Научная статья на тему 'Некоторые аспекты исследования гендерной экономики'

Некоторые аспекты исследования гендерной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты исследования гендерной экономики»

усиление инфраструктурной составляющей в инвестиционном проектировании будет стимулировать приток иностранных инвестиций, более высокая же доля участия иностранных инвесторов в инфраструктурных проектах стратегически выгодна и региону, и стране. В отличие от вложений в базовые отрасли такие инвестиции меньше ущемляют интересы отечественных инвесторов, так как в отношении них легче выстроить схемы защиты экономической безопасности региона и страны.

Показателем уровня значимости в данной группе факторов является вес рейтинга. По иностранным инвестициям он весьма низок и составляет лишь 10, что свидетельствует о нестабильности ситуации в Республике по части иностранных инвестиций и малом их влиянии на экономику в целом.

Литература

1. Петросянц В.З. Инвестиционный климат социально-экономического развития Дагестана // Региональные аспекты социальной политики. Вып.1. Махачкала, 1999. С.56-59.

Исаева З.А., Мирзабалаева Ф.И.

Некоторые аспекты исследования гендерной экономики

Становление рынка труда, изменение трудовых отношений, обусловленные проводимыми в настоящий момент в России социально-экономическими реформами, оказывают влияние на трудовое поведение всех групп населения. Но реакция отдельных социально-демографических групп на эти процессы различна. Рынок труда женской рабочей силы традиционно имел отличия от рынка труда мужской рабочей силы. Эти отличия, во многом, определялись репродуктивными функциями женщин, различиями в семейных обязанностях мужчин и женщин, что приводило к гендерным особенностям в трудовом поведении. С началом экономических реформ по ряду показателей напряженность на рынке труда женской рабочей силы стала возрастать, женщины составили большую долю зарегистрированных безработных, ухудшились условия найма женщин, имеющих семейные обязанности. Все это привело к необходимости разработки специальных мер, региональных и федеральных программ, направленных на регулирование женской занятости. Проблема женской занятости, ее особенности имеют также важное значение для выработки ориентиров и приоритетов в социальной политике в целом. Занятость женщин выступает

одним из определяющих факторов при проведении демографической, семейной политики, политики, направленной на охрану материнства и детства.

Гендерная экономика - одно из наиболее молодых направлений экономической науки, в котором основной упор делается на анализ различий в экономическом положении мужчин и женщине, изучение причин их возникновения. Гендерная статистика - это статистические данные о женщинах и мужчинах, отражающие их положение во всех сферах общества. Она является одним из важнейших инструментов, позволяющих учитывать особенности женщин и мужчин как специфических социально-демографических групп при разработке оптимальной социально-демографической политики, реализации принципа равных прав и возможностей женщин и мужчин.

Расширение тендерных исследований - основная задача группы по человеческому развитию Программы развития ООН (ПРООН). Данная программа направлена на подготовку специалистов отдельных стран в области гендерного анализа. Госкомстат России активно сотрудничает по этим вопросам с ПРООН.

Для России в настоящий момент также характерно вступление на политическую арену организаций, выступающих в защиту прав женщин во всех сферах, в том числе и в экономике. Возникновение таких организаций отражает рост женского самосознания, возрастающее внимание в обществе к положению женщин.

Весь этот комплекс причин обуславливает актуальность исследования проблем женской занятости. В тоже время переходная экономика характеризуется высокой динамичностью и альтернативностью развивающихся процессов, что создает необходимость постоянного анализа новых тенденций на рынке труда, и на рынке труда женской рабочей силы в частности, для разработки адекватной государственной политики.

Исследование рынка труда женской рабочей силы представляет интерес не только с содержательной, но и с методологической точки зрения. Несмотря на то, что в отечественной науке исследования занятости женщин имеют давние и хорошие традиции, отсутствие до недавнего времени рыночных механизмов координации в сфере труда не позволяло широко применять в исследованиях методы экономического анализа, разработанные в мировой экономической науке.

Тенденция ослабления позиций женщин на российском рынке труда, где они еще недавно составляли более половины занятого населения, наметилась в середине 90-х годов. Если раньше в подавляющем большинстве они трудились в режиме полного рабочего времени, обладали более высоким по сравнению с мужчинами уровнем образования, пользовались рядом законодательно закрепленных льгот и не подвергались сколько-нибудь явной дискриминации, то с началом экономических преобразований их положение изменилось.

Главным достижением женщин следует считать накопленный образовательный потенциал. По некоторым оценкам, в развитых государствах женщины достигли "критической массы" в уровне образования, что, очевидно, поможет им быть востребованными в обществах, основанных на информационных технологиях.

