Плешков М. А.
3.3. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ОБОРОТА ЗЕМЛИ УГОЛОВНОПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ
Плешков Максим Алексеевич, юрист, кандидат юридических наук
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы
уголовной ответственности за преступления в сфере земельных отношений. Формулируются выводы и предложения по совершенствованию уголовного законодательства об ответственности за преступления в сфере земельных отношений.
Ключевые слова: незаконный оборот земли,
регистрация незаконных сделок с землей, злоупотребление должностными полномочиями, экономическая безопасность.
SOME ASPECTS OF ECONOMIC SECURITY THE CIRCULATION OF THE EARTH BY MEANS OF CRIMINAL LAW
Pleshkov Maksim Alekseevich, barrister, candidate of legal Sciences
Annotation: The article examines the issues of criminal responsibility for crimes in the sphere of land relations. Conclusions and criminal legislation improvement proposals for crimes in the sphere of land relations liability are offered.
Keywords: illegal turnover of land, registration of illegal land transactions, abuse power, economic security.
Обеспечение экономической безопасности является одной из важнейшей задач государства. Обычно под термином «экономическая безопасность» понимают качественную характеристику какой-либо
экономической системы - страны, территории, предприятия, определяющую способность этой системы поддерживать нормальные условия своего функционирования. В Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. №608 [1], к числу критериев и параметров состояния экономики, которые должны обеспечивать
необходимые условия для ее развития, отнесены определение и обеспечение необходимого
государственного регулирования экономических
процессов.
Анализ научных исследований, а также сообщений средств массовой информации, позволяет сделать вывод о том, что в 1990-2000 г.г. российским
государством не были созданы условия для
формирования эффективной системы землевладений и землепользований, а также оформления прав на землю. Вместе с тем, земля как основа жизни и деятельности человека является едва ли не
важнейшим экономическим ресурсом России. Соответственно вопросы обеспечения законности в сфере оборота земельных ресурсов должны являться приоритетными в деятельности правоохранительных
органов и обеспечиваться необходимыми правовыми средствами.
Согласно п.1 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. В этой же статье кодекса устанавливается, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В свою очередь, под незаконным оборотом земли следует понимать совершение юридических актов, результатом которых является возникновение или прекращение имущественных прав на земельные участки вопреки прямому законодательному запрету либо с существенным нарушением условий ограничения их оборотоспособности, установленных действующим законодательством.
Незаконное вовлечение в гражданский оборот земельного участка возможно совершить двумя способами. В первом случае, это вынесение соответствующим должностным лицом органа государственной власти или местного самоуправления незаконного акта о переводе земель либо необоснованное указание на иную категорию земель, к которой принадлежит земельный участок, в акте об его предоставлении и гражданско-правовом договоре, заключаемом на его основании. В другом случае, это предоставление заведомо подложных документов в государственные органы, осуществляющие
государственную регистрацию и кадастровый учет прав на недвижимость, в том числе на земельные участки.
Следствием незаконного перевода земель из одной в категории в другую, как правило, являются не только вовлечение в гражданский оборот земельных участков, ранее исключенных из оборота, либо оборот которых предполагал существенные ограничении, но и противоправная смена собственника. Так, например, после оформления части земель курорта федерального значения, относящихся к особо охраняемым территориям и являющихся государственной федеральной собственностью, в качестве земель поселений они автоматически переходят в муниципальную собственность, а их распорядителем начинает выступать орган местного самоуправления.
Систематизация преступлений, связанных с земельными отношениями, предлагаемая А. Ф.Ивлевой включает в себя:
1) противоправные деяния, нарушающие правила использования земель и их охраны, которые, в свою очередь, делятся на:
- преступления против установленного порядка использования земли, как средства производства в сельском и лесном хозяйстве: ст.ст.231 («Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества»), 236 («Нарушение санитарно-эпидемиологических правил»), 249 («Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений»), 254 («Порча земли»), 260 («Незаконная
Бизнес в законе
2’2013
рубка лесных насаждений»), 261 («Уничтожение или повреждение лесных насаждений») УК РФ;
- преступления против установленного порядка использования земли в промышленных целях и как территориальной основы размещения объектов: ст.ст.246 («Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ»), 247 («Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов»), 255 («Нарушение правил охраны и использования недр»), 267 («приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения»), 269 («Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов») УК РФ;
- преступления против установленного порядка использования земли, как природного объекта: ст. 254 УК РФ и другие составы, предусмотренные гл.26 УК РФ «Экологические преступления».
2) противоправные деяния, нарушающие право
собственности и иные права на землю, или так называемые «имущественные преступления», к которым относятся мошенничество (ст.159 УК РФ) и вымогательство (ст.163 УК РФ), а также три состава, содержащиеся в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности»: легализация
(отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ), легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст.174.1 УК РФ), принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения (ст.179 УК РФ). В указанных составах земельные участки будут являться предметом преступления, а объектом посягательства, соответственно, - гражданский оборот земли, в частности, и порядок осуществления экономической деятельности, в целом;
3) противоправные деяния, нарушающие порядок управления землями, которые включают в себя:
- преступления, основным объектом которых
выступает порядок деятельности органов
государственной власти и органов местного самоуправления, дополнительным - земельный правопорядок: ст.ст. 285 («Злоупотребление
должностными полномочиями»), 286 («Превышение должностных полномочий»), 288 («Присвоение полномочий должностного лица»), 290 («Получение взятки»), 292 («Служебный подлог»), 293
(«Халатность») УК РФ, а также ст. 300 УК РФ («Самоуправство»);
- преступления, посягающие на установленный
порядок осуществления функций по управлению
землями как основной объект - ст.17о УК РФ («Регистрация незаконных сделок с землей») [2].
