пылали костры из икон, а вера вытравливалась из душ людей, продолжать традиции пермских мастеров было просто некому. Искусство деревянной скульптуры, несмотря на то, что его мастеров вдохновляли христианские идеалы, было признано "христианизированным язычеством", и это не вызывает удивления, поскольку тогда за любое проявление симпатий к христианству можно было жестоко поплатиться. Удивительно лишь то, что в настоящее время, когда казалось бы все точки над "Г расставлены и несомненно христианское происхождение русской деревянной скульптуры, и как ее неотъемлемой части пермской деревянной скульптуры, ее исследователям продолжает мерещиться что: "В забавных ангельских ликах угадываются "личины" древних языческих идолов..." [Власова 1997, с.104].
Материал поступил в редакцию 20.10.2001г.
Н.Н.Агафонова.
Пермский госпедуниверситет
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТРАДИЦИОННОБЫТОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕРМСКОГО СТАРООБРЯДЧЕСТВА.
> I
Парадигмой социального сознания старообрядцев является религия. Старообрядцы поклонялись только иконам старой живописи. Священник Серебряников писал, что "некоторые из раскольников учат, что у святых на иконах уши должны быть изображены явственно, иначе молитвы приносимые перед ними не будут услышаны" [Серебряников 1906.С. 3] .
Старообрядческий наставник Кокшаров М.В. отличием православных икон от старообрядческих считает изображение лика святых: ". на православных иконах лики молодые, красивые, на них не отражены страдания. На наших иконах изображение приближено к действительности. Иконы у нас литые, книги священные есть, вот книга "О дожде и земле", "Иоанн Златоуст", учат как жить. Самая высокая книга "Псалтырь"" [ПМ КАЭЭ 1994]. Православные респонденты подтверждают: "Иконы у них были стальные".
День начинался и заканчивался молениями. Для старообрядцев
© Агафонова Н.Н.., 2001
обязательным перед молитвой было умывание, они свято верят в очистительную силу воды. Пр и молении у каждого старообрядца должна быть лестовка и подручник. Подручник- это квадратная тонкая и ровно простеганная подушечка, которую молящиеся кладет на пол, на то место, которого должны касаться его руки и голова при положении земных поклонов для того, чтобы сберечь свои руки и лоб от нечистоты. Без подручника старообрядцы не решаются сделать ни одного земного поклона. (Архимандрит Палладий 1863, с.168.) Лестовка имеет более важное назначение, чем четки у православных монахов. Делается из кости или кожи с двумя лепестками вместо крестика, который бывает у четок. "Лестовка- Христова лесенка, она в рай ведет" [ПМ КАЭЭ 1994]. Еще лестовка воспринимается как Христова лесенка, по которой молитвы восходят на небо [Серебряников 1906, с. 14].
Старообрядцы не признали изменение креста и крестного знамения. "Старообрядческая вера отличается от православной заповедями. У нас тоже десять заповедей. Но они старые, не подвержены изменениям. У нас другой крест. Мы крестимся, соединяя мизинец, безымянный и большой палец. Это истинный крест. Православный крест не настоящий. Он изображает, как Иуда продал Христа за щепотку денег (Соединение большого, указательного и среднего пальца)" [ПМ КАЭЭ 1994].
Религиозные праздники старообрядцы справляли всей семьей, но они проходили на много скромнее, чем у православных. В эти дни они собирались на духовную трапезу, где пели духовные песни и стихи
[Чагин 1993, с. 56.]. Праздники одинаковые у кержаков и у христиан, а молитвы разные. У христиан праздник Богородицы, а у староверов Благодатной Марии. Христиане Псалмы поют, а староверы молитвы и мотив не тот [ПМ КАЭЭ 1994, д. Бизь].
Старообрядцы считают себя истинными православными христианами, а старую веру, приближенной к Богу. Для них никонианская церковь поддалась дьяволу, поэтому осуждалось и запрещалось всякое общение с последователями официального православия. С ними нельзя было вместе молиться, родниться, пользоваться общей посудой. Респонденты - старообрядцы говорили , что с православными жили в мире, но полной дружелюбности не было, иногда происходили драки. Не есть, не креститься с иноверцами нельзя, иначе нужно будет замаливать грехи. Между верами дрались и убивали. В Шай-танке было много староверов, отношения были нормальные.[ПМ КАЭЭ 1994, ст. Харенки].
