9. Сологуб Ф. Стихи / Ф. Сологуб. - Книга первая. (1895); Тени. Рассказы и стихи. (1896).
10. Флоренский П. А. Письма с Дальнего Востока и Соловков / Павел Флоренский // Соч.: в 4 т. - Т. 4.
11. Цветаева М. Герой труда / М. Цветаева // Пленный дух: Воспоминания о современниках. Эссе. - СПб., 2000.
Р. З. Назариев
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ НОРМ И ПРИНЦИПОВ В ВОЗЗРЕНИЯХ НАСИРА ХУСРАВА
В статье анализируются некоторые аспекты морально-этических норм и принципов Насира Хусрава - мыслителя, поэта и философа средневекового мусульманского Востока. Рассматриваются этические вопросы связанные с добром и злом, счастьем, терпением и другими нормами морали человека, регулирующие поведения человека в обществе, с одной стороны, и самого человека для достижения его совершенства. В статье сопоставляются идеи Насира Хусрава с идеями некотрых философских и религиозных школ Запада и Востока. Ключевые слова: теория культуры, Насир Хусрав, исмаилизм, мораль, этика, тв'вил, звхир и бвтин, совершенство души, Бог, Всеобщий Разум, Всеобщая Душа, тождество микро- и макромира, двойственность явлений, справедливость, вознаграждение и наказание, счастье, теория чисел, добродетель, наслаждение, добро и зло, терпимость.
There are some aspects of morally-ethical rights and principles of Nasir Khusraw as the thinker, the poet and the philosopher of the medieval Muslim East are analyzed in this article. Ethical issues is developed with goods and a harm, happiness, patience and other norms of morals of the person, adjusting behavior of the man in the society, on the one hand, and the man for achievement of his perfection. Also, there are compared Nasir Khusraw ideas to ideas of the philosophical and the religious schools of the West and the East. Keywords: theory of culture, Nasir Khusraw, Ismailism, morality, ethic, ta'wil, zahir and batin, perfection of the soul, the God, the General Reason and the General Soul, micro and a macrocosm identity, the duality of the phenomena, justice, compensation and punishment, fortune, theory on numbers, virtue, delight, good and evil, tolerance.
Насир Хусрав - таджикский философ, ученый, поэт и исмаилитский теолог, родился в 1003/4 году в районе нынешнего Кубадийана, который расположен приблизительно в 150 километрах на юго-запад от Душанбе. Он умер в 1089 году и был похоронен в афганской деревне Йумгане. Его жизнь оказалась связанной с драматическими событиями того времени - такими, как падение первого таджикского государства самани-дов и захват территории Хорасана - родины мыслителя - сельджуками, кочевыми племенами с севера. Некоторое время проработав в правительстве сельджуков, он вскоре отказывается от дальнейшего сотрудничества с ними и отправляется в семилетнее путешествие по странам Ближнего Востока, во время которого он изучал политику имамов-
фатимидов в Египте, их организации для развития моральных ценностей мусульман, заботу о других сектах и убеждениях, любовь к искусству, культуре, науке и так далее. В результате знакомства с культурой исмаилитов в целом и философией и теологией в частности, Насир Хусрав впоследствии примкнул к этому течению. Через некоторое время, получив духовное звание исмаилитского миссионера - худжат, он возвратился в Хорасан.
Свое семилетнее путешествие Насир Хусрав зафиксировал в более чем 30 философских и теологических работах. К сожалению, только немногие из них дошли до нас, но и они свидетельствуют о высоком интеллекте этого легендарного человека. Его наиболее важные работы:
1. Философские и теологические: «Зад-ул-мусафирин» («Припасы путников»), «Хан-ул-ихван» («Трапеза братьев»), «Джаме'ал-хикматайн» («Сумма двух мудростей»), «Кушоиш ва рахоиш» («Откровение и спасение»), «Ваджхи дин» («Лик веры»).
2. Прочие: «Диван» («Собрание стихов»), «Сафарнома» («Книга о путешествиях»), «Рушноинома» («Книга о просвещении»), «Саадатнома» («Послание о счастье»)и так далее.
