0ÄK 332.12
Свердлова А.А.,
соискатель ученой степени кандидата наук, Институт экономики PAH (г. Mосква)
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ОРГАНИЗАЦИИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ СФЕРЫ
В статье подробно рассмотрены особенности определения налоговой нагрузки организации исследовательской сферы. На теоретической базе существующих методик определения налоговой нагрузки на микроуровне автор предлагает новую методику, ориентированную на определение налогового бремени научного учреждения.
Ключевые слова: налоговая нагрузка предприятия, налогообложение, научно-исследовательские организации.
Классификация JEL: OB1, DB3. M21.
Сегодня во всех странах мира государство создает условия развития интеллектуальной деятельности - одного из важнейших факторов динамичного развития современной экономики. При этом значительное место среди мер государственной поддержки инновационных взаимосвязей занимают косвенные стимулы - налоговые льготы субъектам инновационной деятельности. Чтобы определить эффективность подобных мер, необходимо оценить снижение налоговой нагрузки на научное предприятие в результате применения специализированных налоговых льгот.
B экономической теории до сих пор не сложилось однозначного определения налоговой нагрузки организации. Существуют различные трактовки данного термина, которые укрупненно можно разделить на два направления. Представители первого направления рассматривают налоговую нагрузку как отношение "общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период" [1]. Такой точки зрения в частности придерживаются Шейнина M.H., Брызгалин A.B., Лукаш ЮА и другие авторы. Ученые экономисты второго направления предлагают определять налоговую нагрузку как "обобщенную количественную и качественную характеристику влияния обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации на финансовое положение предприятий-налогоплательщиков" [2]. K этой группе экономистов относятся Сабанти Á.M., Чипуренко E.B., ^дрина O^. и другие. Проанализировав существующие напрвления, будем исходить из расширенного определения налоговой нагрузки предприятия, включающего оба подхода. Таким образом, налоговая нагрузка предприятия представляет собой обобщенный количественный и качественный показатель, характеризующий влияние налоговой системы на хозяйственную деятельность предприятия и его финансовое состояние, и определяется совокупностью показателей общей суммы налоговых изъятий. ^оме того, исходя из определения налоговой нагрузки, как величины, характеризующей влияние регулярных обязательных платежей налогового характера, взимаемых в пользу государства, на финансовое положение предприятия [3], предлагаем учитывать не только определенные действующим законодательством налоги, но и иные платежи, которые обладают отличительными чертами налогов:
• денежная форма;
• источник доходов государства;
• принудительный характер взимания;
• безвозмездный характер платежей;
• регулярность платежей.
Таким образом, в состав обязательных платежей налогового характера входят: совокупность налогов, уплачиваемых исследовательской организацией, а также страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. ^оме того, при определении налоговой нагрузки следует учитывать штрафы и пени, связанные с отчислением налоговых платежей.
B целях данного издания представляет интерес определение налоговой нагрузки научно-исследовательского учреждения. Aнализ налоговой нагрузки предприятия исследовательской сферы заключается в определении особенностей его организации и управления, формировании перечня основных налогов, сборов и прочих обязательных платежей, выделении налоговых ставок, порядка определения налоговых баз, налоговых льгот, определение порядка исчисления и уплаты налога, экспертизе системы договорных отношений, типичных хозяйственных ситуаций, оценки суммы налоговых обязательств в текущих условиях хозяйствования.
Hаучное учреждение с экономических позиций рассматривается как своеобразное предприятие, производящее научную продукцию - новые знания, новые методы, технические, технологические и организационные решения. Своеобразие здесь очень велико. Труд и его продукт в науке сосвсем не те, что в материальном производстве. Значительно отличается и схема финансирования исследований, и сама система налогообложения научного учреждения.