Старообрядцы относятся к мирским, как к нечисти и не признают "смешения" ними даже в общественных местах и местах общего пользования. "Кержаки тоже Богу молятся, но у них из колодца не попьешь. Вот мы раз в Северном Коммунаре на базаре были, было жарко. У одной женщины бидон был, она воды зачерпнула, одна как налетела: " Нехристи вы, ходите, теперь всю воду придется вычерпывать" На машинах ездить нельзя, в православные церкви ходить нельзя, даже есть с иноверцами нельзя [ПМ КАЭЭ 1997, д. Чурсово].
Если в дом заходил православный священник, то все прятались,
так как для староверов он был посланником антихриста. Когда старообрядцы проезжали мимо православного храма, то падали лицом вниз и лежали пока не проедут храм, а проходя мимо храма "отплевывались, так как считалось, что даже если тень от храма на человека падет, о и тогда ему ада не миновать"[Белдыцкий 1901, с. 45]. Такое резко отрицательное отношение к православному священнику и храму было не у всех старообрядцев. Серебряников А. Отмечал, что "поповцы мягче сердцем и ближе к церкви, иногда они приносили детей к крещению и исповедовались" [Серебряников 1906, с. 21].
В 1729 году 27 декабря раскольники- поповцы Пермского уездам собирались для общего совещания по своим делам, на котором приняли правила, регулировавшие их повседневную и религиозную жизнь, хотя сейчас рассказов респондентов об этих правилах не встречается, но они и сегодня живут придерживаясь обозначенных положений:
* Отступивших от старой и веры и обвенчавшихся в православной церкви по новым обрядам —не прощать
*Отлучать от общины тех, кто принимает в домах новых священников с молитвами, и дают им крестить младенцев
*Живущих распутно отлучать и предавать проклятию
*Не молиться за тех, кто держится никонианской веры, хотя если это были отец или мать
*Молиться только старым иконам, а новые отменить
* Отлуч ать от общины тех, кто посещает дома никонианцев или берет что-либо у них
*Деньги, собранные в пользу общины дозволить употреблять
попам и старцам, по их собственному усмотрению [Архимандрит Палладий 1863,с.98].
Особенности религиозного уклада таковы, что нарушение канонов православия старого образца до сих пор у старообрядцев строго наказывается и публично осуждается.
Придерживаясь замкнутого образа жизни, старообрядчество выработало свои устои и традиции, что определило специфику их социально-бытовых устоев.
Важнейший интерес представляет этика семейных и родственных отношений в старообрядческой среде. Старообрядческие семьи выявляются в официальных документах крайне сложно. Старообрядцев не венчали в церквях, где регистрировались браки, лишь при обращении старообрядцев в православие, их венчали и делали соответствующую запись в церковных книгах. Процесс складывания малой семьи у старообрядцев шел медленно, отцовская семья преобладала еще в первые десятилетия XX века. У старообрядцев дольше существовали семьи сложного типа, особенно у тех, кто живет при заводах и в имениях. Такие семьи состояли из трехчетырех поколений родственников по прямой или боковой линии, либо из свойственников [Власова 1992,с. 200-201]. Семья у родителей была большая, семнадцать человек [ПМ КАЭЭ 1994,д. Б. Бизь]. После женитьбы дети долго жили вместе, хотя каждый строил дом, отделялись очень медленно [ПМ КАЭЭ 1994, д. Рассоленки].
У поповцев осуждалась бессемейная жизнь, как неполноценная: считалось, что каждый человек должен иметь семью и детей. Брак старообрядцев, заключенный без
посредства церкви, считался незаконным, за него взимался штраф по указу от 24 марта 1719 г. У некоторых беспоповцев брак не признавался, а тем более не оформлялся по гражданскому обычаю.
"Подруги были только кержачки, чем больше подруг, тем больше почет для мужчин. Муж лежит на лавке и кричит: "Старуха, наливай!", она уже бежит, другая на полатях еле — еле, а третья стряпает и с им спит" [ПМ КАЭЭ 1997, д. Березники].
Все же фактические семьи существовали, иначе было невозможно воспитание детей; для законного наследования семейного имущества некоторые стали регистрировать браки в церковных книгах, а иногда и венчаться в единоверческих церквях. На путях из Земли Пермской 1989, с. 190].