Его философия находилась под влиянием греческих философов, особенно неоплатоников. Общая ее суть сводится к тому, что мир ведёт свое первоначальное существование от божественного акта, результат которого заключен в эманации от Него двух первичных начал - Всеобщего Разума и Всеобщей Души. Земной, телесный мир по смыслу подобен духовному миру. Поэтому все события и явления двойственны, так же как и смысл божественной книги. Все они имеют открытый («захир») и скрытый («батин») смыслы. Но это - не дуализм зороастризма...
Этика и мораль, как ее неотделимая часть и предмет изучения, во взглядах Насира Хусрава представляют собой один из важных вопросов, входящих в систему философского и религиозного мировоззрения. Понятия этики, морали и нравов в его взглядах объединены под общим понятием «хулк» (мн.ч. «ахлак»), что буквально с арабского языка обозначает «характер», «натура», «нрав», «мораль» и «этика». Значение каждого из них в отдельности можно определить только в контексте.
Этико-моральные свойства человека, на взгляд Насира Хусрава, ассоциируются с их сакральным происхождением, предписывающим людям, согласно мирским законам, определенные нормы и принципы поведения и поступков. Человек и его поведение подчинены «миру и его поведению», ибо они сходятся по своим структурам, а человеческое тело -«сокращенная форма мира». Насир Хус-рав говорит: «Следовательно, наше тело по своей структуре безразлично соот-
ветствует этому миру... этот микро-появился от того макромира, а не наоборот. Мир - общее тело, а наше тело -частный мир» (3, с. 126) и «под влиянием этих инструментов и средств (то есть небесных тел. - Р. Н.) Всеобщая Душа создает форму человеческую, которая является благороднейшей и наиболее совершенной» (3, с. 125).
На взгляд Насира Хусрава, человеческая деятельность, поступки и поведение человека строятся на принципе воздаяния и наказания, что напрямую связано с тем, как и в какой степени люди достигают «благоденствия материального». Причем «человек, добившийся меньшего благоденствия, завидует другому своему подобию, благоденствующему в достатке, ибо малое благоденствие он находит жалким, поэтому от богатства другого человека испытывает страдание». Наравне с этим «воздаяние того мира - это знание, которое существует в скрытой форме. О нем носители малого благоденствия не завидуют носителям больших благоденствий». Эта мысль обосновывается на примере людей, имеющих разные уровни знаний: «группа, из которой владеют меньшим, а другая -большим знанием... Обладатели меньшего знания не осведомлены о том, что знают великие знатоки и по причине того, что они не знают [их знаний], не завидуют им и не нарушают себе покой» (3, с. 277). В этой цитате этико-моральные принципы рассматриваются как индивидуальное (зависть другому человеку) и общественное сознание (знание - главный критерий развития общества), как вид общественных отношений (несведущий по отношению к знатоку) и как нормы поведения (не нарушать покой).
Проблема этики и морали в воззрениях Насира Хусрава во многом сводится к известной проблеме совершенствования человека. Она, в принципе, напоминает суфийскую теорию «инсани камил» («совершенный человек») и, предположительно, заимствована от суфизма. Но если это так, то только во внешнем значении, так как во взглядах Насира Хусрава исключается мисти-
цизм, заключенный в содержание этой суфийской теории.
В рамках изложения вопроса о воздаянии и наказании человека Насиром Хусравом вводятся и рассматриваются основные категории этики: «Справедливость (в которой заключено благо народа), праведность, правдивость, милосердие, благосклонность, верность, смиренность и другие нормы благонравия распространены между людьми в надежде попасть в рай, полный наслаждениями и из-за страха перед суровым адом. Насилие же есть источник развращения народа; бесстрашие, дерзость, жестокость, угнетение и мучение потому распространены между безбожниками и неверными, что они отрицают вознаграждение и наказание. Вознаграждение есть предел наслаждения, а наказание - предел страдания» (3, с. 294).
