Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПОСЛЕ НАЧАЛА СВО'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПОСЛЕ НАЧАЛА СВО Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Китай / соглашения / регионы / Москва / Дальний Восток / Хэйлуцзян / Russia / China / agreements / regions / Moscow / Far East / Heilujiang

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дмитрий Валентинович Мосяков

В статье рассматриваются вопросы развития сотрудничества между китайскими и российскими регионами после начала СВО. Показывается, что отношения на региональном уровне России и КНР в это время не только не испытали кризис, но развивались намного более быстрыми темпами чем раньше. Автор указывает, что существуют большие резервы и огромные возможности для дальнейшего их развития. Также рассматриваются узкие места и возможные преграды на пути их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Дмитрий Валентинович Мосяков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF CHINESE-RUSSIAN REGIONAL COOPERATION AFTER THE BEGINNING OF SPECIAL MILITARY OPERATION

The article discusses the development of cooperation between Chinese and Russian regions after the beginning of a Special Military Operation. It is shown that relations at the regional level between Russia and China at this time not only did not experience a crisis, but developed at a much faster pace than before. The author points out that there are large reserves and enormous opportunities for their further development. Bottlenecks and possible obstacles to their development are also discussed.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПОСЛЕ НАЧАЛА СВО»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2023, Том 4, № 3 (60). С. 11-19.

Научная статья. Политические науки

УДК 327(5)

DOI: 10.31696/2072-8271-2023-4-3-60-011-019

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КИТАЙСКО-РОССИЙСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПОСЛЕ НАЧАЛА СВО

Дмитрий Валентинович МОСЯКОВ 1

1 Институт востоковедения РАН, Москва, Россия, [email protected] https://orcid.org/0000-0002-8391-2472

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы развития сотрудничества между китайскими и российскими регионами после начала СВО. Показывается, что отношения на региональном уровне России и КНР в это время не только не испытали кризис, но развивались намного более быстрыми темпами чем раньше. Автор указывает, что существуют большие резервы и огромные возможности для дальнейшего их развития. Также рассматриваются узкие места и возможные преграды на пути их развития.

Ключевые слова: Россия, Китай, соглашения, регионы, Москва, Дальний Восток, Хэйлуцзян

Для цитирования: Мосяков Д.В. Некоторые аспекты китайско-российского регионального сотрудничества после начала СВО // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2023, Том 4, № 3 (60). С. 11-19. DOI: 10.31696/2072-8271-2023-4-3-60-011-019

Original article. Political science

SOME ASPECTS OF CHINESE-RUSSIAN REGIONAL COOPERATION AFTER THE BEGINNING OF SPECIAL MILITARY OPERATION

Dmitry V. MOSYAKOV 1

1 Institute of Oriental Studies RAS, Russia, Moscow, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2701-3533

Abstract: The article discusses the development of cooperation between Chinese and Russian regions after the beginning of a Special Military Operation. It is shown that relations at the regional level between Russia and China at this time not only did not experience a crisis, but developed at a much faster pace than before. The author points out that there are large reserves and enormous opportunities for their further development. Bottlenecks and possible obstacles to their development are also discussed.

© Мосяков Д.В., 2023

Keywords: Russia, China, agreements, regions, Moscow, Far East, Heilujiang

For citation: Mosyakov D.V. Some Aspects of Chinese-Russian Regional Cooperation after the Beginning of Special Military Operation. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye problemy razvitiya, 2023, T. 4, № 3 (60). Pp. 11-19. DOI: 10.31696/2072-8271-2023-4-3-60-011-019

В настоящее время российско-китайское сотрудничество охватывает различные сферы, включая взаимодействие на высшем политическом уровне, торгово-экономические и гуманитарные связи, сотрудничество на международной арене, в том числе в Совете безопасности ООН, участие в международных и региональных организациях уровня ШОС и БРИКС. Важной составляющей двусторонних экономических связей, а также значимым фактором стимулирования социально-экономического развития территорий является межрегиональное и приграничное сотрудничество. Согласно Договору о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской народной республикой от 18 июля 2001 г., стороны «содействуют развитию приграничного и межрегионального торгово-экономического сотрудничества между двумя государствами и в соответствии с национальным законодательством каждой из них создают для этого необходимые благоприятные условия».