Представляется возможным взять подобную
классификацию за основу, и рассмотреть на примерах случаи привлечения к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ст.170 УК РФ, единственной статьей Уголовного Кодекса РФ, в которой земельный оборот закреплены в качестве предмета уголовно-правовой охраны.
Так, в 2007 году по результатам проведённой
Махачкалинской межрайонной природоохранной
прокуратурой проверки Выявлены нарушения в деятельности руководителя Новолакского районного филиала Земельно-кадастровой палаты И., который исказил учётные данные государственного земельного
кадастра. При проведении кадастрового учёта И. выдал сельхозпредприятию «Каспий» план с указанием недостоверной информации о категории земельного участка размером 2 га. В результате земли лесного фонда на побережье Каспийского моря, защищённые от использования под социальнобытовые и хозяйственные нужды, потеряли свой статус и могли быть использованы предприятием по своему усмотрению. Действия чиновника квалифицированы по ч. 1 ст. 286 (превышение должностных полномочий) и ст. 170 (регистрация незаконных сделок с землёй) Уголовного кодекса Российской Федерации [3].
В прошлом году к уголовной ответственности за махинации с землей были привлечены два новороссийских чиновника: начальник одного из
отделов Росреестра и его заместитель. Как было установлено правоохранительными органами, жителю района незаконно было выдано свидетельство на право собственности на земельный участок площадью 90 квадратных метров, ранее принадлежащий муниципалитету. Муниципальная земля примыкала к частному владению, а владельцу захотелось
увеличить свой участок. Он собрал пакет документов и через посредников в Росреестре договорился об оформлении земли в собственность. Руководитель Ш. из корыстных побуждений дала указание своему заместителю Б. переоформить право собственности на землю. На возражение подчиненного, что это противозаконно, Ш. заверила, что он без
благодарности не останется. В результате было возбуждено уголовное дело по статье 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» в отношении начальника, по статье 170 УК РФ «Регистрация незаконных сделок с землей» - в отношении заместителя [4].
В обоих случаях, как мы видим, возникла
конкуренция уголовно-правовых норм. В первом случае, наказание по ст.170 УК РФ, будучи преступлением небольшой тяжести, будет поглощено более строгой санкцией стати 286 УК РФ. Во втором случае, начальник, отдавший незаконное распоряжение, будет привлечен по более тяжкой статье, в то время как исполнитель, непосредственно осуществивший незаконные действия, «отделается легким испугом». Вместе с тем, нет оснований полагать, что отсутствие статьи 170 в Уголовном кодексе Российской Федерации, не позволило бы привлечь виновных лиц к уголовной ответственности по иным статьям, предусматривающим наказание за должностные преступления.
Представляется возможным два пути совершенствования уголовного закона в сфере защиты оборота земли.
Первый путь, наиболее радикальный, - объединить в отдельную главу Особенной части Уголовного кодекса преступления, посягающие на земельные отношения, в которую включить статьи, имеющие признаки и должностных, и экономических преступлений. Для этого будет необходимо сформулировать новые составы, криминализировать конкретные формы противоправной деятельности должностных лиц органов Росреестра, Роснедвижимости,
администраций субъектов РФ и органов местного самоуправления. Отдельно нужно будет сформулировать частные примеры мошенничества с объектами недвижимости по примеру тех изменений,
Плешков М. А.
которые привели к включению в кодекс статей 159.1, 159.2, 159.3 и т.д. Объединять все эти составы будет видовой объект преступного посягательства -имущественные отношения, связанные с землей, в которые вступают лица с целью приобретения прав на земельные участки для их хозяйственного либо коммерческого использования. В ряде случаев в качестве дополнительного объекта будут выступать общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата органов местного самоуправления. Предметом преступления будут выступать правоустанавливающие документы на конкретный земельный участок, в том числе незаконно поставленный на учет в органах земельного кадастра.
Подобное решение, конечно, приведет к очередным изменениям и так уже изрядно переписанного Уголовного кодекса, усложнит его структуру, вызовет новые сложности у правоприменителей до тех пор, пока не будет наработана соответствующая практика. К преимуществам данного подхода нужно отнести системность и комплексность в выработке правовых средств, обеспечивающих законность в сфере оборота земли. Скорее всего, понадобится и коренной пересмотр самого земельного законодательства, имеющего немало пробелов.
Другой путь - совершенствование уже имеющихся статей Уголовного кодекса: добавление
квалифицированных составов, связанных с посягательствами на землю, в частности в должностных и корыстных преступлениях, доработка диспозиции статьи 170 УК РФ и т.д. Такой подход очень напоминает «латание дыр», поэтому, не будучи проведенным в комплексе, без совершенствования норм административного, земельного, гражданского права, вряд ли позволит обеспечить необходимый уровень экономической безопасности государства в вопросах, связанных с оборотом земли, как важнейшего экономического ресурса.
Список литературы:
1. Собрание законодательства РФ.1996. №18. Ст. 2117;
2. Ивлева А.Ф. Земельные отношения, как объект
уголовно-правовой охраны по законодательству Российской Федерации: теоретические и
правоприменительные аспекты: дисс. ... канд. юрид. наук. Н.Новгород. 2007.- С. 87-100
3. http:// www.genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-63794;
4. http://www.nnvrsk.ru/?article=4914.
Reference list:
1. Of Laws RF.1996. Number 18. Art. in 2117;
2. Ivlev AF Tenure, as the object of the criminal law protection of the laws of the Russian Federation: the theoretical and enforcement aspects: diss. ... Candidate. jurid. Science. Nizhny Novgorod. 2007. - S. 87-100
3. http:// www.genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-63794;
4. http://www.nnvrsk.ru/?article=4914.