Но тем не менее в большинстве развитых государств женщины получают в среднем не более 3/4 заработной платы мужчин (например, в США в 1998 г. - 76%). Даже в Швеции - стране с одним из самых высоких в мире показателем степени участия женщин в экономической и политической жизни - они заняты в основном в государственном секторе с более низким уровнем оплаты труда. Естественно, положение женщин сильно различается по странам: с одной стороны, есть такие страны, как Швеция, где доля женщин в парламенте достигает 42,7%, а также Дания, Норвегия, Нидерланды (36-37%), Финляндия (33,5%) и Германия (30,9%), с другой - существуют страны, где женщин казнят за отказ выйти замуж по решению семьи.

В целом в мире доля женщин в законодательных органах власти составила в середине 90-х годов лишь 11,7% (в 1988 г. был отмечен рекордный уровень - 14,8%). Этот показатель свидетельствует о том, что женщины по-прежнему рассматриваются, скорее, как группа со специфическими интересами, чем как половина человечества.

Специалистам известно, что в первые годы после выхода закона о занятости населения и начала официальной регистрации безработных (1991 г.) в прессе и научных изданиях много писали о "безработице с женским лицом".

Серьезные различия гендерной структуры общей и зарегистрированной безработицы обусловлены тем, что на помощь службы занятости в большей мере полагается менее активная и конкурентоспособная часть ищущих работу, к которой традиционно принадлежат женщины. В 1998 г. из числа безработных (по методологии МОТ) в государственную и коммерческие службы занятости обратились 45 процентов женщин и 35 процентов мужчин, а непосредственно к работодателям - соответственно 26,9 и 31,7 процента. Часть мужчин, главным образом кормильцы семьи, до сих пор считает, что обращение в службу занятости недостойно, свидетельствует об их неспособности самостоятельно решать свои проблемы.

Женщины в составе безработных в России в наиболее сложный период российской истории (1992-1998 гг.) составляли в среднем 46,7% (табл. 1.)

_Таблица 1. Женщины в составе безработных в России в 1992-1998 годах, в %

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998

В составе безработных (по методологии МОТ) 49,5 48,2 46,2 45,8 45,1 45,8 46,1

В составе лиц, признанных без- 72,7 67,9 64,2 62,5 62,9 63,9 64,6

работными (на конец года) _______

Данные Госкомстата России

Еще более неблагополучное положение характерно для Республики Дагестан, в которой из почти 54 тыс. безработных 36 тыс. (66,8%) составляют женщины (табл. 2). Эти данные лишь частично отражают явление вынужденной незанятости. По данным обследований населения по проблемам занятости в государственные службы занятости обращается только каждый четвертый ищущий работу. Остальные решают проблему самостоятельно. Непопулярность служб занятости объясняется и отсутствием привлекательных вакансий, поэтому необходимо ориентировать на самозанятость, создание рабочих мест в сфере обслуживания.

Таблица 2. Динамика численности безработных женщин и безработной молодежи, зарегистрированных в органах _службы занятости Республики Дагестан в 1991-1998 гг._

на на на на на на на на

1.01. 1.01. 1.01. 1.01. 1.01. 1.01. 1.01. 1.01.

92г. 93г. 94г. 95г. 96г. 97г. 98г. 99г.

Численность безработ- 3,0 20,3 33,9 43,8 53,4 67,1 54,6 41,1

ных, тыс. чел. в т.ч.

женщины, тыс. чел. 1,7 12,5 21.2 27,5 32,9 41,8 33,8 26,4

в % к безработным 56,7 61,6 62,5 62,8 61,5 62,3 61,9 64,2

молодежь от 16 до 29 1,6 12,5 21,1 26,6 31,5 38,1 30,5 22,2

лет, тыс. чел.

в % к безработным 53,3 61.6 62,2 60,8 58,9 56,8 55,9 54,0

Данные Госкомстата РД

Одной из сфер, поддерживающих женскую занятость, может стать сфера социального обслуживания населения. По состоянию на начало 1999 г. в РФ действовали более 2,1 тыс. учреждений социального обслуживания семьи и детей, что позволило создать около 50 тыс. дополнительных рабочих мест в основном для женщин (14,9 тыс. человек на начало 1995 г. -62,7 тыс. на начало 1999г.). Определенные надежды работниц связаны и с возрождением отечественной легкой, текстильной

и пищевой промышленности. Отдельные высокотехнологичные отрасли оборонной промышленности также способны предоставить женщинам дополнительные вакансии. Сектор платных услуг, который в настоящее время выполняет не более 25% дореформенного объема работ, при реализации адекватных мер по стимулированию его развития может поглотить значительное количество свободной женской рабочей силы. Большие надежды возлагаются и на развитие женского малого бизнеса и расширение сети некоммерческих организаций по производству социальных услуг. Существенную роль могут сыграть женские неправительственные организации, в которых уже сейчас занято примерно 5-7 тыс. женщин.

