A.P. SKIBA
THE ASPECTS OF PISONERS’ CONSTITUTIONAL RIGHT TO HEALTH CARE IMPLEMENTATION
Annotation: prisoners’ constitutional right to health care implementation, grounds and procedure for medical support in penal institutions are considered in the article. The author analyses the instruments regulating this issue.
Key words: health care, medical aid to prisoners.
А.П. СКИБА,
кандидат юридических наук (Институт управления, бизнеса и права, г. Ростов-на-Дону)
E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Аннотация: в статье рассматривается проблема реализации конституционного права осужденных на охрану здоровья, порядок и условия оказания им медицинской помощи в местах лишения свободы, анализируются
документы, регулирующие эту сферу.
Ключевые слова: охрана здоровья, лечебно-профилактическая помощь осужденным.
Статья 41 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». Исходя из указанного нормативного положения население России может получать бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и имеет право на обращение в иные медицинские заведения.
Осужденным к лишению свободы медицинская помощь оказывается в медсанчастях исправительных учреждений, а также лечебных исправительных (ЛИУ) и лечебно-профилактических (ЛПУ) учреждениях, то есть в государственных заведениях уголовно-исполнительной системы (УИС). Это обстоятельство в общих чертах закреплено в ч. 2 ст. 101 УИК РФ. Однако в этой норме уголовно-исполнительного закона (ч. 1) указано, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации, то есть подзаконным актом.
Конституция РФ в ч. 3 ст. 55 закрепляет, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следовательно, право осужденных на охрану здоровья и медицинскую помощь может быть ограничено для предотвращения совершения ими новых преступлений.
Полагаем, что лицо, не имеющее тяжелых заболеваний, будет более полезно для общества, особенно после освобождения, чем больной человек. Ведь здоровому человеку гораздо легче найти работу, решить вопросы бытового характера и иным образом адаптироваться к жизни после освобождения из мест лишения свободы, поэтому подзаконные ограничения конституционного права осужденных на охрану здоровья и медицинскую помощь считаем несколько необоснованными и не соответствующими ни целям уголовно-исполнительного законодательства (ст. 1 УИК РФ), ни конституционным условиям ограничения прав и свобод человека (ст. 55 Конституции РФ).
В конце 90-х годов в УИС сложилась ситуация, когда не то что на лекарства, но даже на питание осужденным государство необходимых средств не выделяло. До сих
пор насущные потребности пенитенциарного здравоохранения не удовлетворяются в полном объеме.
В Правилах организации по предоставлению лечебно-профилактической и санитарно -профилактической помощи осужденным (далее - Правила) посвящен § 19 с одноименным названием, в котором предусмотрен ряд условий и факторов (с нашей точки зрения, абсолютно необоснованных), при соблюдении которых возможно предоставление дополнительной медицинской помощи больному осужденному:
1. Нахождение осужденного преимущественно в ЛПУ и ЛИУ (чтобы знать, может ли ему оказываться соответствующая медицинская помощь, его следует направить из исправительной колонии в эти учреждения). Данное ограничение вызывает, по меньшей мере, удивление, так как в УИС функционируют также колонии-поселения, исправительные колонии общего, строгого и особого режимов и тюрьмы, из которых, как следует из п. 124 Правил, отправлять осужденных лечиться в местные органы здравоохранения не разрешается. Подобные вопросы актуальны, например, и в отношении беременных женщин, отбывающих наказания в колониях-поселениях, которым необходимо не только давать соответствующие консультации, но и организовывать родовспоможение.
2. Ограничение исходит из предпосылки о наличии в соответствующем административно-территориальном образовании только лечебно-профилактического учреждения государственной или муниципальной систем здравоохранения (пп. 124, 125 Правил). В то же время среди территориальных учреждений здравоохранения функционируют и иные, кроме лечебно-профилактических, медицинские учреждения.
3. Еще одно ограничение установлено путем прямого предусмотрения оказывать дополнительную лечебно-профилактическую помощь лишь учреждениями государственной или муниципальной систем здравоохранения (пп. 124, 125 Правил). По сути, это запрет на использование специалистов, занимающихся частной врачебной практикой.
