ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2024. Т. 65. № 2
НАУЧНОЕ СООБЩЕНИЕ
УДК 341.1/8
Л. К. Аренова*, Н. Р. Весельская**
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ДЕЯНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ФИНАНСИРОВАНИЕМ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ
Аннотация. Статья является продолжением ряда научных исследований по рассмотрению процесса криминализации финансирования распространения оружия массового уничтожения как правовой и финансовой реакции стран на рекомендации межправительственной комиссии по финансовому мониторингу — Financial Action Task Force on Money Laundering или, как принято в русскоязычной среде, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее — ФАТФ), которая разработала Международные стандарты по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, распространения оружия массового уничтожения. Рекомендации входят в междисциплинарную сферу: международного публичного, гражданского, договорного права и наук уголовно-правового и криминалистического циклов. При этом имеют международную регламентацию и соответственно имплементацию в национальные законодательства стран-участников «противоотмывочной системы». Указанная Группа имеет свои региональные типы, к которым относится Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, распространения оружия массового уничтожения, и которая является ассоциированным членом ФАТФ. В представленную Евразийскую группу входят некоторые постсоветские страны — Россия, Казахстан, Туркменистан, Кыргызстан, Беларусь, Таджикистан и Узбекистан, а также иностранные государства — Индия и Китай. Процесс криминализации финансирования распространения оружия массового уничтожения в настоящее время актуализируется как новелла в сфере системы противодействия отмывания денег, финансирования терроризма, финансирования распространения оружия массово-
* Лейла Климентьевна Аренова — кандидат юридических наук; профессор кафедры правового регулирования экономических отношений; факультет бизнеса, права и технологий; Карагандинский университет Казпотребсоюза (Караганда, Казахстан) [email protected]
** Наталья Романовна Весельская — кандидат юридических наук; профессор, заведующая кафедрой правового регулирования экономических отношений; факультет бизнеса, права и технологий; Карагандинский университет Казпотребсоюза (Караганда, Казахстан) [email protected]
© Аренова JI. К., Весельская Н. Р., 2024.
го уничтожения и предполагает разработку определенного комплекса правовых мер и инструментов.
Ключевые слова: оружие массового уничтожения, финансовые санкции, экспортный контроль, товары двойного назначения.
Для цитирования: Аренова Л. К., Весельская Н. Р. Некоторые аспекты криминализации деяний, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2024. № 2. С. 218-233.
001: 10.55959/М8Ш130-0113-11-65-2-13
Общие сведения о криминализации финансирования распространения оружия массового уничтожения. Процесс криминализации финансирования распространения оружия массового уничтожения (далее — ФРОМУ), как и любого незаконного действия, но при этом еще не определенного как общественно опасное деяние, требует тщательного правового рассмотрения.
По нашему мнению, понятие криминализации как таковое в контексте противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения необходимо рассматривать с позиций признанных стандартов, рекомендованных Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее — ФАТФ) в сфере международной «противоотмывочной системы».
Криминализация безусловно является не только правовым процессом, но и законодательной инициативой. Конечный результат криминализации любого деяния — это точное определение того, какие действия/бездействие и в какой конкретно области являются преступными, и соответственно, за что предусматривается и устанавливается определенный вид наказания, юридической ответственности.
Таким образом, криминализация это достаточно сложный и трудоемкий в научном и практическом плане юридический процесс.
Криминализация деяний, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения, имеет свои правовые аспекты, которые осложняются эконмическими и политическими событиями и ситуациями текущего момента международной обстановки.
Исходя из исторических предпосылок, криминализации деяний, связанных с ФРОМУ, способствует тот факт, что в современных международных реалиях существуют потенциальные и реальные опасности использования такого рода оружия террористическими и экстремистскими организациями в своих корыстно-криминальных целях.
В настоящее время такие потенциальные и реальные опасности принято называть рисками, которые образуются из двух основных факторов — уязвимости и угрозы.
