НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЁТА И АУДИТА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ АО «ВЛАДХЛЕБ»
В.В. Ким, помощник бухгалтера АО «Владхлеб» (Россия, г. Владивосток)
Аннотация. Материально-производственные запасы являются одним из элементов оборотных активов предприятия, ведущего свою предпринимательскую деятельность. В данной работе автором рассмотрены некоторые аспекты организации учёта и аудита материально-производственных запасов АО «Владхлеб». По результатам исследования разработаны рекомендации по совершенствованию учёта на данном предприятии.
Ключевые слова: материально-производственных, запасов, АО «Владхлеб», учёт, бухгалтер.
АО «Владхлеб» - является лидером в сфере производства хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий в Приморском крае. Компания стремится в обеспечении качественной продукции, которая соответствует уровню мировых стандартов. В компании используются новейшие технологии как в производстве, так и в управлении.
Компания уже более ста лет является источником будней и праздников жителей Приморского края. В компании производится более 400 наименований, хлебобулочных, кондитерских и бараночных изделий. В 1998 году компания «Владхлеб» начала изготавливать кондитерские изделия, которые соответствуют европейским стандартам качества. В производстве используются зарубежные технологии. В компании работает более 800 человек. Объёмы производства составляют более 75 тонн продукции в сутки.
Также компания имеет собственную лабораторию, которая осуществляет физико-химический, бактериологический, органо-лептический контроль входящего сырья и готовой продукции
Непрерывная работа над совершенствованием производства и управления позволяет компании не просто сохранять лидирующие позиции по ассортименту и качеству продукции, но и стабильно развиваться, осваивать новые рынки и технологии. Продукция компании представлена в Приморском, Хабаровском, Камчатском краях, Амурской, Магаданской, Сахалинской областях.
Материально-производственные запасы являются одним из элементов оборотных активов предприятия, ведущего свою предпринимательскую деятельность. Поскольку материально-производственные запасы являются основной материальной составляющей производственного цикла, их учет особо важен, так как правильная организация учета производственных запасов существенно влияет на конечный финансовый результат (чистую прибыль) предприятия в целом.
Материально-производственные запасы используются для производства готовой продукции по основному виду деятельности АО «Владхлеб» - выпуск хлебобулочных изделий. Данное предприятие является лидером на рынке города Владивостока, поэтому выпускает большой товарный ассортимент готовой продукции, в связи с чем, предприятию необходимы запасы сырья, материалов и полуфабрикатов.
Сырьем и материалами для выпуска продукции в АО «Владхлеб» обеспечивают местные поставщики (овощи и фрукты - с.-х. предприятия, сахар -ООО «Приморский сахар», соевое масло -ООО «Приморская соя», куриное яйцо -ООО «Птицефабрика Уссурийская» и т.д.) и иногородние (изюм, кокосовая стружка, какао, сгущенное молоко, растительный жир и т.д.).
Результаты исследования За период 2013-2015 гг. запасы АО «Владхлеб» характеризовались следующей динамикой:
2013 год - 73,5 млн. руб.;
2014 год - 67,4 млн. руб.;
2015 год - 83,8 млн. руб.
За три года запасы предприятия увеличились на 10,3 млн. руб. или на 14%.
В структуре оборотных активов запасы занимают 16-18%. К концу 2015 года их доля увеличилась до 18,59%, то есть четверть всех текущих активов.
Особенности бухгалтерского учета МПЗ на предприятии регламентированы учетной политикой, в соответствии с которой материалы учитываются по фактической себестоимости [1]. Для учета материально-производственных запасов рабочим планом счетов АО «Владхлеб» предусмотрен синтетический счет 10 «Материалы», к счету 10 «Материалы» в АО «Владхлеб» открыты отдельные субсчета.
В АО «Владхлеб» организация материально-технического снабжения возложена на отдельное структурное подразделение -отдел материально-технического снабжения.
В АО «Владхлеб» документальное оформление движения материалов оформляется первичными документами по формам, утвержденным Постановлением №66 «Об утверждении форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах их хранения»[2].
Для оприходования материалов в АО «Владхлеб» составляется:
- приходный ордер по форме №М-4, если количество и качество поступивших материалов совпадает с данными, указанными в товаросопроводительных документах;
- акт о приемке материалов - если не совпадает.
Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель.
Для внутреннего учета материалов в АО «Владхлеб» применяется карточка учета материалов по форме №М-17, и по каждому сорту, виду и размеру и ведется материально ответственным лицом - заведующим складом. Записи в карточке ведут на основании первичных приходно-
расходных документов в день совершения операции. После каждой записи определяется остаток материалов.
Расходные документы отражают отпуск материалов на производственные нужды АО «Владхлеб». Кроме того, для оформления внутреннего перемещения материалов внутри предприятия составляют требования-накладные на отпуск готовой продукции.
Произведённую продукцию в АО «Владхлеб» сдают на склад и оформляют приемо-сдаточными накладными, накладными-отвесами, маршрутными листами, заборными ведомостями, которые составляются за 1-3 дня.
Итоги о сдаваемой продукции в АО «Владхлеб» подтверждаются распиской приемщика в экземпляре сдатчика и распиской сдатчика в экземпляре приемщика.
На основании первичных документов по учету движения МПЗ на складе АО «Владхлеб» составляется ведомость по остаткам товарно-материальных ценностей на складе, и затем регистрируется в карточках складского учета. Далее кладовщик составляет реестры сдачи документов на приход материалов по форме №18 с указанием количества документов, их номеров и групп материалов, к которым они относятся.
Бухгалтер материального отдела АО «Владхлеб» принимает складские документы по учету МПЗ, проверяет правильность их заполнения и пописывает документ, после этого данного карточка приобретает форму бухгалтерского регистра.
