О.В. ФИЛАТОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы
Орловского государственного университета Тел. 8 920 816 3213; ov_ftlatova@mail.ru
И.Ю. ГНЕЗДИЛОВА, магистр педагогики кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы социального факультета Орловского государственнго университета Тел. 8 903 637 6613; lady.gnezdilova@yandex.ru
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДДЯ СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В статье рассматриваются основные аспекты деятельности социальных и воспитательных структур пенитенциарной системы. Содержание деятельности специалистов пенитенциарных социальных и воспитательных служб в настоящее время и в контексте развития УИС РФ до 2020 г. определяет современные подходы к профессиональной подготовке магистров для работы в пенитенциарных учреждениях.
Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, пенитенциарные учреждения, пенитенциарная социальная работа, воспитательная работа в пенитенциарных учреждениях.
Взятый в настоящее время курс на гуманизацию уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, реформирование уголовно-исполнительной системы потребовали приведения условий отбывания наказаний в соответствии с международными нормами, а также проведения адекватных коренных преобразований в организации исправительного процесса с осужденным.
Исправление - противоречивый процесс изменения сложившихся стереотипов сознания и поведения осужденных, представляющий собой целенаправленное, а иногда и жесткое управление их жизнедеятельностью. Исправление выступает как цель и результат перевоспитания и как процесс самовоспитания, саморазвития личности [4]. Степени изменения личности вполне сопоставимы с общечеловеческими нормами, поскольку не существует отдельно взятой морали для правонарушителей и для законопослушных граждан. Тем не менее, процесс исправления имеет ряд отличительных особенностей.
Специфика процесса исправления, во-первых, состоит в том, что он происходит в рамках исполнения уголовного наказания. Степень правовой регламентации процесса перевоспитания зависит от вида наказания и органа, его исполняющего. Правовой характер требований способствует выработке у осужденного привычки исполнять законы дисциплинированно и ответственно. Юридические нормы определяют и права осужденных.
© О.В. Филатова, И.Ю. Гнездилова
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
1>сш
Во-вторых, особенностью процесса исправления является и его продолжительность, определяемая сроками уголовного наказания, назначаемого судом. Длительная изоляция осужденного от общества приводит к нарушению социально полезных связей и отношений, препятствующих адекватному восприятию действительности.
В-третьих, следует отметить влияние на осуждённых окружающей их социальной среды. Сосредоточение криминогенной части осужденных, например, подростков в одном месте также создает основу для формирования специфической системы межличностных отношений, основанных на традициях и субкультуре уголовного мира, растлевающего личность. Предпринимаемые попытки оградить несовершеннолетних осужденных от влияния взрослой криминальной среды (содержание в следственных изоляторах для несовершеннолетних), приносит определенные положительные результаты. Тем не менее, полного искоренения влияния уголовной субкультуры на осужденных избежать не удается.
Следует учитывать также, что воспитательное воздействие на личность осужденного носит сугубо индивидуальный характер. Это обусловлено различной степенью социальной дезадаптации и целым рядом индивидуальных особенностей каждого из них.
Одной из важнейших задач пенитенциарного учреждения является ресоциализация - социально контролируемый процесс целенаправленного воздействия на правонарушителя посредством комплекса государственно-правовых, общественных, воспитательных мер для изменения его асоциальных установок, ценностных ориентаций, коррекции противоправного поведения, обеспечивающей в итоге устойчивость социализации личности.
В этой связи первоочередными задачами исправительных учреждений становятся: создание необходимых условий для умственного, духовного, нравственного, психологического, физического развития каждого воспитанника, его ресоциализации, формирование у него потребностей в активном участии в производительном труде и иной общественно-полезной деятельности, способности противостоять асоциальному окружению.
Таким образом, исправление и перевоспитание осужденных - сложный и многогранный процесс, который предусматривает активное использование различных средств, методов и форм воспитательного воздействия на осужденных.
Решение этих задач возложено на социальные и воспитательные службы во взаимодействии со всеми подразделениями и службами исправительного учреждения.
