УДК 338.22.01
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ К ВОПРОСУ КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ
© Сергей Николаевич ПОЛЯНСКИЙ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра управления и предпринимательства, e-mail: [email protected]
Рассмотрены основные подходы к классификации инноваций в России. Произведен анализ и сопоставление классификаций различных авторов. В результате сопоставления составлена общая таблица классификации инноваций, а также дополнена значениями предложенными автором.
Ключевые слова: инновации; классификация инноваций; отечественный опыт; зарубежный опыт.
Классификация инноваций предусматривает формулирование знания о разнообразии инноваций, помогает организовать и структурировать знания таким образом, чтобы сделать их использование более плодотворным и информационным. Более того, классификация необходима для установления значимости того или иного вида инновационной продукции или услуги, выявления степени их влияния на повышение благосостояния населения, а также для сравнительной количественной и качественной оценки инноваций.
На протяжении всего времени введения понятия инноваций, их классификация остается одной из самых сложных проблем, т. к. неоднозначное толкование самого понятия инновации приводит к созданию многогранности и разнообразию различных классификаций по ряду основополагающих признаков, где классификационные признаки определяются различным пониманием инноваций.
Таким образом, на наш взгляд, первым делом при определении классификации инноваций стоит установить однозначное понимание понятия инновации. Ранее в своей работе [1] мы уже говорили, что придерживаемся практико-ориентированного подхода, при котором инновация рассматривается как результат инновационной деятельности, поэтому далее классификация инноваций будет рассматриваться нами именно с этой точки зрения.
Далее стоит определиться с критериями классификации инноваций, они должны отвечать следующим признакам:
1) комплексность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования;
2) возможность количественного (качественного) определения критерия;
3) научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.
В социальных науках есть два основных подхода: 1) эмпирический; 2) теоретический. Теоретический подход заключается в разработке теории о схожести и различиях классификационных признаков в рамках определенной построенной модели, которые затем приводят к формированию классификации. При эмпирическом подходе построение классификации начинается со сбора данных о явлении, объекте или компании, находящихся под исследованием. Затем эти данные обрабатываются с помощью статистических методов для выделения групп в соответствии с мерами сходств и различий.
В своем исследовании мы будем придерживаться совокупности этих методов, т. к., во-первых, мы имеем определенные учетные рамки, установленные понятием инновации и, во-вторых, рассматриваем классификацию инноваций с позиции реального практического применения. Также при изучении данного вопроса мы всесторонне рассматриваем опыт отечественных и зарубежных ученых, изучавших данную проблему ранее.
Согласно классификации, разработанной в Руководстве Осло [2], принято выделять четыре типа инноваций, охватывающих широкий диапазон изменений, характерный для деятельности фирм: 1) продуктовые; 2) процессные; 3) организационные; 4) маркетинговые. Данные типы инноваций прослеживаются и в самом определении, предложенном Руководством Осло, а также для каждого
типа установлено четкое определение и сформулированы отличительные черты одного типа от другого. Подобные типы инноваций можно увидеть и у других авторов с небольшими дополнениями или выделенными под другим классификационным признаком.
Таким образом, И. Перлаки [3] под видом инноваций выделяет продуктовые, технологические, социальные и комплексные инновации. У А. Морозова в качестве предметно-содержательной структуры отмечены технологические, технические, продуктовые, социально-организационные, когнитивные и информационные типы инноваций. Похожее деление можно встретить и у Г.С. Гамидова и Д.М. Степаненко [4]. Из приведенных классификационных признаков и их значений видно, что признаки, приведенные в Руководстве Осло, отражают данный признак не полно.
Все чаще среди зарубежных и отечественных исследователей уделяется должное внимание изучению социальных инноваций и сейчас для них можно сформулировать следующее определение: социальные инновации - новое решение социальной проблемы, которое является более эффективной, устойчивой или простой по сравнению с существующими решениями, и полезный эффект от которой направлен в первую очередь на общество в целом, а не на конкретных лиц в отдельности [5].