Насир Хусрав, как было отмечено, рассматривает сущностные характеристики человека в их связанности с растением и животным не просто в рамках биологического, физиологического, онтологического, но и этико-морального понимания вопроса. Дело в том, что, на его взгляд, человек, как последующее по порядку происхождения существо, заимствует от своих предшествующих много позитивных и негативных качеств и свойств, которые могут быть определяющими для его морально-этических качеств. Насир Хусрав говорит: «В каждой из этих двух душ есть те силы, которыми обладает предшествующая им душа... У говорящей же души есть сила, при помощи которой двигает и тела и свою сущность. Но двигание двигателя тела осуществляется им через воздержание животной души от гнева, страсти, зависти и тому подобных сил, двигающих животную душу» (3, с. 359-365). Итак, человек относительно других существующих считается высшей формой созидания и поэтому должен иметь высшее, человеческое поведение и поступки. Иначе, если человеческая душа «... будет пользоваться животным образом жизни, окажется в состоянии, противоположном своей сущности, вопреки своей под-
линной сущности возвращается к животному состоянию и потому подвергается вечной муке» (3, с. 272).
Следует также остановиться на теории чисел. Насир Хусрав при доказательстве и аргументировании своих идей, в частности этико-моральных норм и принципов, часто использует пифагорейскую теорию чисел. Скорее всего, для него эта теория чисел служит средством для «философствования» и логического обоснования гипотез. На примере вопроса о сотворении мира Насир Хусрав утверждает, что «первоисточником множественности является единица, ее началом - два, а от двух происходит один», далее три и другие числа (3, с. 108-109). Этим путем доказывается монотеистическая сущность Бога вообще и пророка и имама - как ведущих по пути истины в частности. В таком ключе происходят взаимоотношения людей друг с другом в обществе и складываются нормы их поведения, деяний и поступков. В этом выражается и суть отношения младших к старшим по общественному положению
- это сыновняя преданность, почтительность и любовь, поддерживающая установленный Единый порядок. Этот порядок опирается на представление об эманации от Единого в двух первосуществах
- Всеобщем Разме и Всеобщей Душе, а далее до пророка и имама, которые осуществляют Его волю. Порядок этот строго иерархичен. Он различается не только по «божественному происхождению», но и по степени обладания мудростью. Этот порядок, возможно, в какой-то степени препятствует развитию личной самостоятельности человека в вопросах морали, а тем самым и развитию самой морали, а индивид подчиняется обычаям и традициям. Но вместе с тем стимулируется уклад жизни, нуждающийся в человеке, осознающем себя и свои интересы в отношении к общему благу.
Рассматривая человека как разумное и деятельное существо, Насир Хусрав характеризует высшее благо и блаженство как результат хорошо выполненного человеком своего предназначения, то
есть совершенной деятельности, наиболее соответствующей добродетели. Связав, таким образом, благо и счастье человека с добродетелью, он находит не что иное, как проявление разумно деятельной природы человека, ибо именно этим человек отличается от других живых существ. Совершенство, в свою очередь, протекает в рамках, установленных обществом или религией, этико-мораль-ными нормами и принципами. По словам Насира Хусрава, «...разумное наслаждение бесконечно. Совершенство человека в этом наслаждении заключается в том, чтобы уметь наставлять других людей на путь науки. Это есть его духовное рождение [помогающее ему] увековечить себя и других, как увековечили себя предки, мир им, и мудрецы» (2, с. 317).
Важнейший принцип этики и морали по формированию, развитию духовной культуры и регулированию мировоззренческих взглядов человека Насир Хусрав осмысливает в соотношении добра и зла. Добро и зло рассматривается им как ценностная и возвышенная категория над другими сферами освоения мира, важнейший элемент определения состояния жизни и деяния человека, с одной стороны, и нормы его поведения - с другой. Ответ на этот вопрос он стремится получить в анализе круга проблем, связанных с постижением сущности самого человека, мира, общества, в котором он живет. В этом случае выдвигаются для анализа большое количество познавательных вопросов - зачем и как человек живет, как он устроен, как он осознает себя в нем, какие его поступки одобряются, а какие порицаются и т.д.
