Некоторые аспекты механизма реализации промышленной
политики
Some aspects of the mechanism for the implementation of industrial
policy
Бергер Екатерина Г еннадьевна
Старший преподаватель кафедры Экономические и информационные системы Московский государственный университет приборостроения и информатики,
Москва, Россия e-mail: [email protected],
Данная статья посвящена проблеме формирования промышленной политики в машиностроительной отрасли, адекватной требованиям современных условий хозяйствования, идентификации роли и места промышленной политики в системе общеэкономической политики.
Сделан вывод о необходимости усиления косвенного регулирования промышленной политики регионов
This article is devoted to the problem of industrial policy in the engineering industry, adequate to the requirements of modern business environments, identify the role and place of industrial policy in the general economic policy.
It is concluded that we need to strengthen the indirect regulation of industrial policy
areas
Ключевые слова: эффективность региональной промышленной
политики, индикаторы развития отрасли, обобщенная оценка, машиностроительный комплекс
Key words: effectiveness of regional industrial policy, the indicators of the industry, a generalized assessment engineering complex
Успех проведения промышленной политики во многом определяется продуманным механизмом ее реализации, основанием которого является принятие комплексных решений, взаимодействие разных органов власти -
управленческих, экономических, социальных. Приоритеты, реализуемые промышленной политикой, направлены на:
• обеспечение условий эффективного промышленного развития, устойчивого экономического роста, что определяет уровень благосостояния, занятости, развития требуемой инфраструктуры;
• регулирование социально-экономической жизни, меры
антикризисного воздействия на экономику, обеспечение социальной справедливости (тарифная, ценовая, налоговая, социальная политика);
• поддержание на высоком уровне науки, исследований и
образования, подготовки кадров, развитие НИОКР и эффективная
инновационная политика.
Можно отметить, что этот механизм, как и само понятие промышленной политики, претерпел значительные изменения. Еще в 90-е гг. прошлого столетия основная модель механизма реализации промышленной политики в нашей стране представляла собой механизм развития наукоемких отраслей, механизм реструктуризации традиционных отраслей и компенсационный механизм.
Для формирования механизма реализации промышленной политики видится целесообразным классифицировать инструменты по методу
воздействия и видам политики с целью последующего их включения в механизм реализации промышленной политики.
Основные инструменты механизма реализации промышленной политики по воздействию и видам политик включают:
1) прямой метод, предполагающий
• поддержку определенных отраслей: дотации, кредиты, налоговые льготы, временная национализация отсталых предприятий;
• протекционизм;
• модернизацию промышленности: финансирование НИОКР,
поощрение наукоемких производств, патентное регулирование, введение стандартов на промышленную продукцию1;
2) косвенный метод, который включает в себя стимулирование развития и повышения конкурентоспособности через создание условий для эффективного функционирования и жизнедеятельности хозяйственных субъектов.
Изменившиеся условия и новые требования к современной промышленной политике предопределяют необходимость использования не только названных, но и разработки новых механизмов ее реализации. Среди них выделим наиболее значимые:
1. Реализация приоритетных промышленных проектов различного масштаба. В качестве примера приоритетных проектов государственного масштаба можно привести реализацию целевых программ по АПК, доступному жилью и реформе ЖКХ и др.
2. Кластерный подход к построению промышленной политики, основанный на развитии существующих и создании новых территориальнопроизводственных комплексов, стимулировании развития региональных и локальных кластеров - групп взаимодействующих друг с другом компаний и связанных с ними поддерживающих институтов, сконцентрированных в пространстве и ориентированных на источники сырья, близость к потребителю, либо в центрах концентрации профессиональных кадров. Целенаправленное стимулирование их развития будет содействовать активизации притока инвестиций в основные производства кластера, смежные отрасли за счет эффекта мультипликатора и способствовать сглаживанию существующих диспаритетов в развитии российских регионов. Серьезным потенциалом кластеризации, т. е. устойчивого функционирования
1 Сухарев, О. С. Г осударственная промышленная политика: мировой опыт и Россия /О. С. Сухарев //Промышленная политика в Российской Федерации. - 2006. - № 1. - С. 10-18.
в системе связанных отраслей, обладают машиностроение (прежде всего оборонное), металлургия, лесная промышленность.
3. Частно-государственное партнерство (ЧГП), которое предопределяет необходимость более тесного сотрудничества государства и бизнеса. В качестве возможных форм сотрудничества можно рассматривать аутсорсинг, концессию, создание совместных предприятий, широкое использование смешанных типов контрактов.