Помимо социального типа инноваций необходимо выделить экологические инновации, или эко-инновации. Впервые как об отдельном типе инноваций о них заговорили в Японии, огромное значение этому типу инноваций также придают в странах Европы и США. В документе, представленном в ОЭСР, МЕТ1 определяет экологические инновации как технико-социальные инновации, предназначенные для удовлетворения проблем, связанных с окружающей средой, ограниченностью ресурсов и диверсификацией ценностей среди людей, совместимостью между экономикой и окружающей средой.
В Японии этот тип инноваций поддерживается на уровне отраслей (организация таких типов производств, при которых осуществляется утилизация и сокращение используемых ресурсов), на уровне инфраструктуры (развертывание производственных комплексов с нулевыми выбросами за-
грязняющих веществ, а также распределение и устранение нерационально используемых источников энергии; экологически чистый транспорт или ИТ-системы и т. д.), а также с участием потребителей (например, путем продажи функциональности, а не товаров).
Таким образом, под типом инноваций мы выделяем продуктовые, процессные, организационные, маркетинговые, социальные и экологические инновации.
Далее многие ученые (С.Д. Ильенкова, Ф.Ф. Бездудный, Г.А. Смирнова, О.Д. Нечаева [6], Г.С. Гамидов, Г. Менш, Ю.В. Яковец, А.И. Пригожин, Р. А. Фатхутдинов [7], И. Пер-лаки и др.) классифицируют инновации по степени новизны. В данном критерии, как правило, выделяют радикальные (или базовые) и улучшающие инновации (инкрементальные). Некоторыми учеными также выделяется особый тип инноваций - псевдоинновации. На наш взгляд, этот тип инноваций является обязательным в этом классификационном критерии, т. к. в настоящее время в условиях тяжелой конкуренции и особой заинтересованности фирм в участии в государственных программах инновационного развития под видом инновационных проектов подаются ложные разработки. Отчасти это может происходить по двум причинам: неправильное понимание значения инноваций, а также производимой продукции и услуг, попадающих под этот критерий и умышленное продвижение продукции и услуг под видом инновационных с целью получения дополнительных льгот или иных преимуществ. Помимо этих типов инноваций мы также предлагаем ввести специфический тип инноваций, под этим признаком мы будем понимать особые типы инноваций по степени новизны, так или иначе отличающиеся от вышеприведенных. Примером специфических инноваций могут послужить «реинновации» и «коренные инновации», речь о которых в нашей работе шла ранее [1].
Следующий по важности критерий - это сфера применения. Здесь можно выделить инновации, применяемые в сфере услуг и инновации применяемые в сфере производства. Также рядом ученых (Н.П. Завлин [8], Ф.Ф. Бездудный, Г.А. Смирнова, О.Д. Нечаева, С.Е. Крюкова, С.Д. Ильенкова, М. Хучек) данный критерий расширяется рядом значений, таких как управленческие, организаци-
онные, социальные, промышленные, концептуальные (научные), технико-технологические, экономические, организационно-управленческие, информационные, производственные, торговые, тем самым конкретизируя отдельные сферы применения. Тем не менее, на наш взгляд, согласно приведенным нами критериям классификации, все эти показатели являются лишь составляющими сферы применения в виде производства и услуг и могут быть использованы для классификации непосредственно инноваций в сфере услуг и сфере производства.
По отношению к предшествующим такие ученые, как А.И. Пригожин, С.А. Шавель, Ф.Ф. Бездудный, Г.А. Смирнов, О.Д. Нечаева выделяют открывающие, замещающие, отменяющие, возвратные инновации и ретровведения. Открывающая инновация - продукция или технология не имеет сопоставимых прототипов. Замещающая инновация - происходит полная замена существующих прототипов. Отменяющая инновация приводит к полному исключению продукта в связи с появлением новых функций. Возвратная инновация - происходит возврат к прежним видам, способам, методам. Ретровведение -воспроизводятся старые формы на современной основе. Данный список значений можно расширить дополняющими инновациями -продукция или технология существует совместно с сопоставимыми прототипами и отличается от них определенными характеристиками, тем самым расширяя линейку существующих товаров или услуг.