B современной России система финансирования науки складывается из трех основных источников: средства государственного бюджета, финансирование через гранты специализированных фондов (Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере и пр.) и хоздоговорное финансирование из средств предприятий-заказчиков. Oднако отметим, что указанные фонды формируются за счет отчислений из государственного бюджета. Таким образом, первые два источника можно рассматривать как один, поскольку в конечном счете они имеют общее происхождение - государственный бюджет (см.рис.1). Бюджетное финансирование может относиться к организации в целом и обеспечивать ей текущее возмещение затрат, в то же время оно может осуществляться по прямым хозяйственным договорам - государственному заказу- на финансирование отдельной темы (программы). Финансирование из средств предприятий-заказчиков может относиться только к отдельной теме и осуществляется либо определенными частями по ходу работы, либо как оплата законченной работы. При
этом научные организации в России четко разделяют исследования по принципу источника финансирования на государственные и частные. Вторые могут проводиться на основе покрытия всех расходов и затрат. Это означает, что многие потенциальные исследования остаются вне поля деятельности научных организаций, поскольку они неполностью соответствуют какой-либо одной категории. Другими словами, если проект может быть выгоден как государству, так и частному заказчику, то он рискует годами дожидаться, кто же первым решится его профинансировать [4].
Специфика финансирования науки вызывает ряд особенностей налогообложения деятельности научно-исследовательских организаций. Научно-исследовательская деятельность облагается определённым перечнем налогов и сборов, каждый из которых, существенен для бюджета того уровня, в который они поступают. Состав обязательных платежей, взимаемых с научно-исследовательских организаций, приведен в таблице 1. Таким образом, в состав обязательных платежей налогового характера входят: совокупность налогов, уплачиваемых исследовательской организацией, а также страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Кроме того, при определении налоговой нагрузки следует учитывать штрафы и пени, связанные с отчислением налоговых платежей. 0днако налоговое законодательство в России постоянно меняется. В результате не все абсолютные показатели налоговой нагрузки сопоставимы. Поэтому для оценки налоговой нагрузки целесообразно рассчитывать показатели относительной налоговой нагрузки.
Рисунок 1. Схема финансирования научных исследований
При этом, исследовательская деятельность, проводимая за счет бюджетного финансирования имеет ряд налоговых льгот. А именно, освобождение от налога на добавленную стоимость всех операций по приобретению оборудования и материалов, необходимых для поддержания исследовательских работ [5,ст.149 гл.21 ч.2]; целевое финансирование из государственного бюджета на уплату налога на имущество организаций и земельного налога; освобождение от налога на прибыль доходов, полученных в рамках целевого финансирования (средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, гранты Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций) [5, ст.251 гл.25 ч.2]; льготы по подоходному налогу и пенсионным сборам применительно к выплатам сотрудникам РАН и других государственных научных учреждений в связи с проводимой ими научно-исследовательской или образовательной деятельностью [5, ст.217 г.23 ч.2].
Налоговая нагрузка на предприятие исследовательской сферы выполняет следующие функции:
1.информационная функция - служит источником информации о налогообложении предприятия;
2.аналитическая функция - позволяет анализировать влияние платежей налогового характера на финансовое состояние научно-исследовательской организации;
3.контрольная функция - служит для контроля эффективности налогового менеджмента.
Учитывая функции налоговой нагрузки, выделим области ее применения в научно-исследовательской сфере:
- инструмент налогового планирования для определения потребности проведения налогового планирования научно-исследовательской организации, а также для оценки результатов проведенного налогового планирования;
- определение налоговой нагрузки и разработка законных мероприятий по ее снижению дают организациям научно-исследовательской сферы конкурентное преимущество;
- расчет налоговой нагрузки помогает оценить инвестиционную привлекательность проектов как для государственных заказчиков, так и для бизнес-сектора. Решение о вложении средств в немалой степени зависит именно от уровня налогообложения, а значит достоверное и объективное определение налоговой нагрузки имеет большое значение.
Итак, анализ налоговой нагрузки предприятия исследовательской сферы заключается в определении особенно-
Таблица 1. Перечень обязательных платежей, принимаемых в расчет при определении налоговой нагрузки научно-исследовательской организации
Виды обязательных платежей Состав платежей
Налоги, установленные Российским законодательством о налогах и сборах Федеральные налоги Налог на добавленную стоимость
Налог на доходы физических лиц
Налог на прибыль
Региональные налоги Налог на имущество организаций
Транспортный налог
Местные налоги Земельный налог
Взносы на обязательное социальное страхование, предусмотренные Федеральным законом "0б основах обязательного социального страхования" В Пенсионный фонд Российской Федерации
В Фонд социального страхования Россиской Федерации
В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования
стей его организации и управления, формировании перечня основных налогов, сборов и прочих обязательных платежей, выделении налоговых ставок, порядка определения налоговых баз, налоговых льгот, определение порядка исчисления и уплаты налога, экспертизе системы договорных отношений, типичных хозяйственных ситуаций, оценки суммы налоговых обязательств в текущих условиях хозяйствования. Величину налоговой нагрузки научного учреждения предлагаем оценивать с помощью абсолютных и относительных показателей в разрезе источников финансирования проводимых исследований.
