Научная статья на тему 'Некоторые аспекты исследования кинологического дискурса'

Некоторые аспекты исследования кинологического дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
396
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖВИДОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ДЕЙКСИС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белозёрова Наталья Николаевна, Шапочкин Дмитрий Владимирович

Данная статья посвящена межвидовой коммуникации, а именно некоторым аспектам исследования кинологического дискурса, в структурировании которого прослеживаются различные виды взаимоотношений 'человек и собака'. В подобных взаимоотношениях важную роль играет пространственно-временная составляющая (дейксис), а также интеграция дискурсивных практик межвидовой коммуникации в различные виды деятельности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты исследования кинологического дискурса»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 11 (226). Филология. Искусствоведение. Вып. 53. С. 17-20.

Н. Н. Белозёрова, Д. В. Шапочкин

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КИНОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА1

Данная статья посвящена межвидовой коммуникации, а именно некоторым аспектам исследования кинологического дискурса, в структурировании которого прослеживаются различные виды взаимоотношений ‘человек и собака’. В подобных взаимоотношениях важную роль играет пространственно-временная составляющая (дейксис), а также интеграция дискурсивных практик межвидовой коммуникации в различные виды деятельности человека.

Ключевые слова: межвидовая коммуникация, кинологический дискурс, дейксис.

В настоящее время в теории коммуникации актуальными являются вопросы исследования отдельных видов речевой коммуникации и факторов их реализации в сфере новых типов языкового пространства.

В середине XX века термин ‘коммуникация’ привлёк к себе пристальное внимание сразу нескольких отраслей научного знания. Это было вызвано, прежде всего, бурным развитием кибернетики, математической теории коммуникации и современных систем связи, которые поставили во главу угла рассмотрение проблем передачи и хранения различного рода информации. Научные труды Н. Винера, К. Шеннона, У. Р. Эшби, а также российских учёных А. И. Берга и А. Н. Колмогорова свидетельствуют о пристальном интересе к междисциплинарному феномену реализации коммуникации и огромном количестве её определений в зависимости от того или иного научного подхода2:

1. Универсальный подход, в котором коммуникация рассматривается как «способ связи любых объектов материального и духовного мира»;

2. Технический подход, отражающий понимание коммуникации в качестве «пути сообщения, средства передачи информации и материальных объектов из одной точки пространства в другую»;

3. Биологический подход, ставящий в основу исследования «сигнальные способы связи» у обитателей животного мира (особенно актуален в рамках межвидовой коммуникации);

4. Социальный подход, в рамках которого осуществляется анализ и характеристика «возникающих в человеческом обществе связей и отношений».

Перечисленные научные подходы в целом демонстрируют специфику процесса коммуникации.

Основу же коммуникации образует словесный знак, имеющий семантическое измерение, которое определяется правилами его применения в той или иной языковой ситуации3. Согласно утверждению М. Хайдеггера, «язык

- это исходное измерение, внутри которого человеческое существо вообще впервые только и оказывается в состоянии отозваться на бытие и его зов и через эту отзывчивость принадлежать бытию. Эта исходная отзывчивость, в истинном смысле достигнутая, есть мысль»4. Мысль, реализующаяся через слово, проходит в сознании индивида через ментальную процедуру обобщения, а всякое «обобщение, всякое образование понятия есть самый специфический, самый подлинный, самый несомненный акт мысли <...> Мысль не выражается в слове, но совершается в слове»5. Человек понимает не то, что позволяет ему язык, он вербализует то, что в данной речевой ситуации субъективно актуально для него. В слове заключен акт ког-ниции, оно аккумулирует результат познания и систематизации реалий окружающего мира. Слово-знак конституируется процессом познания, но даже «строгое словоупотребление допускает свободу означения и проникновение индивидуальных смыслов»6. Основная реализация сущностей ментального мира осуществляется в мире материальном через слово, являющееся посредником между миром внутренним и внешним. Как двустороннее единство, слово является узлом, в котором связывается идеальное и материальное. Это движение носит взаимно направленный характер: от мысли к слову и от слова - к мысли; это «перетекание» идеи в материю и материи снова, к идее (понятию, концепту).

Уникальность слова как феномена состоит в его способности являться одновременно единицей всеобщей для данного лингвистическо-

го сообщества и уникальной для конкретной языковой личности. В силу первого фактора оно является единицей общения, а в силу второго - предоставляет индивиду возможность интерпретировать мир. В совокупности же, как они одновременно даны в слове, эти факторы определяют экзистенциональность слова, которая является процессом существования во времени, в данном, действительном мире. Слово аккумулирует данные о мире и его реалиях, в том числе, и через личный опыт отдельного индивида. Конденсируя личностные когни-ции, слово фиксирует факт существования индивида: «cogito ergo sum»7. Вся потенциально заложенная в слове энергия в виде категории интерэкзистенциональности, его назначение и возможности реализуются в дискурсе, речевом акте, предикационной цепи.