В этой связи криминализация деяний, связанных с ФРОМУ, приобретает существенную актуальность в мировом масштабе. Это связано с тем, что выявленные риски имеют глобальные негативные последствия для дальнейшей сохранности международной безопасности и ее дальнейшего обеспечения.
Общеизвестно, что применение оружия массового уничтожения (далее — ОМУ) имеет катастрофические последствия, масштабы которых сложно спрогнозировать и достаточно сложно ликвидировать в короткие сроки, как того требует чрезвычайная ситуация. Характеристиками масштабности катастрофы выступают не только гибель флоры, фауны и вред здоровью населения и угроза жизни, но и значительный ущерб экологии, природной среде, общественной безопасности в целом. В частности, использование ОМУ в стратегических или тактических целях влечет за собой такую особенность, как распространение последствий, растянутых во времени, причиняя непоправимый вред всему живому на земле (возникновение ранее не известных или давно забытых болезней, активные всплески заболеваемости, которые отражаются на поколениях людей и животных, мутации и т. д.)
Например, имеющая всего лишь техногенный характер, а не использование ОМУ, авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 г., повлекла значительные последствия для общественной безопасности, территорий, экологии и окружающей природной среды, таких стран, как Российская Федерация — 0,6%, Украина — 5%, Республика Беларусь 35%.
Необходимо отметить, что указанные цифры являются достаточно существенными, особенно применительно к размеру территорий указанных нами стран.
В Республике Беларусь загрязнение территории страны составило 35%:
— радиоактивным йодом (йод-131), в районах Гомельской области содержание в почвах составило 37000 кБк/м2, районах Могилевской области порядка 5550-11100 кБк/м2, что фактически означало нанесение так называемого йодного удара, который повлек впоследствии значительный вред для здоровья детей по заболеваемости щитовидной железы;
— загрязнение цезием-137 территории Беларусь составило 66%, уровни загрязнения почвы превышали 10 кБк/м2;
— загрязнение почвы стронцием — 90 составило 10% территории страны;
— загрязнение трансурановыми элементами 2% территории
страны1.
Представленный нами пример аварии техногенного характера на Чернобыльской атомной электростанции показывает не только характер общественной опасности произошедшего, ее глобальность для стран, но и длительность вредного воздействия на окружающую природную среду.
Возможное применение какой-либо организацией (в том числе террористической, экстремистской) или государством в тактических или стратегических целях одного из видов ОМУ (ядерное, химическое и биологическое) по своим вредным последствиям будет значительно существеннее для других стран.
Основные аспекты криминализации ОМУ в сфере противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения. Последствия ОМУ всегда основаны на четко определенных факторах, а именно, как и любое явление, направленное на устрашение стран, социальных общностей, по своей сути, строится на финансово-экономическом фундаменте. Главная составляющая здесь также имеет финансовый характер и конечную экономическую цель — прибыль от распространения и/или финансирования распространения ОМУ.
На наш взгляд, криминализация ОМУ имеет несколько основных правовых аспектов, которые влияют на саму суть процесса признания деяния незаконным, преступным, криминальным, и соответственно требует его закрепления в законодательствах стран и установления юридической ответственности (гражданской, административной, уголовной).
Во-первых, отметим, что криминализация ОМУ является наиболее специфичным законотворческим процессом, затрагивающим интересы страны, и соответственно требует наиболее тщательного анализа и дифференцированного подхода к созданию правовых норм. Это обусловлено тем, что ОМУ как оружие является элементом обороноспособности и безопасности любой страны.
Представленный аспект определяет необходимость единой разработки на Евразийском пространстве, а также в рамках ЕАГ концепции по мерам противодействия финансирования распространения оружия массового уничтожения. Такая концепция не только объединит страны-участники ЕАГ, но и выступит универсальным инструментом противодействия, позволит выработать
1 Официальный сайт Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь: URL: chernobyl.mchs.gov.by/informatsionnyy-tsentr/posledstviya-chernobylskoy-katastrofy-dlya-belarusi/ (дата обращения: 13.02.2024).