Согласно ст. 9 УИК воспитательная работа рассматривается в качестве одного из основных средств исправления осужденных. Она призвана сформировать у них уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам и традициям человеческого общежития, повысить их образовательный и культурный уровень. Постановка этих полезных для осужденного и общества целей не означает, что они будут полностью достигнуты за время отбывания наказания. Тем не менее, целенаправленная деятельность по их достижению, как показывает практика, приносит позитивные результаты.
В уголовно-исполнительном законе содержатся два принципиально важных положения. Во-первых, участие осужденных в воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, что стимулирует их положительное поведение, результатом которого может быть применение мер поощрения вплоть до условно-досрочного освобождения.
Во-вторых, воспитательная работа должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей личности, характера и обстоятельств совершенных преступлений. Привлечение осужденного к воспитательной работе не всегда носит добровольный характер, распорядком исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, участие в которых обязательно для осужденных.
Воспитательная работа организуется администрацией исправительных учреждений на основе детальных планов, учебно-педагогических рекомендаций и иных документов, разрабатываемых в соответствующих структурах уголовно-исполнительной системы, призванных сделать процесс воспитательного воздействия на осужденных ком -плексным и эффективным. В тех же целях содействие в проведении воспитательных мероприятии могут оказывать общественные объединения (ст. 23 УИК). В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иные виды воспитания осужденных к лишению свободы. К иным видам воспитательного воздействия относится эстетическое, экономическое и экологическое воспитание.
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Уголовно-исполнительным законодательством (ст. 110 УИК) закрепляется принцип дифференциации воспитательной работы с осужденными. Тре -бование дифференцированного подхода вытекает как из сложившейся практики исполнения лишения свободы, так и из ратифицированных Россией международно-правовых договоров, определяющих стандартные правила обращения с осужденными. Так, если в исправительных колониях общего и строгого режимов воспитательные мероприятия проводятся, как правило, в клубах и общежитиях, то в тюрьмах и помещениях камерного типа колоний особого режима они организуются по камерам, что, естественно, сужает выбор методов воспитательной работы. Разный набор воспитательных мероприятий проводится, к примеру, в исправительных учреждениях закрытого типа (колониях общего, строгого, особого режимов, тюрьмах) и колониях-поселениях.
Воспитательная работа проводится в трех основных формах:
1) индивидуальной;
2) групповой;
3) массовой.
При этом широко применяются психолого-пе-дагогические методы воздействия на отдельных осужденных и их группы.
Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальная работа с осужденными, которая проводится на основе изучения личности осужденного, с учетом обстоятельств совершенного им преступления, возраста, образования, профессии и других индивидуальных особенностей, с учетом научно-методических рекомендаций, вырабатываемых психологией и педагогикой.
Основными этапами процесса исправления пенитенциарных учреждениях являются [4, там же]:
1. Подготовительный этап.
При поступлении к месту отбывания наказания на основе полученных документов осужденного и беседы с ним проводится педагогическая диагностика. Выясняется, что представляет собой осужденный как личность, причины его девиантного поведения, позитивные аспекты личности, отношение к решению суда, к отбыванию наказания и др. Полученные данные позволяют воспитателям определить цели и задачи перевоспитательной работы на начальный и последующий периоды срока наказания, особенности взаимодействия с осуж-
денным и возможности их реализации. На этой основе определяется вариант (методика) реализации функционирующей в данном пенитенциарном учреждении технологии перевоспитания каждого осужденного. Затем следует планирование реализации воспитательной деятельности с прибывшим осужденным.
2. Этап непосредственной реализации.
Реализация технологии начинается с деятельности по оказанию помощи осужденному в адаптации в новых для него условиях. В работе с рецидивистом учитываются особенности его вхождения в среду и возможности возникновения конфликта между ним и коллективом, группой и другими осужденными. В этом случае и характер педагогической деятельности имеет свое, специфическое содержание, определяемое средой и опытом воспитателей.
Не менее значима в решении задач исправления и ресоцилизации осуждённых деятельность социальных служб учреждения.