Проявление категории интерэкзистенцио-нальности можно проследить на примере специального дискурса. В качестве такового мы представляем кинологический дискурс, поскольку его проявления еще не получили целостного научного осмысления, а также его ядро (полевую структуру), или основную точку роста (фрактальную структуру)8, составляет межвидовая коммуникация, что само по себе является ярким проявлением этой категории. Рассмотрим составляющие ядра, разновидности взаимоотношений ‘человек - собака" В следующей таблице представим виды собак и дискурсивные роли человека в рамках этой коммуникации.

Виды взаимоотношений ‘человек - собака’

Уже из этой таблицы видно, что огромную роль в структурировании типа взаимоотношений играет пространственно-временная составляющая - дейксис, характерный для любого дискурса. При этом пространственный компонент играет ведущую роль. Он может представлять дом, улицу, двор, площадку для выгула, тренировочные площадки, охраняемую территорию, выставочное помещение, цирк, помещение клуба, телестудию, съемочную площадку, ветеринарную клинику, специализированные аптеки, парикмахерскую, место катастрофы, таможню, охотничьи угодья, лабораторию, поезд, самолет. Ряд пространств не предполагает присутствия собаки и непосредственного общения с ней, такие как предприятия по производству питания, лекарств и косметики для собак, специализированные магазины и отделы по продаже этих товаров, офисы РКФ и FCI, муниципальные службы, судебные органы. В ряде случаев коммуникация является трехкомпонентной, что тоже определено пространственной составляющей дейксиса: выставочным помещением, ветеринарной клиникой, парикмахерской, полем и т. д. Дискурсивные практики непосредственно интегрированы в различную деятельность, такую как разведение собак, выращивание щенков, воспитание и тренировка собаки, профилактика болезней собаки, лечение собаки, уход за собакой, проведение выставок, путешествие с собакой, охота, охрана, спасательные работы, поиск преступника и наркотиков,

Виды собак (согласно коммуникации) Варианты взаимоотношений Дискурсивные роли человека

Собака-компаньон Хозяин

Рабочая собака Кинолог/инструктор

Собака-ищейка преступник Хозяин (инструктор/ кинолог)

Собака-спасатель жертва Кинолог

Собака-поводырь Хозяин-слепой человек

Выставочная собака хозяин Эксперт

Выставочная собака Хэндлер

Больная собака хозяин Ветеринар/производитель лекарств

Охотничья собака Охотник

Сторожевая собака Кинолог/хозяин

Пастушья собака овцы и др. скот Пастух

Цирковая собака зрители Дрессировщик (хозяин)

Декоративная собака хозяин Парикмахер, грумер, производитель косметических средств

Клубная собака хозяин Директор клуба, руководитель секции/ тренер/ инструктор

Клубная собака хозяин, руководитель клуба Российская кинологическая федерация (РКФ), международная кинологическая федерация (FCI)

Собака-производитель хозяин-заводчик Клуб/Покупатель собаки

Собака-пассажир хозяин Проводник, стюардесса (железнодорожное ведомство, авиаперевозки)

Голодная собака хозяин/магазины Food Industry/ производитель

Бездомная собака случайный прохожий Организаторы собачьих приютов

Домашняя собака хозяин Случайный прохожий/дети

Любой тип собаки хозяин Муниципальные службы, чиновники

Любой тип собаки хозяин Телеведущий

Любой тип собаки хозяин Актер, съемочная группа

Любой тип собаки хозяин/ случайный прохожий/дети Судебные органы

Подопытная собака Экспериментатор

производство питания, лекарств и косметики для собак, организация питомников, приютов и гостиниц для собак, законодательное регулирование содержания и разведения собак, судебное разбирательство, научные эксперименты, издательская деятельность, создание сетевых ресурсов.

Вся эта деятельность породила огромное количество текстов, представленных каждым функционально-семантическом типом и каждым типом печатной и сетевой продукции.

Так, текстовым результатом коммуникации собака (компаньон) - хозяин стали: (1) художественные тексты: рассказы о собаках (например, «Муму» И. С. Тургенева или «Каштанка» А. П. Чехова, «Собака Баскервилей» А. Конан Дойла, стихи о собаках (например, стихи С. Есенина), романы о собаках (например, романы Дж. Лондона или Дж. К. Джерома). Сюда же можно отнести тексты иной медийной сферы, т. е. кинематографа, например, фильмы «Белый Бим Чёрное Ухо», «Бетховен», «102 долматинца». К этому разряду можно отнести и (2) пословицы, (3) мифы, и (4) сказки о собаках, например, ирландский миф о Кухулине. Другим типом текста являются (5) рассказы и статьи о реальных собаках, эссеистического и мемуарного характера (например, рассказы хозяйки пуделей С. в газете «Университет и регион» и т. п.) Такие тексты, близкие к публицистическому стилю, печатаются в кинологических журналах и газетах, а также заполняют домашние страницы и блоги, посвященные домашним любимцам. Близкими к разговорному стилю являются (6) различные советы и

(7) форумы, посвященные выращиванию и содержанию собак. Для таких текстов характерно использование сленгоидов типа ‘to go potty’. В целом, для этого типа текста характерно определенное антропоморфное представление собаки, что полностью отражено в пословицах, мифах, сказках и в художественных текстах

и, в свою очередь, отражает тип взаимоотношений ‘child substitute’ (замещение ребенка) и ‘‘friend-substitute’ (замещение друга).

