ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
проявления состояний психоэмоционального перенапряжения и психической дезадаптации подробно описаны на примере российской действительности Ю.А. Александровским (1995).
В процессе личностной изменчивости подростков, помимо индивидуально-типологических (биологически заложенных) особенностей, решающую роль
играют социальные, этнические и геополитические условия среды. Психологи должны строить конституционально-ориентированный коррекционный процесс, который способствовал бы адекватной социальной адаптации подростков и стабилизировал бы личностную изменчивость в условиях полиэтнического пространства.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Ж.В. ЧЕРНЯВСКАЯ,
старший преподаватель-методист учебного отдела Брянского филиала ФГОУ ВПО «Московский университет МВД России» 13.00.08 - теория и методика профессионального образования
zhannna .73@ mail.ru
Аннотация. Анализируются проблемы, предъявляемые современностью к качеству высшего профессионального образования; затрагиваются вопросы становления педагогического мастерства преподавателей специализированных вузов, не имеющих базового педагогического образования; рассматриваются структура и параметры образовательной среды вуза.
Ключевые слова: преподаватель вуза, профессиональное становление, образовательная среда, педагогическая работа, профессиональная компетентность.
SOME ASPECTS OF PEDAGOGICAL INFLUENCE OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT ON HIGH SCHOOL TEACHERS
ZH.V. CHERNYAVSKAYA, senior Lecturer-methodist of the Office of the head of studies the Bryansk branch of the Moscow University of the MIA of Russia, Graduate of the Bryansk State University named after
Academician IG Petrovsky
Annotation. The article touches upon the problems of modern qualifying standards concerning the quality of higher vocational education, the issues of formation of pedagogical skills of high school teachers of specialized institutes of higher education who have no basic pedagogical education; the structure and the characteristics of educational environment are examined in the article.
Key words: teacher of High School, professional formation, educational environment, pedagogical work, professional competence.
Качество юридического образования зависит качества подготовки научно-педагогических работников. Фундамент профессионального педагогического долголетия строится на всем протяжении продуктивной жизни преподавателя, начиная с выбора профессии. Профессиональные педагогические компетенции формируются в профессиональном образовательном учреждении, а развиваются в процессе профессиональной деятельности. Однако значительную часть профессорско-преподавательск ого состава военных вузов, вузов системы МВД России, юридических, технических, медицинских и др.
представляют преподаватели, которые отличаются, с одной стороны, наличием глубоких профессиональных знаний в области преподаваемых учебных дисциплин, а с другой — недостаточной педагогической компетентностью, так как не имеют базового профессионального педагогического образования. Особую группу представляют собой начинающие преподаватели, чей стаж работы в вузе не превышает трех лет.
Образовательные учреждения системы МВД России, помимо проблем, общих для всех отечественных вузов, сталкиваются еще с трудностями, связан-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ными со спецификой и внутренней жизнью самих милицейских вузов, учебный процесс в которых с каждым годом становится более сложным по своему содержанию, задачам и интенсивности. В результате исследований выявлены противоречия между возрастающими требованиями к профессорско-преподавательскому составу в условиях реформирования системы МВД России и образовательными реформами и уровнем подготовленности педагогов к профессиональной деятельности; между необходимостью повышения эффективности профессионального становления начинающих преподавателей и имеющейся системой подготовки к профессиональной деятельности в милицейских вузах; между необходимостью опережающей профессиональной подготовки научных и научно-педагогических кадров и существующими в настоящее время педагогическими содержанием, формами и средствами этого процесса; между возрастанием требований к труду преподавательского состава и реальными возможностями преподавателя вуза МВД России [5].
Такое положение вещей ставит серьезные проблемы перед начинающими преподавателями, попадающими в среду специализированного вуза (вуза системы МВД России, Минобороны Россиии т.д.). Эта категория сотрудников, начинающая свою педагогическую деятельность в таком вузе, сталкивается со многими проблемами и затруднениями, которые могут привести к обострению профессиональных и личностных проблем, а в случае их усугубления — к уходу преподавателя из педагогической системы.
Приобретение преподавателями педагогических, прежде всего методических, знаний, умений и навыков происходит не в процессе специальной педагогической подготовки, а непосредственно при выполнении служебных обязанностей преподавателя. Это отражается на их профессиональном становлении и не может не сказаться на качестве проведения учебных занятий. Обучение строится либо методом проб и ошибок, либо по принципу подобия (копируется стиль коллег и старших товарищей) без учета современного состояния педагогической науки и требований практики. Методологические представления преподавателей об учебной деятельности чаще всего ограничиваются педагогической ситуацией занятия (лекции, семинара). Большинство преподавателей не готовы к внедрению педагогических технологий в обучение, а это значит, что они не способны решать образовательные задачи системного уровня даже в том случае, если имеют ученую степень и ученое звание. Такие педагоги серьезно ущемляют право обучающихся на получение качественного образования, прочных знаний.