единый понятийный аппарат в этой сфере и механизм правового регулирования, где будет единое понимание и трактовка определения, что такое «финансирование распространения оружия массового уничтожения», каков состав данного криминального деяния (объект, субъект, объективная и субъективная сторона).
Характер финансирования распространения ОМУ (во многих законодательствах стран СНГ — оружия массового поражения) как преступного деяния основан на угрозах и уязвимостях в сфере международной системы противодействия легализации преступных доходов, финансирования терроризма и финансирования оружия массового уничтожения.
Напомним, что вышеуказанное образует потенциальные или реальные опасности или риски, в то время как угроза — это то, что представляет реальную или потенциальную опасность для общества и финансовой системы страны, а уязвимость — свойство, указывающее на слабые места в системе безопасности.
В свою очередь риски представляют собой определенную совокупность угроз и уязвимостей, которые вместе образуют концепцию рисков.
Концепция рисков (по своеобразной формуле «угроза+уяз-вимость=риски») включает в себя криминализацию террористической и экстремистской деятельности, что, собственно, и порождает второй аспект криминализации финансирования распространения ОМУ.
Следующим основным аспектом криминализации деяний, связанных с ФРОМУ, по нашему мнению, выступает противодействие различным видам терроризма и экстремизма, включая их финансирование. Это также находит отражение не только в международно-правовых документах, таких как Конвенции ООН, Резолюции Совета Безопасности ООН, но и в международных стандартах ФАТФа 2021 г. относительно противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и ОМУ2 и материалах ФАТФ, которые направлены непосредственно на противодействие финансированию терроризма с учетом выявления его новых рисков3.
Название и содержательная часть указанных международно-правовых документов логически обосновывает взаимосвязь фи-
2 Руководство ФАТФ по криминализации финансирования терроризма (рекомендация 5). Новые риски финансирования терроризма // Сб. материалов ФАТФ по противодействию финансирования терроризма. FATF/OECD, 2015.
3 Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. М., 2021.
нансирования терроризма, а также экстремизма как идеологии предшествующей террористической деятельности, с распространением ОМУ и его финансированием. Это в свою очередь формирует риски завладения террористическими и экстремистскими организациями технологиями для создания ОМУ, тем самым укрепляя структуру таких преступных групп и сообществ, способствуя их объединению и попытке расширения зон своего криминального влияния.
Однако, как и любое криминальное явление, терроризм, экстремизм, действующие методом устрашения на общества, попытки завладеть ОМУ, само ФРОМУ имеют достаточно слабую сторону, а именно — их существование зависит от наличия финансирования и лиц, способных вкладывать активы в такую деятельность.
Прекращение финансирования — это фактически перекрытие каналов вливания денег в терроризм и экстремизм как социально опасные явления. Это автоматически ликвидирует указанные преступления, так как преступные группы экстремистско-террористического толка фактически являются криминальными коммерческими структурами.
В качестве примера можно привести эффективную борьбу с так называемым рэкетом в Казахстане в начале 90-х гг. прошлого столетия.
Терроризм и экстремизм — это явления не только правового, но и финансового характера, так как имеют в своей основе финансовую составляющую. Цель деятельности экстремистов и террористов — это захват легитимно существующей власти, свержение конституционного строя путем использования средств и методов устрашения общества и государства, и следовательно, меры противодействия должны носить и носят такой же двойственный, финансово-правовой характер.
Важным аспектом криминализации деяний, связанных с финансированием распространения ОМУ, является применение санкционных мер и финансово-правового инструментария, направленного на выявление финансовых потоков.
Аспект использования санкционных мер целесообразно рассматривать с социально-экономических позиций, так как санкции имеют правовую природу (а именно санкции нормы права), что актуализируется в сфере противодействия ФРОМУ.
Санкции (от латинского sanction — строжайшее постановление) — меры и решения, имеющие, как правило, окончательный, не подлежащий пересмотру характер, а также в праве это меры,
применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия4.
