Секция истории
Секция истории
ББК 87.3(2)5
В.В. Бурьков НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИОСОФИИ В.С. СОЛОВЬЕВА
Философия Владимира Сергеевича Соловьева /1853-1900/,по словам С. Булгакова, - "самый полнозвучный аккорд" в истории философской мысли. Великолепный знаток мировой философской мысли, он был связан многими нитями с отечественной культурой. На эти связи повлияло, прежде всего, семейное воспитание - он был сыном выдающегося историка России С.М. Соловьева.
В России XIX века центральным становится вопрос о месте и роли отчизны в мировой истории. На протяжении всей жизни Владимир Соловьев никогда не оставался равнодушным к спору о судьбе России и ее роли в истории. Увлечение славянофильством в молодые годы сопровождалось постепенным переходом на западнические позиции. Так же как и славянофилы, молодой Владимир Соловьев искал ответ на вопрос о причинах духовной немощи современного общества. Выступая в 1877г. в "Обществе любителей российской словесности", он фактически подтверждает диагноз, поставленный в свое время славянофилами: "Отдельный личный интерес, случайный факт, мелкая подробность - атомизм в жизни, атомизм в науке, атомизм в искусстве - вот последнее слово западной цивилизации" /Соловьев B.C. Соч. в 2-х т. М: Правда, 1989. T.I, с.28/. В дальнейшем тема кризиса как неизбежного результата именно западного пути развития сходит в его творчестве на нет.
В зрелые годы для него развитие общества по западному образцу -это единственно реальный путь человечества.
История, по Соловьеву, есть положительный, созидательный духовный процесс, который никак не может быть сведен к дурной бесконечности противоборства двух крайних тенденций исторического бытия: человека и общества. Три силы, о которых писал философ в своих ранних работах, олицетворяли для него три исторических мира, три культуры: мусульманский Восток, Западную цивилизацию и мир Славянский. В истории, писал Вл. Соловьев, постоянно действует "третья сила", которая дает положительное содержание двум первым, созидает цельность общечеловеческого организма и дает ему внутреннюю тихую жизнь. Именно эта "внутренняя тихая жизнь" и составляет смысл исторического развития. И в современном мире, надеялся и верил Вл. Соловьев, роль третьей силы, примиряющей крайности и помогающей человечеству обрести внутреннюю цельность, может выполнить Россия. И П.Я. Чаадаев, и славянофилы, и Вл. Соловьев были едины в том, что путь участия России в общечеловеческом деле - это путь духовно-нравственного созидания.
В истории России Вл. Соловьев выделял два события, которые он считал эпохальными и имеющими символическое значение: первый шаг в становлении русской государственности - "призвание Рюрика и его
Известия ТРТУ
Специальный выпуск
братьев" и приобщение к "европейскому просвещению" - реформы Петра I (там же, с.285).
Вл. Соловьев разделял взгляды А.С. Пушкина на русскую историю как на глубоко трагический, но при этом живой и созидательный процесс государственного и культурного строительства. Так же, как и поэт, Вл. Соловьев видел трагичность исторической судьбы России в ее отъединенное™ от Европы и считал, что исторически возникшее отчуждение должно быть преодолено. В подходе к философии истории у Вл. Соловьева доминирующим был европоцентристский подход, согласно которому путь западной цивилизации является магистральным направлением мировой истории. За иными действующими культурными традициями он признавал лишь прежние исторические заслуги.
90-е годы XIX века стали для Вл. Соловьева периодом переоценки многих его прежних идей. Надежды на возможность скорого достижения "всечеловеческого единства" остались в прошлом. В конце жизни, предчувствуя, что его Родину ожидает трагическое будущее, Вл. Соловьев без всякого оптимизма смотрел и на будущее остального мира. В "Воскресных письмах" /1897/ Вл. Соловьев практически повторяет данную им двумя десятилетиями ранее /в "Трех силах"/ отрицательную оценку западного развития.
Вл. Соловьев констатирует, что в современной истории сталкиваются лишь две силы: западная цивилизация и мусульманский мир, причем обе они, по его мнению, переживают не прогресс, а упадок. Но если двадцать лет назад молодой философ верил, что третьей силой, способной вывести человечество из духовного кризиса, суждено стать России, то теперь эта вера осталась уже в прошлом. "Заглядывая в душу нашего общества, не увидишь там ни ясного добра, ни ясного зла..." - так Вл. Соловьев в "Письме о восточном вопросе" /1898/оценивал духовное состояние российского общества. Но, по существу, то же самое он видел и за пределами России. Русский мыслитель чувствовал, что человечество на рубеже веков переживает времена смутные. А в такое время "зверь", сорвавшийся с нравственной привязи, особенно опасен. И философ был глубоко убежден, что это не может быть компенсировано никакими внешними успехами, никаким внешним прогрессом.
ББК 63.3(2Р)
И.И. Кустов РЕФОРМА ИЛИ ЗАГОВОР ? /ПРЕСТУПНЫЕ ДЕЯНИЯ В РУССКОЙ ИСТОРИИ/
Рано л, , поздно л, , а Констант, нополъ должен быть наш.
Ф.М. Достоевский
Непреходящая ценность истории в ее загадках, нераскрытых тайнах и даже в сомнительных фактах, что порождает споры, научные дискуссии и способствует творческой работе мысли.