Если брак заключался убегом, то после кражи невесту публично вели в дом жениха, иногда даже с полным свадебным поездом. В доме жениха происходило расплетение косы невесты, после чего она уже считалась мужней женой. Если брак был заключен через открытое сватовство, то свадебный обряд был полным и включал в себя несколько обрядовых моментов. Открытое сватовство включало в себя сговор, смотрины, рукобитие, "пропой" и дары.
"Кержаки хорошо свадьбы гуляли, у них лошади с колокольцами ехали. Кержаки нас не приглашали. Мы придем посмотреть, они нас гнали, мы якобы не приглашенные. У них одна сваха была, а у нас много. Кержаки одевали невесту в дубас из синего тонкого холста; на мужчину одевали штаны, рубаху, поясом опоясывались с кистями. Женщины две косы запле-
тали и надевали платок" [ПМ КАЭЭ 1997, д. Диево].
У часовенных — вступление в брак называлось брачиться [ПМ КАЭЭ 1994, д. Б. Бизь] . Брачит настоятель в часовне, необходимо было родительское благословение, благословение наставника иконами и чтение канона.[ПМ КАЭЭ 1994, д. Б. Бизь] . Присутствовал и обряд расплетения косы в часовне. У старообрядцев —поповцев брак заключался через венчание, что было близко к православной обрядности. Венчание у старообрядцев имеет символическое значение. Этим знаменуется царская власть и благословение вступающих в брак сделаться родоначальниками, как бы князьями дома, царями всего будущего потомства, а вместе возлагается обязанность пользоваться дарованную властью во благо подвластных им. Положение венцов во время венчания на жениха и невесту служит для них как - бы наградой за их целомудренную жизнь до брака. При возложении венцов священник произносит тайнодействующие слова и, благословляя обоих говорит: "Господи, Боже наш, славою и честию венчай их".[Цер-ковь №12. С. 31] .
Основное условие вступления в брак- принадлежность молодых одному согласию, одной вере. Если согласия или вера были разными, то требовалось изменение веры. Как правило, невеста принимала веру жениха. Например, из рассказов старообрядок: "Муж был старообрядцем, я стала старообрядкой, хотя разницы не понимала" [ПМ КАЭЭ 1994, с. Илим]. "Сама я старообрядка, так как после замужества я взяла веру мужа." [ПМ КАЭЭ 1994, ст. Унь].
В старообрядческих семьях
стойко сохранялись патриархальные устои в самой консервативной форме. Старшему по возрасту и положению мужчине — большаку подчинялись все члены семьи, он распоряжался семейным бюджетом, был блюстителем бытовых порядков. Кроме хозяина важное положение в семье занимала хозяйка- большуха, старшая по возрасту, она руководила женской частью семьи, отвечала за детей, кухню, скот и жилище.
"В семье правил всем дед, а бабка по хозяйству. Дед утром встает и командует, дает работу - кто пашет, кто боронит, женщинам по хозяйству - кто стряпает, кто за скотом ходит" [ПМ КАЭЭ 1994, д. Рассоленки] .
Пр едпринимая какое- либо дело или намереваясь выйти из дома, младший член семьи должен был просить благословение у старшего: жена у мужа, сын у отца, даже если он сам уже имел собственную семью, невеста у свекра или свекрови. Так, например, перед началом, какого- либо дела невестки обращалась к свекру или свекрови : "Благослови, батюшка (матушка) трубу открыть, квашню замесить или воду принести", а он (она) отвечали: "Аминь, Бог благословит" и только после этого шли выполнять работу [Чагин 1993, с. 56.] . Если не было благословения, выполненную работу считали недействительной, например, принесенную воду могли вылить [ Кру-пянская, Полищук 1971, с. 62.] . "Я принесла воды в баню, сорок ведер натаскала, но не благословили работу. Свекровь пришла с поля, всю воду за ограду вылила, сказала, что даже скоту поганую воду не пить." [ПМ КАЭЭ 1994, д. Рассоленки].
Одним из важнейших событий
семейной жизни является рождение детей. В селениях, где вместе жили староверы и православные повивальная бабка оказывалась надкон-фессиональной. В селениях со смешанным конфессиональным составом все пользовались услугами одной и той же повитухи, это связано с тем, что женщины, принимавшие роды и ухаживающие за новорожденными появились раньше принятия христианства и раньше раскола [Русские 1989. С. 143].
