114
сударственного чиновника за нарушение Федерального закона России от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [3] составляет порядка 25—50 тыс. руб. Жесткий контроль над исполнением закона вместе с повышением квалификации государственных заказчиков должен дать результаты, а именно снизить бюджетные расходы при проведении государственных закупок, в том числе и для системы МТС органов внутренних дел. Необходимо отметить, что с вступлением в силу с 2006 г. Федерального закона № 135-Ф3 «О защите конкуренции» [4] появился мощный рычаг в совершенствовании борьбы с преступлениями, связанными с нарушением антимонопольного законодательства: данный закон устанавливает антимонопольные требования к процедуре проведения торгов при государственных закупках.
Основной подход в предлагаемых нами методах снижения рисков и угроз в системе государственного заказа при материально-техническом снабжении органов внутренних дел видится в разработке таких мер, которые не допускают, предотвращают или минимизируют ущерб; предусматривают возможные последствия хозяйственной деятельности в ситуации риска и угроз и делают возможной реализацию такой системы адаптации государственных органов к рискам и угрозам, при
которой могут быть нейтрализованы негативные последствия, а также максимально полно использованы шансы на получение эффективного результата.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации.
2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: Указ Президента России от 12 мая 2009 г. № 537 // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
3. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон РФ от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (с изм. и доп.) // СПС КонсультантПлюс.
4. О защите конкуренции: Федеральный закон РФ от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ (с изм. и доп. от 8 ноября 2008 г.) // Рос. газ. 2006. 27 июля.
5. Об организации тылового обеспечения подразделений МВД России, направляемых для наведения конституционного порядка на территории Чеченской Республики: приказ МВД России от 30 января 1995 г. № 32.
6. Смирнов С.А. Тыловое обеспечение действий органов внутренних дел в особых условиях: лекция. М., 1989.
E-mail: [email protected]
А.Г. ГИТИНОВ,
адъюнкт* кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения
(Академия управления МВД России)
Некоторые аспекты совершенствования деятельности органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности региона
В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами обеспечения экономической безопасности региона на примере Республики Дагестан. Предлагается комплекс мер, направленных на совершенствование деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности региона.
Коррупция, экономическая безопасность, совершенствование деятельности органов внутренних дел, противодействие экономической преступности.
* Ранее — заместитель начальника 6-го отдела Управления собственной безопасности МВД по Республике Дагестан.
В условиях перемен, происходящих в экономической жизни России, значительно обострились проблемы, связанные с укреплением всей системы национальной безопасности, прежде всего безопасности экономической, ориентированной на обеспечение стабильного экономического развития государства и его регионов, их защищенности от экономических угроз.
Уровень экономической безопасности большинства российских регионов далек от желаемого, что не способствует их динамичному развитию. В наиболее тяжелой ситуации оказались субъекты Северо-Кавказкого феде-
рального округа, что обусловлено как сложным геополитическим положением, так и множеством неразрешенных экономических проблем [7].
Рассмотрим проблемы, возникающие при обеспечении экономической безопасности Республики Дагестан. Республика остается одним из наиболее трудоизбыточных регионов Российской Федерации, дисбаланс между имеющимися рабочими местами и численностью граждан, ищущих работу, проявляется достаточно остро. По официальным данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, к концу октября 2011 г. количество безработных в республике составляло 35,5 тыс. человек (3 % от всего экономически активного населения). По экспертным оценкам, около 70 % трудоспособного населения республики не занято на общественном производстве [2, с. 6].
По уровню материального благосостояния население Республики Дагестан занимает одно из последних мест среди субъектов Российской Федерации. Среднемесячная заработная плата в 2011 г. составила 10 811,6 руб. и остается самой низкой по СКФО [2].
Кризисные явления в экономике Дагестана сыграли решающую роль в возникновении деформаций социальной сферы, многие из них имеют выраженное криминогенное значение. При отсутствии социальной ориентированности реформ во много раз увеличилась численность людей, лишенных необходимой поддержки, произошло падение жизненного уровня народа и как следствие — резкая и потому социально опасная дифференциация населения по доходам.
Положение усугубляется тем, что доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума, увеличивается, что способствует росту уровня преступности.
Отметим, что основную нагрузку в обеспечении экономической безопасности Республики Дагестан несут территориальные подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции, и на фоне складывающейся сложной обстановки в республике, связанной с усилением террористической опасности и реорганизацией данного подразделения, темпы работы в этом направлении снизились [7]. В 2011 г. органами внутренних дел по Республике Дагестан было выявлено 1851 (12,9 %) преступление экономической направленности, в том числе 154 налоговых преступления (22,2 %) [2].