За прошедший после 2001 г. период, сотрудничество между российскими и китайскими регионами окрепло и в некотором роде его сегодня можно рассматривать как одну из основ экономического сотрудничества двух стран. Особенно значимы стали межрегиональные связи после начала специальной военной операции в феврале 2022 г., когда общий товарооборот российско-китайской торговли начал очень быстро расти, причем именно за счет межрегионального и трансграничного сотрудничества.

В качестве доказательства этого тезиса можно привести последние статистические данные, которые свидетельствуют, что в январе-мае 2023 г. товарооборот РФ и Китая вырос более чем на 40% по сравнению с 2022 г. и составил более 93 млрд долл. США. А в 2022 г. 75 млрд из 190 млрд общего товарооборота пришлось лишь на один российский регион - на торговлю между Китаем и Москвой (самый существенный показатель среди регионов России). Эксперты полагают, что в 2023 г. он вырос еще на 20% благодаря переориентации логистики российского экспорта на Восток и успешной экспансии ки-

тайских компаний на российский рынок. В этой связи характерна позиция регионального московского руководства относительно привлечения китайского бизнеса и развития контактов и сотрудничества. Вице-мэр Москвы Владимир Ефимов заявил, в частности, что «мы заинтересованы, чтобы китайские производители приходили на наш рынок не только с готовой продукцией, но и со своими технологиями, желательно в рамках совместного партнерства». В этих словах московского вице-мэра явно просматривается наиболее интересная российским регионам модель взаимного сотрудничества с компаниями из КНР. Их позиция заключается в том, что просто ввоз готовой продукции конечно важен, но каждый регион рассматривает возможности своего развития и экономического роста. А это возможно только в том случае, если часть производства оказывается на территории того или иного российского региона, что позволяет ему увеличить количество рабочих мест и сформировать индустриальную инфраструктуру.

Второй важный момент, который особенно ценят в руководстве российских регионов - это установление отношений взаимного партнерства. Таким путем там рассчитывают перенять наиболее эффективные методы управления бизнесом, принятые в Китае, сформировать архитектуру своего регионального бизнеса таким путем, чтобы избежать лишних препятствий в установлении и развитии контактов и предпринимательства.

Кроме того, значительный интерес для той же Москвы, по словам Владимира Ефимова, имеет сотрудничество с Китаем в микроэлектронике, машиностроении и станкостроении. Кстати, Москва как отдельный регион выступает флагманом российско-китайского сотрудничества в региональном разрезе - огромный даже по мировым масштабом потребительский рынок, открытый для продвижения китайских товаров.

В последнее время заметно активизировали контакты с Китаем и другие российские регионы, особенно восточные. Их руководители стали регулярно посещать различные российско-китайские деловые мероприятия - бизнес-форумы, конференции, выставки. В 2022 г. в них приняло участие 9 губернаторов, в основном, с Дальнего Востока. Но в 2023 г. ситуация изменилась и в подобных мероприятиях участвовало уже 19 губернаторов, четверо вообще посетили Китай вне федеральной программы, можно сказать, что по собственной инициативе. Это руководители Хабаровского края, Еврейской автономной области, Татарстана и Калужской области. Все они обсуждали вопросы экономического взаимодействия, а глава Еврейской автономной обла-

сти обсуждал еще и вопросы трансграничной инфраструктуры, расширения торговых и экономических инвестиций.

Калужский губернатор в ходе поездки в Китай искал новых партнеров для предприятий автомобильной промышленности, которые оказались под угрозой остановки из-за ухода западных компаний. Своим китайским партнерам он презентовал материалы об инвестиционном потенциале Калужской области и, как он отметил после проведенных встреч, он увидел у них неподдельный интерес и живую заинтересованность в выходе на российский рынок.

Кстати, Калужский регион для китайских инвесторов знаком, так как там успешно работают два завода по производству автокомпонентов - ЯПП и «Фуя гласс», а китайские строители принимали участие в строительстве аэропорта Калуги, а также одного из крупнейших в России цементных заводов.