4. Дополнительную медицинскую помощь осужденный может получать только за счет
собственных средств (п. 128 Правил). Денежные средства он может заработать лишь при эффективной деятельности пенитенциарного предприятия, что в настоящее время встречается нечасто, а в лечебно-профилактических и лечебных исправительных учреждениях подобные предприятия обычно не функционируют. В этом случае непонятно, почему не разрешается оплата дополнительной медицинской помощи, например, родственниками осужденного.
5. Обратиться с заявлением к начальнику учреждения может лишь сам осужденный (п. 125 Правил), а не его родственники. Однако законодателем не учтена ситуация, когда осужденный, например, ввиду травмированной руки или своего психического либо иного болезненного состояния не может самостоятельно реализовать данное право.
6. Исходя из п. 128 Правил, осужденный должен заключить договор с соответствующим медицинским учреждением или специалистом, оказавшим дополнительную лечебно-профилактическую помощь. В этом случае непонятно, когда осужденный может этот договор заключить - во время получения дополнительной медицинской помощи (трудно представить, что специалист поедет в исправительное учреждение для оказания помощи осужденному без заключенного договора или иных гарантий оплаты его труда) или до ее оказания (однако порядок организации предварительных выездных консультаций осужденных к лишению свободы врачами государственной или муниципальной систем здравоохранения, в том числе для заключения соответствующего договора, вообще не определен в уголовно-исполнительном законодательстве). Вызывает также сомнение, может ли заранее осужденный точно знать, сколько будет стоить его обследование и курс лечения, проведенный врачом из территориальных органов здравоохранения.
Таким образом, в § 19 Правил фактически ограничивается (вплоть до невозможного) реализация конституционного права осужденных на получение медицинской помощи, что не соответствует пр. 22 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.
Кроме того, в лечебно-профилактических учреждениях УИС возможности обращения
тяжелобольных осужденных за помощью также ограничены по следующим причинам:
- невозможность по состоянию здоровья самостоятельно письменно обратиться в медицинские учреждения, органы прокуратуры или органы, осуществляющие контроль за деятельностью учреждений УИС;
- отсутствие в ЛПУ предприятий, не позволяющих осужденным самостоятельно заработать денежные средства, а ввиду непродолжительного времени пребывания в пенитенциарной больнице на лицевые счета осужденных до их убытия в исправительную колонию часто не успевают переводиться деньги из предыдущего места содержания. В этом случае больные осужденные не всегда могут отправить письменные обращения (в соответствии со ст. 91 УИК РФ переписка осужденных осуществляется за счет собственных средств);
- непредоставление длительных свиданий осужденным, находящимся на лечении (п. 132 Правил), а в ходе краткосрочных свиданий, контролируемых администрацией, нередко не хватает времени рассказать родственникам, которые могли бы обратиться в медицинские учреждения, прокуратуру и иные правоохранительные органы, о возникших проблемах, в том числе в части получения медицинской помощи.
Перевод больных осужденных в ЛПУ из других учреждений УИС осуществляется
не по приговору суда. В результате этого осужденный к лишению свободы в ЛПУ нередко подвергается ограничениям, не предусмотренным в соответствующей исправительной колонии, в которой он должен отбывать наказание по приговору суда. Наиболее показательно подобная ситуация возникает при этапировании лица из колонии-поселения в ЛПУ, где во время лечения ему не предоставляются длительные свидания и затруднена реализация иных прав и законных интересов этого осужденного.
Кроме того, необходимость расширения возможности получения платных медицинских услуг обусловливается тем, что они часто представляют собой единственно возможный вариант получения более качественной высокотехнологическоймедицинской помощи или применения нестандартных методик диагностики и лечения (акупунктуры, фитотерапии, гомеопатии и др.).
По нашему мнению, указанные законодательные недоработки в части реализации конституционного права на охрану здоровья и получения медицинской помощи должны быть устранены путем закрепления соответствующего права осужденного к лишению свободы и возможности его реализации в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, а не в ведомственном акте органа исполнительной власти.