Роды проходили в бане у православных и старообрядцев, но старообрядцы придерживались этого наиболее строго: "беременная женщина должна строго помнить обычай, что она не должна родить нигде, кроме бани, даже если роды происходили зимой, когда баня была холодная и ее не успели вытопить" [Чесноков 1908, с.9]. По верованиям старообрядцев, особенно странников и поморцев "если роженица, не успев уйти в баню, рожает в избе она, таким образом, оскверняет жилище и в оскверненную избу нельзя войти в течение шести недель" [Чесноков 1908.с.9.]. Даже если роды происходили не в избе, а где- то во дворе, то домочадцы, живущие " в вере", уходили из дома на сорок дней.
Родильные обычаи поповцев были схожи с обычаями православных. Для последователей радикальных толков (поморцы и бегуны-странники), характерна более строгая изоляция роженицы, замена некоторых обрядов синонимичными по содержанию христианскими действиями .
Крещение, как духовное рождение человека было важным событием для крещенного, так и для семьи. Крещение старообрядцев разных толков исключало миропо-
мазание "нужды ради и кроме мира крещение совершается". Пономарёв 1887, с.7] . Кроме этого в православных церквах при крещении нескольких человек не требовалось менять воду, а у старообрядческого населения каждого человека крестят в чистой воде, как Иисуса Христа. "Вода при крещении, как указывается в Большом Потребнике, должна быть принесена с источника, сохранять естественное состояние и не быть подогретой" [Духовные ответы 1995, с. 24].
Крещение — это предание воде. Человек полностью окунается в воду, а не частично, как в православной вере. При крещении молятся. "Молитвы отличаются по тексту, у нас молитвы написаны на старорусском языке" [ПМ КАЭЭ 1994, ст. Кын] . "В крещении у мирян крестят всех одной водой, а у нас каждого в отдельной. При этом читают молитвы. Крещение считается действительным, если ребенок трижды обмакнут, лучше в реку." ПМ КАЭЭ 1994, ст. Харенки]. Кержаки крестили в реке зимой и летом [ПМ КАЭЭ 1997, д. Диево] .
Многие староверы подтверждали, что при крещении человек должен полностью окунуться в воду, а не частично, [ПМ КАЭЭ 1994, ст. Кын] лучше, если крещение осуществляется в проточной воде. Исключение делалось только для больных грудных детей, которых зимой крестили в деревянной кадушке —дуплянке.
Старообрядцы признают только один вид крещения, именно трех-погружательный. Об этом говориться в пятидесятом правиле святого апостола: " еще кто, епископ или пресвитер, не крестит в три погружения, а лишь в одно, да извер-жится таковой." Что же касается
обливательного или окропительно-го крещения, то такие действия не могут быть названы истинным крещением. [Духовные ответы 1995, с.24]. Правильное трехпогружатель-ное крещение, как утверждают старообрядцы, очищается крестящегося младенца, у поповцев и часовенных, от первородного греха, но при этом священник должен завершить крещение по правилам, допускают неполное крещение только в том случае, если младенец умер во время крещения, тогда считается, что "он отошел к Богу" окрещенным. [Златоструй.№ 5. 1912, с. 22.]
"Моя внучка недокрещенка. Ее крестить начали, да гроза началась, два раза макнули, третий не успели, дак докрещивать будем". [ПМ КАЭЭ 1994, д. Б.Бизь] Таинство крещения совершается над людьми в соответствии с верой их родителей.
Среди старообрядцев различных толков и согласий, обряд крещения не был одинаков во времени. У православных и поповцев крещение совершалось над новорожденными, обычно на третий, седьмой или восьмой день после рождения. У беспоповцев страннического толка, представление о крещении было иным. У них верующие делились на крещенных и тех, кто еще не принял крещение. Верующего лучше крестить только в конце жизни или в случае угрозы для жизни. После крещения человек считается святым, ему нельзя соприкасался с мирской жизнью, так его "не вводят в гнилой дом, где он мог оскверниться от одного присутствия грешных" [Белдыцкий 1901, с.57]
У старообрядцев миропомазание отсутствовало, но отмененные православием запреты сохрани-
лись: окрещенные не мылись и не переодевались в течение восьми дней. Если в течение этих дней человек умирал, то его не обмывали и не меняли одежду, у странников крестили сразу в белой похоронной одежде.
