Шпаковская М.А.
Доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений факультета гуманитарных и социальных наук.
Российский университет дружбы народов.
Рулина А.В.
Студентка бакалавриата кафедры теории истории международных отношений. Российский университет дружбы народов.
Некоторые аспекты современной культурной дипломатии Италии на Балканском направлении
Эффективным политическим инструментом современной Италии, играющим ключевую роль в стратегии формирования национального имиджа является культурная дипломатия, направленная на распространение итальянского языка, культуры, образа жизни и укрепление позитивного имиджа страны на мировой арене. Эта деятельность осуществляются и координируются такими учреждениями Италии, как министерством иностранных дел Италии, Генеральным советом по развитию национальной системы «Система - Страна (Система Италии)» (с ит. Sistema Paese), Итальянским национальным советом по вопросам распространения культуры за рубежом, Итальянским национальным институтом внешней торговли (ICE), Министерством культурного наследия, культурной деятельности и туризма Италии, различными некоммерческими организациями и другими учреждениями.1
Новая концепция «Система Италия» появилась в 2011 г. в результате реформирования деятельности МИД Италии, суть которой заключается в переходе от традиционной системы взаимодействия между управлениями внешнеполитической службы страны по территориальному признаку к сотрудничеству на основе тематических сфер - культурной, экономической, научно-технологической, про-
1 Козлов Л.Е. Культурная дипломатия как ресурс регионального развития [Электронный ресурс] // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 15.09.2017. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-diplomatiya-kak-resurs-regionalnogo-razvitiya (Дата обращения: 02.02.2021)
изводственной и др.2 включая координацию деятельности региональных и других органов местного самоуправления и поддержку их интересов. Основные усилия в этой области направлены на такие сферы, как: интернационализация итальянских компаний; развитие сотрудничества с развивающимися странами в экономической и торговой областях; распространение итальянского языка, а так же культуры Италии в разных странах.
На официальном сайте МИД Италии, распространение и популяризация культурных ценностей играют одну из основных задач во внешней политике Италии. Все инициативы министерства иностранных дел Италии в области культуры, осуществляются под руководством вышеупомянутого Главного управления, задачи которого направлены на распространение итальянской культуры, языка и творчества за рубежом;- организация культурных мероприятий (например, Всемирная неделя итальянского языка); управление культурными учреждениями и языковыми школами; предоставление стипендий и грантов, обмен молодежью; расширение высшего образования в Италии; обеспечение участия государства в различных организациях в таких областях, как культура.
Итальянские культурные учреждения (их насчитывается более 90 учреждений по всему миру), которые также находятся в ведении министерства иностранных дел Италии, предоставляют площадку для встречи представителей интеллигенции и творческих работников, итальянцев за рубежом и всех тех, кто заинтересован в развитии отношений с Италией.3 Культурные учреждения пропагандируют образ и культуру Италии за рубежом, как классической, так и современной. Они организуют различные культурные мероприятия, такие, как искусство, музыка, кино, литература, мода, дизайн, проводят курсы итальянского языка и культуры, содействуют научному прогрессу, управляют библиотеками, содействуют демократическому диалогу в культурном взаимодействии и обеспечивают сотрудничество между итальянскими и иностранными работниками культуры.
Ежегодно по всему миру через итальянские культурные учреж-
2 Бокерия С.А., Данилов В.В. Особенности культурной дипломатии Италии на современном этапе // Вестник РУДН. Серия Международные отношения. 2019. Том 19. № 4. // URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42369938_13011300.pdf (Дата обращения 03.04.2021)
3 Всемирная выставка в Милане [Электронный ресурс] // Официальный сайт // URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/06/08/595572 (Дата обращения: 16.04.2021)
дения проводится более 500 культурных мероприятий. Одним из крупнейших и наиболее важных мероприятий, проводимых учреждениями культуры, является Всемирная неделя итальянского языка, которая проводится в стране ежегодно с 2001 года.4
Вместе с тем важно отметить, что культурные учреждения являются не только эффективным механизмом развития двусторонних и многосторонних культурных связей, но и успешным инструментом укрепления экономических связей. Например, экономические отношения Италии с Балканами во много основаны на ее способности обеспечивать эффективную модель привлекательности в области культуры. В 2003 году правительство Белграда объявило свободным въезд итальянцам в страну, отменив необходимость оформления виз в целях поддержания и укрепления экономического сотрудничества между двумя странами. Этот момент продемонстрировал эффективность итальянской политики в Сербии-Черногории.
