Гасанова Дж. И.
Кандидат искусствоведения, профессор, Бакинской музыкальной академии
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛАДОВЫХ ОСНОВ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ МУЗЫКИ
Summamy
The article was dedicated to study of appliance of Azerbaijan National musical tunes to the creative work of composers. It is noted in the article, that sources of the creative work of Azerbaijan composers come from traditions of national music, and of each composer's attitude to national sources is private and specific. Many of findings of Azerbaijan composers in the field of musical language are connected with the tune factor. Therefore, study of ways of usage of national tunes in the creative work of composers is implemented as a necessary issue.
Азербайджанская музыка в течение долгих веков развивалась в русле эволюции мировой культуры. Различные жанры народной музыки, ценное наследие ашугского творчества и мугама, созданное поколениями профессиональных музыкантов на основе устных традиций, составляют музыкальную сокровищницу азербайджанского народа, которая стала фундаментом для формирования национальной композиторской школы Азербайджана в ХХ веке. И сегодня эти два слоя азербайджанской музыки - музыкальное творчество устной традиции и композиторское искусство развиваются в условиях взаимосвязи и взаимодействия.
Следует отметить что, основы азербайджанской композиторской школы были заложены в начале ХХ века гениальным композитором и теоретиком Узеиром Гаджибековым (1885-1948), который, как в своем музыкальном, так и в научном творчестве определил главные направления развития азербайджанского музыкального искусства.
Уже к середине века, в творчестве самого Узеира Гаджибекова [1], и его современников и последователей, все жанры профессиональной музыки были освоены -начиная с оперы и музыкальной комедии, до симфонических, камерно-инструментальных и вокальных жанров. В эти годы в Азербайджане были созданы непревзойденные образцы классической оперы, балета, симфонии и др. Более того, в результате синтеза закономерностей музыки устной традиции и композиторского творчества, в азербайджанской музыке, стали развиваться новые жанры, такие как мугам-опера, симфонический мугам и т.д. Именно поэтому, творчество азербайджанских композиторов имеет огромное значение с точки зрения сближения музыкальных культур Востока и Запада.
Научное творчество Узеира Гаджибекова и его фундаментальный труд «Основы азербайджанской народной музыки» [2], имеют важное значение в развитии научно-теоретической мысли в Азербайджане в ХХ веке. Исследование Узеиром Гаджибековым закономерностей народной музыки и мугама, систематизирование теоретических основ азербайджанской музыки, в особенности ладовой теории азербайджанской музыки, стимулировало развитие отечественного композиторского творчества и музыковедения.
Проблема лада в композиторском творчестве проявляется многосторонне и комплексно и имеет огромное значение с точки зрения выявления национальных особенностей музыкального языка. Опираясь на теоретические основы азербайджанской музыки, мы исследуем проблемы связанные с национальными ладами в творчестве
азербайджанских композиторов, а также изучаем ладовые особенности, составляющие основу музыкального языка в композиторском творчестве. Нужно отметить, что национальный ладовый фактор влияет и на мелодический, и на гармонический язык композиторов, и это безусловно выявляется при комплексном анализе. Опора национальной музыки на ладовую систему, побуждает композиторов к поискам новых способов выражения, открывает им путь к новым достижениям.
Творчество У.Гаджибекова - богатый источник в изучении этого вопроса. В особенности это касается оперы "Лейли и Меджнун" [3], которая играет важную роль как в формировании азербайджанской композиторской школы, в целом, так и непосредственно композиторского творчества самого Узеира Гаджибекова. Создание этой оперы - важный этап в становлении ладовой теории национальной музыки. Роль ладовых структур в создании мелодии еще раз указывает на обоснованность теоретических взглядов Узеира Гаджибекова. Так, музыкальный язык оперы "Короглу" [4] - это высший уровень ладового мышления композитора, который и сегодня освещает пути развития азербайджанской музыки.
В произведениях У.Гаджибекова, именно национальная ладовая система сыграла роль базиса, в котором были выявлены общие закономерности и точки соприкосновения национальной ладовой системы с классической функциональной системой. Благодаря этому музыкальный язык произведений У.Гаджибекова отличается необыкновенной силой воздействия и новыми качествами.
Изучая научные исследования Узеира Гаджибекова, можно сделать выводы о том, что он выявил звукоряды составляющие основу мугамов, определил закономерности строения мугамов и систематизировал общие закономерности семи основных ладов национальной музыки - раст, шур, сегях, чахаргях, баяты-шираз, шюштер, хумаюн. Его основной целью было выявить пути применения законмерностей мугама в композиторском творчестве. А важным аспектом этого было изучение ладовой системы, составляющей основу мугама и систематизирование мелодических формул, основанных на этих ладах.
Неоспоримым фактом является то, что мелодические обороты и метроритмические свойства присущие мугаму, ашугским напевам и народным песням [5] и т.д. связаны с нашей генетической памятью. Когда речь идет о музыке основанной на национальных ладах, это в первую очередь вызывает ассоциации связанные с мелодикой мугама и с народно-песенными оборотами. Но по нашему мнению, национальные особенности музыки, в основном связаны с его ладовой основой. Если мелодия является первичным способом выражения музыки, то и ее структура тесно связана с ладами. И в одноголосной, и в многоголосной музыке, ладовые закономерности имеют большое значение.