Абсолютные показатели характеризуют сумму начисленных и уплачиваемых предприятием налогов и сборов, по которым предприятие является налогоплательщиком, и их влияние на величину затрат и долю чистой прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после погашения обязательств перед бюджетом. В этот показатель включаются фактически перечисленные в бюджет налоговые платежи и страховые взносы, а также суммы недоимок и пеней по ним.
Анализ абсолютной налоговой нагрузки включает в себя оценку динамики сумм налогов и сборов за исследуемый период времени, структуры сумм налогов и сборов за каждый год исследуемого периода. Выявляются платежи, имеющие наибольший удельный вес в общей совокупности налогов. Дается характеристика изменений, произошедших за период в соотношениях удельных весов налогов. Проводится факторный анализ, по результатам которого выявляются факторы, оказавшие наиболее значимое влияние на изменения динамики и структуры налогов и сборов.
Российское налоговое и хозяйственное законодательство постоянно меняется. Кроме того, за анализируемый промежуток времени могли произойти существенные изменения и в структуре самого предприятия (как объекта исследования), что приводит к тому, что не все показатели являются сопоставимыми. Поэтому анализ величины абсолютной налоговой нагрузки не всегда позволяет получить полное и достоверное представление о степени воздействия совокупности налогов и сборов на результаты деятельности предприятия. Для оценки налоговой нагрузки рассчитывают также показатели относительной налоговой нагрузки.
0тносительная налоговая нагрузка представляет собой не только количественную, но и качественную характеристику воздействия налоговой системы на предприятие. Для того чтобы определить относительную нагрузку, необходимо соотнести сумму уплачиваемых предприятием налогов и сборов к какому-либо финансовому показателю.
0тносительная налоговая нагрузка характеризует долю различного вида налоговых издержек в показателях прибыли, капитала, выручки. Для оценки относительной налоговой нагрузки используют, как правило, два основных подхода. В первом случае влияния условий налогообложения налоговая нагрузка оценивается по каждому налогу на соответствующий вид результата. Во втором случае определяется единый интегральный критерий, который позволяет отслеживать степень взаимного влияния различных налогов на величину налоговой нагрузки.
При оценке налоговой нагрузки используют также обобщающие и частные показатели налоговой нагрузки. 0боб-щающие показатели налоговой нагрузки отражают уровень налогов и сборов всех видов независимо от структуры налоговой системы, характера и содержания самих налогов, используемых финансовых ресурсов и т. д. Частные показатели, характеризующие налоговую нагрузку экономического субъекта, вычисляются по источникам возмещения: себестоимости, выручки от реализации, финансовых результатов, чистой прибыли и фондов социального назначения.
В связи с вышеизложенным, считаем, что опредление налоговой нагрузки научно-иследовательской организации требует тщательного подхода. 0днако на ряду с отсутствием однозначного определения налоговой нагрузки в настоящее время нет и единой точки зрения, какой показатель следует использовать в качестве индикатора налоговой нагрузки на микроуровне. В научной литературе имеется несколько методик определения налоговой нагрузки предприятия. В ходе подготовки данного издания были рассмотрены и проанализированы, в частности, методики, предложенные Департаментом налоговой политики Министерства финансов РФ, Е.С. Вылковой [6], А. Кадушиным [7], Е.А. Кировой [8], М.Н. Крейниной [9], М.И. Литвиным [10], Т.К. 0стровенко [11], Т.Я. Сильвестровой [12].