Актуализация санкций в сфере противодействия финансирования оружия массового уничтожения, приобретает характер социально-экономической направленности. Это обусловлено выявлением финансовых потоков, которые являются суммой распределенных денежных средств в виде каких-либо выплат и поступлений от хозяйственной деятельности юридического или физического лица и направлены на финансирование распространения ОМУ.
В этом смысле санкции выступают вполне адекватной мерой правового воздействия и пресечения незаконных действий юридических или физических лиц, направленных на попытку совершения деяний, связанных с ФРОМУ. Указанное определяет комплекс возможных правовых запретов, а именно:
— обоснованную правовую процедуру банковского запрета на проведение финансовой операции (проведение транзакций);
— введение ограничений на инвестиции;
— введение ограничений на торговые отношения;
— введение ограничений экспорта-импорта товаров и технологий (в том числе двойного назначения);
— запрет на территорию страны для отдельных физических лиц и \или лиц, представляющих определенные компании, объединения, организации, группы.
Указанное определяет следующий аспект, который связан с финансовым мониторингом как аналитической деятельностью в рассматриваемой сфере.
Необходимо подчеркнуть, что аналитическая деятельность финансового мониторинга предполагает исполнение государственными (в том числе правоохранительного блока) и специальными органами ряда специфических задач, направленных на выявление и пресечение криминальных деяний.
Выявление и пресечение незаконных действий касается прежде всего частного сектора, имеющего повышенные риски в сфере финансирования терроризма и экстремизма, и следовательно, незаконного оборота оружия, не исключая ФРОМУ.
Следует отметить, что контроль за деятельностью субъектов финансового мониторинга осуществляется государственными, уполномоченными регулирующими органами, которые закреплены за отдельным субъектом финансового мониторинга (на-
4 См.: Большой юридический словарь / Под ред.А.Я.Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М., 1998.
пример, Национальный банк Республики Казахстан, Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу, осуществляющее контроль за организациями, не имеющими регулирующего органа, и т. д.).
В настоящее время установлены процедуры противодействия ФРОМУ, которые направлены не только на минимизацию рисков в Казахстане, но и на их обеспечение.
По нашему мнению, принятые стандартные процедуры минимизации рисков в системе ПОД/ФТ/ФРОМУ, включающие в себя три основных направления — верификацию клиентов «Надлежащая проверка клиента» или «Знай своего клиента», внутренний контроль, отчетность о подозрительных транзакциях, должны быть значительно расширены в сфере ФРОМУ.
Это связано с тем, что криминализация действий субъектов финансового мониторинга является результатом противодействия финансированию распространения ОМУ в целом и, соответственно, позволяет эффективно снижать их риски за счет своевременного выявления незаконных действий, устанавливать угрозы и уязвимости, т. е. предотвращать конечный криминальный результат.
Как указывалось ранее, финансирование распространения ОМУ — это всегда действие, связанное с перемещением денег и/или имущества, которое можно отследить.
Факторы внезапности и опережения следует использовать в целях противодействия ФРОМУ путем отслеживания волатиль-ности, что отражается в финансовых операциях, установлении устойчивых и ярких психолого-криминалистических черт, и признаков, характеризующих преступный характер действий.
Выявление и установление таких признаков способствует не только финансовому расследованию как важному финансово-правовому процессу, сопровождающему и дополняющему доказательствами основное расследование по уголовным делам о финансировании распространения ОМУ, но и выработке законопослушного поведения лиц, входящих в категорию субъектов финансового мониторинга.
Кроме того, важным аспектом выступает анализ фактов не только материальной принадлежности, использования денежных средств, их материальных эквивалентов и имущества, но и нематериальные и психологические данные.
Выявленная информация по ФРОМУ, которая должна учитываться при криминализации рассматриваемого должна содержать такие нематериальные элементы, как предоставление информа-
ционных, посреднических и технологических услуг, создание условий для разработки, изготовления, перемещения, хранения и утилизация материалов, которые могут быть использованы в области оружия массового уничтожения.