По характеру использования Руководством Осло также выделяются потребительские и производственные инновации. С данным критерием мы полностью согласны. Помимо характера использования мы также предлагаем внести в общую классификацию критерий характера потребления. По характеру потребления можно выделить инновации для частного использования и общественные. По аналогии с определением частного блага инновация для частного использования предоставляется потребителю с учетом его индивидуального спроса. Такая инновация делима, она принадлежит индивиду на правах частной собственности, может наследоваться и обмениваться, она предоставляется тому, кто за нее заплатил. Общественные
инновации неделимы и принадлежат обществу. К ним относятся инновации в сфере национальной обороны, охраны окружающей среды, законотворчества, общественного транспорта и порядка, т. е. те инновации, которыми пользуются все без исключения граждане страны.
По ориентации на потребителя ученым Г. С. Гамидовым отмечаются инновации, ориентируемые на существующих потребителей, и ориентируемые на формирование новых. Как правило, в первом случае это улучшающие инновации, эффект от которых уже заведомо известен, во втором - радикальные инновации. В этом случае процесс реализации инновационной продукции, в т. ч. и услуг, осложняется дополнительными затратами на маркетинговые исследования, выведение инновационного товара на рынки и привлечения покупателя к данному товару.
Не маловажным, на наш взгляд, будет критерий характера генерации идеи. Здесь можно выделить традиционные инновации, разрабатываемые специалистами на основании собственных научно-технических исследований; потребительские - идея для инновации выдвинута самими потребителями; заимствованная - идея для инновации заимствована из других продуктов, использование глобальных научно-технических разработок.
По затратности различают инновации, требующие капиталовложения, и инновации, не требующие капиталовложения (Ф.Ф. Бездудный, Г.А. Смирнова, О.Д. Нечаева).
Практически всеми учеными отмечается такой критерий, как масштаб внедрения инновации. Различают: мировой масштаб, масштаб страны, масштаб отрасли, масштаб региона, масштаб предприятия. В отдельных источниках можно встретить и более расширенную классификацию по данному критерию (Г.С. Гамидов, Н.П. Завлин, Ф.Ф. Без-дудный), но большинство значений, входящих в него, относятся к классификации масштаба внедрения на производстве, поэтому мы остановились на данном варианте как наиболее универсальном.
По месту в системе (Руководство Осло, Ф.Ф. Бездудный, С. Д. Ильенкова, В.В. Горшков и Е.А. Кретова) выделяют инновации на входе, на выходе и системной структуры.
Инновации на входе в систему предполагает целевое качественное или количественное изменение в выборе и использовании материалов, сырья, оборудования, информации, т. е. производственных ресурсов. Инновации на выходе из системы - целевое качественное или количественное изменение результатов хозяйственной деятельности предприятия, например, выпускаемых изделий, услуг, технологий, иначе говоря - производственного продукта. Инновации структуры системы - может быть целевое изменение в производственных, обслуживающих и вспомогательных процессах, причем как по качеству или количеству, так и по организации и способу обеспечения.
Критерий этапа внедрения в производство был предложен Ф.Ф. Бездудным, Г.А. Смирновой, О.Д. Нечаевой и содержит раннюю стадию внедрения инновации, среднюю и заключительную.
По частоте применения различают единичные и повторяющиеся (диффузия) инновации (Р.А. Фатхутдинов, Д.М. Степаненко, Ф.Ф. Бездудный).
Далее пойдут критерии, характеризующие эффективность инноваций. Одним из таких критериев является эффект реализации, этот критерий можно встретить в классификациях инноваций у следующих авторов: Р.А. Фатхутдинов, Д.М. Степаненко, С. А. Шавель, Н.П. Завлин, Ф.Ф. Бездудный. По эффекту реализации выделяют экономические, социальные, экологические, интегральные, научно-технические и эстетические инновации.
По сроку реализации существуют долгосрочные и краткосрочные виды инноваций (Ф.Ф. Бездудный, Г.А. Смирнова, О.Д. Нечаева). Данный критерий также можно расширить среднесрочным сроком реализации. Таким образом, к краткосрочным могут относится инновации со сроком реализации до одного года, к среднесрочным - от одного года до пяти лет, к долгосрочным - более пяти лет.
По результативности выделяют высокие, средние и низкие (Н.П. Завлин, Ф.Ф. Бездуд-ный, Г.А. Смирнова, О.Д. Нечаева). К пере-
численному списку также можно добавить и убыточную результативность.