Некоторые руководители российских регионов посетили КНР в составе делегации во главе с премьер-министром М. Мишустиным, который в мае 2023 г. совершил визит в Китай на российско-китайский форум, состоявшийся в Шанхае. С ним приехали губернаторы четырех российских регионов, которые презентовали своим китайским коллегам развернутые предложения о сотрудничестве. Так, например, губернатор Мурманской области заявил, что готов поставлять в Китай арктических крабов, а губернатор Орловской области сказал, что более десяти предприятий готовы и желают сотрудничества с китайскими партнерами.

Нельзя не отметить, что организация российско-китайских конференций и встреч в региональном разрезе становится все более частным и популярным мероприятием. Так, например, в мае в Благовещенске на такой встрече (Амурэкспо-2023) участвовало более полутора тысяч человек как из китайских, так и из российских регионов. В том же мае состоялся еще один инвест-форум теперь уже в башкирском городе Сибае, где также активно участвовали представители Китая. В сентябре 2023 г. инвест-форум с участием китайских представителей прошел в Казани. А еще один форум состоялся этим летом в столице Якутии. Это был первый Международный форум, прошедший под девизом - «Якутия и провинции Китая: побратимские связи ради укрепления российско-китайских отношений». В нем приняли участие более 100 участников из КНР, представляющих провинции Хэйлунц-зян, Цзянси, Цзянсу, Шаньдун и автономный район Внутренняя Монголия. Всего в форуме приняли участие более 500 человек. Такой интерес китайского бизнеса к этому международному форуму в Якутске

объясняется во многом тем, что объем товарооборота между Якутией и Китайской Народной Республикой в 2023 г. может превысить показатели прошлого года и составить свыше 3 млрд долл. Об этом сообщил в ходе работы Восточного экономического форума (ВЭФ) министр по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия) Гаврил Кириллин. Он отметил, что «Китай является крупнейшим торговым партнером Республики Саха (Якутия) с оборотом внешней торговли в 3 млрд долл. за 2022 год. По экспертным оценкам, товарооборот республики с Китаем в 2023 году может увеличиться на 8-9% по сравнению с 2022 годом», - сказал Кириллин.

По словам министра, к сферам с большим потенциалом для развития двустороннего сотрудничества относятся области энергетики, сельского хозяйства, электронной торговли, высоких технологий, а также финансовый сектор. «В сфере образования возможно расширение взаимодействия в рамках академических и обменных программ. Сотрудничество в области спорта посредством Международных спортивных игр "Дети Азии" также является важным аспектом партнерства», - отметил министр1. В то же время следует отметить, что при всем очевидном позитиве в развитии межрегионального сотрудничества России и Китая существуют и некоторые проблемы, которые требуют своего решения. Особенно это касается того факта, что темпы инвестиций отстают от роста темпов товарооборота. С одной стороны, такое положение естественно, так как инвестиции это долгосрочные вложения, но с другой стороны, инвестиции - это еще и залог доверия и уверенности инвесторов в успехе проекта, а с этой точки зрения ситуация не совсем благоприятная - общий объем инвестиций КНР где-то от 40 и до 60 млрд долл. - это в разы меньше чем в США, Европу и страны АСЕАН.

Возвращаясь к межрегиональному сотрудничеству, то в числе передовых регионов с наиболее привлекательными условиями для китайских инвесторов эксперты называют Москву и Татарстан, где есть примеры особенно удачных приходов китайских компаний в российские особые экономические зоны (ОЭЗ). В качестве примера приводят деятельность Алибаба и Хайер в ОЭЗ Алабуга в Татарстане.

Особняком можно говорить о ситуации в российских дальневосточных регионах, которые граничат с Китаем. Там сейчас настоящий бум развития межрегиональных связей с китайскими соседями. По словам губернатора Приморского края Олега Кожемяко, «сотрудничество дальневосточных регионов с Китаем, которое имеет многолетнюю историю, укрепляется благодаря увеличению грузооборота, раз-

витию приграничной инфраструктуры и возобновлению туристического обмена. Только за первое полугодие 2023 г. грузооборот через автомобильные пункты пропуска на российско-китайской границе в Приморском крае вырос на 92% - почти до 864 тыс. тонн», - сообщил глава региона.