Существенной проблемой криминализации ФРОМУ является разработка терминологии «финансирование распространения», которая должна полностью устанавливать, что подразумевается под такими действиями, где находятся пределы допустимости, как с юридической, финансовой, так и с административно-организационных позиций. Это обусловлено тем, что сферой применения ФРОМУ является обеспечение безопасности и обороноспособности государства.
Необходимо учитывать, что финансирование распространения — это использование финансовых ресурсов для перемещения и производства, т. е., по сути, легальная торговля определенными материалами и средствами, которые могут быть сырьем для разработки и производства оружия массового уничтожения.
В этом смысле контроль за конкретными товарами (в некоторых странах экспортный контроль) должен иметь достаточно строгий и эффективный режим и осуществляться наряду с финансовыми мерами.
В свою очередь финансовые меры способствуют пресечению предоставления финансовых услуг и поставок в сфере ФРОМУ, а также замораживанию средств в случаях выявления подозрительных операций и проведению финансовых расследований в качестве альтернативы общим расследованиям правоохранительными органами.
Внутренний контроль, например, в Республике Казахстан осуществляется субъектами финансового мониторинга, т. е. на начальном этапе проверки операций с денежными средствами, имуществом и услугами, и именно здесь выявляются операции повышенного риска.
Напомним, что риски возникают, когда существуют определенные угрозы, связанные с наличием в стране некоторых уязви-мостей, причем не только в финансовой, но и правовой системе. В этом смысле нынешний этап общественно-политического развития является достаточно сложным с учетом международной обстановки, характеризующейся нестабильностью в мировой экономике и политике, а также обострением продолжающихся боевых действий на Ближнем Востоке, процветанием идей неонацизма во многих странах Европы и т. д.
В данных обстоятельствах уместно говорить о том, что риски финансирования распространения ОМУ значительно возросли,
так как указанные напряжения имеют под собой определенные основания, а именно:
— во-первых, на территориях некоторых стран и государств располагаются различные иностранные организации со своими юрисдикциями, имеющие лаборатории для определенного вида научных работ. Такого рода организации и лаборатории имеют достаточный научный потенциал и материально-технический ресурс, в том числе человеческий (ученые, охрана и пр.);
— во-вторых, развитие научно-технического прогресса и технологий позволяет в достаточно краткие сроки, имея научный ресурс и потенциал, незаконно изготавливать различного действия ОМУ, например химического оружия, как наиболее доступного в ресурсном плане, так называемых «грязных бомб» и пр.;
— в-третьих, объективные обстоятельства, возникшие после ликвидации организаций, предприятий и иных субъектов, и как результат — наличие бесхозного промышленного и иного оборудования;
— в-четвертых, коррупционные проявления и халатность в отношении особо охраняемых объектов (складов, хранилищ и пр.). Указанное дает основание полагать о наступившей необходимости модернизации или пересмотра в целом системы международного права, а также деятельности отдельных международных организаций, имеющих независимый статус и призванных обеспечивать международную безопасность. Однако данный вопрос требует отдельного научного рассмотрения и не входит в рассмотрение темы настоящей статьи.
По нашему мнению, минимизация риска ФРОМУ возможна путем криминализации такого деяния в международных нормативно-правовых актах и соответственно на уровнях национальных законодательствах стран, в том числе для исключения слияния рассматриваемого деяния с международным и региональным терроризмом и экстремизмом.
В настоящее время мы можем наблюдать, что сформировалась своеобразная «тройка», которая нашла свое воплощение в международных стандартах ФАТФ, где рекомендации касаются всех трех сфер одновременно, а именно отмывания (легализации) преступных (незаконных) доходов, финансирования терроризма и финансирования ОМУ, что полностью оправдано и аргументировано с точки зрения противодействия этим явлениям и внедрения риск-ориентированного подхода.
В то же время для повышения эффективности контрмер в представленных областях разрабатываются отдельные рекомендации и стандарты.
Снижение рисков ФРОМУ возможно только при совершенствовании законодательной базы как на международном, так и на национальном уровнях.
В данном случае определение ФРОМУ как преступления, т. е. его криминализация, должно основываться в первую очередь на двух уровнях — глобальном и региональном.
