Научная статья на тему 'Некоторые аспекты совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ФСИН России в области ведения производства по делам об административных правонарушениях'

Некоторые аспекты совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ФСИН России в области ведения производства по делам об административных правонарушениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
93
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / VOCATIONAL TRAINING / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / ADMINISTRATIVE OFFENSE / PENAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гришин Дмитрий Александрович

в статье рассматриваются вопросы, связанные с применением практико-ориентированного подхода в профессиональной подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы в сфере ведения ими производства по делам об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гришин Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF IMPROVEMENT OF VOCATIONAL TRAINING OF PENAL STAFF IN THE SPHERE OF MAINTAINING THE PROCEEDINGS ON ADMINISTRATIVE OFFENSES

in the article the author considers some issues connected with the use of the praktiko-focused approach in vocational training of penal staff in the sphere of maintaining by it the proceedings on administrative offenses.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ФСИН России в области ведения производства по делам об административных правонарушениях»

УДК35.084.4 _ A GRTSHTN

ББК 67.401.031.2 D GRTSHTN

Г85

SOME ASPECTS OF IMPROVEMENT OF VOCATIONAL TRAINING OF PENAL STAFF IN THE SPHERE OF MAINTAINING THE PROCEEDINGS ON ADMINISTRATIVE OFFENSES

Annotation: in the article the author considers some issues connected with the use of the praktiko-focused

approach in vocational training of penal staff in the sphere of maintaining by it the proceedings

on administrative offenses.

Key words: vocational training, administrative responsibility, administrative offense, penal system.

ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ГРИШИН,

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры административного и финансового права (Академия ФСИН России) E-mail: editor62@yandex.ru.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ФСИН РОССИИ В ОБЛАСТИ ВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с применением практико-ориентированного подхода в профессиональной подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы в сфере ведения ими производства по делам об административных правонарушениях Ключевые слова: профессиональная подготовка, административная ответственность, административное правонарушение, уголовно-исполнительная система.

Одно из приоритетных направлений деятель-

ности уголовно-исполнительной системы по профилактике преступлений и иных правонарушений - пресечение поступления осужденным запрещенных предметов, особенно средств мобильной связи, посредством выявления и перекрытия каналов их поступления в исправительные учреждения (следственные изоляторы) и привлечения к ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной) лиц, виновных в совершении данных правонарушений.

Как известно, наличие бесконтрольныхсредств мобильной связи в исправительных учреждениях и следственных изоляторах способствует дестабилизации оперативной обстановки. При помощи указанных средств связи осужденные (подозреваемые, обвиняемые) занимаются мошенничеством, устанавливают преступные связи с лидерами уголовно-преступной среды, организуют доставку запрещенных предметов в учреждения УИС. В связи с этим на первый план выходят задачи по повышению уровня теоретической и практической подготовленности сотрудников УИС в области организации профилактической работы по предупреждению поступления на территорию исправительного уч-

реждения запрещенных предметов (в том числе средств мобильной связи) и организации, в строгом соответствии с уголовно-исполнительным и административным законодательством, работы по изъятию, хранению и учету изымаемых запрещенных предметов, а также усиление контроля за данной работой, проводимой в учреждениях и органах УИС.

В случае доставки в исправительное учреждение алкогольных напитков и средств связи должностные лица УИС обязаны возбуждать производство по делу об административном правонарушении, то есть применять нормы законодательства об административных правонарушениях.

Современное состояние правового обеспечения административной деятельности должностных лиц учреждений, исполняющих уголовные наказания, по применению ими ст. 19.12 КоАП РФ «Передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания» не в полной мере отвечает потребностям практики. Не урегулированными на ведомственном уровне остаются вопросы, связанные с осуществлением доставления, админи-

ISSN 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2013. № 2

стративного задержания и иных мер обеспечения производства по делам об административ -ных правонарушениях сотрудниками ФСИН России, а также вопросы в области организации деятельности сотрудниковисправительного учреждения при изъятии вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения. Сегодня отсутствует также единый централизованный учет материалов административной практики на территориальном и федеральном уровнях управления УИС.

В ряде территориальных органов ФСИН России профилактика поступления к осужденным запрещенных предметов, в том числе работа с лицами, задержанными за передачу запрещенных предметов или попытку их передачи осужденным, остается на низком уровне, что порождает чувство безнаказанности у правонарушителей, создает благоприятные условия для реализации ими своих противозаконных действий.

В результате безграмотного документирования административных правонарушений и отсутствия дальнейшего взаимодействия с судами различной юрисдикции к гражданским лицам, задержанным за доставку или попытку достав -ки осужденным запрещенных предметов, применяются минимальные санкции, предусмотренные ст. 19.12 КоАП РФ, или вообще производство дела об административном правонарушении прекращается.

