□ НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ»..._
Т.Ю. СМИРНОВА, Г.А. САРКИСЯН, С.Н. СИНЬКОВ
ГУ Кузбасское региональное отделение ФСС РФ, филиал № 11,
г. Новокузнецк
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ» В ЧАСТИ ПРОФИЛАКТИКИ И МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
Уже почти четыре года действует Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Федеральный закон). Это относительно небольшой срок для существования правоотношений и, в то же время, достаточный для подведения определенных итогов.
С момента принятия данного закона и до настоящего времени в него уже внесено довольно большое количество изменений и дополнений. Частично это продиктовано происходящей в России реформой законодательства, но основной причиной является несовершенство первоначальной редакции. Немаловажно, что, с другой стороны, изменения и дополнения свидетельствуют о постоянном совершенствовании правового регулирования указанных правоотношений, продиктованных результатами взаимодействия их участников.
Кемеровская область была и остается одним из самых неблагоприятных регионов по производственному травматизму и профессиональной заболеваемости. Высокая концентрация крупнейших предприятий черной и цветной металлургии, угольной промышленности и других отраслей экономики, в сочетании с техническим и человеческим факторами, становится причиной огромного числа пострадавших. Только наш (один из двух в городе Новокузнецке) филиал № 11 Государственного учреждения Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации производит страховое обеспечение около 3,5 тысяч застрахованных, у которых результатом повреждения здоровья стали стойкая утрата профессиональной трудоспособности или их смерть. Общее же количество страховых случаев значительно больше.
Как остановить эту волну? Какую роль играет Федеральный закон в сохранении жизни и здоровья работающего населения? Какие перспективы развития в этой сфере? Все это нема-
ловажные вопросы не только для специалистов, они касаются каждого гражданина.
Основными задачами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установленных Федеральным законом, являются обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска, и обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Как показывает практика, именно профилактические мероприятия чаще являются наиболее эффективными и, в конечном итоге, менее дорогостоящими при разрешении тех или иных проблем. Именно в данном направлении за последнее время сделаны существенные шаги.
При анализе причин несчастных случаев на производстве, произошедших в 2001-2002 годах (здесь и далее приводятся данные филиала № 11), установлено, что главными являются:
- нарушение безопасных методов и приемов выполнения работ пострадавшими (!) (23,6 % и 28 % от общего числа несчастных случаев, соответственно, в 2001 и 2002 гг.);
- неудовлетворительная организация производства работ (16,3 % и 11,5 %, соответственно, в 2001 и 2002 гг.);
- недостатки в обучении безопасным методам и приемам выполнения работ (7 % и 8,5 %, соответственно, в 2001 и 2002 гг.).
Среди основных причин профессиональных заболеваний особо выделяются конструктивные недостатки оборудования (50 % и 53,8 % от общего числа профзаболеваний, соответственно, в 2001 и 2002 гг.) и несовершенство технологического процесса (37,5 % и 42,3 %, соответственно, в 2001 и 2002 гг.).
Для экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска, исполнительные органы Фонда
социального страхования РФ, в соответствии с Федеральным законом, устанавливают страхователям скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в размере, не превышающем 40 % страхового тарифа. Размер указанной скидки или надбавки устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию.
Фонд социального страхования РФ направляет средства для финансирования обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных. Необходимость развития данной статьи расходов особенно актуальна на фоне вышеприведенных причин несчастных случаев.
Значительный прогресс наблюдается в области частичного финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. От двух видов предупредительных мер, предусмотренных в 2001 году, в 2002 году данный перечень увеличился до четырех и в 2003 году — до пяти. Сегодня предприятия имеют возможность использовать часть страховых взносов на такие мероприятия, как:
- проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами;
- оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на ра-
ботах с вредными и опасными производственными факторами;
- оплата расходов на приобретение работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, сертифицированных средств индивидуальной защиты по типовым нормам для бесплатной выдачи;
- проведение аттестации рабочих мест, сертификации работ по охране труда;
- приобретение приборов, контролирующих состояние условий труда.
Практическая оценка результатов профилактических мероприятий в настоящий момент не однозначна. С одной стороны, статистические данные за последние три года свидетельствуют о планомерном снижении числа несчастных случаев на производстве (диагр. 1). По сравнению с их количеством в 2001 году, на 1 декабря 2003 года это снижение составляет около 32 %.