В итоге при отсутствии эффективной государственной политики формируются механизмы саморегуляции, направленные на выживание семей, включая занятость в неформальном, в том числе и теневом секторе. Само по себе наличие неформальной занятости лишь подтверждает потребность и право граждан на труд. Однако негативные издержки подобного рода саморегуляции рынка труда для государства и цена, которую платят за нее женщины, вынужденно оказавшиеся в сфере полукриминальной неформальной экономики, непомерно высоки. Мы разделяем позицию Т. Шанина, который отмечает:

Начиная с середины 90-х годов специалисты отмечают устойчивую тенденцию перетока рабочей силы, высвобожденной из официального сектора занятости, в сферу неформальной экономики. Особенно это наблюдается среди женщин, которых жесткая конкуренция за рабочие места буквально "выдавила" из офисов и производства на улицу: в ларьки, на рынки, в подземные переходы, на панель.

Наиболее типичными формами неформальной деятельности являются уличная и рыночная торговля, услуги населению по строительству, ремонту, пошиву, частный извоз, репетиторство и частные уроки, а также уборка квартир и офисов, приготовление пищи, присмотр за детьми, больными и престарелыми и др. При этом на таких работах, как ремонт квартир и автомобилей или частный извоз, то есть высокооплачиваемых, преобладают мужчины. Репетиторство, частные уроки, переводы, пошив одежды и т.п. могут быть отнесены к категории среднеоплачиваемой неформальной деятельности, где расценки за услуги зависят от уровня квалификации, спроса на тот или иной вид услуг и цен на них в данном регионе. В этой группе самозанятых неформалов большинство составляют женщины. Если же речь идет о работе за гроши по найму на хозяина, то здесь практически всегда используется женский труд.

Таким образом, сверхэксплуатация женского труда на рынке сочетается со сверхнизкой его оплатой. Это полностью отвечает "неписаным правилам" неформального рынка труда, где у хозяев нет никаких обязательств по отношению к нанимаемым работникам.

Одно из основных направлений совершенствования политики в отношении женщин - обеспечение условий для гармоничного сочетания профессиональных и семейных обязанностей через развитие социальной инфраструктуры. В силу сложив-

шихся в обществе стереотипов бремя семейных обязанностей сегодня ложится в основном на женщин, что отрицательно сказывается на выполнении ими профессиональных функций, снижает их конкурентоспособность на рынке труда. Возрастают социальное сиротство и преступность, детские травматизм и смертность и пр. Поэтому необходимо сохранение уже имеющихся объектов социальной инфраструктуры - детских учреждений, магазинов, бытовых служб. Развитие социальной инфраструктуры позволяет создавать дополнительные рабочие места, в том числе для женщин.

Незащищенность социально-экономического положения женщин обусловлена также несовершенством правовой системы регулирования трудовых отношений, причем проблемы связаны не столько с отсутствием законодательных норм, сколько с несоблюдением трудового и социального законодательства. Судебная система слаба, возможности государственной трудовой инспекции ограничены, пространство действий профсоюзов постоянно сужается, поэтому женщины бессильны перед произволом работодателя.

При подготовке трудового кодекса необходимо обратить внимание и на внешне нейтральные в гендерном аспекте правовые нормы. В частности, положение о часовой минимальной оплате труда без фиксации минимально возможной продолжительности рабочего времени может негативно сказаться на работницах "женских" отраслей, где наблюдается вынужденная неполная занятость. Больнее всего по женщинам ударит положение, согласно которому работодателю разрешается в одностороннем порядке расторгать трудовой договор в связи с существенными изменениями в условиях труда (женщины, как известно, всегда являются первыми кандидатами на увольнение). Поэтому гендерная экспертиза подобных проектов должна быть обязательной.

Не последнюю роль с точки зрения улучшения социально-экономического положения женщин должна сыграть и налоговая политика. Вместо распределения бюджетных пособий по бедности эффективнее поддерживать работающих граждан, имеющих детей и иждивенцев на основе принципа посемейного обложения. Не говоря о более справедливом распределении доходов с учетом величины семьи, это могло бы способствовать более толерантному отношению населения к уплате налогов государству. Новая модель посемейного налогообложения, учитывающая доходы, размер и состав семьи, предоставит налогоплательщику возможность выбрать наиболее удобную форму уплаты налогов. В этой системе объединяются все члены семьи с их доходами (или их отсутствием), как трудоспособные, так и нетрудоспособные. При этом разрабатываются и апробируются различные виды шкал: по конкретному валовому доходу при данном составе семей или по нарастающему душевому доходу на члена семьи - варианты может подсказать зарубежная практика. Реализация данного предложения очень важна, в том числе и для женщин, занятых исключительно домашним трудом, роль которого в создании национального и

семейного дохода не признается как альтернатива профессиональной занятости. Посемейное налогообложение вознаградит его в виде экономии на уплачиваемых семьей налогах.