Следует также отметить деятельность некоммерческих организации, занимающиеся продвижением итальянского языка и культуры. Одна из самых популярных организаций - ассоциация Данте Алигьери. Фонд Данте Алигьери, основанный в 1889 году, в соответствии с указом от 18 июля 1893 года, ставит своей главной целью «распространение и сохранение национальных языков и культур в мире, установление духовных связей с соотечественниками за рубежом и воспитание любви иностранцев к Италии».5
Ассоциация Данте Алигьери, насчитывающая около 500 представительств, 400 из которых находятся за рубежом, проводит различные культурные мероприятия (выставки, концерты, кинофестивали, литературные чтения, выставки и т.д.), организует курсы по итальянскому языку и выдает сертификаты. Наиболее важным шагом в развитии интереса иностранцев к изучению итальянского языка стало проведение международного экзамена по итальянскому языку как иностранному, признанному итальянскими профессиональными и научными кругами. Международные экзамены, разработанные Сиенским университетом, являются наиболее значимыми и распространенными методами оценки знаний Италии как иностранного языка.
4 Исследование GfK: Anholt- GfK Nation Brands [Электронный ресурс] // Официальный сайт // URL: https://www.gft.com/ru/press/issledovanie-gft-anholt-gft-nation-brands-index-2017 (Дата обращения: 16.04.2021)
5 Талалай М.Г. Россия и Италия в диалоге культур: к 110-летию трагедии в Мессине. Научно-общественный круглый стол. Мессина (Италия), 25 сентября 2018 г. [Электронный ресурс] // Вестник РУДН. История России. 2019. // URL: https:// cyberleninka.ru (Дата обращения: 16.04.2021)
Различные учреждения Италии и некоммерческие организации, находящиеся в ведении министерства иностранных дел Италии, способствуют достижению основных целей национальной культурной дипломатии, а именно: формированию образа Италии за рубежом и интереса к ее культуре, распространению национальной культуры и языка и укреплению политического и экономического положения страны. Благодаря эффективному функционированию этих учреждений и организаций, Италия содействует двустороннему и многостороннему культурному сотрудничеству с различными странами, а также развитию экономических связей. укрепление национального имиджа путем распространения итальянских традиций, литературы, культуры, языка и т.д. Кроме того, важное значение имеет принадлежность Италии к всемирному культурному наследию. Таким образом, осуществление и достижение целей итальянской культурной дипломатии характеризуется взаимодействием государственных и негосударственных субъектов.
Одним из наиболее важных и эффективных инструментов итальянской культурной дипломатии является искусство, кино, музыка, скульптура, мода, театр. Кроме того, культурные мероприятия и международные выставки проводятся не только внутри страны, но и за рубежом. Например, в Черногории проводится ежегодный фестиваль моды, где участвуют такие итальянские дизайнеры как Dolce Gabanna, Pal Zileri, Prada, Armani, Ferre, Versace.6
Так же в 2019 году в рамках Итальянской языковой недели было проведено более 1 500 мероприятий в 95 странах и 150 городах по всему миру.7 Следует отметить, что видные деятели из Италии регулярно посещают итальянские фестивали и культурные мероприятия, что вызывает повышенный интерес у общественности, поскольку не все имеют возможность посетить Италию, пообщаться с итальянцами и лично увидеть произведения искусства, культуры и кино. Эти мероприятия осуществляются при поддержке итальянских компаний, культурных учреждений и организаций, пропагандирующих итальянский язык и культуру во всем мире, таких как Ассоциация Данте Алигьери.8
6 Отдых в Черногории: туристический справочник и путеводитель 2012-2021 // URL: hhttps://www.travel-mne.ru/information/holidays_festivals (Дата обращения: 02.03.2021)
7 Gli Istituti Italiani di Cultura per la promozione del Brand Italia. Fondazione Ros-selli. [Электронный ресурс] // URL: hhttp://www.fondazionerosselli.it/DocumentFolder/ Rapporto_IIC_Fondazione_Rosselli_def.pdf (Дата обращения: 16.04.2021)
S Мансур Ю.Н. Внешняя политика Италии 2001-2017 гг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт История: Реферативный журнал. 2019 // URL: https:// cyberleninka.ru (Дата обращения: 16.04.2021)
Также важным инструментом культурной дипломатии являются образовательные и языковые программы, а также программы академических и научных обменов. Это также является одним из способов поощрения национальной культуры и языка. Италия содействует развитию отношений с иностранными государствами путем предоставления стипендий и стипендий иностранным студентам, изучающим итальянский язык. Италия также активно содействует преподаванию языков в различных странах и поддерживает программы распространения итальянского языка за рубежом.