В образовательных учреждениях ФСИН России в соответствии с утвержденными рабочими учебными планами отсутствует самостоятельный курс либо учебная дисциплина, в рамках которой изучалась бы административноюрисдикционная деятельность (деятельность по применению КоАП РФ) в целом и ее специфика в частности применительно к учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы. Обучение курсантов и слушателей ведению производства по делам об административных правонарушениях осуществляется в процессе изучения ими учебной дисциплины «Административное право» по теме «Административный процесс» в объеме 8 часов аудиторных занятий, что явно недостаточно для выработки у них прочных умений и навыков правоприменительной деятельности в этой сфере. При этом в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 - Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист») реализация компетентност-

ного подхода при подготовке специалистов -одна из основных задач образовательного процесса. Данный подход должен предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, практикумы, психологические и иные тренинги, учения) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков у обучающихся1. Первоочередной задачей вузов ФСИН России становится задача по развитию практико-ориентированного обучения будущихсотрудниковисправительных учреждений и следственных изоляторов в целях формирования у обучающихся широкого спектра профессиональных компетенций. В частности, эта задача может быть решена посредством использования в образовательном процессе импровизированных учебных рабочих мест (УРМ) сотрудников различных служб исправительного учреждения. В связи с этим на кафедре административного и финансового права Академии ФСИН России было создано УРМ «Кабинет административной практики исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы». Использование в образовательном процессе данного УРМ позволило, по нашему мнению, интенсифицировать процесс приобретения обучающимися необходимыхзнаний, умений, навыков и в итоге за небольшое количество аудиторных часов, отведенных рабочим учебным планом, сформировать у обучающихся компетенцию по осуществлению в точном соответствии с законом производства по делам об административных правонарушениях и иных видов административных производств.

Основная цель создания и функционирования УРМ - формирование у курсантов и слушателей академии четкого алгоритма действий при выявлении административных правонарушений, которые подведомственны сотрудникам ФСИН России (ч. 2 ст. 19.3 и ст. 19.12 КоАП РФ) либо по которым сотрудники УИС наделяются правом составлять протокол об административном правонарушении в целях всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В процессе проведения учебных занятий с использованием УРМ «Кабинет административ-

/ЭЭМ 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2013. № 2

60

ной практики исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» обучающиеся отрабатывают осуществление следующих административных процедур:

1) составление протоколаоб административ -ном правонарушении;

2) применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

3) направление протокола и других материалов дела об административном правонарушении в суд;

4) рассмотрение дела об административном правонарушении должностным лицом УИС и вынесение соответствующего постановления;

5) рассмотрение жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении;

6) исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях;

7) ведение делопроизводства по делам об административных нарушениях;

8) вынесение постановлений (представлений) об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

Практические занятия с использованием УРМ «Кабинет административной практики исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы» проводятся в форме ролевой игры по единому замыслу в два этапа.

Замысел игры - отработка обучающимися, выступающими в качестве должностных лиц конкретного учреждения уголовно-исполнительной системы (ФКУ ИК-1 УФСИН России по КТ-ской области, расположенном в черте городскогоокруга, -город К), механизма действий при осуществлении производства по делу об административном правонарушении на территории учреждения УИС.

Первый этап (продолжительность - 45 мин) проводится в компьютерном классе. В рамках первого этапа игры курсанты проходят компьютерное тестирование на знание основных положений действующего законодательства в области организации и осуществления административных производств в органах и учреждениях уголовноисполнительной системы. По завершении первого этапа каждый обучаемый получает оценку.

Второй этап (продолжительность- 2 ч 15 мин) проводится непосредственно на УРМ. На данном этапе курсанты, разделившись под руководством

преподавателя на игровые коллективы (7-8 человек), решают практические ситуации (отрабатывают вводные), возникающие в процессе функционирования учреждения уголовно-исполнительной системы, в сфере ведения производства по делам об административных правонарушениях и готовят отчетные документы.

Каждый игровой коллектив моделирует деятельность учреждения, исполняющего уголовные наказания. Конкретные роли должностных лиц учреждения распределяются в зависимости от доведенной преподавателем вводной.

При оценке отработки вводных преподавателем должно учитываться следующее

- своевременность представления отчетных материалов обучаемыми;

- правильность их оформления;

- обоснованность содержащихся в них выводов;

- аккуратность заполнения.

По результатам решения тестовых заданий и отработки вводных преподаватель оценивает каждого курсанта и выставляет в журнал успеваемости по своему выбору либо среднюю общую оценку за два этапа ролевой игры, либо отдельную оценку за каждый этап.

В заключение хочется отметить, что повышение эффективности административной деятельности должностных лиц исправительных учреждений по пресечению поступления осужденным запрещенных предметов (в том числе средств мобильной связи) зависит прежде всего от профессиональной подготовленности сотрудников ФСИН России, их компетентности в вопросах применения и документационного обеспечения применения законодательства об административных правонарушениях. Деятельность по профессиональной подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы в этой сфере необходимо осуществлять как в рамках освоения обучающимися основной образовательной программы в вузе ФСИН России, так и в рамках служебной подготовки не реже одного раза в год с проведением практических и теоретических занятий по организации досмотра граждан на территории исправительных учреждений, режимных территориях, транспортных средствах, а также документированием полученных результатов.

Список использованной литературы

1 См.: Об утверждении и введении в действие федерального государственногообразовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки( специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист»): приказ МинобрнаукиРоссии от 14 января 2011 г. № 20 // Бюл. нормат актов федер. органов исполнит: власти. 2011. №9 23.

----------- /ЭЭМ 2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2013. № 2 -------------------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.