Женские неправительственные организации совместно со службой занятости населения и администрациями регионов оказывают помощь женщинам, занимающимся малым, средним и семейным бизнесом. Разрабатываются специальные программы обучения женщин основам предпринимательской деятельности, организуются межрегиональные ярмарки.

Можно, на наш взгляд, сделать ряд выводов.

Первый. Между мужской и женской безработицей в России имеются качественные различия: большинство безработных мужчин достаточно быстро находят новую работу, в то время как основная масса женщин, вытесненных из общественного производства, теряют ее практически навсегда [1]. К такому же выводу пришли другие авторы, изучавшие инвестиции в человеческий капитал: "Причиной высокой безработицы женщин является значительный их отток в категорию экономически неактивного населения, а относительно высокий уровень безработицы среди мужчин обусловлен высокой вероятностью их перехода из категории занятых в категорию безработных" [2].

Второй вывод касается дискриминационного характера государственной политики занятости по отношению к женщинам: государством не только не принимаются никакие меры по выравниванию прав и возможностей женщин на рынке труда, а, напротив, маскируются и замалчиваются проблемы женской занятости и безработицы. Аналогичные выводы были сделаны и Международной комиссией по наблюдению за правами человека (Human Rights Watch), изучавшей положение женщин в российской сфере труда. По мнению международных наблюдателей, "органы власти не просто далеки от того, чтобы бороться с дискриминацией по полу, они сами активно участвуют в дискриминационных действиях и не обеспечивают исполнение законов, запрещающих такую дискриминацию.

Третий вывод свидетельствует о нереальности для большинства безработных россиянок стать "счастливыми домашними хозяйками", хотя именно такое решение женского вопроса наиболее упорно пропагандируется СМИ, открыто предлагается частью политиков-мужчин, а в неявном виде поддерживается и государством, пытающимся тем самым разрешить проблемы безработицы и двойной занятости женщин. Однако в условиях глубокого экономического кризиса и падения жизненного уровня большинства населения российские семьи не могут выжить без заработка женщины [3].

Социальная политика в сфере занятости предусматривает применение специальных мер по повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда:

- предоставление налоговых, кредитных и иных льгот предприятиям государственного и негосударственного секторов экономики, а также частным лицам и их объединениям, обеспечивающим организацию труда лиц с ограниченной трудоспособностью, женщин, имеющих малолетних детей, многодетных родителей и др. (в том числе и на дому);

- привлечение дополнительных источников финансирования, создание необходимых условий для благотворительности, общественной взаимопомощи;

- развитие форм субсидированной занятости, особенно для отдельных категорий населения - подростков из неполных, многодетных семей или из семей, в которых один из родителей - безработный;

- вовлечение женщин в предпринимательскую деятельность, обеспечение их необходимой информацией, консультационными услугами и специальной подготовкой;

- оказание помощи желающим начать собственное дело в получении дополнительных знаний и профессиональной подготовки, включая оплату за обучение тех, кого можно отнести к категории нуждающихся (инвалиды, многодетные семьи, безработные, граждане, имеющие малолетних детей и детей-инвалидов, и пр.);

- предоставление различного рода кредитов, в том числе для аренды оборудования (с правом последующего выкупа), необходимого для организации индивидуальной трудовой деятельности, семейного предприятия;

- обеспечение условий для повышения квалификации или переобучения работниц, имеющих перерывы в трудовой деятельности, в том числе при возвращении из отпуска по беременности и родам и уходу за ребенком, для их скорейшей профессиональной реадаптации;

- учет потребностей женщин при проведении структурной перестройки экономики, финансовая поддержка развития социальной сферы и сферы услуг как мест приложения преимущественно женского труда.

Литература

1. Материалы первой российской летней школы по женским гендерным исследованиям "Валдай-96". М.: МЦГИ, 1996, с. 60-64.

2. Нестерова Д., Сабирьянова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России. Научный доклад РПЭИ № 99/04. М., 1998.

3. Римашевская Н., Ванной Д., Малышева М. и др. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году. М.: Academia, 1999. 272 с.

4. Хаджалова Х.М. Проблемы социальной политики региона в условиях реформирования экономики // Региональные аспекты социальной политики. Вып.1. Махачкала, 1999. С.71-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.