При крещении новорожденному у старообрядцев, кроме креста надевали и пояс, крест был не только символом веры, но и оберегом от всякой нечисти, и потому крест необходим любому, особенно детям, поэтому если крещения не было, то крест все равно надевали на детей родители, повивальная бабка или кто-нибудь из посторонних. [Ча-гин 1993, с. 39.] Происходил обряд "накидывания креста", после которого следовали такие же отношения, как и при крещении, тот, кто накидывал крест, нес ответственность за этого человека, как крестные родители. [ПМ КАЭЭ 1990, д. Усть-Буб ] У старообрядцев- беспоповцев и у часовенных [ПМ КАЭЭ 1991, с. Маховляны].
Одним из важных моментов крестильной обрядности является имянаречение. Имя выбирали по святцам, его давал священник, наставник или повивальная бабка: мальчику по дню крещения, а девочке за неделю до и после дня рождения. Святой, имя которого было выбрано для ребенка, становится его покровителем.
В книге Блаженного Симеона Солунского говорится, что наречение имени младенцу можно совершать по желанию родителей, вследствие этого, священник, совершивший наречение младенцу имени, которое ему должно быть наречено по святцам на восьмой день от рождения, не нарушает правил. Служебник закрепляет, что на восьмой день должно пройти само имяна-
речение. [Духовные ответы, с. 24].
Старообрядцы благоговейно относятся к святому имени Иисуса Христа и имени его Пречистой Матери- Девы Марии. Поэтому у старообрядцев имя произносится с другим ударением — не Мария, а Ма_рия, поэтому женщин носящих это имя, они сокращенно называют Марья [ПМ КАЭЭ 1994, с. Маховляны]. Полным именем Мария они не нарекают.
У странников , позднее и у поповцев имя ребенку давалось при рождении, но перед смертью, при крещении имя изменялось, человек уже окрещенный не отвечал за свои старые поступки, которые совершал, нося старое имя. Если крестили при угрозе смерти, а человек выжил, то он жил в миру, имея два имени. Обычная жизнь шла под именем, данным при рождении, а в религиозной жизни он числился под именем, данным при крещении.
Завершает цикл семейных обрядов — похоронно-поминальная обрядность.. Четкое соответствие между направлениям старообрядчества и особенностями похороннопоминальной обрядности может быть прослежена не всегда, так как принадлежность разных групп населения к кому-либо толку или согласию могла изменяться.
Старообрядцы считали тяжелым грехом, а для умерших вечным несчастьем исповедоваться у православного священника и отмечать умерших в православной церкви, так как верили, что тогда душа человека идет прямо в ад.
Поморцы составили новый, особый чин исповеди- скитское покаяние. У часовенных во многом их скитское покаяние не сходилось с поморским. Главное было общим-они считали, что можно обойтись
без причащения телом и кровью Христовой и разрешительной молитвы, в отличии от православных ее над покойным не читали. Покаяние они приносили перед свои наставником. Исповедь оканчивалась наложением епитимии, без чего покаяние не имело смысла [Агафонов 1897, с7.]. Скрытники, когда предчувствовали смерть, переставали есть и практически умирали от запощевания, то есть голодной смертью, считая, что тем самым принимают "мученический венец". После исповеди умирающий прощался со своими родственниками и соседями.
Как только наступала смерть, умершего обмывали. Обмыть мертвого человека считалось богоугодным делом, способствующим прощению грехов. Строго соблюдалось правило, что женщину обмывала только женщина, а мужчину —мужчина. Обмыть старались очень быстро, при этом читали молитву, чтобы охранить покойника от нечистой силы. После обмывания и одевания было принято умершего класть на лавку (женщин на женскую, мужчин на мужскую), при этом покойник лежал к иконам ногами, но лицо его было обращено к образам [Ча-гин 1993, с 89].
Над умершим приглашали на-четников читать молитвы. В течении всего времени, пока покойник лежал перед иконами, к нему приходили прощаться родственники и односельчане. Перед выносом из дома тело покойного клали в гроб. Староверы предпочитали хоронить в "домовине" или "домовище"- долбленых гробах- колодах. Такой гроб делали без гвоздей, вытесывая из большой колоды, но никогда не делали из осины, которая считалась проклятым деревом. Кержаки хо-
ронили своих отдельно от православных. Они многие делали гробы при жизни. В него что-нибудь клали [ПМ КАЭЭ 1997, д. Диево].
