Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ ВГСПУ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ ВГСПУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / PHYSICAL CULTURE EDUCATIONAL PROCESS / LEARNING TO SWIM / STUDENTS / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьянова Людмила Михайловна

В статье рассматривается вопрос о поэтапном обучении плаванию студентов с решением конкретных задач, с применением инновационных методов и средств в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукьянова Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OFT TEACHING SWIMMING TO STUDENTS OF VSSPU

The article covers stages of teaching swimming with achieving clear targets, using innovative methods and tools in training.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ ВГСПУ»

УДК -797.212.3.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ СТУДЕНТОВ ВГСПУ SOME ASPECTS OFT TEACHING SWIMMING TO STUDENTS OF VSSPU

Лукьянова Людмила Михайловна

старший преподаватель кафедра «Физическая культура» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Lukyanova Lyudmila Mikhailovna senior lectures department «Physical culture» Volgograd State Social and Pedagogical University

Volgograd, Russia.

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о поэтапном обучении плаванию студентов с решением конкретных задач, с применением инновационных методов и средств в обучении.

Abstract. The article covers stages of teaching swimming with achieving clear targets, using innovative methods and tools in training.

Ключевые слова: физическая культура, образовательный процесс, обучение плаванию, студенты, здоровье.

Keywords: physical culture educational process, learning to swim, students, health.

Волгоградский Государственный социально-педагогический университет на сегодняшний день имеет хорошую спортивную базу (спортивный комплекс с 5-ю залами, стадион с беговыми дорожками, футбольным полем, кортом, плавательный бассейн). Наличие хорошей спортивной базы дает возможность кафедре физической культуры успешно проводить практические занятия со спортивной направленностью (элективные дисциплины) по какому-либо виду спорта с учетом интересов студентов.

С открытием в 2011 году в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете плавательного бассейна у студентов появилась возможность на занятиях по физической культуре и элективным дисциплинам приобрести практические навыки в овладении таким видом деятельности, как пла-вание. Наличие бассейна позволяет раздвинуть рамки образовательной программы по физической культуре и элективным дисциплинам: обучение студентов различными способами плавания, занятие в секции спортивного плавания, оздоровительное плавание, аквааэробика, аквайога, проведение соревнований по плаванию. Приоритетным направлением занятий в бассейне является обучение плаванию студентов, не умеющих плавать. Обязательное обучение плаванию с 1-го курса студентов, не умеющих плавать, было внесено в учебную программу по физической культуре и элективным дисциплинам. Это обусловлено еще и тем, что студенты

педагогических специальностей вуза проходят практику в летних оздоровительных лагерях, где умение плавать обязательно.

Умение плавать является жизненно важным навыком для каждого человека. Статистика неумолима - в естественных водоемах каждый год погибает до 30 тыс. человек (по данным Госкомстата России). Уметь плавать должен каждый человек. Это социально значимая задача, которая позволяет в дальнейшем спасти жизнь человека.

При обучении студентов, не умеющих плавать, возникают некоторые трудности в процессе овладения навыком. Это связано с определенными фобиями этих студентов, в первую очередь, боязнью воды, при опросе было выявлено, что у многих студентов (ок.70%), боязнь воды связана с тем, что они в детстве тонули.

Студенты данной категории обучаются отдельно от основной группы не умеющих плавать студентов.

Процесс обучения плаванию включает в себя поэтапное изучение техники плавания. Каждый этап решает последовательно конкретные задачи с использованием определенного учебного материала, с применением инновационных методов и средств обучения. Опираясь на личный опыт работы, анализируя методическую и научную литературу, процесс обучения плаванию студентов проходит поэтапно, без форсирования достижений. Условно процесс овладения навыками плавания можно разделить на несколько этапов:

- создание представления о технике плавания определенным способом, проявления интереса к занятиям посредством рассказа, демонстрации плакатов, слайдов, презентаций и др.;

- знакомство с техникой изучаемого вида плавания на суше и в воде на мелком месте с применением различных упражнений;

- раздельное овладение элементами техники плавания, их совершенствование и объединение в целостное выполнение изучаемого способа плавания;

- дальнейшее закрепление и совершенствование техники плавания;

- выбор спортивного вида плавания и дальнейшее совершенствование [1, с. 62].

Каждый этап обучения имеет свои задачи, методику и средства реализации. Руководство и контроль реализации поставленных задач осуществляются преподавателями.

Цель исследования: наблюдение за динамикой работоспособности студентов на протяжении занятий в рамках модуля «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» с использованием инновационных методов обучения.

Задача: проанализировать динамику результатов студентов, прошедших обучение и разработать методику обучения для студентов ВГСПУ, позволяющую быстрейшему овладению техникой выбранного вида плавания.

Результаты исследования. В эксперименте приняли участие студенты очного обучения института естественнонаучного образования, физической культуры и безопасности жизнедеятельности ВГСПУ (15 мальчиков и 30 девочек), не умеющие плавать.

Занятия проводились два раза в неделю, время работы на воде 60 минут, на протяжении 6 семестров.