Деятельность социальных служб исправительных учреждений регламентируется уголовно-исполнительным законодательством и соответствующими инструкциями Министерства юстиции федеральной земли. Каждое уголовно-исполнительное учреждение имеет в штате определенное ко -личество профессиональных социальных работников . Кроме того, все сотрудники общей службы исполнения наказаний в период обучения проходят специальный курс по организации социальной работы с осужденными. Таким образом, количество работников, способных проводить социальную работу с осужденными, не ограничивается только сотрудниками, получившими специальное образование. В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом, учреждения, исполняющие наказания, обязаны сотрудничать с внешними институтами федеральной земли. Их задача - приблизить систему исполнения наказаний к общественности и тем самым увеличить возможности интеграции осужденных в общество. Социальная служба учреждения, исполняющего уголовные наказания, тесно сотрудничает с такими службами и организациями социальной помощи, как биржа труда, кассы помощи по болезни, социальные учреждения, консультационные службы для правонарушителей, организации общего и профессионального образования, терапевтические учреждения, жилищные общины и учреждения, службы помощи условно
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
1>сш
осужденным и досрочно освобожденным, суды для несовершеннолетних, консультпункты по погашению долгов (исков), комитет по делам иностранцев.
В соответствии с должностными обязанностями специалист по социальной работе или социальный педагог помогает осужденным понять и преодолеть возникшие трудности, стремится поставить осужденного в такие условия, при кото -рых он был бы в состоянии сам решать свои проблемы. Специалист по социальной работе занимается также с заключенными под стражу, находящимися в учреждениях, исполняющих наказания для несовершеннолетних.
При осуществлении своих обязанностей специалист по социальной работе или педагог в сотрудничестве с другими служащими вносит свой вклад в решение главной задачи исполнения наказаний. Для того чтобы мероприятия по социальной работе с осужденными не пересекались с мероприятиями других служб, они согласуют с ними свою деятельность. Специалист по социальной работе или педагог используют методику социальной работы как для отдельных осужденных, так и для групп и общин.
Концепция развития УИС РФ до 2020 года [3] предполагает «развитие в единстве и взаимосвязи социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными в новых видах исправительных учреждений в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения».
Рассмотренные нами аспекты деятельности воспитательных и социальных служб современных исправительных учреждений и требования модернизации пенитенциарной системы, отражённые в Концепции развития УИС РФ до 2020, года приводят нас к необходимости обоснования новых подходов к системе подготовки социально-педагогических кадров для современной и модернизированной в будущем пенитенциарной системы России. Предполагается, что решение основных задач пенитенциарных учреждений потребует интеграции ряда профессиональных функций воспитательных и социальных служб. Очевидна также необходимость в специальной профильной подготовке высококвалифицированных кадров для решения поставленных задач.
Современные ФГОС ВПО уровня бакалавриата и уровня магистратуры разработаны в соответствии со стратегическими целями развития высшего профессионального образования [5], потребностями обучающихся, общества и рынка труда и реализуют копетентностный подход к подготовке специалиста. В компетентностной модели специалиста цели образования связываются не только с выполнением конкретных функций, но и с интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Компетентностный подход [1 ] охватывает наряду с конкретными знаниями и навыками такие категории, как способность, готовность к познанию, социальные навыки и другие характеристики.
Такая сфера профессиональной деятельности как пенитенциарная система является одной из наиболее чувствительной к требованиям специалиста, работающего в ней, особенно в период современных реформ.
Узкая профилизация профессиональной деятельности в условиях двухуровневой системы бу -дет происходить именно на уровне подготовки магистров [2]. Рассмотрев содержание деятельности специалистов воспитательных и социальных служб пенитенциарных учреждений и перспективы реформирования УИС РФ, мы пришли к выводу о необходимости формирования у выпускников магистратуры по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» ряда важнейших компетенций, обеспечивающих их успешное профессиональное функционирование в учреждениях пенитенциарной системы России. Выпускников магистратуры предполагается ориентировать, на работу в следственных изоляторах и исправительных учреждениях со спец-контингентом, а так же во вновь создаваемых структурах, предполагающий процесс исправления и перевоспитания, не связанный с изоляцией от общества. Поэтому в программе их подготовки, особое внимание будет обращено на формирование следующих компетенций [4]. (см. табл.).
