ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
УДК 343.9 В.В. Игошин
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА КРИМИНАЛИСТИКИ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматриваются вопросы содержания и преподавания учебного курса криминалистики в современных условиях развития науки криминалистики и системы юридического образования.
Ключевые слова: учебный курс, криминалистика, обучение, юридическое образование.
Курс криминалистики на протяжении многих лет входит в число обязательных учебных дисциплин, преподавание которых осуществляется в рамках образовательной деятельности по специальностям «юриспруденция», «правоохранительная деятельность», «судебная экспертиза», «правовое обеспечение национальной безопасности» независимо от выбранной юридической специализации.
Такое положение курса в системе учебных компонентов высшего профессионального юридического образования обусловлено тем, что технические и тактические средства и методы, разрабатываемые наукой криминалистикой, все шире применяются не только в уголовном судопроизводстве и при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, но и в гражданском и арбитражном процессах, производстве по делам об административных правонарушениях, судебно-экспертной деятельности.
Работа юриста направлена на реализацию правовых норм, оказание правовой помощи гражданам и организациям, укрепление законности и обеспечение правопорядка в различных сферах общественных отношений, ее качество зависит от уровня фундаментальной и специальной подготовки. Юрист должен понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять характер и взаимодействие юридических фактов, знать основные проблемы правовых дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе правовой информации. Юристу важно уметь юридически правильно квалифицировать явления, события и обстоятельства, принимать правовые решения, а также выявлять и доказывать факты совершения правонарушений, определять меры ответственности виновных лиц, предпринимать адекватные меры к восстановлению нарушенных прав и возмещению ущерба.
На развитие способности личности выявлять, исследовать и анализировать признаки минувшего события для последующего установления юридически значимого факта, его преступного либо непреступного характера направлена образовательная деятельность в русле преподавания учебного курса науки криминалистики.
Задачами этого курса являются обучение студента разрешать конкретные проблемные ситуации в сфере выявления и раскрытия преступлений посредством их моделирования, а также выработка способностей к самостоятельному криминалистическому мышлению, навыков практической деятельности по получению достоверной информации о произошедшем событии и выполненных действиях.
В рамках реализации курса следует рассматривать и изучать результаты обобщения следственной, оперативно-розыскной, экспертной и судебной практики, содержащейся в материалах уголовных дел, в том числе копии экспертных заключений и протоколов следственных действий.
Помощь в изучении некоторых тем курса оказывают иллюстративные материалы (фотографии, плакаты, макеты) и специальные видеофильмы о работе с вещественными доказательствами, об организации и проведении следственных и розыскных мероприятий.
Курс криминалистики должен строиться на фундаментальном методологическом принципе изучения научного материала: от общего к частному, от теории к практике, от основ к особенностям.
Поскольку в науке криминалистики рассматриваются информационно-отражательные закономерности взаимодействия преступной деятельности и деятельности по выявлению и раскрытию преступлений через процессы следообразования и следовосприятия, то представляется целесообразным структуру частей учебного курса криминалистики изложить в свете положений системнодеятельностного подхода.
Деятельностный подход, заимствованный криминалистикой из психологии, основывается на раскрытии механизма взаимодействия людей друг с другом и материальным миром. Этот подход связан с принципом системности, содержащим требования представления познаваемых объектов в качестве систем. В общем виде системный подход определяется как «направление методологии научного
познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем: он ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину»1.
С позиции профессора М.К. Каминского, сформулированной в его выступлениях и научных работах по проблемам методологии криминалистики и развитию системно-деятельностного подхода, объектом криминалистики выступает объективно существующая система взаимодействия (взаимосвязи, взаимообусловленности) двух родов деятельности: преступной деятельности (ПД) и деятельности по выявлению и раскрытию преступлений (ДВРП), а предметом криминалистики являются «объективные закономерности информационно-отражательных процессов, обеспечивающих взаимодействие (взаимосвязь, взаимообусловленность) различных видов деятельности в сфере судебного исследования преступления»2.
Объект науки криминалистики достаточно сложен и неоднороден. В криминалистической литературе неоднократно отмечалась заслуга профессора Р.С. Белкина в приложении философской категории отражения к сфере научных интересов криминалистики. В философии под отражением понимается «свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса... В качественно различных формах отражение присуще телам неорганической природы (напр., след, произведенный воздействием одного предмета на другой), растениям и простейшим организмам (напр., раздражимость), животным и человеку (психическое отражение как свойство высокоорганизованной материи). Высшая, специфическая человеческая форма отражения — сознание»3. Следовательно, отображение протекает в физической, химической, биологической, социальной (психической) формах движения материи, которые объединяются в две группы: предметную (вещественно-энергетическую) и мысленную (образную).