0сновные отличия методик состоят в перечне включаемых в расчет налогов и выборе показателя, с которым соотносится сумма налогов. Сложность заключается в том, что различны объект налогообложения и источники покрытия налогов: оборотные налоги (или платежи на объем реализации), налоги на затраты, платежи на объем производства, имущественные налоги и налог на прибыль. В таблице 2 представлены обязательные платежи научно-исследовательской организации в зависимости от объекта обложения и источника покрытия. В рамках данной работы невозможно представить все многообразие и неоднозначность по трактовке и расчетам налоговой нагрузки организации. Поэтому кратко опишем суть методики, по нашему мнению, наиболее подходящей для определения налоговой нагрузки предприятия исследовательской сферы. Это методика, предложенная Е.А. Кировой, в соответствии с которой
Таблица 2. Классификация обязательных платежей научно-исследовательской организации в зависимости от объекта обложения
Перечень обязательных платежей Объект налогообложения Источник покрытия
Налог на доходы физических лиц Выплаты в пользу работников Платежи за счет дохода работников
Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ Платежи включаются в затраты (расходы)
Страховые взносы в Фонд социального страхования РФ
Страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования
Налог на имущество организаций Балансовая стоимость основных средств
Транспортный налог Технические характеристики транспортного средства
Земельный налог Кадастровая стоимость земельного участка
Налог на прибыль Налогооблогаемая прибыль Платежи за счет прибыли
НДС Выручка Платежи за счет покупателя
будем различать абсолютную и относительную налоговые нагрузки. При этом, абсолютная налоговая нагрузка - это налоги и страховые взносы, подлежащие перечислению в бюджет и внебюджетные фонды, то есть абсолютная величина налоговых обязательств хозяйствующих субъектов. По мнению Кировой представляется целесообразным в статистической отчетности в этот показатель включать фактически внесенные в бюджет налоговые платежи и перечисленные обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды, а также недоимку по данным платежам. В расчет абсолютной налоговой нагрузки не следует включать налог на доходы физических лиц, поскольку налогоплательщиками по этому налогу являются физические лица, а организации только исчисляют и перечисляют его в бюджет как налоговые агенты. 0тносительная налоговая нагрузка - это отношение абсолютной величины налоговой нагрузки к вновь созданной стоимости, то есть доля налогов и страховых взносов, включая недоимку, во вновь созданной стоимости. Таким образом, при сравнении относительной налоговой нагрузки для различных хозяйствующих субъектов предлагается использовать не добавленную, а вновь созданную стоимость, то есть исключить из предмета экономического анализа амортизацию как составную часть валового внутреннего продукта.
Несомненным достоинством данной методики является то, что на величину вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги. Кроме того, в расчет включаются все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно организацией. При этом объективность расчета не зависит ни от отраслевой специфики, ни от размера компании. 0днако, применительно к определению налоговой нагрузки предприятия исследовательской сферы, данная методика имеет существенный недостаток - она не учитывает специфику финансирования научных исследований (см.рис.1) и соответствующие различия в налогообложении данных исследований.
В связи с вышеизложенным, величину налоговой нагрузки научного учреждения предлагаем оценивать с помощью относительных показателей в разрезе источников финансирования проводимых исследований. Для того, чтобы определить относительную нагрузку, необходимо соотнести сумму уплачиваемых предприятием налогов и сборов к какому-либо финансовому показателю. В качестве базового показателя, с которым соотносится сумма налогов, предлагаем использовать показатель вновь созданной стоимости, который включает выручку от реализации научно-исследовательских работ и внереализационные доходы за вычетом материальных затрат на проведение исследований и внереализационных расходов (без учета налоговых платежей) [8].
Введем следующие обозначения:
Нн - налоговая нагрузка предприятия исследовательской сферы;
Нп - налоговые платежи, включающие налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на добавленную стоимость (НДС), страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, транспортный и земельный налоги;
ВСс - вновь созданная стоимость, включающая выручку от реализации научно-исследовательских работ и внереализационные доходы за минусом материальных затрат на проведение исследований и внереализационных расходов (без учета налоговых платежей).
Таким образом, налоговую нагрузку исследовательской деятельности, проводимой за счет бюджетного финансирования, следует определять по формуле:
1бюдж.
(1)
ВСс6юдж.
Налоговую нагрузку исследовательской деятельности, проводимой за счет внебюджетного финансирования, следует определять по формуле:
Нп,
^внебюдж.
ц„ _ ----внебюдж. /Г)х
(2)
ВСсвнебюдж.