В то же время, по профзаболеваниям наблюдается несколько иная ситуация: стремительное их увеличение в 2002 году и прямо противоположная тенденция в 2003 году (ди-агр. 2). Одно из объяснений этому вытекает из существа профессиональных хронических заболеваний — они возникают в результате длительного воздействия вредных производственных факторов. Поэтому предупредительные меры в их отношении должны дать ожидаемый эффект в будущем.
То же самое касается, в определенной мере, предварительных и периодических медицинских
714 614 514 414 314 214 114 14
2001
Легкие
2002
■ Тяжелые
2003
Смертельные
Диаграмма 1
Количество несчастных случаев на производстве за период 2001-2003 гг., зарегистрированных в Филиале №1
ЛЕЧЕНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРОФЗАБОЛЕВАНИЙ И ЛИЦ, ТРАВМИРОВАННЫХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
□ НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ»..._
Диаграмма 2
Количество случаев профессиональных заболеваний за период 2001-2003 гг.,
зарегистрированных в Филиале №11
П
2003
осмотров и санаторно-курортного лечения работников.
Таким же примером может служить и установление скидок и надбавок к страховым тарифам, которые, так или иначе, стимулируют работодателей к обеспечению безопасных условий и охраны труда. Эти усилия, по ряду причин, где немаловажное место занимает экономическая составляющая, порой не могут дать быстрый результат. Для строительства, монтажа, замены оборудования, совершенствования и переустройства рабочих мест и т.д., страхователям нередко требуются продолжительные периоды времени.
В то же время, несмотря на это, можно говорить об определенной положительной тенденции в развитии профилактического направления в реализации Федерального закона.
Но если все же с работником произошел несчастный случай на производстве, или ему уже установлено профессиональное заболевание, главной задачей становится возвращение человека к полноценной жизни или максимальное продвижение на этом пути. Именно этому служат мероприятия медицинской реабилитации застрахованных лиц.
Среди них особо стоит выделить реабилитационное лечение в Центрах реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации. Качественное и своевременно получен-
ное лечение не только может восстановить здоровье работника или снизить отрицательные последствия травмы, но и элементарно спасти ему жизнь.
Благоприятный эффект медицинской реабилитации очевиден.
В филиале № 11 был проанализирован эффект от реабилитационного лечения. Из всех пациентов, получивших данный вид реабилитации в 2001 году, у 6 % человек восстановилось здоровье, у 41 % — снизилась степень утраты профессиональной трудоспособности, у 47 % — степень утраты профессиональной трудоспособности осталась без изменений. В 2002 году число пострадавших, восстановивших здоровье, составило 21 %, уменьшение степени утраты профессиональной трудоспособности отмечено у 28 %, степень утраты профессиональной трудоспособности осталась без изменений у 46 %.
Последние изменения, внесенные в Федеральный закон, позволяют осуществлять (и, соответственно, оплачивать) лечение застрахованного непосредственно после произошедшего на производстве тяжелого несчастного случая, без освидетельствования в учреждении медико-социальной экспертизы. Это позволяет добиться оперативности в предоставлении данного вида реабилитации и максимально эффективного выполнения задач по восстановлению здоровья пострадавших.
Большое внимание уделяется реализации программы реабилитации пострадавших на производстве и больных профессиональными заболеваниями в санаторно-курортных учреждениях.
Считаем, что основной задачей реабилитации при этом является скорейшее восстановление трудоспособности и возвращение пострадавшего к нормальной трудовой деятельности, и, соответственно, уменьшение производимых филиалом расходов по данному виду страхования.
В течение 2001-2003 гг. филиал выделил 1815 путевок для санаторно-курортного лечения пострадавших на производстве.
Большая часть пациентов (в 2001 г. — 59 %, в 2003 г. — 72 %) получили лечение в Центрах реабилитации Фонда социального страхования РФ (далее — ЦР ФСС РФ). Причем, число реабилитируемых выросло с 492 человек в 2001 году до 732 человек в 2003 году (данные даны по состоянию на 01.12.2003 г.).