Он также указал, что именно «с Китаем работают более 90% экспортеров Приморского края. Из КНР импортируются промышленное оборудование, автомобили, продукция легкой промышленности и продукты питания. <...> Начиная с прошлого года, - отметил он, -кратно увеличился грузопоток через дальневосточные морские порты, железную и автомобильную дороги». По его мнению, такой поток товаров и грузов отчасти связан с тем, что в Китае отменили многие противоэпидемических ограничения.

По его словам, растущие объемы грузоперевозок требуют увеличения пропускной способности транспортной инфраструктуры и своевременной реконструкции автомобильных пунктов пропуска на границе с Китаем. Приморский край уже выдвинул ряд инициатив по совершенствованию транспортной логистики. Идут работы по модернизации трех пунктов пропуска, их планируется завершить в следующем году2.

Не менее активно стремится развивать отношения с Китаем и другой крупный российский регион - Хабаровской край. Его власти и представители соседней китайской провинции Хэйлунцзян подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между территорией опережающего развития (ТОР) в Хабаровском крае и экспериментальной зоной свободной торговли Хэйлунцзяна. «У нас был довольно существенный перерыв во взаимодействии с китайской стороной из-за ковидных ограничений», - сказал журналистам зампред правительства Хабаровского края - министр экономического развития Виктор Калашников. «Сейчас ограничения сняты, мы видим, что активность нарастает, и Хабаровский край включился в работу по наращиванию контактов и сотрудничества. <... > Мы представили информацию о ТОР, а китайские партнеры презентовали возможности зоны свободной торговли».

По словам Калашникова в сентябре на Дальневосточном форуме предпринимателей в Хабаровске участие примет большая делегация из Хэйлунцзяна и планируется подписать соглашение о совместном освоении острова Большой Уссурийский с открытием грузопассажирского пункта пропуска. «Эта работа в самом разгаре, [проект] в высокой степени готовности», - сказал Калашников3.

Генконсул Китая в Хабаровске Цзян Сяоян в беседе с журналистами в числе перспективных для реализации инвест-проектов отраслей назвал логистику, энергетику, торговлю, новые технологии в электронике и автомобилестроение.

Амурская область - еще один дальневосточный регион, который активно ищет партнеров в Китае. Причем не просто ищет, а заранее формирует необходимую материальную базу для сотрудничества. В качестве примера такой политики можно привести открытие в первый день проведения Российско-Китайского экономического форума «Амурэкспо-2023» таможенно-логистического терминала вблизи мостового перехода через реку Амур, связывающего Китай и Россию в районе городов Хэйхэ и Благовещенск. Объект, в котором расположены различные склады хранения с максимальной автоматизацией всех процедур, готов к оказанию клиентам комплексных таможенных услуг

4

для импортного и экспортного грузопотока .

По мнению директора Агентства Амурской области по привлечению инвестиций Ольги Темченко, инвестиционная площадка возле международного автомобильного моста, включенная в границы ТОР «Амурская» с налоговыми льготами и административными преференциями, которые востребованы у инвесторов, - отличный вариант для размещения производств и компаний, которые активно работают с КНР.

В этой связи следует отметить, что в России активно создаются так называемые территории опережающего развития (ТОР), в которых коммерсанты получают большие преференции и преимущества. Резиденты ТОР получают земельные участки в аренду без торгов, нулевую ставку по налогам на прибыль, землю и имущество сроком на 5 лет, а также сниженные страховые взносы до 7,6%.

Параллельно с региональным партнерством развиваются и связи глобального масштаба. Так, например, еще осенью 2022 г. было заявлено, что Россия и Монголия готовы к строительству нового магистрального газопровода Сила Сибири 2, который понесет газ из Западной Сибири. Владимир Путин на трехсторонней встрече с китайским и монгольским руководителями выразил мнение, что формат Россия - Китай - Монголия имеет особое значение и дополняет двустороннее сотрудничество. «Наши страны разделяют подходы по большинству насущных вопросов международной повестки дня, выступают с согласованных позиций в ООН и региональных организациях», - сказал президент. Он отметил, что на повестке дня стоит вопрос строительства газопровода «Союз Восток» из России в Китай

через Монголию. По его словам, «Газпром» завершает проработку деталей проекта с КНР и Монголией.

По некоторым данным, достигнута договоренность приступить к строительству важнейшей экспортной артерии в 2024 г. и завершить работы в 2027-2028 гг.