Для усиления действенности механизма реализации промышленной политики необходимо разделить полномочия органов управления в соответствии с уровнями промышленной политики и выделить объекты, функционирование и развитие которых регламентируется государственной (федеральной) и региональными политиками.
Основополагающими принципами формирования промышленной политики должны стать:
- социальная ориентированность (промышленность должна ориентироваться на удовлетворение запросов потребителей и создавать на территории достойные условия для жизнедеятельности людей);
- сочетание краткосрочной заинтересованности и долгосрочной целесообразности (помимо антикризисных направлений деятельности должна быть сформирована основа для будущего развития);
- реализация конкурентных преимуществ промышленного комплекса (преимущества низкого порядка - сырьевые и трудовые ресурсы, высокого - инновационный потенциал промышленности);
- системность (поддержка региональных и местных органов власти должна способствовать укреплению территориального промышленного комплекса как единой системы);
- интеграция предприятий промышленного комплекса региона (экономически обоснованная и технологически обусловленная);
- селективность (государственная поддержка должна быть адресной), преференции, протекционизм;
- приоритетность регионального рынка для хозяйствующих субъектов области;
- конкурсность — государственная поддержка осуществляется в результате открытого конкурса с равными условиями для всех участников;
- согласованность интересов региональных властей и субъектов хозяйствования (руководителей промышленных предприятий всех форм собственности, банкиров, финансистов, профсоюзов и др.).
По нашему мнению все многообразие инструментов промышленной политики целесообразно рассматривать в следующей группировке: макроэкономические, институциональные, информационные и ресурсные.
Макроэкономические инструменты должны быть направлены на формирование необходимой для развития реального производства общеэкономической среды, прежде всего на достижение финансовой стабильности, преодоление бюджетного дефицита и подавление инфляции, на обеспечение положительного платежного баланса и поддержание устойчивого курса национальной валюты.
Информационные инструменты предполагают обеспечение экономических агентов и соответствующих органов управления систематизированными, обработанными с помощью научно обоснованных методик данными о социально-экономической среде, позволяющими принимать более эффективные решения в производственной (в том числе инвестиционной и инновационной) и коммерческой сферах деятельности. Информационные методы заключаются в аналитической и информационной активности государства в сфере обеспечения хозяйствующих субъектов систематизированными данными о социально-экономической среде. Эти методы реализуются посредством статистики, прогнозов, налаживания консультационных услуг.
Ресурсные (затратные) инструменты предполагают предоставление рыночным субъектам воспроизводственных ресурсов для решения задач промышленного развития. Ресурсные инструменты - способы прямого
воздействия на промышленные объекты путем предоставления им воспроизводственных ресурсов. Конкретные формы ресурсных методов многообразны и используют: займы, кредиты, бюджетные субсидии,
правительственные закупки, налоговые льготы, фонды страхования рисков, подготовка кадров, финансирование НИОКР, закупка высокотехнологического оборудования, государственное регулирование цен и тарифов, госзаказы.
Институциональные инструменты должны быть связаны с формированием соответствующей рыночным принципам и задачам промышленной политики правовой и организационно-экономической среды, с утверждением общего для всех субъектов рынка хозяйственного порядка. Реализация институциональных методов должна быть направлена на создание институтов рынка и не связана с прямыми расходами ресурсов на конкретную отрасль, виды производства.
В этой группе методов целесообразно рассматривать:
1. Правовое регулирование (закрепление сложившихся правил и способов решения хозяйственных проблем в нормах и законодательных актах).
2. Применение ограничений на отдельные виды деятельности (квоты, лицензии, санитарные нормы и экологические нормативы).
3. Формирование организационно-хозяйственных структур и, прежде всего, на корпоративной основе (концернов, холдингов, ФПГ), особых экономических зон и других форм объединений производителей и потребителей.
4. Администативно-экономическое регулирование (контроль над кредитной системой, контроль за работой собственника, государственные и муниципальные контракты, территориальные заказы, межрегиональные и межотраслевые соглашения (ценовые соглашения).
5. Создание органов инфраструктуры рынка, обслуживающих взаимодействие его субъектов.
Инструментами реализации региональной промышленной политики являются традиционно налоговая и таможенная политика, государственный заказ и трансфертные платежи, муниципальный заказ.