Обучение студентов, не умеющих плавать, начинается с кроля на спине. Этот вид плавания считается «легкоусвояемым» и менее нагрузочным на начальном этапе обучения. Именно техника наиболее доступного способа плавания осваивалась студентами в первом семестре, а во втором и последующих семестрах, учитывая плавательную подготовленность каждого обучаемого, мы приступали к изучению второго способа плавания, учитывая индивидуальные особенности студентов, - на груди.

На начальном этапе обучения в освоение техники плавания была использована методика «сухого плавания», которая включала многочисленные упражнения, имитирующие движения пловца в воде. Это позволило быстрее развить плавательную технику, а также укрепить физиологические качества организма обучающихся студентов. Элементы йоги, аквааэробика, игры на воде, музыкальное сопровождение позволяли регулировать психическое состояние обучающихся студентов, психологически настраиваться на процесс освоения техники плавания, а в дальнейшем и на тренировочный процесс.

Изучая средние данные сдачи контрольных нормативов по плаванию кролем на спине, показатели имеют положительную динамику. Группа, в конце первого семестра самостоятельно проплывала 25м на спине без участия рук. Во втором семестре студенты плыли 25м на спине в полной координации на время. С третьего по шестой семестры сдавали контрольный норматив - плавание 50м кролем на спине и 50м избранным видом плавания на груди (кроль, брасс). За период обучения рост показателей скорости выполнения дистанции увеличился в среднем у мальчиков от 4% до 12%, у девочек от 3% до 10%. Параллельно изучали технику кроля на груди, брасса. Группа девочек быстрее освоила технику плавания кролем на спине, группа мальчиков - технику кроля на груди. Техника брасса оказалась наиболее трудна для освоения студентами. В четвертом и шестом семестрах студенты приняли участие в соревнованиях по плаванию среди факультетов вуза. Занятия плаванием на уроках физической культуры, позволило многим студентам хорошо подготовиться и сдать норматив по плаванию комплекса ГТО.

Плавание спортивными способами гармонически развивает все группы мышц. Систематические занятия плаванием и специальная гимнастика совершенствуют такие ценные физические качества, как выносливость, силу, быстроту, подвижность в суставах, координацию движений. Упражнения, выполняемые на суше и воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища, что особенно важно для форматирования правильной осанки [2, с 32].

В процессе занятий плаванием, студентам дан инструктивный материал по проведению мероприятий на воде в летних оздоровительных лагерях с детьми. Это различные упражнения на суше, упражнения для освоения с водой, игры и развлечения на воде, простейшие прыжки в воду, контроль безопасности на воде, меры спасения на воде и оказание первой медицинской помощи в экстренных ситуациях.

Повысилась успеваемость студентов вследствие снижения уровня заболеваемости. Пропуск занятий по болезни сократился в среднем с 23% до 11%.

Наметилась устойчивая тенденция повышения уровня подготовленности с самого низкого до среднего (с 1,2 до 3,8%). Одним из признаков оценки переносимости занимающимися нагрузки является хорошее настроение, желание посещать занятия, дальнейшее совершенствование в избранном виде плавания.

Заключение. Плавание является одним из самых действенных способов оздоровления и укрепления организма человека. Оно оказывает положительное влияние не только на физические, физиологические параметры организма, но и на эмоциональное состояние человека, плавание показано без ограничения практически всем людям любого возраста.

Анализируя результаты педагогического наблюдения за процессом обучения студентов не умеющих плавать, можно отметить успешное решение преподавателями кафедры поставленных задач, разработки дифференцированной методики обучения плаванию. Применение дифференцированной методики в обучении студентов плаванию позволяет в минимальный срок овладеть навыками плавания и продолжить совершенствование в выбранном виде спортивной деятельности.

Литература

1. Булгакова Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учебное пособие высших учебных заведений / Н. Ж Булгакова, С. Н. Морозов, О. В.Попов. - М. : Академия, 2005. - 432 с.

2. Фролова С. М. Виды плавания как один из видов инновационных технологий физкультурно-оздоровительной направленности в физическом воспитании учащихся / С. М. Фролова, Т. А. Андреенко // Наука-2020. - 2019.- №5(30) - С. 30-33.

References

1. Bulgakova N. Zh., Morozov S. N., Popov O. V. Ozdorovitel'noe, lechebnoe i adaptivnoe plavanie: uchebnoe posobie vysshikh uchebnykh zavedeniy [Recreational, therapeutic and adaptive swimming]. Мoscow, Academy Publ., 2005. 432 p.

2. Frolova S. V., Andreenko T. A. Vidy plavaniya kak odin iz vidov innovatsionnykh tekhnologiy fizkul'turno-ozdorovitel'noy napravlennosti v fizicheskom vospitanii uchashchikhsya [Types of swimming as one of the types of physical culture improving orientation of physical education students]. Nauka-2020 - Science-2020, 2019, no. 5(30). pp. 30-33.6. Moskin S. A. Ispol'zovanie sredstv fizicheskoy kul'tury i sporta v protsesse professional'noy podgotovki budushchikh sotrudnikov organov vnutrennikh del [Use of means of physical culture and sports in the process of professional training of future employees of internal Affairs bodies]. Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova - Scientific Bulletin of the Orel law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2019, no. 2(79), pp. 110-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.