Полная налоговая нагрузка научного учреждения определяется путем сложения указанных показателей (1) и (2), используя основное свойство дроби:
, (3)
tfBCc
Где n - количество источников финансирования НИР.
Экономическое содержание показателя налоговой нагрузки, расчитанного с помощью данной формулы, заключается в том, что при финансировании научных исследований за счет различных источников для расчета налогового бремени надлежащие суммы налоговых обязательств распределяются пропорционально вновь созданной стоимости, соответствующей данному источнику финансирования.
Предложенная методика исчисления налоговой нагрузки имеет практическую значимость, поскольку позволяет определить долю налогов во вновь созданной стоимости научных исследований. Кроме того, данная методика может стать основой дальнейших теоретических исследований в области оптимизациии налоговой нагрузки предприятия.
Исследование налоговой нагрузки научной организации приобретает особую актуальность в условиях меняющегося налогового законодательства РФ и посткризисных явлений. Применение теоретических результатов исследований на практике позволит предприятиям получить дополнительные финансовые ресурсы, снизить налоговые риски и повысить свою конкурентоспособность.
Литература
1.Райзенберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. (1992). Современный экономический словарь. 3-е изд., доп. М.: Экономика.
2. Чипуренко Е.В. (2008). Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление. М.: Налоговый вестник.
3.Бородина А.С. (2011). Оценка налоговой нагрузки производственного предприятия//Налоги и налогообложение, N 9, 5 - 14.
4.Иванов В.В., Клесова С., Лукша О.П., Сушков П.В. (2006). Коммерциализация результатов научно-технической деятельности: европейский опыт, возможные уроки для России. М.: ЦИПРАН РАН.
5.Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000.
6.Вылкова Е., Романовский Е. (2004). Налоговое планирование. Спб. : Питер.
7.Кадушин А. (2008). Насколько посильно налоговое бремя в России// Финансы, №7, 15-21.
8.Кирова Е.А. (2009). Налоговая нагрузка: как ее определять?//Финансы, N 4, 29-33.
9.Крейнина М. Н. (1997). Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. М.: ИКЦ "ДИС".
10. Литвин М.И. (2002). Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий // Финансы,. № 5, 29-30.
11. Островенко Т.К. (2001). Налоговая нагрузка на предприятие: обобщающие и частные показатели системы. // Аудиторские ведомости, -№9, 5-9.
12. Сильвестрова Т.Я., Калинина Г.В., Гурова С.Ю. (2007). Теоретические аспекты налоговой политики. Чебоксары: ЧКИ РУК.
УДК 332.12
Сечко Л.К.,
к.б.н., Учреждение "Научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" (г. Минск)
ОБ УПРАВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ
В современных условиях роль и значение управления рисками как инструмента управления экономикой постоянно возрастает, что является общемировой тенденцией, обусловленной усложнением всех сфер функционирования современного общества. Проблемы управления рисками во всех сферах экономической деятельности требуют выработки новой идеологии управления, понимаемой, как риск-менеджмент, что означает процесс выявления и оценки рисков, а также выбор методов и инструментов управления для минимизации риска. Поскольку основой любой модели экономики являются трудовые ресурсы, внедрение системы менеджмента в сфере охраны труда - это объективная необходимость, позволяющая обеспечить полноценное управление рисками повреждения здоровья и травмирования работников.
В существующей практике функционирования систем управления охраной труда, как в нашей стране, так и за рубежом, управление профессиональными рисками сводится в основном к оценке профессиональных рисков, на основе которой осуществляется управление рисками "по отклонениям", и в каждом конкретном случае набор методов и средств управления может быть различным. 0сновными приоритетами в этом направлении являются:
- идентификация старых и новых рисков в области охраны труда и принятие практических мер по управлению и ликвидации этих рисков, с концентраций усилий на опасностях и травмах, а также отраслях или профессиях, где число несчастных случаев на производстве со смертельным исходом особенно высоко;
- развитие потенциала нанимателей и работников в отношении эффективного управления охраной труда, что подразумевает создание заинтересованности нанимателей к эффективному управлению рисками в области охраны труда, а у работников - к более безопасному труду;
- укрепление потенциала органов государственного управления в отношении воздействия на результаты обеспечения здоровых и безопасных условий труда в стране и распространении передовых методов.