Текстовым результатом деятельности заводчика (владельца питомника) могут стать (1) книги-инструкции по истории породы, по особенностям разведения и содержания отдельной породы (например, книги Г. И. Фоменко. Е. Э. Адамовской об американском кокер-спаниеле). Такие книги обычно нацелены на новых владельцев и представляют собою интертекстуально-насыщенный гибридный тип текста, то есть содержат описание породы, заимствованное из стандарта, историю породы, ветеринарные рекомендации, инструкции, советы различного рода, от выбора щенка до подготовки собаки к выставке, а также мемуарные вставки. Обязательным элементом таких книг является подбор качественных фотографий собак, которые демонстрируют превосходство данной породы над другими. Для таких книг характерно наличие имплицитной и эксплицитной рекламы породы и питомника. В сети это содержание может заполнять целый

(2) сайт, компоненты этого содержания можно вызвать при помощи гипертекстовой ссылки. Другим текстовым продуктом заводчика или владельца питомника является (3) объявление

о продаже щенков и (4) реклама питомника. Эти тексты размещаются как в печатных, электронных, так и в сетевых средствах массовой коммуникации. Кроме того, заводчик или владелец питомника заполняет различные налоговые декларации, документы для лицензии, метрики на щенка, подписывает договоры с покупателем, то есть участвует в производстве (5) текста документа.

Текстовым результатом коммуникации между рабочей собакой и кинологом или инструктором являются не только (1) инструкции (тексты-регулятивы), но и утвержденный

(2) набор команд (текст - глоссарий), а также

(3) программы по подготовке (натаскиванию, дрессировке) рабочей собаки (текст-документ). Результатом такой коммуникации могут стать и (4) книги, например книги Л. П. Сабанеева по охотничьим породам собак, где дается описание и история пород и целые программы по натаскиванию собак.

Кроме того, этот вид коммуникации получает и художественное осмысление в (5) повестях, однако чаще всего в виде (6) художественного фильма («Ко мне, Мухтар», «Четыре танкиста и собака», «Лесли», «Комиссар Рекс»). Здесь уже происходит опосредованный (виртуальный) тип коммуникации ‘создатели фильма - герой (хозяин-инструктор) - герой (собака) - зритель (чаще всего, дети)" На самой съемочной площадке главенствующей становится межвидовая коммуникация ‘режиссер

- инструктор - собака - актер\ где собаке через тактильный и вербальный контакт с человеком искусственно навязывается мотив поведения. Этот контакт текстуально зафиксирован не только в глоссарии команд, но и списках (6) вокабуляра собак, то есть в списке слов, которые собака понимает или должна понимать в результате контакта с человеком (до 200 слов).

Таким образом, общение человека с собакой выстраивается в зависимости от конкретного вида ситуативных взаимоотношений. В структурировании каких-либо разновидностей взаимоотношений ‘человек - собака’9 важную роль играет пространственно-временная составляющая - а именно дейксис. А также для дискурсивных практик межвидовой коммуникации характерна интеграция в различные

виды деятельности человека, то есть человек использует собаку, как правило, в определённых целях, например: разведение собак на продажу, проведение выставок, путешествие с собакой, охота, охрана, спасательные работы и т. д. Соответственно, данные виды деятельности являются средством порождения художественных текстов, пословиц, мифов, сказок, рассказов и статей о реальных собаках, различных полезных советов, специализированных форумов и т. д., которые предстают, в свою очередь, полноценным материалом исследования для учёных-лингвистов, занимающихся проблемами межвидовой коммуникации.

Примечания

1 Материалы статьи представлены при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы (ГК 02.740.11.0594).

2 Василик, М. А. Основы теории коммуникации. М. : Гардарики, 2006. С. 11.

3 Вардзелашвили, Ж. Экзистенциональная природа словесного знака // Русский язык в Европе : методика, опыт преподавания, перспективы : междунар. конф. МАПРЯЛ «Преподавание русского языка в новых европейских условиях XXI века» (Верона (Италия)) : сборник. Верона : Изд. Верон. ун-та, 2005. С. 96-99.

4 Хайдеггер, М. Время и бытие. Статьи и выступления. М. : Республика, 1993. С. 140.

5 Выготский, Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М. : Лабиринт, 1999. С. 281-289.

6 Старовойтенко, Е. Б. Современная психология. М., 2001. С. 523.

7 Вардзелашвили, Ж. Экзистенциональная природа словесного знака.

8 И полевую структуру, и фрактальную структуру можно использовать как модель для объяснения составляющих и процессов кинологического дискурса. Выбор зависит от наглядности каждой из моделей.

9 Виды взаимоотношений «человек - собака» рассматривались нами в таблице.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.