Покойного одевали в саван и клали в гроб, вкладывая ему в левую руку белую (специально сделанную для похорон) лестовку и пеленали свивальником, так, чтобы он, перекрещивался на груди. Это означало, что "душа умершего также чиста, как у младенца и идет к Богу такой же, какой пришла на землю при рождении умершего" [Чагин 1993, с.98] . Как и все верующие люди, старообрядцы верят в существование загробной жизни. Загробная жизнь существует, там каждому человеку воздастся по делам [ПМ КАЭЭ 1994, ст. Кын].
Отпевание у старообрядцев: часовенных и беспоповцев заменялось пением канона "За единоумершего" по Псалтырю и часто совершалось домочадцами.
Поповцы, как и никонианцы отпевают усопшего в храме. Во время отпевания, в руки кладется лестовка, а крест на руки покойнику, а затем крест снимается, так как старообрядцы не допускают ухода в землю святого символа- креста [ПМ КАЭЭ 1994-2001].
На кладбище гроб старались отнести в первой половине дня. Старообрядцы хоронили на своих кладбищах ("могильниках"). По дороге на кладбище у православных и старообрядцев было принято отдавать первому встречному мешочек, в котором лежал, завернутый в платок каравай хлеба. Взявший милостыню, должен пользоваться мешочком и часто поминать покойного. У кержаков запрещалось сбивать гроб гвоздями и гроб обвязывают прутьями из черемухи или лыком. Намогильным памятником
был восьмиконечный крест, а также срубики — клодка, напоминавшие избушку, которые стояли прямо на могиле. Во время погребения священник посыпает умершего землей "в знак возвращения земле того, что земля уступила людям, когда Господь создавал человека в лице Адама из земли" [Духовные ответы. С. 37]. Обычай бросать землю на гроб присутствующими на похоронах, в священных текстах старообрядцев не указан [Церковь №15, 1913, с. 14]. Вероятно, этот обычай они восприняли от православных. Определенными деталями отличается похоронно-поминальная обрядность бегунов- странников. Они хоронили своих покойников "неведома миру" - то есть далеко в лесу, у дороги, под овином, тщательно скрывая место захоронения.
Как и у православных, старообрядцы не отчитывают над самоубийцами, их хоронили за оградой "могильника". Кроме того, если старообрядец, живший в миру брился, употреблял спиртное и его настигла смерть без покаяния, то его не разрешалось провожать, считалось, что такие люди должны понести наказание за жизненные грехи [Чагин 1993, с. 91].
Заключительный этап похоронно-поминальной обрядности — это поминки. Поминки были семейным событием, со своими обычаями и предрассудкам. Умершего поминают на третий (третины), девятый (девятины), двадцатый (полусороч-ница), сороковой (сорочница) дни и в годины [ПМ КАЭЭ 1990-2001]. В эти дни устраивают поминальный обед. Читают Псалтырь, ходят на могилу, раздают милостыню. На поминках старообрядцам запрещалось употреблять спиртное (только квас), мясо, картофель, чай.
Поминальных обеда устраивали два, сначала для соборных, затем для родственников. Первые поминки — третины, обычно приходились в день похорон. В некоторых местах поминальный обед устраивали пока тело покойного находилось в доме (при покойнике обедали). В сорочины проводился обряд проводов души. Среди некоторых староверов (Юрлинская волость) бытовало поверие, что душа покойного в течении сорока дней находится на полотенце, любое движения полотенца в красном углу принимали за движение души. В сороковой день полотенце снимают, и родственники умершего, вместе с собравшимися соседями, шли провожать душу, на околицу деревни с низкими поклонами. Полотенце трижды встряхивали в сторону кладбища [Чагин 1993, с.102]. Можно отметить, что отдельные особенности похоронно-поминальной обрядности определялись уставами согласия.
Повседневный быт старообрядцев определялся религиозными воззрениями. Старообрядцы считали, что все, что их окружает, от Антихриста, нечистое и поэтому в быту требовалась особая чистота. В старообрядческом Цветнике говорится: " руки умывать по трижды от погани, часто, когда хватишь за что, обутки, и горну рубаху и голое тело чесавши, или посуду погану и поганое у чистой посуды не класть, и ножами чистыми не резать поганого. нимало время в чистоте ходи, и обуток на лавку не клади. К образам или близ них нигде в углу том не клади" [Архимандрит Палладий 1863, с. 194] .