Глобальный уровень криминализации ФРОМУ должен определяться наличием угроз международной безопасности, сохранения мира, обеспечения экологической безопасности, соблюдения прав человека и пр.
Региональный уровень криминализации ФРОМУ — это определение его понятия, степени общественной опасности, состава, принадлежности к уголовно-правовой классификации и пр.
В связи с этим ФРОМУ следует рассматривать не только с точки зрения финансовых мер, целенаправленных финансовых санкций, которые являются инструментами выявления и пресечения, но и с точки зрения определения самого преступного деяния.
Криминализация ФРОМУ позволит выделить это деяние в самостоятельный криминалистический вид на основе уголовно-правовой классификации преступлений и, следовательно, разработать методику расследования наряду с финансовыми расследованиями, принятыми в системе противодействия отмыванию денег, финансирования терроризма, распространения ОМУ.
Это значительно расширит возможности по снижению рисков в целом, устранению уязвимостей и угроз, позволит финансовым расследованиям усилить общее расследование по делам, связанным с ФРОМУ, намного более эффективным благодаря доказательной базе.
По нашему мнению, понятие ФРОМУ, помимо предоставления средств и финансовых, информационных, технологических и иных услуг, должно включать в себя такие категории, как благотворительность и пожертвования физических и юридических лиц, а также безвозмездную передачу любых прав, включая авторские, которые могут быть использованы при разработке, производстве, приобретении, владении, экспорте, реэкспорте, трансграничном перемещении, транспортировке и продаже ОМУ и материалов для него.
Следует отметить, что резолюция 1540 Совета Безопасности ООН предписывает государствам самостоятельно решать вопрос криминализации ФРОМУ, в частности признавать уголовную или
иную ответственность за действия по финансированию распространения ОМУ, но в то же время обязывает страны выполнять рекомендованные в ней требования в отношении ФРОМУ.
В частности, в резолюции 1540 Совета Безопасности ООН говорится, что государства «в соответствии со своими национальными процедурами должны принимать и эффективно осуществлять соответствующие законы, запрещающие любому негосударственному субъекту производить, приобретать, обладать, разрабатывать, транспортировать, передавать или применять ядерное, химическое или биологическое оружие». Его поставка, в частности, для террористических целей, а также попытки участвовать в любом из вышеупомянутых видов деятельности, выступать в качестве соучастника, оказывать содействие или финансировать их5.
Кроме того, указанная резолюция предписывает следующие условия для эффективного контроля за экспортом и трансграничным перемещением товаров и предметов двойного назначения, а именно совершенствовать, пересматривать и поддерживать в рабочем состоянии соответствующие, в том числе надлежащие законы и нормативные акты по контролю за экспортом, транзитом, трансграничным перемещением и реэкспортом, а также контроль за предоставление средств и услуг, связанных с таким экспортом и трансграничными перемещениями, таких как финансирование и транспортировка, которые облегчили бы распределение и установили контроль за конечными пользователями; а также устанавливать и приводить в исполнение соответствующие уголовные и гражданско-правовые санкции за нарушения таких законов и нормативных актов об экспортном контроле.
Основываясь на резолюции 1540 СБ ООН, Проектная группа ФАТФ по стандартизации предложила следующее промежуточное определение ПФ как «акт предоставления средств или финансовых услуг, которые используются, полностью или частично, для производства, приобретения, владения, разработки, экспорта, трансграничного перемещения, брокерской деятельности, транспортировки, перечисления, накопление запасов или применение ядерного, химического или биологического оружия и средств его доставки и связанных с ними материалов (включая технологии двойного назначения и продукты, используемые в незаконных целях) в нарушение национальных законов или, где это применимо, международных обязательств»6.
5 Резолюция 1540 (2010) Совета Безопасности ООН: URL: www.un.org/ru/sc/1540/ faq.shtml (дата обращения: 13.02.2024).
6 Отчет ФАТФ о состоянии разработки политики и консультаций по противодействию ПФВФ. URL: eurasiangroup.org/ru/fatf-typology-reports (дата обращения:13.02.2024).