В учении Насира Хусрава этико-моральные свойства человека ассоциируются со многими теориями и принципами, среди которых принцип двойственности занимает особое место. В его космогоническом описании мироздания все существующее делится на духовное и телесное, явное и скрытое, общее и частное и т.п., составляющих пару, или двойственность природы явлений и событий, а также связанных с ними различных
действий, или деятельностей. В логическом порядке Насир Хусрав доводит мысль о такой двойственности посредством двух свойств мира - «способности дачи пользы и ее получения» - до человека. В человеке функцию принесения пользы выполняет разум, а ее получателем является душа, которая, в свою очередь, имеет две силы: «У человека есть две силы, благодаря которым он отличается от других животных. Одна из них -знание, другая - деяние по этим знаниям. Следовательно, человек должен повиноваться своему Творцу сообразно знаниям и деяниям, дабы приобрести форму своего Творца» (2, с. 242). В этих силах души проявляются все этико-мо-ральные качества и свойства человека, которые разделяются на добро и зло: «Это есть душа, от которой истекают великодушие и скупость, храбрость и трусость, благочестие и безнравственность» (3, с. 154). Насир Хусрав при рассмотрении вопроса о добре и зле выражает свое несогласие со «сторонниками дуализма», которые толкуют равноправное и одновременное их происхождение. Такое несогласие выражается и по отношению к сторонникам зороастризма, считавших, что добро и зло, соответственно, есть результаты деяний Ахура Мазды и Ангры Манью. Он резко заявляет: «Для разума это грубо, что-де зло исходит от разумности. Как же можно допускать связь зла с Творцом? И та группа, которая рассматривала добро и зло в извечности, заявляет, что Бог добра в итоге убивает Бога зла во время своего совершенства... » Согласно его мнению, зло не имеет изначального корня, и аргумент тут следующий: «что-либо злом называется тогда, когда сравнивают его с чем-либо лучшим», коим является добро. В ответ на возражение по обратному суждению этой мысли («это добро лучше, чем то зло»), Насир Хусрав говорит, что «всякое зло, в конце концов, становится добрым, но невозможно, чтоб добро стало злом. Известно, что любая вещь возвращается туда, откуда она происходит» (3, с. 276).
Этическая аксиология Насира Хус-
рава в данном случае во многом сопоставима с теоретической основой этики Гоббса о понятии человеческой природы (1, с. 10-11; 408-455), где сама этика становится натуралистической, выводящей законы поведения человека из природы. В этике Гоббса земные корни морали трактуются не как область идеального долженствования, а как нечто, превращенное в естественную опытную науку о психологии, аффектах и поведении человека. У Насира Хусрава этико-мораль-ные свойства также основываются на психологии, аффектах и поведении человека. На примере вышеприведенной цитаты находим, что, как у Гоббса, мораль Насира Хусрава на этом пути наталкивается на противоречие. Оно заключается в том, что если мораль представляет собой естественные стремления человека, то откуда берутся аморализм и безнравственность и необходимые для их преодоления представления о долге, достоинстве, общественных обязанностях? Смысл же вышеприведенной цитаты обозначает, что человек сам является критерием добра и зла, что моральные ценности зависят от пользы и интересов человека, то есть являются относительными. Такое рассуждение На-сира Хусрава, безусловно, несло прогрессивный смысл, ибо оно утверждало основы гуманистической морали.
Согласно теории цикличности Наси-ра Хусрава, источником всего сущего является Всеобщая Душа, а от нее «все происходит добрым». Она несет два свойства - совершенство и несовершенство, и «то, что совершенное, зависит от ее сущности, которая совершенна в деле восприятия пользы разума, а несовершенна она из-за следствия, коим является субстанция, неспособная воспринимать потенцию Всеобщей Души в совершенстве. Доводом в правдивости этого суждения является то, что каждый производитель из среды людей также обладает двумя знаниями - совершенным и несовершенным. Совершенное - цель Творца, на примере стула, что является и целью плотника. Она - совершенна. Несовершенное - его инструменты» (3,
с. 276). Несовершенство же Всеобщей Души определяется им по отношению к Разуму, другими словами, соотношением человеческого разума и души: «С самого начала сотворения мы находим души людей порочными, что является следом Всеобщей Души» (3, с. 304). Отсюда конечная цель человека - достижение совершенства души.
Это заключение напоминает теорию нирваны в буддизме, которая достигается путем избавления от кармы - всего плохого, изначально заложенного в человеке, но и от страданий в земной жизни. В трактовке Насира Хусрава, нирвана заменяется вознаграждением за доброе и злое деяние, которое происходит «с задержкой», «после прихода властелина судного дня» в соединении частных душ со Всеобщей Душой.