По мнению министра внутренних дел Республики Дагестан А.М. Магомедова, в 2011 г. количество выявленных преступлений эко-
номическои направленности уменьшилось незначительно, что можно объяснить объективным фактором — законодательство по налоговым преступлениям претерпело серьезные изменения (значительно повышена минимальная сумма, неуплата которой признается нарушением налогового законодательства). В то же время существенно увеличилось количество выявленных преступлений, совершенных в банковской сфере, хищений бюджетных средств, а также преступлений коррупционной направленности [5].
Практически все районные и городские бюджеты республики являются дотационными. В этих условиях хищения бюджетных средств совершаются при попустительстве, а порой и прямом участии государственных должностных лиц, в частности глав муниципальных образований [3, с. 4].
Полагаем, что местные власти не выражают заинтересованности в том, чтобы граждане и юридические лица платили больше налогов: гораздо выгоднее их «делить» и получать с этого деньги, а потом жаловаться, что денег нет и нужны субвенции [4].
Недостаточное взаимодействие органов внутренних дел с другими правоохранительными и контролирующими органами, в частности с налоговыми органами, способствует повышению уровня коррупции на территории республики, а также росту преступлений, совершаемых руководителями коммерческих структур путем сговора с сотрудниками налоговых служб с целью регистрации лжепредприятий и обналичивания крупных денежных средств, добытых преступным путем и различными махинациями в банковской структуре. В результате происходит отток обналиченных денежных средств, подлежащих учету и налогообложению, в теневую экономику [6, с. 4].
Совершение экономических преступлений в большинстве случаев связано с проявлением коррупции и проникновением криминалитета во власть. В связи с этим деятельность органов внутренних дел в данной сфере является наиболее важным и приоритетным направлением. В рамках данного положения необходимо отметить, что принятый Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [1], на наш взгляд, призван способствовать борьбе с коррупционными правонарушениями.
Деятельность по обеспечению экономической безопасности в Республике Дагестан должна носить комплексный характер, быть ориентированной на противодействие коррупции как системной угрозе социально-экономическому развитию.
В силу специфики своей деятельности именно органы внутренних дел в достаточной мере информированы об особенностях функционирования тех или иных отраслей экономики регионов.
При этом приоритетными направлениями совершенствования деятельности органов внутренних дел Республики Дагестан по линии обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции, защите прав собственников от преступных посягательств должны стать следующие:
— выявление фактов коррупции в сфере налогового администрирования со стороны должностных лиц налоговых органов, способствующих совершению преступлений и правонарушений в налоговой сфере;
— проведение комплекса мероприятий по пресечению источников и каналов финансирования террористических организаций в Республике Дагестан через хозяйствующие субъекты, благотворительные фонды, кредитно-финансовые структуры, включая международные;
— пресечение деятельности коммерческих и финансовых структур, контролируемых преступными сообществами для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем;
— выявление преступлений, совершаемых вертикально интегрированными структурами с применением внутрикорпоративных цен путем вывода большей части прибыли за рубеж с использованием оффшорных зон;
— выявление фактов уклонения от уплаты налогов в крупном и особо крупном размерах;
— выявление преступлений, связанных с хищениями бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, в том числе выделяемых для реализации целевых программ и приоритетных национальных проектов;
— пресечение преступлений, совершаемых на рынке ценных бумаг, в частности в сфере вексельного обращения и на рынке акций.
В целях усиления взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными и контролирующими органами необходимо достижение четкого разделения юрисдикции и координации деятельности органов и подразделений в целях установления эффективных рабочих контактов.
Представляется, что указанные направления совершенствования деятельности должны стать приоритетными при формировании региональной системы обеспечения экономической безопасности в Республике Дагестан.
Список литературы
1. О противодействии коррупции: Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 // СПС КонсультантПлюс.
2. Адамова Р. Я далек от мысли, что у нас идеальные сотрудники // Новое дело. 2011. № 49. 16 дек.
3. Комплексный анализ состояния оперативной обстановки на территории Республики Дагестан и результатов оперативно-служебной деятельности органов и подразделений внутренних дел за 12 месяцев 2011 года: аналитический обзор. Махачкала, 2012.
4. Стратегия экономического развития Республики Дагестан до 2020 года: матер. науч.-практ. конф. / под общ. ред. И.К. Камилова. Махачкала, 2008.
5. Магомаев Т. Дальше что? // Новое дело. 2011. № 49. 16 дек.
6. Мамаев А. Налегли на налоговую // Черновик. 2011. 16 дек.
7. Максимов С. Наиболее серьезная угроза — это коррупция // Информационно-аналитический журнал. 2008. № 10.
E-mail: [email protected]
116