Таким образом, современная модель социально-педагогической деятельности в пенитенциарном учреждении, основываясь на компетентнос-тном подходе, предполагает реализацию профессиональных функций магистра социальной педагогики, обладающего набором необходимых ком -петенций.
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Таблица
№ п/п Компетенции Профессиональные характеристики
1 Проф ессиональные
общепрофессиональные в области педагогической деятельности в области научноисследовательской деятельности - готов осуществлять профессиональную коммуникацию в пенитенциарной системе (ОПК-1); - способен осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшую профессиональную карьеру (ОПК-2); - способен применять современные методики и технологии организации образовательного процесса в пенитенциарных учреждениях (ОПК-3); - готов использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса в условиях пенитенциарной системы; (ПК-1) - способен формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики в условиях пенитенциарной системы; (ПК-2) - способен руководить исследовательской работой; (ПК-3) - способен анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач в условиях пенитенциарной системы; (ПК-4) - готов использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач в условиях пенитенциарной системы; (ПК-5) - готов самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки; (ПК-6) - готов самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7)
в области методической деятельности - готов к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результата их использования в пенитенциарных учреждениях (ПК-8); - готов к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в системе пенитенциарных учреждений (ПК-9)
в области управленческой деятельности - готов изучать состояние и потенциал управляемой системы и её мак-ро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК -10); - готов исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11); - умеет организовывать командную работу для решения задач развития пенитенциарного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12); - умеет использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении пенитенциарным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13)
в области проектной деятельности - готов к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Продолжение табл.
№ п/п Компетенции Профессиональные характеристики
- способен проектировать формы и методы контроля качества образования и воспитания осужденных, а также различные виды контрольноизмерительных материалов, в т.ч. на основе информационных технологий и применения зарубежного опыта (ПК-15); - готов проектировать новое учебное содержание технологии и конкретные методики обучения воспитанников ВК и осужденных (ПК-16)
в области культурнопросветительской деятельности - способен изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень осужденных (ПК-17); - готов разрабатывать стратегии просветительской деятельности среди осужденных и сотрудников исправительных учреждений (ПК-18); - способен разрабатывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19); - готов к использованию информационно-коммуникативных технологий и СМИ, для решения культурно-просветительских задач (ПК-20); - способен формировать художественно-культурную среду в исправительном учреждении (ПК-21)
Библиографический список
1. В. А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына. Компетентностный подход в педагогическом образовании. Кол -лективная монография-СПб.: Изд-во Р Г П У им. А.И. Герцена, 2005. - 392 с.
2. В.А Козырев, Н.Л. Шубина. К 59 Высшее образование России в зеркале Болонского процесса: Научно-методическое пособие. - Спб.: Изд-во Р Г П У им. А. И. Герцена, 2005. - 429с.
3. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р).
4. С.А. Ветошкин. Пенитенциарная педагогика в теории и практике. Монография/ (Научное издание). - Екатеринбург, 2004 г.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки 42-М-Социальная работа. Квалификация (степень) магистр/М., 2009 г.
O.V. FILATOVA, I.U. GNEZDILOVA
SOME ASPECS OF PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS FOR SOCIAL PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE PENITENTIARY INSTITUTIONS WITH IN THE FRAMEWORK OF THE COMPETENT APPROACH
The Article deals with the principal problem of social and educational activity of the penitentiary system. The matter of activity of specialists, working in social educational and penitentiary Institutions, nowadays and with in the framework of criminal executive code in Russian Federation till 2020, determines modern competent approaches of professional training of Masters for working in the penitentiary Institutions.
Key words: competence, competent, social activity, educational activity, penitentiary approach, penitentiary Institutions.