Политика «мягкой силы» итальянской республики является важным направлением развития международных отношений. Такие механизмы культурной дипломатии, как стипендии иностранным студентам, обучающимся в Италии, проведение студенческих обменов, организация международных выставок в различных отраслях, а так же организации культурных мероприятий, поддержание итальянских языковых факультетов, предоставление преподавателей, развитие бизнеса, налаживание и развитие межуниверситетских отношений и продвижение итальянского бренда «Made in Italy» во всем мире - являются эффективным направлением внешней политики страны.
Библиографический список:
1. Козлов Л.Е. Культурная дипломатия как ресурс регионального развития // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 15.09.2017. // URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kulturnaya-diplomatiya-kak-resurs-regionalnogo-razvitiya (Дата обращения: 02.02.2021)
2. Бокерия С.А., Данилов В.В. Особенности культурной дипломатии Италии на современном этапе// Вестник РУДН. Серия Международные отношения. 2019. Том 19. № 4. // URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42369938_13011300.pdf (Дата обращения 03.04.2021)
3. Всемирная выставка в Милане // URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/ 2015/06/08/595572 (Дата обращения: 16.04.2021)
4. Исследование GfK: Anholt-GfK Nation Brands // Официальный сайт // URL: https:// www.gfk.com/ru/press/issledovanie-gfk-anholt-gfk-nation-brands-index-2017 (Дата обращения: 16.04.2021)
5. Талалай М.Г. Россия и Италия в диалоге культур: к 110-летию трагедии в Мессине. Научно-общественный круглый стол. Мессина (Италия), 25 сентября 2018 г. // Вестник РУДН. История России. 2019. // URL: https://cyberleninka.ru (Дата обращения: 16.04.2021)
6. Отдых в Черногории: туристический справочник и путеводитель 2012-2021 режим доступа: https://www.travel-mne.ru/information/holidays_festivals (дата обраще-ния:02.03.2021)
7. Gli Istituti Italiani di Cultura per la promozione del Brand Italia. Fondazione Rosselli. // URL: http://www.fondazionerosselli.it/DocumentFolder/Rapporto_IIC_Fondazione_ Rosselli_def.pdf (Дата обращения: 16.04.2021)
8. Мансур Ю.Н. Внешняя политика Италии 2001-2017 гг. // Официальный сайт История: Реферативный журнал. 2019. // URL: https://cyberleninka.ru (Дата обращения: 16.04.2021)
References
1. Kozlov L.E. Cultural diplomacy as a resource for regional development // Oikumena. Regional studies. 09/15/2017. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-diplomati-ya-kak-resurs-regionalnogo-razvitiya (02.02.2021)
2. Bockeria S.A., Danilov V.V. Features of the cultural diplomacy of Italy at the present stage // Bulletin of RUDN University. Series International relations. 2019. Volume 19. № 4. // URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42369938_13011300.pdf (04.03.2021)
3. World Exhibition in Milan // URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/ 06/08/595572 (04.16.2021)
4. GfK study: Anholt-GfK Nation Brands // Official website // URL: https://www.gfk.com/ru/ press/issledovanie-gfk-anholt-gfk-nation-brands-index-2017 (04.16.2021)
5. Talalay M.G. Russia and Italy in the dialogue of cultures: to the 110th anniversary of the tragedy in Messina. Scientific and public round table. Messina (Italy), September 25, 2018 // Bulletin of RUDN University. Russian history. 2019. // URL: https://cyberleninka.ru (04.16.2021)
6. Holidays in Montenegro: tourist guide and guide 2012-2021 access mode: https://www. travel-mne.ru/information/holidays_festivals (03.02.2021)
7. Gli Istituti Italiani di Cultura per la promozione del Brand Italia. Fondazione Rosselli. // URL: http://www.fondazionerosselli.it/DocumentFolder/Rapporto_IIC_Fondazione_Ross-elli_def.pdf (04.16.2021)
8. Mansur Yu.N. Italian foreign policy 2001-2017 // Official site History: Abstract journal. 2019. // URL: https://cyberleninka.ru (04.16.2021)