Александр ТРАХИМЕНОК
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ США
Автор рассматривает внешнеполитические проблемы, связанные с развитием доктрины национальной безопасности США в конце XX - начале XXI в. Особое внимание уделяется экономическому фактору, который даёт возможность странам, не доминирующим в военном плане, стать полноценными участниками международных отношений.
The author reviews foreign-policy problems regarding the evolution of the national security conception in the USA in the end of 20th century and at the beginning of 21st century. A special attention to the economic factor is given that allows to countries non-dominated in the military aspect become full participants of international relations.
Ключевые слова:
система безопасности, управление реформами, доктрина США, американские интересы, экономический фактор, стратегия национальной безопасности США; system of safety, management of reforms, the USA doctrine, American interests, economic force, strategy of the USA national safety.
Изучение истоков американской теории безопасности свидетельствует об изначально широкой трактовке понятия национальной безопасности, выходящей за рамки чисто военных вопросов, при этом чётко просматривается роль руководящей элиты, монополизировавшей интеллектуальные и материальные ресурсы на разработку концепции. Принимая участие в создании новых альянсов или подписывая соглашения, Соединённые Штаты шли не столько на ограничение своих прав, сколько на то, чтобы освободится от слишком больших и дорогих обязательств по поддержанию безопасности в мире1. На первом месте всегда стоял прагматизм, ради которого можно пожертвовать принципиальностью. Нужно также отметить, что в США традиционно сильна поддержка большого бизнеса и крупных корпораций — концепции «глобальной» и «личностной» безопасности стоят на втором месте.
Аналитики США ещё в конце 80-х гг. ХХ в. обратили внимание общественности на новые угрозы и вызовы безопасности, в первую очередь связанные с выбором новых ориентиров в европейской политике. Определено это было двумя факторами — ослаблением Советского Союза и появлением Европейского союза — нового центра силы в Европе. Американцы всячески пытались содействовать развитию первого фактора и ослаблять развитие второго. Интересна статья «Конечный кризис Советов», опубликованная в «Нью-Йорк Таймс» от 4 января 1990 г. за подписью «Мистер Х». Её суть можно свести к нескольким моментам: во-первых, в ней говорилось об обречённости перестройки в СССР и тщетности оказания любой помощи Запада Москве, во-вторых, роль Запада в отношении стран бывшего социалистического лагеря должна была состоять в том, чтобы облегчить бремя гонки вооружений на Западе и одновременно содействовать формированию структур частного бизнеса в советской экономике. США, по мнению автора, могли бы содействовать созданию свободных экономических зон в Прибалтике, Армении, на Дальнем Востоке на условиях МВФ. Госсекретарь США Дж. Бейкер заявил о стремлении к достижению «новых» целей — созданию «международного демократического общества», где «свободный человек и свободные правительства» будут составлять основу будущей системы безопасности. Содействие экономическим преобразованиям в Европе, укрепление региональных систем безопасности выделя-
1 Рыхтик М.И. Безопасность Соединённых Штатов Америки: история, теория и политика. — Н.Новгород, 2004, стр. 305.
ТРАХИМЕНОК
Александр
Анатольевич —
аспирант Сибирского
института
международных
отношений и
регионоведения,
преподаватель
СИМОиР
лось как новое направление национальной стратегии США1.
В докладе о стратегии национальной безопасности 1991 г. говорилось о необходимости рассматривать экономическое благосостояние США в контексте национальной безопасности. Интересен документ, утверждённый сенатом и палатой представителей США 2 июля 1992 г., — «Акт о свободе для России и возникающих евразийских демократий и поддержке открытых рынков».
Вот некоторые положения этого закона. Бизнес и сельское хозяйство США при участии в развитии рыночных экономик независимых государств бывшего Советского Союза повысят конкурентоспособность США и увеличат количество рабочих мест; в интересах США, чтобы программы помощи были составлены с целью максимизировать закупку товаров и услуг США; помощь должна рассматриваться как вклад в экономическое будущее стран СНГ и США; предпочтение при закупке товаров должно отдаваться товарам, произведённым, выпущенным или изготовленным в США; фонды не должны использоваться для закупки товаров и услуг, произведённых не в США.
Наиболее проблемные для интересов России направления деятельности обозначены в доктринах глобалистов. Глобалисты-демократы в полной мере стремятся расширить демократию и рынок как в РФ, так и в зонах её бывшего влияния. Именно эти доктринальные установки в полной мере были реализованы и проводились администрацией Клинтона. «Управление реформами» в России из США нанесло РФ значительный ущерб без привлечения силовых методов. Кроме того, выросло число военных союзов с явной ан-тироссийской направленностью (расширение НАТО, поощрение ГУУАМ)2.
После «холодной войны» для США исчез вынужденный контроль за собственными планами и амбициями, связанный с опасностью противодействия другой стороны; в США появилось представление о своих возможностях как о механизме поддержания выгодного для американского
1 Захаров В.Б. Восточная Европа в стратегическом и экспертно-аналитическом планировании правительства США (1981—1991гг.) : диссертация на соискание учёной степени к.и.н. — Н.Новгород, 1994.
2 Новая ядерная доктрина США: противнику грозят превентивные ядерные удары // NEWSru.com,
12 сентября 2005 г.
общества мирового порядка. В 1990-е гг. эволюция взглядов на национальную безопасность США пришла к своему закономерному итогу: США открыто заявляют о своей силовой «единственности» как организующего начала в глобальном масштабе. Весь мир стал делиться на тот, который признаёт «мир по-американски», и тот, который «заблуждается» относи -тельно наступления последнего.