Старообрядцы считали грехом пользоваться при мытье мылом, если посуда вымыта мылом, то она
тем самым опоганена, если мылом выстирано белье, то его следует выполоскать в проточной воде, иначе оно будет нечистым. Для мытья использовали "щелок", водой настоянной на древесной золе, так как считали, что огонь очищает от нечистоты.
Во всей своей жизни старообрядцы старались строго следовать традиционному укладу. Старообрядцы считают грехом бритье бороды. Бритье бороды и усов есть ересь, измышленная нечестивым греческим царем Кавалином, такая ересь, которая даже мученической смертью очиститься не может [Архимандрит Палладий 1863, с. 96] . Старообрядцы считали, что бритое мужское лицо подобно женскому. Стричься и бриться грех, не есть, не креститься с иноверцами нельзя, иначе нужно будет замаливать грехи [ПМ КАЭЭ 1990-2001].
Особо следует сказать об отношении старообрядцев к такому распространенному явлению - как курение. Для старообрядцев табак это "злые плоды, с помощью которых антихрист ловит легковерных в свои сети" [Архимандрит Палладий. 1863 с. 150] .
О происхождении табака говорится, что "когда Господь совершил дело искупления и извел из ада с верою ожидавших пришествия Господня: застонал ад, лишась своих пленников. Не стони, ад, сказал аду сатана, войду в ад и возьму злые семена, посею на земле, и от того вырастет трава табун, то есть табак. и ту траву табак будут многие люди есть и пить, и те будут Господом Богом прокляты и теми проклятыми будет полон ад управлять ими начнешь" [Архимандрит Палладий 1863, с. 150]. "В миру нынче срамота: табак курят, не по
хорошему ругаются, не по писанию живут" [Белдыцкий 1901, с. 28]. Старообрядцы рассказывают, что табак- это корень зла, который был проклят на семи Соборах. Курить грех, табачники - аду приказчи-ки.[ПМ КАЭЭ 1994, д. Б. Бизь]
Не одобряют старообрядцы потребление спиртных напитков. О происхождении хмельного питья содержится сказание в одном поморском Цветнике: "Братья, разумейте, хмельное питье от беса сотворено, на пагубу душам православных христиан и на вечную муку..." [Архимандрит Палладий 1863, с.152]. Пьяный человек, считается у старообрядцев, слугой дьявола [ПМ КАЭЭ 1994, ст. Кын]. Это не всегда строго соблюдалось.
Народное питание хранит сложившиеся исторические традиции. В еде старообрядцы долгое время оставались консерваторами, когда в конце XVII- начале XIX века, появляются новые продукты, такие как чай, кофе, картофель, их активно употребляет население России, старообрядцы выступают против них, считая, что это очередные уловки антихриста, которыми он ловит легковерных в свои сетиНередко старообрядцы рассказывают, что картофель называли "кабельные яйца" [ПМ КАЭЭ 1990-2001], " чертовы яйца" или "бесовской хлеб". Старообрядцы стали выращивать картофель и постоянно употреблять в пищу только во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., что произошло в силу экономических причин и только когда они встали перед выбором: голод или относительно сытое существование, только тогда стали употреблять проклятый до этого продукт, при этом регулярно отслуживая епитимью - три лестовки [ПМ КАЭЭ 1990-
2001]. Старообрядцы старались не употреблять чай, самовар они называли антихристовым брюхом. Пермский краевед Шмаков в конце 19 века записал в Осинском уезде рассказ старообрядца- беспоповца о самоваре: "У нас учат, что при князе Владимире были идолища. Когда святой благоверный князь окрестился- велел всех идолов изничтожить, стали и Самору уничтожать, а он и говорит человеческим голосом: "Хоть вы и изничтожаете меня теперь, я все же в мир приду .и буду соблазнять людей и имя мне будет уже не Самора, а Самовар". Вот он и появился этот самый Самовар и чашки, да стаканы его дети- чертенята" [Шмаков 1911, с. 47-48] . Даже самоварную воду без чая и то старообрядцы многие и сегодня не пьют. Любимыми напитками остаются квас и кисель. "Мы научились от кержаков делать квас и брагу, квас делали из овса и ржи".[ПМ КАЭЭ 1997, д. Чурсово]. Употребление сахара тоже считалось великим грехом, он заменялся медом. За употребление запрещенных продуктов старообрядцы должны нести наказание-епитимию. В старообрядческой рукописи 19 века сказано, что "за чай трижды проклят человек, за кофею десять раз анафема, за картофель епитимья 36 лет, по 1800 поклонов на день, су-хояста девять часов дня" [Архимандрит Палладий 1863, с. 149].