Филиал предоставляет путевки в такие ЦР ФСС РФ, как «Топаз» (Кемеровская область), «Ключи» (Томская область), «Туманный» (Республика Хакасия), «Омский» (г. Омск), «Тарас-куль» (Тюменская область).
После подробного ознакомления с предоставляемыми Центрами услугами по реабилитационному лечению, предпочтение отдано первому из них (диагр. 3). Специализированные отделения реабилитации пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний открыты в Центре реабилитации «Топаз» с 2000 года. В Центр принимаются постра-
давшие с профессиональными заболеваниями органов дыхания нетуберкулезного характера, нервной системы, ЛОР-органов, системы кровообращения, органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата.
Основными природными лечебными факторами здравницы являются лечебная грязь курорта «Озеро Учум», минеральная вода, добываемая из скважины № 3151 Центра реабилитации «Топаз», горный климат и чистый лесной воздух. Современная лечебно-диагностическая база Центра говорит о высоком уровне оказываемой квалифицированной помощи и эффективном лечении.
Итоги проводимой работы обнадеживают, в частности, показывают эффективность проводимой реабилитации. По отзывам пострадавших, у них отмечается улучшение состояния здоровья, и это, в свою очередь, находит отражение в изменении процента утраты профессиональной трудоспособности (табл. 1).
Из 673 человек, прошедших лечение в Центре реабилитации «Топаз» (данные о 83 пациентах пока отсутствуют), 46 пациентов выписаны по окончании лечения со значительным улучшением в состоянии здоровья (6,8 %), 582 человека изменений в состоянии здоровья не отметили. Это также является положительным фактором, т.к. достигнута ремиссия заболевания.
Анализ эффективности реабилитации 63 человек, которым в течение трех лет (20012003 гг.) предоставлялись путевки в Центр реабилитации «Топаз», представлен в таблице 2.
Диаграмма 3
Распределение выданных путевок на санаторно-курортное лечение в ФГУ ЦР ФСС РФ "Топаз", в процентном соотношении по годам (2001-2003гг.)
ЛЕЧЕНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРОФЗАБОЛЕВАНИЙ И ЛИЦ, ТРАВМИРОВАННЫХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
□ НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ»..._
Из таблицы видно, что основная часть этой категории лиц — люди старше 60 лет, причем эффективность реабилитации застрахованных этой группы значительно ниже, чем в других случаях.
Анализируя изменение процента утраты профессиональной трудоспособности, можно отметить, что у 4,8 % пострадавших степень утраты профессиональной трудоспособности снизилась, у 81 % — осталась без изменений (что, как уже отмечалось, также является положительным фактором), и только у 4,3 % пациентов степень утраты профессиональной трудоспособности увеличилась. Основная часть последней группы (85,7 %) — застрахованные, степень утраты профессиональной трудоспособности которых установлена бессрочно. Можно в определенной мере считать, что у этой группы пострадавших достигнута компенсация нарушенных функций.
При получении реабилитационного лечения в условиях санаториев и реабилитационных центров немаловажное значение имеет стремление самого пострадавшего вернуть утраченную профессиональную трудоспособность. Только при наличии этого фактора возможен положительный результат.
Таблица 2
Изменение степени утраты трудоспособности у лиц, получивших реабилитационное лечение в 2001-2003 гг.
Возраст Количество Вид происшествия % утраты Изменение степени утраты
профзаболевание травма бессрочно уменьшение без изменения увеличение
до 40 лет 0 0 0 0 0 0 0
40-60 лет 14 11 3 0 3 9 2
> 60 лет 49 35 14 45 - 42 7
^______ ___г--- ---
Таблица 1
Число выданных в 2001-2003 гг. путевок на санаторно-курортное лечение в ФГУ ЦР ФСС РФ "Топаз"
2001 2002 2003
Всего путевок 123 304 329
по возрасту:
до 40 лет 3 4 5
40-60 лет 41 125 148
> 60 лет 79 175 176
Изменение степени утраты трудоспособности:
снижение:
до 40 лет 2 3 1
40-60 лет 8 14 16
> 60 лет - - 2
без изменения:
до 40 лет 1 1 4
40-60 лет 33 25 121
> 60 лет 69 166 162
увеличение:
до 40 лет - - -
40-60 лет - 3 11
> 60 лет 10 9 12