Ладоинтонационные основы азербайджанской народной музыки нашли свое отражение в мугамах, созданных в импровизационном стиле на основе строгих ладовых и формообразующих закономерностях. Именно поэтому мугамы имеют большое значение как один из источников композиторского творчества. Более того, мугам сыграл огромную роль в формировании музыкального языка азербайджанских композиторов. При том, что азербайджанские композиторы используют и подлинные мугамы, и в то же время в своем творчестве опираются на принципы развития мугама и ссылаются на ладоинтонационную основу мугамов.
Как уже отмечалось, в творчестве Узеира Гаджибекова функциональные основы традиционных национальных ладов были объединены с европейской ладовой системой. Эти принципы были продолжены и развиты в творчестве азербайджанских композиторов.
Азербайджанские лады и мажоро-минорная система ладов или же древние лады по сути близки, между этими ладами отчетливо проявляются функциональные связи и точки соприкосновения. Уровень развития азербайджанской музыки, процесс развития композиторского творчества, искусства мугама и музыкального исполнительства, дает нам возможность утверждать, что ладовый фактор развивается и обретает новые качества в творчестве каждого композитора.
Современные композиторы творчески переосмысливают принципы национального ладового мышления и это проявляется в процессе обновления музыкального языка. А формирование музыкального языка является еще более сложным процессом, так как связано с мышлением творческих людей. Наряду с этим, опора на национальные лады и их многосторонняя взаимосвязь с европейской ладовой системой является основой творческого стиля, иначе говоря, Восток и Запад сливается воедино в музыке азербайджанских композиторов.
Анализируя произведения азербайджанских композиторов можно придти к выводу о том, что в них опора на национальную ладовую систему проявляется как важная особенность и органично передается всем параметрам музыкального языка композитора. В мелодическом языке, непосредственно в структуре мелодики, в формах движения, ссылка на лады проявляется как важный фактор. В тоже время нужно отметить такие интересные явления как ладовая трансформация, полиладовость, модуляции в ладотональности. В полифоническом и гармоническом языке, в строении формы, в развитии музыкальной драматургии опора на лады имеет огромное значение.
Есть множество методов использования национальных ладов в творчестве азербайджанских композиторов. В основном мелодии основываются на движение на ладовых ступенях, но ладовые модуляции также широко используются. Переход с одного лада в другой осуществляется с помощью общих ступеней между ладами или же путем хромматизации ступеней. А в некоторых случаях, одновременное звучание в музыкальной фактуре тем, имеющих различные ладовые основы, способствует порождению полиладовости. В передаче эмоционального состояния в музыкальных характеристиках, ладовые оттенки имеют особое драматургическое значение.
Музыкальный язык азербайджанских композиторов оригинален в ладовом отношении. Главной особенностью композиторских произведений является то, что они пользуются национальными ладами для выявления определенных черт характера созданного образа и в таком случае эти интонации имеют различные эмоциональные значения. В большинстве случаев, композиторы предпочитают пользоваться не полным звукорядом национальных ладов, а их характерными интонациями. При этом нельзя утверждать, что композитор ограничивается в пределах одного лада. В рамках одной мелодии, обычно проявляются признаки не только нескольких национальных ладов, но также признаки пентатоники, древнегреческих ладов. Композиторы включают все это в состав звуковых комбинаций, гармонических комплексов.
Исследуя творчество композиторов, мы видим, что отношение к национальным истокам носит индивидуальный характер. В этом аспекте, постановка вопроса об эволюции методов использования национальных ладов в творчестве композиторов выдвигается на первый план. В то же время, изучение этого вопроса связано еще с некоторыми характерными факторами, такими как взаимосвязь народной музыки и мугамов с композиторским творчеством, отношение к народной музыке в разных исторических периодах, методы использования национальной ладовой системы и т.д.
Многие достижения азербайджанских композиторов в области музыкального языка,
связаны с ладовым фактором. В то же время, ладовые особенности проявляются в различных аспектах и на различных уровнях. Вопросы использования национальных ладов в композиторском творчестве связаны с возможностью выявления национальных особенностей композиторского стиля, и это открывает реальные пути для сравнительного анализа.
Таким образом, выдвинутое У.Гаджибековым положение о слиянии теоретических основ народной музыки с композиторским творчеством, является весьма сложным процессом и принимает своеобразную форму в творчестве композиторов. Этот процесс расширяется в творчестве каждого нового поколения композиторов, приобретает новые качества и обогащается, что является доказательством жизненности и живучести традиций У. Гаджибекова. И на самом деле, творчество композитора связано нерасторжимыми узами с музыкальным языком своего народа, и это является основным показателем национальных особенностей музыки.
Литература
1. «Энциклопедия Узеира Гаджибекова». http://uzeyirbook.musigi-dunya.az
2. У.Гаджибеков. «Основы азербайджанской музыки». Баку, 1945. http://musbook.musigi-dunya.az
3. У.Гаджибеков. Опера «Лейли и Меджнун» (1908). http://leyli-mejnun.musigi-dunya.az
4. У.Гаджибеков. Опера «Кероглу» (1937). http://uzeyir.musigi-dunya.az
5. http://diskografiya.musigi-dunya.az; http://atlas.musigi-dunya.az; http://lugat.musigi-dunya.az