Еще один важнейший глобальный проект в российско-китайском сотрудничестве - это создание «зернового коридора» в Дальневосточном регионе, чтобы можно было напрямую экспортировать больше зерна во Внутреннюю Монголию, расположенную на северо-востоке Китая. В России недавно официально заявили, что в ближайшие месяцы активизирует работу над проектом «Новый сухопутный зерновой коридор Россия - Китай», В статье в газете Asia Times отмечается, что согласно сообщениям российских СМИ, президент России Владимир Путин поручил кабинету министров и Центральному банку разработать межправительственное соглашение по этому проекту до 1 октября 2023 г. В свою очередь, китайские государственные СМИ сообщают, что после заключения соглашения по тарифам и решения всех логистических вопросов Китай сможет напрямую импортировать гораздо больше пшеницы и ячменя из России. Это позволит ему сократить зависимость от поставок зерновых культур из западных стран, включая Австралию, США, Канаду и Францию. Реализация этого глобального проекта, по мнению экспертов, означает, что Россия и Китай нашли еще одну крайне перспективную сферу для взаимного сотрудничества и еще больше насыщают реальными проектами пространство взаимной торговли. Как сообщили российские СМИ, правительству России поручено рассмотреть вопрос о заключении межправительственного соглашения между Россией и Китаем до 1 октября, а также увеличить производство зерна в Дальневосточном, Уральском и Сибирском федеральных округах и объёмы его экспорта на китайский рынок в рамках реализации этого соглашения5.

Подводя некоторые итоги нашего исследования, следует отметить, что при всем очевидном позитиве в российско-китайском межрегиональном сотрудничестве есть проблемы, которые требуют внимания и скорейшего решения. Особенно остро стоит вопрос о том, что в Китае не вполне представляют себе условия работы российских ОЭЗ и ТОР, где они, в каких регионах и какого качества там управление. Пока что вопрос информированности китайского бизнеса о правилах и возможностях российского рынка в целом выступает объективным тормозом и в межстрановых, и особенно в межрегиональных связях. С

этим тесно увязан и вопрос увеличения китайских инвестиций в региональном разрезе, перехода от чистого импорта к созданию совместных производств и взаимному партнерству.

В то же время очевидно, что все эти проблемы решаемые, что конфликт на Украине не остановил межрегиональное сотрудничество, поток инвестиций и товаров и личные связи представителей бизнеса и власти обеих стран. А это свидетельство того, что реально сформирован прочный фундамент для дальнейшего развития российско-китайского сотрудничества.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

МОСЯКОВ Дмитрий Валентинович, доктор исторических наук, профессор, заведующий Центром Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН, Москва, Россия

Статья поступила в редакцию 11.10.2023; одобрена после рецензирования 25.10.2023; принята к публикации 31.10.2023.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Dmitry V. MOSYAKOV, DSc (History) Professor, Head of the Center for Southeast Asia, Australia and Oceania Studies, Institute of Oriental Studies RAS, Moscow, Russia

The article was submitted 11.10.2023;

approved 25.10.2023;

accepted to publication 31.10.2023.

1 В Якутии ожидают товарооборота с Китаем в 2023 году на уровне $3 млрд // ТАСС, 10.09. 2023. URL: https:/Aass.ru/ekonomika/18696663?utiTi_source=yxnews&utiTi_iTiediuiTi=desWx^

2 Дальневосточные регионы наращивают сотрудничество с Китаем в науке, туризме и логистике // ТАСС, 09.09.2023. URL: https://tass.ru/ekonomika/18690731

3 Хабаровский край и провинция Хэйлунцзян подписали меморандум об инвестиционном партнерстве // ТАСС, 15.08.2023. URL: https://tass.ru/ekonomika/18509203?ysclid=lmf9bo5daz19639315

4 Резидент ТОР «Амурская» запустил ключевой логистический комплекс на границе с Китаем, 25.05.2023. URL: https://invest.amurobl.ru/media/news/rezident-tor-amurskaya-zapustil-klyuchevoy-logisticheskiy-kompleks-na-granitse-s-

kitaem/?ysclid=lmfa bi1tup749686551

5 ИноТВ: https://russian.rt.com/inotv/2023-05-15/Asia-Times-Rossiya-aktivno-narashhivaet?ysclid=lmi25np7dx568855005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.