Признавая ведущую роль преподавателя в обеспечении качества образования, необходимо отметить, что отсутствие специально и целенаправленно подготовленных для педагогической деятельности профес-
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
сионалов является большой социальной проблемой. С позиций акмеологической науки профессионала может подготовить лишь тот, кто сам является профессионалом, способным к самообразованию, самоорганизации, самоконтролю. Следовательно, необходимо научить самого преподавателя как самостоятельной работе по изучению и аккумулированию наиболее продуктивного профессионального опыта, оценке, осмыслению и реконструированию поступающей информации, так и основам педагогического мастерства [2]. Педагог должен уметь использовать инновационные образовательные технологии в своей профессиональной деятельности, разрабатывать собственные методы решения профессиональных задач.
Процесс профессионально-личностного развития преподавателей в вузе зависит от множества факторов, определяющих конечный результат образовательного процесса. Одним из них служит образовательная среда вуза, которая не только способствует формированию и развитию специальных профессиональных компетенций, но и создает условия для приложения профессиональных знаний и опыта. Технология создания образовательной среды может служить одним из примеров современной педагогической технологии, разработанной на стыке экологии, экологии человека, психологии, педагогики.
Существуют разные подходы к определению структуры образовательной среды (образовательного пространства). Выделяются такие «базовые» параметры, как широта, интенсивность, модальность, степень осознаваемости, устойчивость, эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, социальная активность, мобильность [4].
Средовый подход представляет собой способ организации среды и оптимизации ее влияния на личность. В педагогическом аспекте возможности образовательной среды выступают ресурсом повышения качества образования, источником развития личностного и профессионального опыта.
Под образовательной средой (или средой образования) понимается система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [1]. Образовательная среда вуза выступает локальной средой и рассматривается как составная часть фундаментальной проблемы модернизации образования.
Чаще всего, когда говорится об образовательной среде вуза, имеется в виду конкретная среда образовательного учреждения. Люди создают, организовывают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирования, но и образовательная среда как целое и отдельными своими элементами влияет на субъектов образовательного процесса. В педагогике высшей школы и смежных с нею науках пока нет четкого представления о том,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
какая система условий образовательной среды должна обеспечивать успешную адаптацию начинающих преподавателей к профессиональной деятельности, повышение их педагогического мастерства, развитие их креативных способностей и т.д. Однако проводимые исследования позволяют утверждать, что возможность совершенствования вузовского преподавателя как дидакта, как педагогического технолога предоставляет собой формирование только такой образовательной среды в вузе, которая будет являться пространством превращения потенциала в ресурс. Образовательная среда должна быть обучающей, развивающей, воспитывающей, информативной, экологичной, эстетичной, диалоговой, гуманной, одухотворяющей [6].
Одной из основных задач педагогической работы специализированного вуза в рамках повышения профессиональной компетентности преподавателя должно стать создание особой образовательной среды, информационно-методического пространства, способствующего развитию системы образования, реализации программ модернизации образования, организации инновационной и экспериментальной работы, аналитико-диагностического и экспертного обеспечения деятельности вуза.
В рамках организации инновационных форм работы с преподавателями эффективным было бы использование информационных технологий, например:
Ф интерактивные видеолекции на DVD по проблемам педагогики высшей школы (помимо ведеолек-ций, диски могут содержать методические материалы и практические задания);
Ф интерактивные консультации, видеоконференции (создание единого образовательного пространства для специализированных вузов — технических, юридических в рамках подготовки начинающих преподавателей);
Ф проведение занятий ведущими педагогами в аудитории-студии с трансляцией в режиме реального времени по региональным вузам и т.д. [3].
Из традиционных форм педагогической работы с преподавателями актуальными будут декадники молодых преподавателей, во время которых начинающие педагоги продемонстрируют коллегам свое педагогическое мастерство, покажут на практике теоретические познания, выступят с методическими докладами по проблемам вузовского обучения. При
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
создании условий для профессионального совершенствования педагогов в самом вузе необходимо исключить формальный подход к принятым в вузе формам методической работы, например, организации взаимных посещений занятий. Эффективными формами профессионального обучения педагогов являются мастер-классы; ярмарки педагогических идей, когда демонстрируется как накопленный собственный опыт работы, так и обобщенный передовой педагогический опыт; рассматривается авторская модель занятий.
Качественный уровень образования в значительной степени зависит от качества учебной и учебно-методической работы, от состояния вузовской науки, профессорско-преподавательского корпуса. Кадровый потенциал был и остается ядром любого образовательного учреждения. Чем полнее личность использует возможности среды, тем успешнее происходит ее свободное и активное саморазвитие: человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая дает ему физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие.
Литература
1. Горбунов А.П. Роли преподавателя высшей школы в современную эпоху. XV-годичное собрание Южного отделения Российской академии образования и XXVII Южнороссийские психолого-педагогические чтения «Развитие личности в образовательных системах Южнороссийского региона». Пятигорск, 2008.
2. Шурупова Р.В., Макарова И.И. Качество образовательной услуги и профессионализм педагога // Высшее образование в России. 2009. № 3.
3. Теличенко В., Верстина Н., Гинзбург А. Дополнительное профессиональное образование как основа инновационного развития вузов // Ученый совет. 2010. № 3.
4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / науч. ред. В.П. Лебедева, В.И. Панов. М., 1997.
5. Врачинский В.П. Педагогические условия совершенствования психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза : автореф. ... канд. пед. наук. Калининград, 2007.
6. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. М. — Ростов н/Д, 2006.