Отражение объекта может одновременно существовать в различных формах, что объясняется множеством отражающих объектов, воспринимающих ту или иную часть информации об отражаемом.
В ходе функционирования преступной деятельности её субъект воздействует на объект и окружающую среду, оставляя в них изменения (результат отражения), содержащие информацию как о его свойствах, так и произведенных им действиях, операциях, движениях. Такие изменения именуются следами. Взаимодействие между ПД и ДВРП на индивидуально-групповом уровне происходит опосредованно, через следы. При этом взаимодействие реализуется, с одной стороны, путем оставления следов субъектом ПД, а с другой стороны, поиска и изучения следов, выявления и «прочтения» следовой информации субъектом ДВРП.
Взаимодействие отражаемого и отражающего объектов осуществляется только через действие отражаемого и реакцию отражающего, что легко можно проиллюстрировать на примере образования поверхностных и объемных следов при воздействии одного и того же следообразующего объекта, например пальца руки, на различные по физической структуре следовоспринимающие объекты (деревянная поверхность стола или пластилин). Так образуются материальные следы.
Если говорить об идеальном следе (мысленном образе) как результате отражения объекта в сознании человека4, то его формирование основано на иных принципах.
Из общей психологии известно, что образ содержит субъективное отражение объективной действительности и формируется посредством восприятия объекта. Воспринимая объект, человек обследует его, например обводит взглядом контур объекта при его визуальном восприятии, а значит, действует в отношении объекта5.
Изложенное справедливо как для процесса формирования образа объекта у очевидца преступления (потерпевшего, свидетеля), то есть носителя следа, так и для процесса формирования образа следа у субъекта ДВРП - носителя вторично отраженного следа.
Следовательно, информация об объекте может отражаться в структуре живой и неживой природы и в сознании человека, иными словами, в материальных и идеальных следах соответственно. Причем субъект ДВРП может получать информацию об отраженном объекте как напрямую, исполь-
1 Большой энциклопедический словарь: в 2 т. М., 1991. Т. 2. С. 355.
2 Каминский М.К. Процедурная революция и криминалистика // Профессиональная деятельность адвоката как объект криминалистического исследования. Екатеринбург, 2002. С.73,77.
3 Большой энциклопедический словарь. Т .2. С. 93.
4Образ (в философии) - результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995).
5 Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: учебник для вузов. М., 1996. С. 45, 94-95.
130 В.В. Игошин
2013. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
зуя только свои органы чувств, так и с помощью технических средств, расширяющих возможности восприятия человека (например, оптических увеличительных приборов). После восприятия информации происходит её смысловая и логическая обработка - осмысление. Деятельность и мышление представляют собой психологические категории социокультурной сферы.
Процессы, изучаемые в науке криминалистике, принадлежат и к естественнонаучной сфере (процесс следообразования проходит по законам естественных наук), и к общественно-научной области (процесс следовосприятия осуществляется в деятельности и мышлении). В связи с этим объект криминалистики представляет собой единую систему, имеющую два начала: естественнонаучное (природа) и идеальное (человек).
Такая позиция, основанная на системно-деятельностном подходе и синтетической (интегральной) сущности объекта науки криминалистики, является базой для переосмысления природы криминалистики - науки, познание объекта которой невозможно без привлечения данных различных информационных структур неправового профиля: естественных, технических, общественных и иных наук, не входящих в традиционную классификацию научного знания (комплексные, интегральные, синтетические).
Исходя из приведенных теоретических положений систему курса криминалистики предлагаем структурировать следующим образом.
Вводная, первая, часть курса, именуемая «Теория и методология криминалистики», включает сведения о предпосылках и основах становления, направлениях и перспективах развития этой науки, раскрывает понятийный аппарат (термины и определения), закономерности и пределы отражения положений научной криминалистической теории в учебном курсе криминалистики и методических рекомендациях для практической деятельности по выявлению и раскрытию преступлений.
Принципиально важно обязательно рассматривать основные положения методологических подходов к пониманию объекта и предмета криминалистики, подробно разбирать и анализировать системно-деятельностный подход, особое внимание уделить раскрытию понятия «след» с учетом философского тезиса о том, что человек имеет дело не с вещами и следами объективной действительности, а с его представлениями о них.
В целях формирования ясного представления о предметной области исследуемого криминалистикой объекта познания необходимо подробно рассматривать вопросы взаимодействия науки криминалистики с науками неюридического характера (философией, психологией, логикой, физикой, химией, кибернетикой и др.), юридическими науками криминального цикла (уголовный процесс, уголовное право, криминология, теория оперативно-розыскной деятельности), общегражданской специфики (гражданский и арбитражный процессы, теория производства по делам об административных правонарушениях) и теорией судебной экспертизы.