Сравнивая этику буддизма с этико-моральными принципами других идейных школ ислама, с одной стороны, и произведениями Насира Хусрава, с другой, следует охарактеризовать их общность и различие. В общих чертах сходство заключается в том, что эти принципы духовными средствами и в рамках определенных норм призваны развивать общество и человека, гармонизировать отношения между ними, давать человеку ценностные ориентиры, определять круг основных обязанностей и придавать жизни какой-то смысл. В то же время в учении Насира Хусрава, хотя и оправдывается и закрепляется идея покорности и подчиненности Богу, пророку и имаму, все же отсутствует вера в сверхъестественные пути избавления от трудностей жизни и, тем более, в терпимость.
С развитием идеи отсутствия веры в сверхъестественные пути избавления от трудностей жизни открывались дороги к относительной свободе в действиях человека. Они одновременно давали ему возможность раскрыть свои индивидуальные способности. В интерпретации Насира Хусрава это звучит таким образом, что каждый человек должен вести образ жизни и заниматься деятельностью, соответствующей природе его души, уровню его знаний и общественно-
му положению. Только в этом случае жизнь людей в обществе будет приближаться к тому порядку, который отражает идеальный мир. Насир Хусрав считает, что «дело человека посредственное, оно - ни принужденное, и ни добровольное» (3, с. 185), то есть, с одной стороны, находится в подчинении закона, а с другой - зависит от свободы воли человека в его действиях. Несмотря на декларации такой свободы, философом ставится предел ограничения морали в виде субординации - «люди должны стоять на своем положении и не должны искать лучшее в достоинстве, которое у них отсутствует» (3, с. 181).
Для Насира Хусрава проблема терпимости (толерантности) не является ключевой в его этико-моральной концепции, поэтому в его произведениях отсутствует специальный раздел, посвященный этому вопросу. Подобно некоторым аспектам этики, она служит в качестве составляющего элемента других, более широких онтологических и гносеологических проблем учения Насира Хусрава. Он не призывает людей к пассивной терпимости и вообще не восхваляет терпимость как признак хорошего, доброго поступка или свойства человека, хотя не отрицает «божественную проверку» терпимости человека, что видно на примере следующей цитаты: «Средств жизни людей иногда бывает больше, а иногда - меньше в зависимости от степени их восприятия людьми, поэтому [в жизни] иногда бывает достаток и покой,
а иногда - острая нужда и бедность... А это есть божественная проверка людей, служащая в качестве мерила для разумных» (3, с. 79). Насир Хусрав называет этот мир «временным пристанищем», где человеку не надо ждать терпеливо свою участь и «нельзя прожить свою жизнь подобно животному, а быть в поиске знаний с тем, чтоб дойти до вечного благоденствия» (3, с. 97-98).
Из вышеизложенного следует, что Насир Хусрав не затрагивает вопросы о природе общественной жизни, социальной организации, социальных институтов и законов в конкретном их виде, однако дает ответ на многие вопросы социального характера через анализ природы самого человека, его отношения к окружающему миру, к самому себе и другим людям. Кроме того, как стало ясно, за его представлениями об устройстве человеческого бытия, поисками его субстанционального основания можно увидеть действительную проблему, имеющую социально-этический контекст. Этот контекст вырисовывается в индивидуализации человека, степени его сближения или удаления от общества, достижении положения в нем через поиск путей самореализации и самоопределения. На таком подходе и отношении к жизни, по мнению Насира Хусрава, вырабатываются индивидуальное и общественное мышление, создаются нормы и принципы этики, морали и нравов для регулирования его отношений с другими членами этого же общества.
Примечания
1. Гоббс Т. Левиафан / Т. Гоббс. - М.: Мысль, 2001.
2. Хусрав Н. Зад ул-мусафирин [=Припасы путников] / Насир Хусрав. - Душанбе, 2005.
3. Хусрав Н. Куллиет. Осори фалсафи [= Собрание сочинения. Философское наследие] / Насир Хусрав. - Душанбе, 2003.