Фактически при Билле Клинтоне сформировалась новая доктрина США как оси мироздания, метрополии для всего остального мира, развитие которого зависит от американских ресурсов, воли и интеллекта. США, беря на себя роль глобального лидера, становятся основой международной безопасности и американоцентричной системы международного права («США больше чем ООН»)3.
Между тем удельный вес США в мировой экономике стал медленно снижаться, Европейский союз по многим экономическим показателям обогнал США. Интересы Западной Европы и Соединённых Штатов начали расходиться. Распад социалистического лагеря сыграл на руку Вашингтону — появились агенты влияния в Европе. США взялись за разработку новой стратегии для Европы. Объявлялось о готовности США оказать поддержку процессу политических и экономических реформ в странах Восточной Европы, причём выражалась уверенность в выгодности подобных изменений и Советскому Союзу. Назревала напряжённость между США и странами ЕС, особенно Германией и Францией, которые не желали мириться с доминированием США в регионе при отсутствии объективной угрозы со стороны Советского Союза. Результатом данного противостояния стало то, что США в первой половине 1989 г. официально признали появление нового экономического центра в Западной Европе, способного нести ответственность за безопасность в регионе, также признавалась возрастающая роль Германии и Франции, выражалось понимание неизбежного сокращения прямого влияния США. В то же время США и не думали порывать со своей внешнеполитической традицией — не допускать формирования в Европе силы, способной бро-
3 Американские доктрины. Университетская информационная система РОССИЯ // http://www.bud-getrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2000/vest-т]М117-05Д^п11йШ7-05030.Ыт
сить вызов американским интересам. Администрация Белого дома старалась действовать не методом выстраивания баланса сил, как во времена холодной войны, а через политику «вовлечения», с целью приспособления многосторонних институтов к управлению в соответствии с американскими интересами. США планировали использовать эти институты для совместных ответов на общие угрозы — ЕС достаточно эффективен в применении невоенных инструментов регулирования, США — в применении силового давления: военные операции против Югославии в 1999 г., Ираке в 2003 г. показали, что США не отказываются от «силовой гегемонии»1.
Сдвиги в военно-стратегической ситуации и перестановка геополитических интересов в Европе заставили пересмотреть свои позиции в системе безопасности и западноевропейские страны. Роль военного доминирования в формировании мировой политики не является сегодня единственной и первоопределяющей; наряду с военной силой мощными инструментами влияния стали экономические рычаги, в первую очередь мировые финансы, что связано с развитием средств коммуникаций и интернационализацией экономик.
Концепция национальной безопасности США постоянно трансформируется. Зависит это от того, кто в данный момент большее влияние имеет в Белом доме — «ястребы» или финансисты, и от событий, происходящих как внутри США, так и за пределами государства. Стратегия национальной безопасности США, опубликованная администрацией Дж. Буша-млад-шего 20 сентября 2002 г., является одной из первых попыток сформулировать доктрину обеспечения безопасности мировой державы после атаки 11 сентября 2001 г.
Новая стратегия США включает принципиально новые положения.
1. Основные угрозы безопасности США исходят от государств-изгоев и террористических сетей. «Серьёзнейшая опасность... находится на перекрестке радикализма и технологий». Государства-изгои и террористические сети стремятся получить оружие массового уничтожения. Этим мотивируется переход от политики нераспро-
1 Приходько О.В. США — ЕС: оценка возможности формирования самостоятельного европейского полюса силы. — М., 2002, стр. 35.
странения ОМУ к противораспростране-нию.
2. США не допустят достижения какой-либо страной военного паритета.
3. США намерены применять военную силу первыми, чтобы предупредить враждебные действия, даже если нападение на США в данный момент не готовится или невозможно: «Америка будет действовать против возникающих угроз, прежде чем они полностью сформируются»2.
В Концепции 2002 г. Россия представляется «партнёром в войне с террором». В дополненной действующей Концепции США призывают Россию не препятствовать распространению свободы: «Тенденции последнего времени, как ни прискорбно, указывают на сокращение приверженности демократическим свободам и институтам»3.
Приверженность идеям данного доктринального документа наглядно проявилась после августовских событий 2008 г. в зоне грузино-осетинского конфликта. В сентябре 2008 г. в Конгрессе США после визита Дж. Байдена в Грузию было распространено сообщение, в котором отмечается, что ввиду действий России конгресс США не может предпринять законодательные усилия по укреплению американо-российского партнёрства. Имеется в виду соглашение, разрешающее расширение сотрудничества с Россией по выработке ядерной энергии, а также об отмене поправки Джексона—Вэника, которая в настоящее время блокирует интеграцию России в ВТО4. Решение связано с позицией Запада относительно действий России в Грузии, заявил глава сенатского комитета по иностранным делам сенатор-демократ Дж. Байден.
В заключение можно отметить, что, несмотря на все кажущиеся трансформации, происходящие в политике национальной безопасности США, её внешняя составляющая носит агрессивный характер, направленный на глобальное доминирование любыми методами — военными, политическими или экономическими.
2 Стратегия национальной безопасности США: перспективы для России. Национальная лаборатория внешней политики // http://www.nlvp.ru/print/52.html
3 Peter Baker. Bush to Restate Terror Strategy 2002 // Washington Post, March 16, 2006.
4 США занялись экономическим шантажом // Дни.Ру 20.8.2008 // http://www.dni.ru/econo-my/2008/8/20/147618.html