Контроль за складским учетом в АО «Владхлеб» основан на оперативно-бухгалтерском (сальдовом) методе учета, который означает ведение на складах только количественно-сортового учета движения материалов в картах по форме №М-17. Бухгалтерия открывает карточку на каждый вид материала и под расписку передает ее заведующему складом. При поступлении на склад материалов кладовщик выписывает приходный ордер и регистрирует его в карточке складского учета. Для упорядочения движения документов в
АО «Владхлеб» утвержден график документооборота.
Для получения оперативных сведений о фактическом наличии МПЗ в АО «Владхлеб» проводится инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, и в случае смены материально-ответственных лиц. Инвентаризация проводится отдельно по каждому инвентарному объекту и каждому отдельному материально ответственному лицу.
Созданная в АО «Владхлеб» инвентаризационная комиссия получает от работников бухгалтерии инвентаризационные описи с заполненной графой «По данным бухгалтерского учета» в количестве:
- двух экземпляров по имуществу, принадлежащему организации на праве собственности (1 -й - материально ответственное лицо и 2-й - бухгалтерия);
- трех экземпляров по имуществу, не принадлежащему организации на праве собственности (1 -й - материально ответственное лицо, 2-й - бухгалтерия, 3-й - собственник инвентарного объекта);
- трех экземплярах при смене материально ответственных лиц (1 -й - материально ответственное лицо, сдающий ценность, 2-й - материально ответственное лицо, которое принимает ценность, 3-й -бухгалтерия).
По завершении инвентаризации акты подписываются всеми членами комиссии и материально ответственными лицами.
Излишки запасов, которые выявляются по результатам инвентаризации в АО «Владхлеб», отражаются в бухгалтерском учете как прочие доходы (дебетуют счет 10 «Материалы» кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы»).
Факты недостачи, хищения, порчи материалов списываются с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Со счета 94 стоимость недостающих и испорченных материалов списывают на счета издержек производства и обращения, в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
В соответствии со ст. 5 Закона «Об аудиторской деятельности» АО «Владхлеб»
подлежит обязательному аудиту [3]. На предприятии подтверждение достоверности ведения учета материально-производственных запасов и отражение его в отчетности выявляет внешний инициативный аудит.
Таким образом, АО «Владхлеб» как производственное предприятие имеет достаточно большое количество запасов - сырья, материалов, расходных и сопутствующих, полуфабрикатов и т.д. Бухгалтерский учет МПЗ полностью соответствует действующему российскому законодательству. Организацией учета запасов и материалов на предприятии занимается бухгалтерия, склад и отдел материально-технического снабжения. Складской учет ведётся сальдовым методом. Синтетический и аналитический учет организован на основании Плана счетов в соответствии с учетной политикой, ПБУ 5/01 и Методическими указаниями [4].
В учетной политике АО «Владхлеб» установлено, что МПЗ учитываются с применением субсчетов к счету 10 «Материалы» по фактической себестоимости, с отнесением расходов по их приобретению и доставке на стоимость материалов.
Для обеспечения бесперебойной производственной деятельности на складах АО «Владхлеб» имеются страховые запасы сырья и материалов, которые рассчитаны, исходя из ежедневного потребления и возможных транспортных задержек по поставкам основных материалов.
На складах ведется количественный сортовой учет материальных ценностей в карточках складского учета. В бухгалтерии их аналитический учет ведется по субсчетам к счету 10 в разрезе подразделений и материально-ответственных лиц. Синтетический учет ведется в учетных регистрах по соответствующим счетам и субсчетам в программе «1С: Бухгалтерия».
Заключение
По результатам проведенного исследования, в целях оптимизации учета МПЗ АО «Владхлеб» и его совершенствования, могут быть даны следующие рекомендации:
-Economy and Business- создание резерва под снижение стой- - совмещение отчетной информации мости материальных ценностей для уточ- склада и внутрифирменного учета для оп-нения бухгалтерской отчетности; тимизации планирования, учета, монито-
- введение аналитического уровня уче- ринга и контроля за снабжением, исполь-та - по местам хранения и материально- зованием и хранением материалов и запа-ответственным лицам; сов.
Библиографический список
1. Учет материально-производственных запасов. Положение по бухгалтерскому учету. ПБУ 5/01: Приказ Министерства финансов РФ от 09.06.01 №44н (в ред. от 16.05.2016 №64н) // СПС Консультант Плюс. Режим доступа: http://base.consultant.ru.
2. Постановление Госкомстата РФ от 09.08.1999 №66 «Об утверждении форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах их хранения» // Режим доступа: http://base.consultant.ru.
3. Об аудиторской деятельности: Закон РФ №307-Ф3 от 30.12.2008 (в ред. от 01.12.2014 N 403-ФЗ) // Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Методические указания по бухгалтерскому учету материально- производственных запасов. Приказ Минфина от 28.12.2001 № 119н (ред. от 26.03.2007 N 26н) // СПС Консультант Плюс - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
5. Сайт АО Владълеб // Режим доступа: http://vladhleb.ru
SOME ASPECTS OF ORGANIZATION OF ACCOUNTING AND AUDIT OF MATERIAL AND PRODUCTION RESERVES JSC «VLADHLEB»
V.V. Kim, accounting assistant JSC «Vladhleb» (Russia, Vladivostok)
Abstract. Inventories are one of the elements of the current assets of the enterprise that conducts its business. In this paper, the author considers some aspects of the organization of accounting and audit of the material and industrial reserves of Vladkhleb JSC. Based on the results of the study, recommendations have been developed to improve accounting at the enterprise. Keywords: material and production, stocks, JSC «Vladkhleb», account, accountant.