С отношением старообрядцев к православным, как к неверным, связан запрет пользоваться общей с ними посудой и проводить вместе трапезу. Уже на послевоенных сибирских Соборах, был принят ряд решений о суровых епитимьях для члена общины, "допустивших смешение в пище с "кадровыми": если кто поест у кадровых или в гости к
ним зайдет- 300 поклонов". Респонденты, последователи официального православия рассказывают, что из своей посуды никогда не накормят, не напоят, а если кто просил пить, то после него посуду выбрасывали или очищали от нечистоты. Глиняную посуду, которой пользовались чужие, они калили, а деревянную выбрасывали [ПМ КАЭЭ 1994, д. Диево] . "Пустынницы на убогий стол вынули две чашки с похлебкой, каждая для себя отдельно. Мне, кроме черного хлеба предложить ничего не могли, так как мирской посуды у них не было, а свою испоганить они не дают: большой грех, не отмолишь" [Белдыц-кий 1901, с. 34] .
Старообрядцы всегда строго следили за соблюдением нравственных и бытовых правил. Это подтверждает тот факт, что они составили в 1818г. "Приговор" с целью, "улучшить нравственное состояние членов своей общины". Под этим Приказом подписалось 75 человек. В документе говорится, что запрещалось принимать в собор:
*Тех, кто будет напиваться до пьянства - в собор не принимать пока не бросят пить
*Кто будет устраивать игрища с пением бесовских песен и плясок
*Кто будет устраивать в праздники господние или воскресные дни помочи
*Кто будет на помочах устраивать праздники и петь бесовские песни
*Кто будет ходить на Собор редко по лености или непокорности, с теми не общаться, ни пить, ни есть. Богу не молиться
*Кто будет держать на стороне или в доме наложницу
*Кто будет сам устраивать
собственные советы, и строить заговоры против главноуправляющих или сельских начальников
*Кто будет вором или татью не принимать в собор, а также тех, кто их укрывает
*Кто будет носить необычную одежду
*Кто будет вносить распри, раздор и гнев в Соборе [Архимандрит Палладий 1863, с. 32-33].
Старообрядческое население с трудом принимало, какие —либо достижения техники. Только в последние десять- пятнадцать лет стало допустимым слушать радио, смотреть телевизор. Нужно заметить, что и сейчас те настоятели общин, с которыми нам довелось работать во время экспедиции, не имеют в своих домах радио, телевизора, хотя в современных условиях практически невозможно остаться в стороне от информационного потока, но людям старшего поколения это удается. Такому порядку способствуют условия проживания, большое количество деревень, где проживает старообрядческое население, находятся вдали от крупных населенных пунктов, исключение составляют станционные поселки, такие как Кын Пермской области, Унь, Харенки Свердловской области, где подавляющее число населения, придерживаются староверческого направления православия.
Достаточно интересный факт, притом, что старообрядцы длительное время считали, а некоторые и сейчас считают, что смотреть телевизор большой грех, в фотографии они не видят ничего погреши-тельного. Они считают, что фотографии можно иметь в своих домах (наблюдения во время работы в старообрядческих деревнях подтверж-
дают это [ПМ КАЭЭ 1990-2001]), чтобы родители могли "видеть образ своих чад, а чада своих родителей", чтобы "не забывать их образы, когда они вдалеке, и когда они "уйдут" [ПМ КАЭЭ 1994, ст. Кын] (то есть умрут).
Объявляя все новое, что появлялось в быту у православного населения происками антихриста, старообрядцы старались сохранить традиционализм в бытовых традициях, но с другой стороны отстраниться от окружающего мира крайне сложно, потому что условия современной жизни не позволяют избежать контактов с никонианцами, как в сфере социальной жизни, так и в сфере экономических контактов. Наименее подвергся изменениям бытовой уклад в отдаленных деревнях Лысьвенского, Очер-ского и Сивинского района, где проживают представители всех направлений старообрядцев: поповцы, беспоповцы и часовенные.
Материал поступил в редакцию
2711.2001.