Мировая практика и отечественный опыт позволили сформировать большой набор методов, механизмов и инструментов промышленной политики, представленных следующими функциональными группами:
1. Применение мер прямого и косвенного регулирования: уровня налогового обременения, иностранных инвестиций, процедур реструктуризации, приватизации государственных предприятий, банкротства несостоятельных предприятий, цен на ресурсы и промышленные товары;
2. Создание независимых вневедомственных органов для проведения проверок, конкурсов, экспертиз, рассмотрения хозяйственных споров, оформления документов;
3. Налаживание договорных отношений с отраслевыми организациями и объединениями, в том числе по поводу регулирования налогов, цен, пошлин, тарифов;
4. Разработка и применение мер по стимулированию инвестиций, эффективных предприятий, развития малого бизнеса, формирования внутренних источников финансирования, проведения сертификации предприятий;
5. Мониторинг технологических инноваций в развитых странах;
6. Разработка и институциональное оформление механизмов вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, в том числе технологий оборонной отрасли;
7. Финансирование фундаментальных исследований и НИОКР, развития инфраструктур;
8. Применение в случае необходимости прямых регулирующих мер
организационно - административного характера: формирование и
поддержание спроса на машиностроительную продукцию, замораживание
цен и заработной платы в критических ситуациях, контроль за распределением прибыли государственных унитарных предприятий.
В странах с развитой экономикой промышленная политика представляет собой сочетание инструментов прямого и косвенного государственного регулирования рынков. В большинстве развитых стран наибольшее распространение получила система прямых методов. В первую очередь, это избирательная поддержка определенных отраслей средствами госбюджета (дотации, кредиты, налоговые льготы) и программы временной национализации отсталых предприятий (так называемая «госпитализация промышленного бизнеса»). Второй комплекс мер направлен на борьбу с вторжением на рынок иностранных конкурентов. Он включает в себя инструменты для сдерживания импорта (таможенная политика, тарифные барьеры, квоты и пр.) и стимулирования экспорта (налоговые льготы экспортерам, поддержание цен, лоббирование интересов экспортеров через торговые представительства)2.
Российский и международный опыт показывает, что в современной быстро меняющейся постиндустриальной экономической среде традиционные средства прямой финансовой поддержки отдельных отраслей и/или производственных комплексов оказываются неэффективными и расточительными.
Таким образом, основными средствами современной промышленной политики должны быть так называемые косвенные методы, такие как:
- принятие нормативных актов, регулирующих деятельность отраслей либо промышленности в целом, но не предусматривающих прямой поддержки конкретных отраслей (например, техническое регулирование, поддержка экспортеров, стимулирование инновационной деятельности и т.д.);
2 Щур К. Промышленный конформизм /К. Щур //Коммерсантъ business guide. - 2008. -№44. - С. 30
- принятие и реализация законодательных норм, изменяющих риски, связанные с тем или иным видом производственной деятельности (техническое регулирование, замена лицензирования альтернативным страхованием и т.д.);
- создание условий для развития финансовой инфраструктуры производственной и, в особенности, инновационной деятельности;
- снятие ограничений на производственную деятельности и снижение ее институциональных издержек;
- реализация совместных проектов с негосударственными хозяйствующими субъектами;
- введение в хозяйственный оборот ресурсов, ранее из него исключенных;
- политика закупок и т.д.
Учитывая все вышесказанное, основными формами механизма реализации промышленной политики региона в настоящее время должны стать:
• индикативные планы преобразования кризисных отраслей и производств и разработанные на их основе соответствующие программы реструктуризации;
• программы развития наукоемких отраслей;
• программы реструктуризации промышленных предприятий;
• прогнозы и программы социально-экономического развития проблемных территорий региона;
• целевые социальные программы, являющиеся формой компенсационного механизма и направленные на решение конкретных проблем структурной перестройки региональной промышленности:
- программа трансформации кадрового потенциала, обеспечивающая сокращение безработицы, повышение качества кадрового потенциала региона;
- программа развития инфраструктуры, соответствующей целям и задачам промышленной политики;
- комплекс территориальных инновационных программ.
Компенсационный механизм должен не только снижать негативные
социальные последствия процесса трансформации промышленного комплекса территории, но и решать проблемы, являющиеся общими как для кризисных, так и для наукоемких отраслей (проблемы структурной безработицы, инфраструктурного обеспечения структурной перестройки промышленности региона, повышения «инновационноемкости» промышленного комплекса).3
Литература:
Гранберг А. Г. Основы региональной экономики /А. Г. Гранберг. - М.: ГУ - ВШЭ. -2000. - № 4.- С. 21 - 23.
Щур К. Промышленный конформизм /К. Щур //Коммерсантъ business guide. - 2008. - №44. - С. 30
Сухарев, О. С. Государственная промышленная политика: мировой опыт и Россия /О. С. Сухарев //Промышленная политика в Российской Федерации. - 2006. - № 1. - С. 10-18.
Гранберг А. Г. Основы региональной экономики /А. Г. Гранберг. - М.: ГУ - ВШЭ. - 2000. - № 4.- С.
21 - 23.