Однако мы считаем, что предлагаемые формулировки и условия к ним, представленные в резолюциях Совета Безопасности ООН и ФАТФ, носят общий характер и предполагают внесение коррективов в национальное законодательство стран в ходе реализации, как с точки зрения признания ФРОМУ преступлением, так и с точки зрения его определения.
Кроме того, вопрос о криминализации ФРОМУ должен решаться внутри страны в зависимости от степени риска ФРОМУ: низкий, средний или высокий.
Также существенным аспектом криминализации является эффективность и характер внедрения риск-ориентированного подхода в области ФРОМУ и его взаимосвязь с показателями риска финансирования терроризма.
В настоящее время в нашей стране существуют факторы риска, которые состоят из уязвимостей и угроз, связанных в первую очередь с территориальным расположением Казахстана.
Территориальное расположение является геополитической категорией и, следовательно, содержит условия для поддержания дружественных отношений Казахстана и развития мирной политики не только по отношению к странам, граничащим с его сушей и прибрежными территориями, но и по отношению к международному сообществу.
Территориальный фактор также включает в себя наличие на территории Казахстана значительной части природных ресурсов, в том числе радиоактивных, например месторождений урана, по добыче которого Казахстан занимает первое место в мире, а также промышленных и электронных отходов, подлежащих специальной утилизации.
Кроме того, намерение Республики Казахстан разрабатывать технологии для так называемого мирного атома, который эффективно добывается, но не перерабатывается на территории страны, и т. д.
Существенным фактором возникновения финансовых рисков в Казахстане является тот факт, что территория нашей страны включена в транзитный маршрут транснациональной преступности, включая отмывание денег. Это создает риски со стороны такого перспективного сектора развития национальной экономики, как фармацевтическая промышленность, которая включает в себя биологические и химические компоненты, а также медицинские отходы и т. д.
Вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о существующих рисках, которые обусловлены потенциальной возможностью незаконного владения преступными элементами потенциально
опасными веществами и агентами, а также их отходами, представляющими угрозу химической, биологической и радиационной безопасности.
Как отмечалось ранее, минимизации рисков ФРОМУ в Республике Казахстан будет способствовать криминализация рассматриваемого общественно опасного явления, что требует точного определения терминологии, а именно в рамках финансирования его распространения.
В соответствии с национальным законодательством Республики Казахстан отсутствует самостоятельная норма, определяющая финансирование распространения оружия массового уничтожения (в отличие, например, от такого введенного преступления, как финансирование терроризма), и, следовательно, понятие финансирования распространения оружия массового уничтожения не был разработан.
По закону предусмотрена только уголовная ответственность за производство, приобретение или продажу химического, биологического, ядерного и других видов оружия массового уничтожения, запрещенных международным договором Республики Казахстан.
Криминализация финансирования оружия массового уничтожения является сложным и многогранным процессом, требующим не только научной и практической проработки проблемы, но и разработки конкретных предложений по определению терминологии "финансирования распространения" как действий определенных субъектов, расположенных в рассматриваемом районе.
Разработка концепции, направленной на противодействие финансирования распространения оружия массового уничтожения, должна охватывать не только частные и финансовые круги, но и государственный сектор.
В то же время государство имеет приоритет в сфере финансирования распространения оружия массового уничтожения, как неотъемлемое право субъекта международных отношений, имеющих законную цель в обеспечении военной безопасности и поддержании обороноспособности.
В этой связи аспекты международного реагирования на финансирование распространения оружия массового уничтожения имеют особое значение, поскольку разработка оружия массового уничтожения, использование определенных материалов для его изготовления, а также технических и иных средств для его перемещения, транзита и хранения создают дополнительные напряженность не только в международных отношениях, но и создают потенциальные и реальные риски не только военных
конфликтов, но и экономических осложнений для стран и государств, в частности приводящих к экономическим санкциям, и имеющие последствия в виде гуманитарных и других катастроф, непосредственно затрагивающих население.