Во второй части курса криминалистики представляется правильным рассматривать основные положения «Теории преступной деятельности и ее информационно-отражательных закономерностей», в состав которых включить структуру и признаки преступной деятельности (модель), вопросы механизма и этапов (фаз) ее развития, возникновения информации о действиях исполнителей и соучастников преступления, содержащейся в оставляемых ими следах.
В рамках теоретических основ преступной деятельности подлежат изучению: частная криминалистическая теория следообразования, в том числе свойства отдельных видов следов, образуемых в результате взаимодействия человека, предметов и веществ, их идентификационное, родовое и диагностическое значение, а также учение о способах подготовки, совершения, сокрытия и профилактики преступлений.
В третьей части курса криминалистики, который может быть назван «Теория деятельности по выявлению и раскрытию преступлений» (иной вариант «Средства, методы и методики решения криминалистических задач в деятельности по выявлению и раскрытию преступлений»), предлагается рассматривать вопросы структуры этой деятельности и рекомендации по ее оптимизации (организация, планирование, информационное обеспечение), основы процедуры выдвижения и проверки версий, особенности технико-криминалистического и тактического обеспечения этой деятельности, закономерности использования достижений науки и техники для решения криминалистических задач в свете синтетической (интегральной) природы науки криминалистики.
В этом разделе подлежат изучению средства и методы выявления, фиксации, изъятия и исследования объектов-следоносителей в рамках производства отдельных следственных и иных процессуальных действий. Подлежат самостоятельному раздельному исследованию технико-
криминалистические средства и тактические приемы работы с материальными и идеальными следами, проблемные вопросы этого направления.
В заключительной четвертой части учебного курса криминалистики, традиционно именуемой «Методика выявления и расследования отдельных видов и групп преступлений», на основе конкретных криминалистических методик выявления, раскрытия и расследования преступлений разрешаются вопросы применения общетеоретических положений, рассмотренных в предыдущих частях курса, в практической деятельности правоохранительных органов по проверке информации о преступном событии (действии) и установлению криминалистических значимых элементов и признаков отдельных групп и видов преступной деятельности.
Указанные положения построения курса криминалистики реализуются в процессе аудиторной (лекции, семинарские и практические занятия) и самостоятельной работы обучающихся.
Семинарские занятия нацелены на более полное усвоение учебного материала, его осмысление, выработку практических умений и навыков. Приобретение криминалистических знаний является результатом прохождения студентами трех основных этапов: восприятие, осознание и закрепление информации, составляющей содержание курса криминалистики.
На семинарских занятиях студенты при докладе тематических сообщений по изучаемым вопросам и участии в диалоговых беседах и дискуссиях закрепляют и оценивают информацию, полученную на лекциях и в ходе самостоятельной подготовки. Студенту необходимо быть готовым свободно высказывать свои суждения по теме семинарского занятия, по возможности приводить примеры из практики использования положений криминалистики в деятельности правоохранительных органов и суда, сведения о которой можно получить из учебных и научно-практических пособий, журнальных и газетных статей и других средств массовой информации, в том числе сети Интернет.
На практических занятиях студенты при выполнении лабораторных и ролевых заданий вырабатывают умения и навыки работы с определенными следами, которые могут остаться в результате совершения преступления, анализа криминалистически значимой информации для выдвижения версий, выбора тактики производства следственных действий, планирования и организации деятельности по выявлению и раскрытию преступлений отдельных видов и групп.
Указанные виды занятий ориентированы на обучение студента разрешать конкретные проблемные ситуации в сфере выявления и раскрытия преступлений. Особое внимание должно быть уделено наглядной и игровой форме подачи учебной информации, развитию интереса к курсу, выработке способностей к самостоятельному криминалистическому мышлению. В этих целях преподаватель может использовать результаты обобщения следственной, оперативно-розыскной, экспертной и судебной практики, передачу информации вербальным способом сопровождать демонстрацией иллюстративных материалов, в том числе видеофильмов по некоторым темам курса.
Рассмотренные отдельные аспекты преподавания учебного курса криминалистики в образовательных учреждениях высшего профессионального юридического образования, в основу которых положен системно-деятельностный подход к пониманию сущности этой науки, требуют дальнейшей разработки и обсуждения на кафедрах учебных учреждений, тематических семинарах и конференциях с участием преподавателей, научных и практических работников, а также в рамках работы со студенческой аудиторией.
Поступила в редакцию 10.02.13
V. V. Igoshin
Some aspects of teaching the course of criminalistics in system of legal education
The article covers the issues on the contents and teaching methods for the course of criminalistics under the conditions of the development of modern criminalistic science and the system of legal education.
Keywords: the scholastic course, criminalistics, education, legal formation.
Игошин Виктор Викторович, Igoshin V. V., candidate of law, associate professor,
кандидат юридических наук, д°цент Udmurt State University
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]