Также в результате анализа существующих классификационных признаков инноваций нами были отброшены некоторые из них, т. к. они не соответствовали установленным нами ранее признакам, либо противоречили принятому нами определению инноваций. Таким образом, встречающийся у А. И. Пригожина критерий степени завершенности не мог быть использован нами, т. к. в избранном нами определении инноваций сказано, что инновации - это результат инновационной деятельности, следовательно, инновации не могут быть незавершенными. Аналогичным образом выступает критерий темпа осуществления инноваций (Н.П. Завлин, Ф.Ф. Бездудный, Г.А. Смирнова, О.Д. Нечаева), в нашем случае данный критерий характеризует инновационную деятельность.
На основании рассмотренных классификационных признаков нами была составлена классификация инноваций (табл. 1), более наглядно отражающая все эти факторы.
Особенностью нашей классификации является обобщение большинства распространенных классификаций, при этом не относящихся только к рассмотрению технологических нововведений, что делает ее более универсальной. Также обязательным критерием при выборе тех или иных классификационных признаков является наше отношение к определению инновации, учитывающее, что инновация - это результат инновационной деятельности. Анализ существующих классификаций проводился с учетом как отечественных, так и зарубежных авторов, при этом к рассмотрению брались классификации, разработанные и дополненные в последние годы, так и классификации, разработанные в начальные периоды изучения понятия инновации. Рассмотренные классификации были обобщены и дополнены не достающими, на наш взгляд, классификационными признаками, а также были расширены некоторые существующие классификационные признаки, что позволило получить более полные и точные сведения о классификации инноваций.
Таблица 1
Классификация инноваций
Классификационный признак Значение признака
Тип инновации - продуктовые - процессные - организационные - маркетинговые - социальные - экологические
Степень новизны - радикальные - улучшающие - псевдоинновации - специфические
Сфера применения - в сфере услуг - в сфере производства
Отношение к предшествующим - открывающие - замещающие - отменяющие - дополняющие - возвратные - ретровведения
Характер использования - потребительские - производственные
Характер потребления - для частного использования - для общественного использования
Ориентация на потребителя - на существующих - на формирование новых
Характер генерации идеи - традиционная - потребительская - заимствованная
Затратность - требующие капиталовложения - не требующие капиталовложения
Масштаб внедрения - мировой - масштаб страны - масштаб отрасли - масштаб региона - масштаб предприятия
Место в системе - на входе - на выходе - структура системы
Этап внедрения - ранняя стадия - средняя стадия - заключительная стадия
Частота применения - единичные - повторяющиеся (диффузия)
Эффект реализации - экономические - социальные - экологические - интегральные - научно-технические - эстетические
Срок реализации - краткосрочные - среднесрочные - долгосрочные
Результативность - высокая - средняя - низкая - убыточная
1. Полянский С.Н., Лапшин В.Ю. Современные тенденции в развитии инноваций: межстра-новое сравнение // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 4 (120). С. 150-156.
2. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. М., 2006.
3. Перлаки И. Нововведения в организациях: пер. со словац. М., 1981.
4. Степаненко Д.М. Классификация инноваций и ее стандартизация // Инновации. 2004. № 7. С. 77-79.
5. Phills J.A. Jr., Deiglmeier K., Miller D.T. Rediscovering Social Innovation - Social Innovations. 2008. Vol. 6. № 4.
6. Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. Сущность понятия инновация и его классификация II Инновации. 1998. № 2-3. С. 3-13.
7. Фахтутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. М., 2008.
8. Инновационный менеджмент I под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. М., 2003.
Поступила в редакцию 5.04.2013 г.
UDC 338.22.01
SOME ASPECTS TO QUESTION OF INNOVATION CLASSIFICATION
Sergey Nikolayevich POLYANSKIY, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Management and Entrepreneurship Department, e-mail: [email protected]
The main approaches to classification innovation in Russia are considered. The analysis and comparison of the classification of different authors is conducted. As a result, the overall classification table of innovation is made up, as well as the added value offered by the author.
Key words: innovation; classification of innovations; local experience; international experience.