Наиболее существенной является связь между системами экспортного контроля в области противодействия ОМУ, поскольку они основаны на предоставляемой финансовой и иной информации, административных и организационных полномочиях и юридической поддержке. Финансовая информация позволяет выявлять подозрительные финансовые операции и идентифицировать конечного владельца в сфере обращения товаров двойного назначения, что необходимо при проведении финансовых расследований.
Финансовые меры решают практические проблемы в области ОМУ и, в частности, в рамках не только выявления подозрительных транзакций, но и замораживания средств, прерывания транзакций, своевременного предотвращения деятельности распространителей и в конечном счете проведения финансовых расследований в области ОМУ.
В целом, рассматривая криминализацию финансирования распространения ОМУ как законотворческий процесс, следует учитывать ряд иных существенных аспектов.
По нашему мнению, такими особенностями криминализации выступают не только назначение наказания, которое должно являться максимально суровым, но и выработка особого правового механизма взаимодействия и сотрудничества на международном уровне, и следовательно регулируемое нормами международного права.
Данный аспект наиболее существенный, так как позволит в достаточно короткие сроки и максимально эффективно устанавливать сетевую систему финансирования распространения ОМУ.
Таким образом, криминализация деяний, связанных с финансированием распространения ОМУ, определяется комплексом финансово-экономических мер и правовых инструментов с точки зрения строгого понимания проблемы финансирования распространения ОМУ, определения уголовно-правовой сущности преступления с точки зрения международного права и национального законодательства страны, юридической ответственности, превентивных мер и бдительности в отношении подобных преступных деяний.
Статья поступила в редакцию 20.02.2024; одобрена после рецензирования
20.05.2024; принята к публикации 01.07.2024.
Original article
Leila K. Arenova*, Natalia R. Veselskaya**
SOME ASPECTS OF CRIMINALIZATION OF ACTS RELATED TO FINANCING THE PROLIFERATION OF WEAPONS OF MASS DESTRUCTION
Abstract. The article is a continuation of a number of scientific studies on the criminalization of financing the proliferation of weapons of mass destruction, as a legal and financial response of countries to the recommendations of the intergovernmental commission on financial monitoring — Financial Action Task Force on Money Laundering or as is customary in our Russian-speaking environment — The Group for the Development of Financial Measures to Combat Money Laundering, which was the developer of International Standards on countering the Legalization of Criminal Proceeds and the Financing of terrorism, the Proliferation of Weapons of mass Destruction, the recommendations fall into the interdisciplinary field of international public, civil, contract law and the sciences of criminal law and criminalistics cycles. At the same time, they have international regulations and, accordingly, implementations into the national legislation of the participating countries of the anti-washing system.
The regional group presented by the type of Group for the Development of Financial Measures to Combat Money Laundering includes some countries of the former Soviet Union — Russia, Kazakhstan, Turkmenistan, Kyrgyzstan, Belarus, Tajikistan and Uzbekistan, as well as foreign countries India and China.
The process of criminalizing the financing of the proliferation of weapons of mass destruction is currently being updated as a novelty in the field of anti-money laundering, terrorist financing, and financing the proliferation of weapons of mass destruction and involves the development of a certain set of legal measures and tools.
Keywords: weapons of mass destruction, financial sanctions, export controls, dual-use goods.
For citation: Arenova, L.K. and Veselskaya, N.R. (2024). Some aspects of criminalization of acts related to financing the proliferation of weapons of mass destruction. Lomonosov Law Journal, 2, pp. 218—233 (in Russ.).
The article was submitted 20.02.2024; approved 20.05.2024; accepted 01.07.2024.
* Ph. D. (Law); Professor of the Department of Legal Regulation of Economic Relations, Faculty of Business, Law and Technology, Karaganda University of Kazpotrebsoyuz (Karaganda, Kazakhstan).
** Ph. D. (Law); Professor, Head of the Department of Legal Regulation of Economic Relations, Faculty of Business, Law and Technology, Karaganda University of Kazpotrebsoyuz (Karaganda, Kazakhstan).